Роль фольклора в воспитании эмоциональной культуры старшего дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 21:41, курсовая работа

Описание работы

Цель нашего исследования состояла в изучении роли фольклора в воспитании старших дошкольников в целях развития их эмоциональной культуры.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы изучения роли фольклора в воспитании эмоциональной культуры старшего дошкольника……………………………...5
1.1 Эмоции и личность, способы выражение эмоций……………………5
1.2 Рассмотрение проблемы развития эмоциональной культуры ребенка в психологии и педагогике………………………………………………………8
1.3 Развитие эмоциональной культуры детей старшего дошкольного возраста посредством фольклора ……………..……………………………….11
Глава II. Опытно-практическая работа по изучению роли фольклора в воспитании эмоциональной культуры детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………..……………………….29
2.1 Характеристика базы проведения исследования……………………29
2.2 Опытно-практическое исследование……………………………..….32
2.3 Методические рекомендации работы с детьми по развитию эмоциональной культуры детей старшего дошкольного возраста через фольклор………………………………………………………………………….37
Заключение……………………………………………………………………….39
Библиография…………………………………………………………………….42
Приложения………...............................................................................................45

Файлы: 1 файл

Курсовая Кондакова.docx

— 110.03 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I. Теоретические основы изучения роли фольклора в воспитании эмоциональной культуры старшего дошкольника……………………………...5

1.1 Эмоции и личность, способы  выражение эмоций……………………5

1.2 Рассмотрение проблемы  развития эмоциональной культуры ребенка в психологии и педагогике………………………………………………………8

1.3 Развитие эмоциональной культуры детей старшего дошкольного возраста посредством фольклора ……………..……………………………….11

Глава II.  Опытно-практическая работа по изучению роли фольклора в воспитании эмоциональной культуры детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………..……………………….29

2.1 Характеристика  базы проведения исследования……………………29

2.2 Опытно-практическое исследование……………………………..….32

2.3 Методические рекомендации  работы с детьми по развитию  эмоциональной культуры детей  старшего дошкольного возраста  через фольклор………………………………………………………………………….37

Заключение……………………………………………………………………….39

Библиография…………………………………………………………………….42

Приложения………...............................................................................................45

 

 

 

Введение

Идея гуманизации общества вмещает в себя необходимость самореализации человека, раскрытия всех его личностных потенциалов. Только духовно развитая личность может занять достойное место в социокультурной среде.В двух линиях развития - натуральной и культурной, соединение, сплав, синтез которых Л. С. Выготский считал основой личности, Л. И. Божович выделяла два компонента - аффективные и познавательные. Поэтому, когда мы говорим о развитии личности ребенка, мы должны рассматривать ее с позиций взаимосвязи и взаимозависимости двух составляющих - аффективных и познавательных компонентов. Эмоции достаточно сложныдля изучения, что отмечалось такими ведущими зарубежными и отечественными психологами, как П. К. Анохин, В. Вундт, У. Джемс, Ф. Крюгер, А.Н. Леонтьев, Р. Липер, А. Р. Лурия. У. Макдауголл, С. Л. Рубинштейн, П. В. Симонов. 3. Фрейд.

Дошкольный возраст является сензитивным для развития эмоциональной культуры, что отражено в работах отечественных ученых(Т. В. Антонова, Л. И. Божович, Р. С. Буре, А. В. Запорожец, З.Я.Неверович, Л. П. Стрелкова, Д. Б. Зльконин, и др.)

Влияние русского народного фольклора на процесс становления личности было представлено в трудах Д. С. Лихачева, Э. В. Померанцевой, Б. А. Рыбакова, К. Д. Ушинского и др.В последнее время в дошкольной педагогике возрос интерес к духовным ценностям народного фольклора, которые оказывают влияние на развитие эмоций детей, способствуют личностно-ориентированному подходу в обучении и воспитании. Проблема использования русского фольклора в работе с детьми дошкольного возраста рассматривалась в литературе по дошкольному воспитанию. (Л.И. Павлова, М.Ю. Новицкая, 1993-1994 г. г.)

Цель нашего исследования состояла в изучении роли фольклора в воспитании старших дошкольников в целях развития их эмоциональной культуры.

Объектом исследования являлась эмоциональная культура дошкольников 6-7 лет.

Предметом исследования был процесс влияния русского народного фольклора на развитие эмоциональной культуры детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с целью определены задачи:

- проанализировать состояние  развития эмоциональной культуры старших дошкольников;

- изучить воздействие  русского фольклора на развитие  эмоций ребенка, их экспрессию как в невербальном, так и в вербальном плане;

- рассмотреть на практике средства и методы использования русского фольклора с детьми старшего дошкольного возраста для воспитания эмоциональной культуры.

В основу исследования была положена гипотеза о том, что использование выразительных средств русского фольклора, его высокая эмоциональность и имплицитно заложенная в нем коммуникативная направленность, способствуют обогащению и развитию эмоциональной культуры старшего дошкольника.

Для решения поставленных задач использовались методы: теоретический анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, опытно-практическое исследование, позволяющее подтвердить истинность данной гипотезы.

Глава I. Теоретические основы изучения роли фольклора в воспитании эмоциональной культуры старшего дошкольника

1.1 Эмоции и  личность, способы выражение эмоций

Были и встречаются люди считающие эмоции чем-то рудиментарным, с такой точки зрения идеальный человек - это человек, полностью освободившийся от эмоций. Но если представить себе такого человека, сделать это поможет российский ученый-физиолог П. К. Анохин: «А между тем стоит лишь на минуту представить себе жизнь людей лишенную эмоций, как сейчас же перед нами откроется глубокая пропасть взаимного непонимания и полной невозможности установить чисто человеческие взаимоотношения. Мир таких людей был бы миром роботов... Страшная и мрачная картина! К счастью, эмоции человека не только существуют как закономерное явление природы, но даже проявляют отчетливые признаки прогресса».

Каждый человек обладает характерными для него психическими чертами, которые делают его индивидуальность неповторимой. Это и свойства его ума, памяти, воли, и особенно его жестов, голоса, мимики. Одним из наиболее важных свойств в структуре личности человека является эмоциональные особенности. Знание об эмоциональных особенностях человека дает нам возможность судить о главном в нем.К.Д. Ушинский в книге «Человек как предмет воспитания» писал: «Ни в чем так не высказывается человек, как в своих чувствованиях, высказывается сам для себя и для других, насколько его чувствования другим доступны».

Говоря о роли эмоций для развития личности человека и ребенка в частности, считаем необходимым обозначить важные для нашего исследования следующие исходные позиции: во-первых - эмоция есть результат оценки организма своего отношения со средой (по Л.С. Выготскому). При этом в понятие «организм» включается не только внутренние органические процессы, но и личностные качества человека, его потребности, интересы, установки, а под «средой» понимается совокупность объективных или субъективных обстоятельств (по С. Л. Рубинштейну); во- вторых - эмоция это одна из важнейших характеристик личности. Их следует отличать от других личностных характеристик, как то мотивы, потребности, интересы, характер, темперамент. В то же время эмоции - это некий универсум, пронизывающий все вышеобозначенные свойства личности; в-третьих, эмоции - внутренние регуляторы деятельности личности (А.Н. Леонтьев, 1975), связанные с ее потребностями и мотивами. Согласно определению Л.С. Выготского, эмоции являются «как бы результатом оценки самим же организмом своего отношения со средой».

Исходя из этого, выделяются три случая (Л.С. Выготский), выступающих в качестве основы для эмоционального развития человека. Первый случай, когда организм чувствует свое превосходство над средой, когда поведение протекает без всяких внутренних и внешних задержек и осуществляется оптимальное приспособление при наименьших затратах сил и энергии, человек соответственно оказывается во власти эмоций, связанных с чувством превосходства, то есть так называемых положительных эмоций. Вторая модель проявляется когда перевес и превосходство будут на стороне среды, и человек, следовательно, испытывает эмоции, связанные с чувством подавленности, слабости, страдания и прочих отрицательных чувств. И наконец, третий случай - тот, когда возникает некоторое равновесие между организмом и средой, когда ни на той, ни на другой стороне нет перевеса, а поведенческая реакция человека проявляется в эмоциональном безразличии.

Вообще, отечественными психологами XX века выдвинут тезис о том, что психические процессы представляют собой специфический продукт деятельности мозга, - продукт, сущность которого заключается в отражении действительности.

При этом подчеркивались два аспекта этих процессов:

1. Аспект отражения. Чувства (эмоции) являются специфической  формой отражения знания субъекта  об объектах.

2. Аспект отношения. Чувства (эмоции) являются Формой активного  отношения человека к миру. «Человек не пассивно, не автоматически отражает окружающую его действительность. Активно воздействуя на внешнюю среду и познавая ее человек в то же время субъективно переживает свое отношение к явлениям реального мира». (П.М. Якобсон)

Эмоции являются главнейшей характеристикой человеческой личности. Эмоциональные свойства человека, то есть способность испытывать эмоции, называется эмоциональностью. С. Л. Рубинштейн, обосновывая принципы личностного подхода, согласно которому психические процессы «не имеют самостоятельной линии развития: их развитие оказывается зависимым от общего развития личности» ссылается в доказательстве именно на соотношение развития эмоций и становления личности.

Януш Рейковский, автор известных работ по психологии эмоций пишет: «Я считаю, что в настоящее время значительно больше, чем прежде, оснований для того, чтобы рассматривать эмоции не как самостоятельные процессы, а как проявление функционирования личности в целом».

В настоящее время отечественные ученые вернулись к анализу роли субъективных переживаний как мотивов деятельности. В подтверждение этого можно привести перечень мотивов, который представлен Петровским, осознанные мотивы -это интересы, убеждения, стремления, неосознанные - это установки и влечения.

 

1.2 Рассмотрение  проблемы развития эмоциональной  культуры ребенка в психологии и педагогике

В отечественной психологии и педагогике большой интерес проявлялся к дошкольному детству ребенка, так как именно в этом возрасте закладываются и развиваются все основные психические функции личности. Именно в этом возрасте огромную роль играет эмоциональное развитие ребенка, что подчеркивалось во многих трудах таких известных ученых, как Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А. В. Запорожец, З.Я. Неверович, Л. И. Божович, П.М. Якобсон, Е. В. Субботский, С. Г. Якобсон и других.

Рассматривая данную проблему в педагогике, очевидно, необходимо рассмотреть сначала «концепцию Д. Б. Эльконина» в которой он отмечает психологические новообразования детского возраста, чтобы увидеть какую значимую роль играет развитие эмоций в данный период.

Итак, Эльконин выделяет следующие новообразования:

1) Возникновение первого  схематического абриса цельного  детского мировоззрения. Здесь надо  упомянуть об утверждении Ж. Пиаже, что у дошкольника складывается  артификалистское мировоззрение: все, что окружает ребенка, в том числе и явления природы - результат деятельности человека. В центре мировоззрения дошкольника - человек.

2) Возникновение первичных  этических инстанций: «Что такое хорошо и, что такое плохо». Этические инстанции инстанции растут рядом с эстетическими: «красивое не может быть плохим».

3) Возникновение соподчинения  мотивов. Преобладание обдуманных  действий над необдуманными. Преодоление непосредственных желаний определяются не только ожиданием награды или наказания со стороны взрослого, но и высказанным обещанием самого ребенка (принцип «данного слова»). Развиваются также качества личности, умение преодолевать трудности.

4) Возникновение произвольного  поведения. Проявляется стремление  управлять своими поступками  и собой.

5) Возникновение личного  сознания - как возникновение сознания  своего места в системе отношений  со взрослыми. Начало самооценки.

Б. Д. Эльконин так высказывался о роли эмоций в формировании новых мотивов поведения: «Развитие мотивационно-эмоциональной культуры личности происходит в процессе усвоения ребенком общественных требований, норм и идеалов, подобно тому, как формирование интеллекта связано с овладением общественно выработанными способами практической и теоретической деятельности».

Д. Б. Элькониным развивается мысль А. Н. Леонтьева о ведущей и отмечается, что ведущая деятельность дошкольного возраста это «сложно - ролевая игра».

Игра, по мнению Д. Б. Эльконина - это деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. Также важно его замечание о том, что формы игры ребенок берет из форм свойственного его обществу пластического искусства, а искусство, как известно, эмоционально выражает мысли и чувства людей. Также он подчеркивает важность эмоциональной насыщенности межличностных отношений в игре. В игре нужен товарищ, если его нет, то игра не имеет смысла. Смысл человеческих действий рождается из отношения к другому человеку. Другие типы деятельности в дошкольном возрасте, выделенные Д.Б. Элькониным, не менее взаимосвязаны с эмоциональным развитием ребенка.

Второй вид деятельности - это изобразительная деятельность. Представители Лейпцигской школы выдвигают концепцию комплексных переживаний. По их мнению (Г. Фолькельт) детское искусство носит экспрессионистский характер. Ребенок изображает не то, что он видит, а то, что он переживает. Он выражает свои чувства, свои эмоциональные состояния. Поэтому рисунок ребенка субъективен и часто непонятен постороннему человеку.

Л.С. Выготский любил повторять слова Б. Спинозы: «Никакое большое дело не делается без большого чувства». Ив этой связи ценность художественного воспитания не в том, что создает знания или формирует навыки, а в том, что оно создает, как подчеркивал Л.С. Выготский: „фон жизни, фон жизнедеятельности ... оно расширяет, углубляет и прочищает эмоциональную жизнь ребенка, впервые пробуждающегося и настраивающегося на новый лад».

Еще один вид деятельности дошкольного возраста - это восприятие сказки. Но в каком же смысле восприятие сказки может быть деятельностью? Здесь огромна роль эмоционального сопереживания ребенка герою сказки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3Развитие эмоциональной культуры детей старшего дошкольного возраста посредством фольклора

Информация о работе Роль фольклора в воспитании эмоциональной культуры старшего дошкольника