Роль физического воспитания в формировании личности ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 10:57, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе были освещены идеи физического воспитания в советский период. Целью работы является раскрыть развитие идей физического воспитания в советской педагогике. Отражена связь физического воспитания и всестороннего развития личности. Показана роль школы и внешкольных учебных организаций в физическом развитии личности. Цель: Проследить развитие идеи физического воспитания в советский период. Задачи: 1) Раскрыть роль физического воспитания в формировании личности ребенка во взглядах советских педагогов; 2) Охарактеризовать средства и методы физического воспитания в советский период; 3) Выявить актуальные идеи в советский период по физическому воспитанию детей, применимые в практике современного воспитания;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1 Роль физического воспитания в формировании личности ребенка 6
Физическое развитие как основа формирования всесторонне
развитой личности 6
1.2 Противники идеи значимости физического воспитание 15
2 Пути осуществления физического воспитания в советский период 18
2.1 Физические занятия в школе 18
2.2 Внешкольная физическая спортивная работа 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41

Файлы: 1 файл

курсач!!!!!!!!!!!!!!.doc

— 189.50 Кб (Скачать файл)

Главной задачей  начальной военной подготовки школьников 5-7-х классов было освоение программы  «Обучение одиночного бойца». Программа состояла из строевой, огневой, тактической и противохимической защиты - всего 99 ч в учебном году. Физическая подготовка в программе составляла около 40 % ее объема и заключала военную гимнастику, спортивные игры, кроссовую подготовку, бег, различные виды прыжков, метание гранаты, элементы и приемы борьбы, бокса, рукопашного боя, лыжную подготовку, преодоление препятствий, плавание [20, с.155-187].

Основной задачей  допризывной подготовки школьников 8 - 10-х классов средней школы было совершенствование одиночной подготовки и обучение бойца, способного действовать в составе отделения и взвода. Девушки старших классов овладевали специальностями санитарных дружинниц, радисток, телефонисток, связисток, телеграфисток. Они обучались также и практическим навыкам в военно-строевой подготовке, стрельбе из малокалиберной винтовки и т. п. Для всех школ обязательной была гимнастика до учебных занятий продолжительностью 10-15 мин. [20, с.155-187]

Для проведения занятий по военно-физической, начальной  и Допризывной военной подготовке физкультурные организации и органы Всевобуча должны были бесплатно предоставлять учебным заведениям стадионы, площадки, гимнастические залы, стрелковые тиры, катки, водные станции, лыжные базы и другие спортивные сооружения.

Слияние в годы войны процесса физического воспитания и военной подготовки школьников утратило свою жизненную необходимость после нее. В 1947 г. была разработана новая школьная программа по предмету «Физическая культура». Содержание учебного материала и требования к учащимся были приближены к нормативам и требованиям нового варианта комплекса ГТО, утвержденного в 1946 г. В пояснительной записке к программе 1947 г. традиционно говорилось, что комплекс ГТО является основой физического воспитания в школах.

С 1954 - 1955 учебного года вводится новая программа по физической культуре для начальных, семилетних и средних школ. Она  была подготовлена Главным управлением школ Министерства просвещения РСФСР и Институтом физического воспитания и школьной гигиены АПН РСФСР. В программе, в частности, говорилось о необходимости уделять больше внимания спорту, гимнастика и легкая атлетика выделялись в самостоятельные разделы.[7]

В качестве основных задач школьной физической культуры были названы образовательные задачи: в 1 - 4-х классах - «обучение учащихся умениям и навыкам в основных видах гимнастики, спорта и игр»; в 5 -7-х классах - «обучение учащихся основным видам спорта, играм и гимнастике»; в 8 - 10-х классах - «обучение учащихся гимнастике, играм и основным видам спорта». Решение образовательных задач осуществлялось по принципу последовательного, от младших классов к старшим, выполнения простых двигательных заданий, а затем более сложных умений и навыков в гимнастике, легкой атлетике, лыжной подготовке и т.д. Для закрепления и совершенствования двигательных действий программой предусматривались домашние задания[7, с 135-164].

Учебный материал по физической культуре 1 -2-х классов  состоял из гимнастики и игр, 3-4-х классов - из гимнастики, игр и лыжной подготовки. В разделе «Лыжная подготовка» были указаны раздельные учебные нормативы для мальчиков и девочек. В программе отмечалось, что «...Учебной работе должна содействовать внеклассная и внешкольная физкультурная и спортивная работа в школе, домах пионеров, детских парках, пионерских лагерях и т. д. [7, с 135-164].

Программа 5 - 7-х  классов включала основной материал, который должен быть полностью пройден  во всех школах, и дополнительный материал, изучаемый в зависимости от географических, климатических и других местных условий. Основной материал содержал следующие дисциплины: гимнастику, легкую атлетику, подвижные игры, лыжную подготовку. Материал по гимнастике дифференцировался для девочек и мальчиков. Для девочек в меньшем объеме были представлены упражнения в висах и упорах, большее внимание уделялось укреплению мышц брюшного пресса, были короче дистанции в беге и передвижении на лыжах, исключены некоторые виды прыжков. Для каждого класса в программе предназначался дополнительный материал по основным видам спорта: гимнастике, легкой атлетике, плаванию, лыжному и конькобежному спорту. В программе содержались учебные нормативы для школьников, а также говорилось, что «...в результате занятий по физической культуре учащиеся должны сдать нормы БГТО в 7-м классе».

8 - 10-х классов  были составлены раздельные программы  для девушек и юношей по тем же разделам, что и в 5 - 7-х классах. В соответствии с требованиями программы школьники выпускного, 10-го, класса должны были выполнить нормы и требования комплекса ГТО 1 ступени [7, с 135-164].

В марте 1960 г. Министерством  просвещения РСФСР были утверждены новые учебные планы и программы для 1 - 8-х классов. По сравнению с программой 1954 г. они не имели принципиальных отличий в содержании. Однако по форме представления программный материал включал ряд новшеств. Для каждого класса указывались ведущие задачи обучения по разделам программы. Так, например, для 6-го класса по гимнастике были сформулированы четыре задачи: «1. Научить кувырку назад. Научить стойке на лопатках после седа с прямыми ногами. 2. Учить лазанию по канату в 2 приема. Научить лазанию в 3 приема. 3. Научить опорному прыжку ноги врозь. Учить опорному прыжку согнув ноги. 4. Учить простым висам и смешанным упорам». Далее в программе предлагался перечень различных упражнений: строевых, общеразвивающих, танцевальных, акробатических, лазаний, висов и упоров [7, с 135-164].

Впервые уже  с 3-го класса выделен раздел «Легкая  атлетика», в число подвижных игр включены игры, подготовительные к спортивным.

В программе  подчеркивалась важность комплексного физического воспитания школьников. В пояснительной записке говорилось: «Организация физического воспитания не может ограничиваться только проведением уроков физической культуры. Учебные занятия по этому предмету могут дать положительные результаты только в том случае, если они будут систематически подкрепляться правильным режимом учебного дня, в том числе физкультурно-оздоровительными мероприятиями (гимнастикой до занятий, физкультминутами на уроках, играми и физическими упражнениями на переменах, профилактической гимнастикой на уроках труда). Физкультминуты (как кратковременный отдых учащихся от умственного напряжения) систематически проводятся на третьем и четвертом уроках по общеобразовательным предметам во второй половине урока (на 25 -30-й минуте). Их продолжительность 2 - 3 мин. Большое внимание должно также уделяться внеклассной работе по физической культуре (массовым физкультурным праздникам и соревнованиям, занятиям в спортивных секциях и др.)» [7, с 135-164.]

Отличительной особенностью программы 5 - 7-х классов  было ее построение. Она состояла из двух частей: первая включала общий для всех учебный материал по гигиене физических упражнений, гимнастике, легкой атлетике, лыжной подготовке, подвижным играм и баскетболу; вторая излагала материал углубленных занятий по одному избранному школой разделу программы. В пояснительной записке говорилось: «Помимо 1 части программы, для школы является обязательным прохождение одного из разделов 2 части. Если школа, например, выбирает гимнастику, в этом случае изучается учебный материал по легкой атлетике, лыжной подготовке, подвижным играм и баскетболу 1 части программы и учебный материал по гимнастике 2 части программы». В этой связи в программе были предложены две схемы примерного годового распределения учебных часов при углубленных занятиях в школах гимнастикой и волейболом. В программе так же, как и в предыдущей, делался акцент на решении образовательных задач физического воспитания [7, с 135-164].

Начиная с 1970-х  гг.. содержание школьных программ изменялось по трем основным направлениям. Во-первых, в направлении упрощения задач, связанных с обучением двигательным действиям: из программы исключили сложные двигательные умения и навыки, подходы к обучению движениям становятся более дифференцированными применительно к юношам и девушкам. Во- вторых - в направлении перемещения акцента на развитие физических качеств благодаря повышению моторной плотности уроков, отведению на их совершенствование большего времени. В-третьих, в направлении разработки содержания и обоснования необходимости и обязательности самостоятельных занятий школьников физической культурой.

Фактически  с 70-х гг. начал смещаться акцент школьной физической культуры с решения  преимущественно образовательных задач, т. е. овладения навыками в тех видах спорта, которые были представлены в программах, на постановку и решение оздоровительных задач путем развития основных физических качеств.

В 1975 г. была подготовлена и утверждена новая, усовершенствованная программа. В 9 - 10-х классах ею предусматривалось «...научить новым видам движений из разделов гимнастики, легкой атлетики, лыжной подготовки, классической (греко-римской) борьбы, спортивных игр, совершенствовать умение применять их в различных по сложности условиях, развивать необходимые для этого двигательные качества». Впервые в послевоенное время вновь вводился кроссовый бег. Из спортивных игр предпочтение отдавалось ручному мячу, так как «...в этой игре учащиеся могут совершенствоваться в беге, прыжках и метании для подготовки к сдаче норм комплекса ГТО». В усовершенствованной программе обращалось внимание на то, чтобы систематически воздействовать на развитие физических качеств. Впервые в каждом разделе программы учителю для этого предлагался конкретный практический материал в виде перечня специально подобранных физических упражнений. В 4-8-х классах, говорилось в программе, развитию физических качеств следует отводить не менее 8 - 10 мин, а в 9 - 10-х классах - не менее 10 - 20 мин времени урока. «Эффективность применения упражнений для развития физических качеств достигается и рациональной организацией занимающихся, обеспечивающей высокую плотность занятий (выполнение упражнений фронтально, поточно или небольшими группами по "станциям")», - говорилось в программе. С 1970 г. началось активное использование метода «круговой тренировки», основу которого составляет серийное повторение упражнений в процессе последовательной смены «станций»[7, с 135-164].

Для юношей и  девушек старших классов программа была различной. Впервые для юношей был введен раздел «Борьба классическая». На это нововведение тут же последовала реакция учителей физической культуры и администрации школ. Если юноши-старшеклассники с интересом отнеслись к занятиям борьбой, то материально-техническая и профессиональная базы для этого вида двигательной деятельности совершенно не отвечали элементарным требованиям. Вместе с тем многие школьники из-за низкого уровня физической подготовки испытывали значительные трудности в освоении названного вида спорта. Этот пример наглядно демонстрирует, что развитие физических качеств (физическая подготовка) должно предшествовать освоению умений и навыков (технической подготовке).

Традиционно программный  материал для старшеклассников увязывался с военно-физической подготовкой к службе в армии- «...На каждом уроке физической культуры учитель должен предъявлять к учащимся строгие требования к правильному и четкому выполнению всех команд и строевых приемов в соответствии с требованиями строевого устава Вооруженных Сил СССР». Для обучения юношей умению реализовывать двигательные действия в различных усложненных условиях рекомендовалось сооружение стандартной полосы препятствий, т. е. полосы препятствий из комплекса ГТО, но дополненной препятствиями из наставления по физической подготовке Вооруженных Сил СССР [7, с 135-164].

Впервые для  старшеклассниц в программе сделан акцент на воспитании красоты движений. В разделе «Гимнастика» был выделен материал по художественной гимнастике. Он содержал несложные упражнения с предметами: лентой и обручем.

В 1977 г. программа  частично изменилась, главным образом  в сторону упрощения разделов «Гимнастика» и «Борьба классическая».

В 1983 г. была вновь  подготовлена и утверждена очередная  школьная программа по физической культуре для учащихся 4 - 10-х классов. В пояснительной записке говорилось, что ее появление определялось необходимостью дальнейшего подъема массовости физической культуры и спорта. Принципиальных изменений программа не претерпела. Однако некоторые изменения были: программа включила содержание теоретических требований, приводился перечень двигательных умений и навыков по традиционным разделам (гимнастика, легкая атлетика, спортивные игры, лыжная подготовка, кроссовая подготовка, конькобежная подготовка, плавание, борьба). В раздел спортивных игр дополнительно был включен футбол. Элементы художественной гимнастики для старшеклассниц были дополнены современными и национальными танцами [7, с 135-164].

Впервые в программу  были включены два раздела - «Навыки и умения самостоятельных занятий» и «Межпредметные связи». В первом программа определила требования для каждого класса по теоретическим знаниям, практическим заданиям. Во втором были обозначены связи между физической культурой, с одной стороны, и природоведением, математикой, физикой, анатомией, гигиеной - с другой.

Новая программа  по сравнению с предыдущей уже  не требовала освоения элементов различных видов спорта в 4 - 8-х классах и навыков основных видов спорта - в 9 - 10-х классах. В ней говорилось, что обучение жизненно важным двигательным навыкам и умениям будет осуществляться применительно к различным по сложности условиям.

Так, если в программе 1975 г. юношам 10-го класса предлагалось выполнять «прыжки в длину и высоту с разбега избранным спортивным способом», т. е. «перекидным» (при прыжке в высоту), «ножницами» или «прогнувшись» (при прыжке в длину), то программа 1983 г. предлагала упрощенные варианты прыжков - «перешагиванием» и «согнув ноги».

Из программы  необоснованно был изъят раздел «Материал для развития физических качеств», однако в ней говорилось: «...развитие физических качеств является обязательным условием каждого урока и должно способствовать повышению двигательной подготовленности учащихся. В связи с этим необходимо, согласно содержанию и задачам данного урока, включать соответствующие упражнения».

Провозглашенная в 1984 г. реформа общеобразовательной  и профессиональной школы, опубликованные в печати материалы о состоянии здоровья подрастающего поколения со всей очевидностью поставили вопрос об оздоровительной направленности школьного физического воспитания.

Информация о работе Роль физического воспитания в формировании личности ребенка