Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 10:57, курсовая работа
В данной курсовой работе были освещены идеи физического воспитания в советский период. Целью работы является раскрыть развитие идей физического воспитания в советской педагогике. Отражена связь физического воспитания и всестороннего развития личности. Показана роль школы и внешкольных учебных организаций в физическом развитии личности. Цель: Проследить развитие идеи физического воспитания в советский период. Задачи: 1) Раскрыть роль физического воспитания в формировании личности ребенка во взглядах советских педагогов; 2) Охарактеризовать средства и методы физического воспитания в советский период; 3) Выявить актуальные идеи в советский период по физическому воспитанию детей, применимые в практике современного воспитания;
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Роль физического воспитания в формировании личности ребенка 6
Физическое развитие как основа формирования всесторонне
развитой личности 6
1.2 Противники идеи значимости физического воспитание 15
2 Пути осуществления физического воспитания в советский период 18
2.1 Физические занятия в школе 18
2.2 Внешкольная физическая спортивная работа 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41
В начале 1980-х гг. в специальной литературе отмечалось, что не изменяется устойчивая, а в последние годы прогрессирующая динамика ухудшения состояния здоровья школьников. Так, журнал «Гигиена и санитария» в 1982 г. опубликовал результаты проведенных исследований, которые зафиксировали удручающую картину состояния здоровья, физического развития и подготовленности школьников: около 43 % учащихся страдают различными хроническими заболеваниями, у 50 % детей и подростков выявлены нарушения опорно-двигательного аппарата, у 63 % отмечено нарушение осанки, 33 % выпускников школ имеют ограничения по состоянию здоровья. Выявлена связь между заболеваемостью и уровнем физического развития и подготовки школьников. Данные ВНИИФКа и Госкомитета СССР по народному образованию подтвердили эти негативные явления. Стало совершенно очевидно, что два школьных урока физической культуры в неделю не компенсируют дефицита двигательной активности школьников. Они не в состоянии сформировать у учащихся ни потребностей, ни привычки в физическом самосовершенствовании и в итоге не могут решить те задачи, которые ставятся перед школьной физической культурой [7, с 135-164].
Реформа общеобразовательной школы предусматривала необходимость организации ежедневных занятий физической культурой на уроках, во внеурочное время, в спортивных секциях, но по существу не решила его. Остаточный принцип финансирования народного образования, чрезвычайно низкий уровень материально-технического обеспечения, работа многих городских школ в две смены, нехватка учителей физкультуры и другие причины практически свели на нет провозглашенные цели реформы.
В 1985 - 1986 учебном году была введена «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 - 2-х классов общеобразовательной школы». Как и ранее, она была единой для всех школ страны и называлась комплексной. Фактически она объединила различные формы двигательной активности школьников, ранее уже включенные в практику работы школ. Программа состояла из четырех частей: первая часть - «Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного и продленного дня», вторая - «Уроки физической культуры», третья - «Внеклассные формы занятий физической культурой и спортом», четвертая - «Общешкольные физкультурно-массовые и спортивные мероприятия». В заключение приводились впервые предложенные примерные объемы двигательной активности и перечень примерных упражнений для развития основных физических качеств, используемых в самостоятельных занятиях [20, с.155-187].
Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного и продленного дня школы состояли из так называемых малых форм двигательной активности: гимнастики до учебных занятий, физкультурных минут во время общеобразовательных уроков (для школьников 1-4-х классов), физических упражнений и подвижных игр на удлиненных переменах, ежедневных занятий по физической культуре в группах продленного дня (для школьников 1 - 8-х классов).
Основной формой физического воспитания школьников вновь признавался урок. В качестве важнейших требований к нему были названы: «...обеспечение дифференцированного подхода к учащимся с учетом их здоровья, физического развития и двигательной подготовленности; достижение высокой моторной плотности, динамичности, эмоциональности, образовательной и инструктивной направленности учебных занятий; формирование у учащихся навыков и умений самостоятельных занятий физической культурой». Содержание программы составили те же разделы, что и в предыдущих. Структура программного материала на уроках была следующей: основы знаний; навыки, умения, развитие физических качеств; учебные нормативы [20, с.155-187].
Программой предусматривались увеличение дистанции в беге, лыжных гонках, кроссах, что связано с более высокими требованиями к общей выносливости как физическому качеству, в наибольшей степени обеспечивающему здоровье [20, с.155-187].
Комплексная программа придавала особое значение самостоятельным занятиям школьников как важной дополнительной форме двигательной активности. Программа подчеркивала важную роль семьи в приобщении ребенка к систематическим занятиям физической культурой. В программе говорилось, что задания для самостоятельных занятий школьники получают непосредственно от учителя физической культуры на уроках.
В пояснительной записке отмечалось, что необходимым условием успешной реализации всех форм физической культуры в школе являются совместные действия педагогического коллектива школ, физкультурного актива самих учащихся и шефствующих организаций.
В 1987 г. в комплексную программу были внесены некоторые Дополнения и изменения непринципиального характера. Прежде всего это коснулось второй части программы - «Уроки физической культуры». Во 2 - 4-х классах был включен дополнительный Материал по кроссовой подготовке. Более подробно описаны общеразвивающие упражнения, двигательные умения и навыки в 1 - 4-х классах. Это было сделано потому, что во многих школах в Начальных классах уроки проводят учителя, не имеющие специального физкультурного образования[7, с 135-164].
В 5 - 8-х классах частично упростились образовательные задачи. Больше внимания стало уделяться физической подготовке школьников [7, с 135-164].
Для занятий старшеклассников военно-прикладной подготовкой была предложена типовая полоса препятствий, в разделы «Легкая атлетика» и «Гимнастика» вновь дополнительно включены упражнения военно-прикладной и преимущественно силовой направленности. В 11-м классе для юношей были дополнительно введены следующие нормативы: кроссовый бег на 1000 м, лазанье по канату без помощи ног, подъем силой на перекладине и челночный бег 10 х 10 м.
Изменились и требования к учащимся, оканчивающим начальную, неполную среднюю и среднюю школу, т.е. 4, 9, 11-й классы. Например, требования к школьникам, оканчивающим начальную школу, в программе 1987 г. сформулированы так: «...владеть навыками основных циклических движений: бег, передвижение на лыжах, умение выполнять гимнастические упражнения без снарядов и на снарядах, плавать, метать мяч, прыгать в длину и высоту с разбега, играть в подвижные игры. Систематически выполнять утреннюю гимнастику и домашние задания. Сдать нормы Всесоюзного физкультурного комплекса ГТО (в соответствии с возрастом)».
В самостоятельную, третью, часть программы была выделена «Профессионально-прикладная физическая подготовка» (для юношей и девушек 9 - 11-х классов), где требования и средства подготовки изложены для восьми групп профессий.
2.2 Внешкольная физическая работа
Помимо школьных занятий физической культурой существовали и внешкольные физкультурные секции и кружки, в которых также уделялось особое внимание физическому воспитанию.
Союзно-республиканские совнаркомы выделили значительные средства на строительство спортивных сооружений, подготовку и переподготовку кадров по физической культуре. Строились крупнейшие стадионы в Вильнюсе, Витебске, Киеве, Львове, Москве и других городах.
В первые послевоенные
годы были учреждены должности
В достаточно короткое время был восстановлен и превзойден довоенный уровень промышленности и физкультурного движения. Широко стало практиковаться обучение студентов зарубежных стран в ИФК Москвы и Ленинграда, также проходил взаимный обмен делегациями для ознакомления с постановкой спортивной работы [20, с 135-164].
На всероссийском августовском совещании учителей (1945) в соответствии с постановлением секретариата ВЦСПС "Об улучшении работы по физическому воспитанию детей и подростков" были определены направления классной, внеклассной и внешкольной форм физической культуры. Под руководством Н.А. Семашко разработаны научно-теоретические обоснования физического воспитания школьников, ставшие программой в работе академий педагогических и медичинских наук. В целях улучшения медицинского обслуживания были созданы республиканские, областные и городские врачебно-физкультурные диспансеры, медсанчасти (пункты и кабинеты) для учащихся и студентов физкультурных учебных заведений [20, с 135-164].
Новыми формами спортивно-массовой работы среди учащейся молодежи были летние и зимние игры пионеров и школьников, ежегодно и повсеместно стали проводиться весенние и осенние эстафеты, кроссы. С 1954 г. устраивались Всесоюзные спартакиады школьников (до 1959 г. ежегодно, а затем один раз в два года), популярны были соревнования по лыжам на приз газеты "Пионерская правда". Основной формой классной работы стал урок, а внеклассной - секции по видам спорта. Школьные программы физического воспитания предусматривали, чтобы семиклассники были значкистами БГТО, а десятиклассники - ГТО I ступени. Студент вуза, заканчивающий 2 курс, должен был завершить сдачу нормативных требований ГТО II ступени.
Улучшение физического воспитания учащейся молодежи и рост спортивных результатов был обусловлен творческим содружеством ученых, методистов и учителей, тренеров-преподавателей средних и высших специальных учебных заведений.[7]
Было запланировано осуществление всеобщего 10-летнего обучения и совершенствование системы общественного воспитания средствами физической культуры. Однако в условиях фальсификации физкультурного движения, при двух уроках в неделю "непрерывного образования" средствами физической культуры, в условиях жесткой "холодной войны" государству было преждевременно брать на себя всю "заботу об охране и постоянном улучшении здоровья всего населения". Министерство просвещения СССР (1966) не располагало возможностями для ускоренного развития школьной физкультуры, не было ни средств, ни функций госконтроля за "спортом для всех", физическим воспитанием детей [20, с 135-164].
В 1970-е гг. уделялось большее внимание физическому воспитанию учащихся. Более совершенными стали учебные программы, было утверждено "Положение о физическом воспитании учащихся общеобразовательной школы" (1971), переработаны и дополнены положения о Всесоюзных спортакиадах школьников [20, с 135-164].
Из-за кризиса и крушения коммунистической власти, остаточного принципа финансирования многие программы по совершенствованию физического воспитания учащейся молодежи не были реализованы.
В годы Великой Отечественной войны физкультурные организации перестраивают свою работу на военный лад. Основным содержанием их деятельности становится подготовка резервов Красной Армии.
В послевоенный период заметно укрепляется связь физической культуры и спорта с задачами восстановления и развития народного хозяйства. Постепенно возрастает активность городского и сельского населения в физкультурном движении.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Физическое воспитание на протяжении всей истории русского народа, начиная от восточных славян и до наших, являлось одним из важнейших факторов формирования гармонично развитой личности. Наиболее ярко это проявилось в советский период.
С первых лет Советской власти государственные и общественные физкультурно-спортивные организации, учреждения народного образования при активном участии профсоюзов и комсомола осуществляют намеченную Коммунистической партией программу массового Физическое воспитание народа.
Стремление создать коммунистическое общество, наложило идеологический отпечаток и на воззрения педагогов того времени, они пытались воспитать полноценного члена социалистического общества. Физическому воспитанию в этом отводилась одна из важнейших ролей.
По средствам физических упражнений, закаливания, военной подготовки, гигиены и других методов физической подготовки, они пытались воспитать сильных, здоровых, трудолюбивых и готовых в любой момент защищать отечество, достойных граждан советского союза.
Основными методом физического воспитания для детей младшего возраста была игра. Большей частью игры были подвижные, что бы у ребёнка развивалась моторика, гибкость и др. навыки. В более позднем возрасте предпочтение отдавалось гимнастическим , корригирующим, дыхательным, легкоатлетическим упражнениям, занятиям с отягощениями, ходьба, бег и порядковые упражнения.
Так же стоит отметить, что многие методы, разработанные советскими педагогами, используются и в современных программах по физическому воспитанию. В качестве примера можно привести такие методы как: метод строго регламентированного упражнения, игровой метод, соревновательный метод, словесные методы, методы наглядного воздействия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта.- М.: Издательский центр «Академия», 2001
2. Джуринский Н.А. История педагогики М., Владос Пресс 1999
3. История физической культуры и спорта. М.: Физкультура и спорт, 1984
4. Крупская Н.К. «О коммунистическом воспитании школьников», Издательство «Просвещение», Москва 1978г.
5. Крупская Н. К. Коммунистическое воспитание смены. М., 1934.
6. Крупская Н. К. Избранные педагогические произведения. М., 1948.
7. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. - М.: «Радуга», 1982
8. Латышина Д.И. История образования и педагогической мысли М., Гардарики 2003
9. Луначарский А. В. За нового человека//Учит. газета. 1928. 20 — 27 июля.
10. Луначарский А. В. Мысли о спорте. М., 1930. С.32-39
11. Луначарский А. В. О коммунистическом воспитании. Киев, 1977.с 96-97,99
12. Луначарский А. В. Луначарский А. В. Воспитание нового человека. Л., 1928
13. Луначарский А. В. Мысли о спорте. М., 1930. С. 27-41
14. Луначарский А. В. Методологические проблемы коммунистического воспитания. М., 1985. С.29
15. Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза. М., 1986. С.29.153
16. Макаренко А.С. Сочинения, изд. 2., т. 1 – М., 1958.
17. Нежинский Н.П. А.С. Макаренко и современная школа. – М., 1970.
18. Педагогика Под ред. Ю.К. Бабанского. - М., 1988.
Информация о работе Роль физического воспитания в формировании личности ребенка