Роль фольклора в воспитании эмоциональной культуры старшего дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 21:41, курсовая работа

Описание работы

Цель нашего исследования состояла в изучении роли фольклора в воспитании старших дошкольников в целях развития их эмоциональной культуры.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы изучения роли фольклора в воспитании эмоциональной культуры старшего дошкольника……………………………...5
1.1 Эмоции и личность, способы выражение эмоций……………………5
1.2 Рассмотрение проблемы развития эмоциональной культуры ребенка в психологии и педагогике………………………………………………………8
1.3 Развитие эмоциональной культуры детей старшего дошкольного возраста посредством фольклора ……………..……………………………….11
Глава II. Опытно-практическая работа по изучению роли фольклора в воспитании эмоциональной культуры детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………..……………………….29
2.1 Характеристика базы проведения исследования……………………29
2.2 Опытно-практическое исследование……………………………..….32
2.3 Методические рекомендации работы с детьми по развитию эмоциональной культуры детей старшего дошкольного возраста через фольклор………………………………………………………………………….37
Заключение……………………………………………………………………….39
Библиография…………………………………………………………………….42
Приложения………...............................................................................................45

Файлы: 1 файл

Курсовая Кондакова.docx

— 110.03 Кб (Скачать файл)

2. Рисовал я единицу.

Получилась – ну и ну!

Настоящая ракета

Для полета на луну.

3. Дал списать я на  контрольной

Все задачки Колечке,

А теперь у нас в тетрадках

У обоих двоечки

    1. У него глаза цветные,
    2. Не глаза, а три огня.
    3. Он по очереди ими
    4. Сверху смотрит на меня.

5. А вот это – цифра  пять!

До пяти легко считать.

Каждый пальчик подержи,

Цифру пальчику скажи.

6. В тёмном небе звездной ночью

Я нашёл семь ярких точек.

Семь горящих глаз нашел,

Называется ковшом.

7. Диво дивное паук:

Восемь ног и восемь рук.

Если надо наутек –

Выручают восемь ног.

Воспитатель: 
А вот и пирог поспел.

Как Марфуша для Петра

Наварила, напекла:

Девяносто два блина,

Два корыта киселя,

Пятьдесят пирогов – не найти едоков!

Ульяна, накрывай на стол! Сколько гостей, столько и чашек поставь.

А пока Ульяна накрывает на стол – мы с вами еще поиграем. Игра называется «Пять имен».

Играют  двое: мальчик и девочка. Правила: нужно идти по линии и на каждый шаг мальчик называет имя девочки, девочка – имя мальчика. Выигрывает тот, кто без остановки пройдет 5 шагов и назовет, не ошибаясь, 5 имен.

Когда девочка Ульяна накроет на стол, она всех приглашает такими словами: «Хозяйку потешь – пирога поешь!»

Воспитатель (когда все рассядутся за столы): Марфуша, сходи-ка, милая, в погребок, набери в кузовок два десяточка конфет, чтоб хватило нам на всех.

«Марфуша» приносит конфеты, вместе с детьми считаем.

Чаепитие продолжается.

Во время выполнения самостоятельных заданий можно использовать следующие поговорки и пословицы:

  • Больше дела – меньше слов;

  • И Москва не сразу строилась;

  • Глаза страшатся, а руки делают;

  • Сделал дело – гуляй смело;

  • Семеро – одного не ждут.

 

 

Приложение 2

ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Подготовительной группы

 

Дата проведения

Мероприятия

Ответственные

СЕНТЯБРЬ

1 неделя

 

 

2 неделя

 

 

3 неделя

 

 

 

4 неделя

Сбор банка данных о семьях воспитанников

 

«Нам уже 6 лет» - психолого-педагогическая характеристика

 

Фото-стенд «Мои каникулы»

 

 

 

Родительское собрание «Задачи обучения и воспитания детей 6-7 лет»

Воспитатели

Родители

 

Педагог-психолог

 

 

Воспитатели

Родители

Дети

 

Воспитатели

Педагог-психолог

Родители

Логопед

ОКТЯБРЬ

1 неделя

 

 

2 неделя

 

 

 

 

 

3 неделя

 

 

 

4 неделя

Выставка рисунков «Осень, осень в гости просим»

 

Консультация для родителей «Пословицы и поговорки – источник воспитания нравственных качеств мальчиков и девочек» 

 

 

Развлечение «Осень золотая в гости к нам пришла»

 

 

Круглый стол «Скоро в школу»

Воспитатели

Родители

 

Воспитатели

Родители

 

 

 

 

 

Музык. руководитель

Воспитатели

 

 

Педагог-психолог

Социальный педагог

Логопед

Родители

воспитатели

НОЯБРЬ

1 неделя

 

 

 

 

2 неделя

 

 

3 неделя

 

 

 

4 неделя

Папка-передвижка «Спрашивали? Отвечаем!»

 

 

 

Анкетирование «Фольклор в развитии детей 6-7 лет»

 

Выставка рисунков в групповой раздевалке «Моя любимая пословица, поговорка, загадка…»

 

Музыкальное развлечение «День Матери»

Педагог-психолог

Социальный педагог

Логопед

Воспитатели

 

Воспитатели

Родители

 

Родители

Воспитатели

Дети

 

Воспитатели

Муз. руководитель

ДЕКАБРЬ

1 неделя

 

 

2 неделя

 

 

 

 

3 неделя

 

 

 

4 неделя

Консультация «Откуда пришёл Новый год?»

 

Родительское собрание «Здоровый образ жизни»

 

 

 

«Мастерская Деда Мороза»

 

 

 

Утренник «Новый Год»

Воспитатели

 

 

Воспитатели

Родители

Старшая мед. сестра

Физ. инструктор

 

Родители

Дети

Воспитатели

 

Муз. работник

Воспитатели

Дети

Родители

ЯНВАРЬ

1 неделя

 

 

2 неделя

 

 

 

3 неделя

 

 

 

4 неделя

Консультация логопеда «Речевая готовность к школе»

 

Выставка поделок «Рождество в семье»

 

 

Развлечение «До свидания, ёлка!»

 

 

 

Родительское собрание «Скоро выпускной»

Логопед

 

 

Родители

Воспитатели

Дети

 

Муз. Работник

Воспитатели

Родители

 

Воспитатели

Родители

ФЕВРАЛЬ

1 неделя

 

 

 

2 неделя

 

 

 

3 неделя

 

 

 

 

4 неделя

Экскурсия «На газовой установке»

 

 

 

Фото-стенд «Мой папа - военный»

 

 

 

Спортивный праздник «Молодцы-удальцы»

 

 

 

Выставка рисунков «Мой папа - самый сильный»

Родители

Воспитатели

Дети

 

Родители

Воспитатели

Дети

 

Родители

Воспитатели

Дети

 

 

Родители

Воспитатели

Дети

ИЗО - воспитатель

МАРТ

1 неделя

 

 

2 неделя

 

 

 

 

3 неделя

 

 

 

4 неделя

Фото-стенд «Мамочки, бабулечки и девчонки»

 

Утренник «8 Марта»

 

 

 

 

Консультация «Агрессивные дети. Что делать?»

 

 

Консультация «Баю-баюшки баю» - роль колыбельных песен в жизни ребёнка

Родители

Воспитатели

Дети

Муз. работник

Воспитатели

Дети

Родители

 

Педагог-психолог

Социальный педагог

Воспитатели

 

Воспитатели

АПРЕЛЬ

1 неделя

 

2 неделя

 

 

 

3 неделя

 

 

 

4 неделя

«День радости и смеха»

 

Беседа «Фольклор в семье»

 

 

 

Папка-передвижка «Земля – наш общий дом»

 

Фольклорное развлечение

«В тереме расписном я живу,

К себе в избу всех гостей приглашу....»

Воспитатели

 

Родители

Воспитатели

Дети

 

Родители

Воспитатели

 

Муз.руководитель

Воспитатели

МАЙ

1 неделя

 

 

 

2 неделя

 

 

 

3 неделя

 

 

 

4 неделя

Родительское собрание «Итоги готовности детей к школе»

 

 

Папка-передвижка «Этот День Победы!»

 

 

Консультация «Безопасность детей в летний период»

 

 

Развлечение «Ура! Вот и лето пришло!»

 

 

Педагог-психолог

Воспитатели

Родители

 

Воспитатели

 

 

 

Воспитатели

Ст.мед.сестра

 

 

Муз.руководитель

Воспитатели


 

 

 

 

Приложение 3

Консультации для родителей на тему « Что нужно знать взрослым об особенностях поведения ребенка старшего дошкольного возраста»

Ребенок шести лет теряет непосредственность в поведении, нормальное (хорошее) поведение становится самостоятельной поддерживаемой нормы: - способен подчинять эмоции своим не очень отдаленным целям; - удерживает принятую на себя роль до окончания игры или достижения поставленной цели; - начинает осознавать свои переживания; - активно интересуется отношением окружающих к себе; - претендует на оценку и поощрение результатов своего труда в соответствии с собственными представлениями об их качестве. 

Нормальное (плохое) поведение: лжет в целях самозащиты;  непоседлив и возбудим; продолжает ябедничать, но теперь уже и на взрослых тоже; допускает небрежность в выполнении монотонных операций. 

Советы взрослому, которые помогут предупредить нежелательные формы поведения ребенка:

- будьте настойчивы и последовательны в предъявляемых ребенку требованиях;

- давайте оценку всем самостоятельно  выполненным им поручениям и  заданиям; при этом оценка должна  быть обязательно положительной (найдите что – нибудь достойное похвалы в каждом его поступке и работе и сообщите ребенку об этом );

-жестоких, неукоснительно предъявляемых  дошкольнику требований не должно  быть много;

- выполняйте монотонные операции  вместе с ребенком – достаточно  просто вашего присутствия рядом.

 

Консультации для родителей на тему «Влияние родительских установок на развитие детей».

Душевная жизнь человека чрезвычайно сложно, так как психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое неосознаваемое – сознание и подсознание. В неосознаваемой сфере важное значение имеет фиксированное отношение к себе, к другим и к жизни в целом. Определяют это установки и психологическая защита. Родителям особенно важно понять, какую роль эмоционально – личностном развитии ребенка играют родительские установки. Бесспорно, родители – самые значимые и любимые для ребенка люди. Авторитет, особенно на ранних этапах психо – эмоционального развития, непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей у детей непоколебима. Взрослые люди, способные осознавать и контролировать, многое «подвергают сомнению», ставя психо – экологические защиты к установкам и требованиям окружающих, руководствуясь собственными желаниями и мотивами. Они не пускают в свое подсознание те установки, которые сознательно им не нужны. Дети не могут этого делать. Они не в состоянии поставить психологический барьер в отношениях с родителями. Поэтому многое из тех установок, которые они получают от своих родителей, в дальнейшем определяет их поведение, причем стереотипное, одинаковое в сходных жизненных ситуациях. Несомненно, большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребенка. А раз помогает и не мешает, то и осознавать их не обязательно. Это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребенку сохранить себя и выжить в окружающем мире. Задумывались ли вы, взрослые. Какие установки дали вам ваши родители, не является ли они внутренними на вашем жизненном пути? Внимательно рассмотрите таблицу родительских установок и подумайте, прежде чем что – то категорично заявлять своему ребенку о последствиях, а не ваших ли родителей эти установки? Не говорите своему ребенку того, чего бы вы ему на самом деле не желали.

Негативные установки: «Сильные люди не плачут». «Думай только о себе, не жалей никого». «Ты всегда как твой папа (мама)». «Дурачок ты мой». «Уж лучше бы тебя вообще не было на свете». «Вот и будешь по жизни мыкаться, как твой папа (мама)». «Не будешь слушаться – заболеешь». «Яблоко от яблоньки недалеко падает». «Сколько сил мы тебе отдали, а ты….». « Не твоего ума дела…». «Бог тебя накажет!..» « Не ешь много, будешь толстой, никто тебя любить не будет...»

Позитивные установки: «Плачь-легче будет». «Сколько отдашь-столько и получишь». «Какая мама умница! Какой папа молодец! Они самые хорошие!» «В тебе все прекрасно». «Какое счастье, что ты у нас есть». «Что посеешь, то и пожмешь». «Мы любим, понимаем, надеемся на тебя». «Как ты относишься к людям, так и они к тебе». «Я тебя люблю любого». «Каждый может ошибаться! Попробуй еще!» Этот список вы можете продолжить сами, кое-что вы в нем узнали, подумайте, какие установки мешают вам жить и не давайте их своим детям, если не хотите, чтобы что-то в вашей жизни повторялось в ваших детях.

Чтобы усилия родителей стали более эффективными, психолог-консультант может предложить им воспользоваться следующими советами:

1. Не допускайте, чтобы ребенок  скучал во время занятий. Интерес  – лучшая из мотиваций, он делает  детей по-настоящему творческими  личностями и дает им возможность  испытывать удовлетворение от  интеллектуальных занятий.

2. Повторяйте упражнения. Развитие  умственных способностей ребенка  определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не  получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант.

3. Не проявляйте излишней тревоги  по поводу недостаточных успехов  и недостаточного продвижения  вперед или даже некоторого  регресса.

4. Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, превышающие  его интеллектуальные возможности.

5. В занятиях с ребенком нужна  мера. Постарайтесь определить пределы  выносливости ребенка и увеличивайте  длительность занятий каждый  раз на очень небольшое время. Предоставьте ребенку возможность  иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.

6. Дети дошкольного возраста  плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия. Поэтому, при проведении занятий  лучше выбирать игровую форму.

7. Развивайте в ребенке навыки  общения, дух сотрудничества и  коллективизма; научите ребенка  дружить с другими детьми, делить  с ними успехи и неудачи: все  это ему в школе.

8. Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще  хвалите ребенка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не  подчеркивайте его слабости в  сравнении с другими детьми. Формируйте  у него уверенность в своих  силах.

 

Консультации для родителей.

«Баю - баюшки - баю...» (Как укладывать ребенка спать.)

Пробуждение и засыпание - очень важные моменты в жизни детей. Проснуться - это всегда как бы немножко родиться заново. С чего начинается ваше утро? С улыбки, поцелуя, прикосновения. Вы спокойны, ваши глаза говорят друг другу: мы оба так рады, что мы есть в этом мире! Теперь можно встать, умыться, обтереться влажным полотенцем, сделать вместе зарядку. Обязательно надо перекусить, что-нибудь с горячим чаем, даже если ребенок идет в детский сад. И -день начался. Укладывание ребенка спать вечером тоже не терпит суеты и спешки. Хорошо, если вся процедура будет иметь какой-то постоянный порядок, четкую последовательность, станет своего рода церемонией. Прежде всего, дайте ребенку возможность спокойно закончить игру: «Уже поздно, пора спать, поиграй еще пять минут - будем укладываться». Упрощает жизнь введение четкого правила: после передачи «Спокойной ночи, малыши!» сразу умываться - и в постель. Одни дети засыпают быстро. С другими надо посидеть подольше, погладить, что-то тихо пошептать, в роде «ручки устали, ножки устали, все хотят спать, глазоньки закрываются, глазки устали, все отдыхает».

Чтобы ребенок успокоился, лучше гладить его в направлении сверху вниз по ручкам (от плеча к кисти), ножкам (от бедра к стопе), животику, спинке, лобику. Если выполнять это в течение хотя бы месяца и каждый день сидеть с ребенком столько, сколько он требует, он начнет засыпать быстрее и спокойнее. В какой-то момент даже может сам предложить оставить его одного. Очень важно, в каком состоянии, взрослый сидит рядом с малышом. Если вы торопитесь и хотите поскорее покончить со всей процедурой укладывания - ничего не выйдет. Как нарочно, ребенок будет засыпать очень долго, капризничать и просить то пить, то есть, то в туалет, то почитать. Вы нервничаете, и он видит это, понимает, что от него хотят поскорее отделаться. Он чувствует, что, хотя бы физически рядом, ваши мысли далеко, и пытается своими капризами вернуть вас к себе.

Если вы хотите, чтобы ребенок успокоился и быстро заснул, успокойтесь сами. На многих детей очень хорошо действуют колыбельные песни. Удивительно мягкая, нежная, музыкальная и образная русская речь, ритмичность приговоров, сопровождаемых поглаживанием, похлопыванием, покачиванием, доставляют большое удовольствие ребенку. Пусть будет крепка невидимая нить тепла и любви между ребенком и вами! Пойте для души!

 

Пословицы и поговорки – источник воспитания

нравственных качеств личности мальчика и девочки.

Неисчерпаемый источник для воспитания нравственных качеств личности представляют пословицы и поговорки. Пословицы – это краткие, меткие, глубокие по силе  мысли народные изречения или суждения о жизненных явлениях, выраженные в художественной форме. В пословицах нашёл отражение длительный опыт социально-бытовой и исторической жизни народа, его идеология, психология и жизненная мудрость.

Высокую оценку поговоркам и пословицам как творению народного гения давали многие великие мыслители. Так, по образному выражению К.Д.Ушинского, поговорки и пословицы – это «речевые самородки и самоцветы, в которых выкристаллизировалась мудрость народа». «именно в их лаконичной форме отчетливо проступают черты национального характера», - отмечает З.В.Сикевич.

На поговорках и пословицах училось и воспитывалось не одно поколение людей. Большой интерес представляет отношение самого народа к поговоркам и пословицам как источнику познания.

Следует обратить внимание на нравственно-поучительный характер пословиц и поговорок. Они содержат целый комплекс продуманных рекомендаций, выражающих народное представление о человеке, о формировании личности, о нравственном, трудовом, умственном, физическом и эстетическом воспитании.

В изумительной мудрости русских пословиц и поговорок запечатлены такие традиции народа, как любовь к матери, уважение к старшим, почитание родителей: «Нет лучше дружка, чем родная матушка», «Мать праведна – ограда каменна».

С помощью пословиц и поговорок ребенок постигает основополагающие ценности народного воспитания: ценностное отношение к матери, ценность производительного труда на земле, ценность семьи и семейных отношений, традиционное отношение к человеку, как к главной ценности на земле, ценность здорового образа жизни и одухотворенной красоты человеческого тела. В процессе ознакомления с устным народным творчеством ребёнок овладевает представлениями о лучших мужских и  женских  качествах русского народа – доброта, порядочность, верность слову и делу, мужество, самоотверженность, честность, трудолюбие и др.

Те простые, но главные истины, которые дети постигают с помощью пословиц и поговорок, могут закрепиться в сознании на всю жизнь. Устное народное творчество заставляет ребенка задуматься над очень многим и прочувствовать то, что затруднительно для него или вообще недоступно в реальной повседневной жизни. Выстраивая свое понимание пословиц и поговорок, малыш создает свои представления, свои образы, приходит к осознанию своей реальности и своего места в ней. И даже если этого не происходит, сам факт связи с народным творчеством через слушанье в кругу своих сверстников поднимает малыша на другой уровень душевных ощущений и познания и различения хорошего и дурного, добра и зла.

Информация о работе Роль фольклора в воспитании эмоциональной культуры старшего дошкольника