Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 10:57, курсовая работа
В данной курсовой работе были освещены идеи физического воспитания в советский период. Целью работы является раскрыть развитие идей физического воспитания в советской педагогике. Отражена связь физического воспитания и всестороннего развития личности. Показана роль школы и внешкольных учебных организаций в физическом развитии личности. Цель: Проследить развитие идеи физического воспитания в советский период. Задачи: 1) Раскрыть роль физического воспитания в формировании личности ребенка во взглядах советских педагогов; 2) Охарактеризовать средства и методы физического воспитания в советский период; 3) Выявить актуальные идеи в советский период по физическому воспитанию детей, применимые в практике современного воспитания;
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Роль физического воспитания в формировании личности ребенка 6
Физическое развитие как основа формирования всесторонне
развитой личности 6
1.2 Противники идеи значимости физического воспитание 15
2 Пути осуществления физического воспитания в советский период 18
2.1 Физические занятия в школе 18
2.2 Внешкольная физическая спортивная работа 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41
Следующий вопрос - о гигиене труда и его влиянии на здоровье трудящихся. Всякий физический труд развивает человека. Всякое обучение приемам труда является выработкой и тренировкой мускульных реакций. Однако, придавая большое значение труду как средству физического развития, Луначарский отмечал, что труд не может дать этому развитию нужной всесторонности. Сделать тело человека гибким, здоровым, красивым поможет гигиена, включающая целый ряд особых упражнений. Но, в свою очередь, смешно говорить о гимнастике, если не знать, по отношению к какому труду эта гимнастика должна играть коррегирующую роль.
Спорт не имеет смысла, если не ставить вопрос о том, с каким организмом мы имеем дело, какую степень утомления и каких именно органов вызывает та или иная профессия, ибо и спорт в известной степени должен быть коррегирующим, и, во всяком случае, надо избегать тех его видов, которые аккумулировали бы утомление, которое и без того дает труд» [11, с 97].
В прямой связи с физической культурой рассматривает Луначарский и вопросы питания. Он акцентирует три стороны этого вопроса: установление правильного с точки зрения здоровья людей рациона питания; вкусовые качества пищи, влияющие на эффективность ее усвоения; организация общественного питания как фактор оздоровления быта. Особенно подчеркивал Луначарский важность здорового питания подростков и ребят. «Здесь этот вопрос становится доминирующим: неправильно питающийся ребенок неправильно учится, неправильно развивается» [11, с 97].
Серьезную озабоченность Луначарского вызывало то, что в школах уделяется недостаточно внимания здоровью детей. Мы обязаны следить за тем, чтобы дети были здоровы, сильны, грациозны, чтобы им было дано солнце и воздух в достаточной мере, чтобы они великолепно развивались, а мы с трудом выкраиваем 2 часа в неделю для гимнастики и приглашаем старого фельдфебеля, который учит наших детей строю. Гимнастика должна носить гигиенический характер и всесторонне развивать организм [12, с.30–31].
Во времена Луначарского наше государство было крайне бедно и не могло удовлетворить даже эти минимальные требования. Но и сейчас состояние оздоровительной работы все еще нельзя считать удовлетворительным. Совершенно необходимо и реально возможно организовать ежедневные занятия физической культурой на уроках, проводимых на открытом воздухе, во внеучебное время, в спортивных секциях, оснастить спортивные залы и площадки в каждой школе и профтехучилище, больше внимания уделять вопросам гигиены и распространения медицинских знаний.
Практическое состояние спортивной работы вызывает еще много нареканий. Охват физической культурой широких масс населения явно недостаточен. Содержание спортивной работы не всегда строится на прочном медицинском обосновании, как того требовал Луначарский. Вызывают, например, тревогу чрезмерные физические перегрузки малолетних спортсменов. На невысоком уровне находится этическая сторона тренерской работы, и подготовленность тренеров в этом отношении оставляет желать лучшего. Тренеры больше озабочены подготовкой рекордсменов, чем исправлением недостатков физического развития. Не решены проблемы психологической адаптации спортсменов, покидающих большой спорт, и ряд других. Представляется, что мысли Луначарского о медицинском и нравственном значении спорта помогли бы решению этих проблем.
Из западного
спорта Луначарский советовал использо
Луначарский называет такие качества, выработку которых с помощью спорта нам следует у себя культивировать, как решительность, твердость воли, бесстрашие, рассчитанность каждого движения, меткость, быстрота, умение ориентироваться и взаимодействовать с партнерами, настойчивость, находчивость и др.
Луначарский стремился комплексно решать вопросы здоровья подрастающего поколения, включая сюда и труд, и спорт, и гигиенические условия учебы, труда и быта, и медицинское обслуживание. Он считал даже необходимым «…создать своего рода энциклопедию, которая в доступной форме рисовала бы перед нами нормальную физическую жизнь в городе и деревне, т. е. то, к чему мы, социалисты, должны стремиться, как к норме физического быта, диктуемой потребностями человеческого организма, человеческого общежития и известными уже нам научными данными» [11. с. 99].
Но, замечает Луначарский, дело не только в том, чтобы написать такую энциклопедию; главное - реализовать в жизни ее рекомендации. Эти слова нисколько не потеряли своей актуальности. Сейчас, вероятно, нельзя говорить о недостатке литературы по вопросам здравоохранения, но сама проблема укрепления здоровья населения полностью сохраняет свою остроту. Это связано и с нервными перегрузками, и с необходимостью повышения работоспособности людей во всех областях деятельности. «Физическое воспитание ставит своей целью закаливание организма, закрепление его психоэмоциональной устойчивости к внешним раздражителям, выявление и подключение дополнительных резервов организма, особенно в связи с усиливающимся динамизмом общественной жизни, сложностью производственных задач» [15, с.29].
Актуальность задач физического воспитания подчеркивалась и Программой КПСС: «Надо поставить дело так, чтобы каждый человек смолоду заботился о своем физическом совершенствовании, обладал знаниями в области гигиены и медицинской помощи, вел здоровый образ жизни» [15, с. 153].
Физическое воспитание тесно связано и с военной подготовкой молодежи к службе в Советской Армии и защите Родины. «Мы проклинаем войну, - говорил Луначарский, - ненавидим пушки, не желаем иметь армию, но пока нам грозят - мы должны быть готовыми к отпору. Поэтому военный элемент в нашей гимнастике должен быть признан и должен вводиться в соответствующих формах для довольно ранних возрастов» [12, с. 33].
Всю свою жизнь и деятельность Анатолий Васильевич Луначарский посвятил воспитанию молодого поколения - будущих строителей коммунизма. Одним из основных средств для достижения данной цели являлась физическая культура, в процессе занятий которой у человека укреплялось здоровье, развивалось выносливость, стойкость, мужество и др.
Воспитание эстетики поведения, по мнению Макаренко, тесно связано и с физическим воспитанием. Но физическое воспитание не следует понимать лишь как закалку, тренировку, как спартанское воспитание. «У спартанцев, - говорил А.С. Макаренко, - воспитание закаленных людей не сопровождалось таким сознательным оформлением, как у нас, такой философией жизни». Наше физическое воспитание «должно направляться интересами коллектива, сопровождаться воспитанием сознательности».
А.С. Макаренко не был специалистом по физкультуре, но, зная военный строй и военную гимнастику, занимался физическим воспитанием колонистов. Педагог отмечал положительное влияние на колонистов правильной военной выправки, занятий по физической культуре. Внешний облик колонистов: стройность, умение спокойно и свободно держать себя, уверенная пружинистая походка с поднятой головой, руки не в карманах, – все это было первыми результатами правильной военной выправки и занятий по физической культуре [17, с. 43].
Анализ воспитательной работы в колонии в коммуне подтверждает, что А.С. Макаренко применял разносторонние педагогические приемы, чтобы укрепить здоровье воспитанников, воспитать у них выносливость и другие необходимые и важные качества. Средствами физического воспитания в педагогической практике А.С. Макаренко были: различные игры, военные занятия, катанье на лыжах, коньках, экскурсии, походы, лагеря, купанье, плавание и т.д.
По мнению А.С. Макаренко всестороннее физическое развитие детей требует наличия в каждой школе необходимой материальной базы (площадок, набора физкультурных снарядов и т.д.) и правильного научно-педагогического ее использования. В школе, как и в любом воспитательном детском учреждении, устанавливается обязательный для всех минимум по физическому воспитанию. Так было и в колонии имени Горького и в коммуне имени Дзержинского. Но разные по своим наклонностям дети увлекаются и разными видами физических упражнений и спорта. Для этого необходимо создать столько возможностей, сколько может быть проявлено наклонностей. Факты, взятые из жизни колонии Горького и коммуны Дзержинского подтверждают, что в этих учреждениях развивались потребности и наклонности воспитанников как в области трудовой деятельности, так и в области физического воспитания; наряду с этим проводилась большая педагогическая целесообразная работа по обеспечению этого развития. Поэтому здесь не было застоя. Обилие игр, физкультурных, спортивных и других занятий обеспечивало педагогическую заботу о всех и вместе с тем разрешало задачу индивидуального подхода к каждому [16, с.199].
Физическое воспитание и развитие в конечном результате должны способствовать закалке организма. И это составляло предмет особых забот Макаренко. Его воспитанники были крепкими, стройными и собранными, были мускулисты и здоровы и не знали, что такое болезнь.
1.2 Противники идеи значимости физического воспитания
Среди педагогов советского времени были и те, кто считал физическое воспитание менее важным по сравнению с другими направлениями развития личности.
Один из величайших
педагогов Василий
Для успешного осуществления трудовой деятельности требуется участие всей личности индивидуума: его психических процессов, состояний и свойств. С помощью психических процессов, например, человек ориентируется в условиях труда, формирует цель, контролирует ход деятельности. Высокие требования к человеку предъявляют социальные условия труда. В различных детских трудовых объединениях труд носит коллективный характер и его осуществление связано с включением школьника в широкую и сложную систему производственных, нравственных и других отношений [18, с.23-30].
Включение учащегося в коллективный труд способствует усвоению им названных отношений, превращению их из внешних во внутренние. Это происходит под влиянием господствующих норм поведения, общественного мнения, организации взаимопомощи и взаимной требовательности и действия таких социально-психологических феноменов, как внутригрупповая внушаемость, соревновательность [19, с.78-81].
Говоря о физическом воспитании, стоит отметить, что Сухомлинский рассматривал его, прежде всего, как средство дополняющее трудовую деятельность. В основном это были занятия гимнастикой, и гигенические процедуры.
Ещё одним сторонником трудового воспитания, как средства формирования всесторонне развитого человека являлся Станислав Шацкий. Но наряду с трудовым воспитанием, он также уделял внимание нравственному и эстетическому развитию ребенка [22, с.34-42].
Созданные им образцы педагогической работы активно усваивались и становились достоянием трудовой школы. Заслуга Шацкого в том, что он одним из первых сделал предметом исследования влияние микросредовых условий на социализацию ребенка. Ему принадлежит первенство в разработке таких вопросов, как самоуправление школьников, лидерство в детском сообществе и, конечно, главное - функционирование школы как комплекса учреждений, реализующих преемственность и целостность в воспитании [22, с.34-42].
Шацкий сформулировал принцип самоценности детства, сосредоточил свое внимание на необходимости исходить из детского мироощущения в организации воспитательно-образовательного процесса. Весь учебный процесс, по мнению Шацкого, должен строиться только в соответствии с закономерностями развития ребенка и в тесной взаимосвязи с окружающей средой [22, с.34-42].
Выдвинутый С. Т. Шацким принцип определения содержания воспитания по видам деятельности детей получил свое применение сегодня в работе массовых детских садов. Программа воспитания детей в старшей группе современного детского сада составлена по разделам: воспитание навыков культурного поведения и соблюдения правил гигиены, расширение ориентировки в окружающем и развитие речи, труд, игры, рисование, лепка, аппликация, конструирование. Особое значение С. Т. Шацкий придавал игре как важному средству воспитания детей. «Игра,- писал Шацкий,- это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства». В настоящее время проблема игры в работе дошкольных учреждений, и не только в них, является предметом обстоятельного внимания педагогов и объектом научной разработки. Работа с детьми по видам деятельности переносилась Шацким и его коллегами и на детей школьного возраста [8, с.46].
Шацкий в контексте физического воспитания подразумевал элементарные навыки гигиены, то качестве примера можно привести утреннюю зарядку для дошкольного и младшего школьного возрастов, для старшей школы предполагались занятия общей физической культурой, как в школе, так и во внешкольных спортивных организациях.
2. ПУТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД
2.1Физическое воспитание в школе
Говоря о физическом воспитании в советском союзе, нельзя не отметить то, что кардинальным изменениям подверглись и школьные программы. В них был обязательно введен предмет «физическая культура», также были разработаны новые комплексы упражнений, более четкое внимание уделялось здоровью детей и т.д.
Информация о работе Роль физического воспитания в формировании личности ребенка