По итогам работы достижением
считаем создание в группе атмосферы доброжелательности,
сочувствия и взаимопонимания, богатой
развивающей среды.
2.3Методические рекомендации
работы с детьми по развитию эмоциональной
культуры детей старшего дошкольного
возраста через фольклор
Содержательный и технологический аспекты
развития эмоциональной культуры у детей
старшего дошкольного возраста представлены
в методических рекомендациях для педагогов
и родителей.
Рекомендации для педагогов. Для того
чтобы обеспечить развитие эмоциональной
культуры детей воспитателю необходимо:
1. учитывать индивидуальные особенности
каждого ребенка группы;
2. быть готовым к сотрудничеству
с ребенком;
3. налаживать доверительные, теплые
и доброжелательные отношения
с ребенком;
4. создать в группе благоприятный
психологический климат;
5. обеспечить эмоциональное благополучие
каждого ребенка;
6. овладеть такими формами взаимодействия
с ребенком, при которых порядок
в группе достигался бы не
дисциплинарными методами, не системой
специальных мероприятий, а общей
организацией жизни группы, насыщением
ее эмоционально – привлекательной
деятельностью, вниманием к каждому
ребенку и взаимоотношениями
между детьми;
7. учитывать эмоциональное состояние
ребенка для успешного проведения
развивающих программ;
8. планируя занятие, подбирать ситуации,
которые могли бы быть эмоционально
значимы для ребенка;
9. использовать в работе с
детьми старшего дошкольного
возраста разнообразные жанры фольклора;
10. включать фольклор не только
в непосредственно образовательную
деятельность, но и в повседневную;
11. для развития у ребенка собственной
позиции, обеспечить предоставлением
ему инициативы в выборе и организации
различных видов деятельности, и прежде
всего игры;
12. осуществлять гибкое руководство,
ориентируясь на ребенка;
13. поощрять стремление детей к знанию:
ни одно высказывание ребенка не должно
быть оставлено без внимания или оценено
негативно;
14. развивать у детей умение свободно
переключаться из одного эмоционального
состояния в другое;
15. развивать у детей способность сопереживать,
через фольклор.
Так как особое внимание уделяется
проблеме сотрудничества и взаимопонимания
с родителями, то нами были разработаны
примерные консультации родителям
« Что нужно знать взрослым об
особенностях поведения ребенка старшего
дошкольного возраста», «Влияние родительских
установок на развитие детей», «Баю - баюшки - баю...» (Как укладывать
ребенка спать), «Пословицы и поговорки
– источник воспитания нравственных качеств
личности мальчика и девочки» (Приложение
3).
Заключение
Художественная литература и фольклор
имеют огромное значение в деле воспитания
человека и вместе с тем является одним
из могучих средств развития и обогащения
эмоциональной культуры детей. Перед детским
садом стоит увлекательная задача — заложить
в детях семена любви и уважения к книге,
к художественному слову, фольклору. В
дошкольные годы жизни ребенка мы должны
ввести его в прекрасный мир устного народного
творчества. Фольклор открывает и объясняет
ребенку жизнь общества и природы. Через
фольклор детям становится ближе и понятнее
то, что им труднее всего постигнуть: внутренний
мир человека, его чувства, мотивы поступков,
его отношение к другим людям и природе.
Фольклор раскрывает ребенку действительность
разными средствами: через реалистический
рассказ или лирическое стихотворение,
через сказку, где одухотворяется животный
и растительный мир и даже неодушевленные
предметы и раскрывается определенная
идея.
Фольклор обогащает эмоции детей. Слушая
чтение, рассказывание, дети сочувствуют
герою, переживают вместе с ним его приключения,
невзгоды и победы. Они негодуют, возмущаются
отрицательными персонажами, поступками.
Устное народное творчество воспитывает
воображение: увлекательные живые образы
книги вызывают у маленьких слушателей
конкретные представления. Воображение
ребенка следует за течением рассказа,
сказки и одну за другой рисует картины.
Способность воссоздавать образ по слову
чрезвычайно ценна для человека, и эту
способность развивает художественная
книга.
Художественная книга дает ребенку прекрасные
образцы русского литературного языка.
Эти образцы различны: выразительный,
меткий язык народных сказок о животных,
насыщенный сказочной «обрядностью» язык
русских народных волшебных сказок. Достаточно
и этих примеров, чтобы показать богатство
русского языка в произведениях фольклорного
жанра.
Данная работа направлена
на изучение роли фольклора в воспитании
эмоциональной культуры старших дошкольников.
Мы изучили психолого-педагогическую
литературу по данной теме, дали понятие эмоции и личность,
рассмотрели способы выражения эмоций,
изучили проблемы развития эмоциональной
культуры ребенка в психологии и педагогике, подвергнуть анализу
развитие эмоциональной культуры детей
старшего дошкольного возраста посредством
фольклора. Нами была проведена
опытно-практическая работа по изучению
роли фольклора в воспитании эмоциональной
культуры детей старшего дошкольного
возраста, сформулированы
методические рекомендации работы с детьми для педагогов и разработаны
консультации для родителей. Из всего
этого можно сделать вывод, что приобщение
ребенка к эмоциональной культуре имеет
огромное значение. Это будет способствовать
формированию эмоционально яркой, нравственно
богатой и владеющей своими чувствами
личности.
В процессе развития
происходят изменения в эмоциональной
культуре ребенка. Меняются его взгляды
на мир и отношения с окружающими. Способность
ребенка сознавать и контролировать свои
эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная
культура качественно не развивается.
Ее необходимо развивать. Детей следует
учить «языку эмоций». Но, к сожалению,
развитию эмоциональной культуры детей
уделяется недостаточное внимание, и мы
это видим из литературы.
Для того, чтобы определить
эффективность развития эмоций на материале
народного фольклора, мы провели экспериментальную
работу, целью, которой было: рассмотреть на практике средства
и методы использования русского фольклора
на занятиях с детьми старшего дошкольного
возраста.
Мы считаем, что цель
была реализована, гипотеза доказана,
так как в данной работе мы показали, что
использование выразительных средств
русского фольклора, способствует обогащению
и развитию эмоциональной культуры старшего дошкольника.
Действительно, развитие
эмоций будет эффективным, если одновременно
развивать интонационную выразительность,
эмоциональный отклик на художественные
произведения и героев, мимику, пантомимику,
жесты и восприятие детьми эмоциональных
состояний других людей.
Конечно же, эффективность
эмоционального развития зависит от педагогов
и родителей. Они вместе должны осознавать
важность целенаправленной работы по
развитию эмоциональной сферы не только
на занятиях, но и в других видах деятельности.
Библиография
- Бергсон А. Смех. Психология
эмоций. Тесты.- М., 1984.
- Вавилова И. Н. К вопросу о психологической
характеристике целостности личности
дошкольника / И. Н. Вавилова // Вестник
Челябинского государственного педагогического
университета. - 2007. - № 8. - С. 23-32.
- Ватаман В. П. Воспитание детей на традициях народной культуры: метод. пособие / В. П. Ватаман. - М.: Просвещение, 2008. - 213 с.
- Волкова Б.С., Волкова Н.В. Детская психология.
- М., 2002.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. - М., 1999.
- Градусова Л.В. Ознакомление дошкольников с малыми формами фольклора: учебное пособие / Л.В.Градусова. - Магнитогорск: МаГУ, 2008.
- Григорович Л. А. Педагогика
и психология / Л. А. Григорович. - М.:
Вече, 2001. - 98 с.
- Губанова Н. Ф. Игровая деятельность
в детском саду / Н. Ф. Губанова.- М.: Просвещение,
2006. - 132 с.
- Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Стенина Н.М. В мире детских эмоций. – М.: Айрис Дидактика, 2007.
- Диагностика восприятия художественной
литературы детьми дошкольного возраста.
Психолого-педагогическое сопровождение
социально-личностного развития дошкольников:
метод. пособие / И.С.Дементьева, Л.А. Кремплевекая; под ред.: Т.М.БабуновоЙ, Н.И. Левшиной. - Магнитогорск: МаГУ, 2008. - 161 с.
- Доронова Г.Н., Соловьева Е.В., Жичкина А.Е., Мусиенко С.Н. Дошкольное учреждение и семья. – М.: Ланка - Пресс, 2002.
- ЕрмолаеваМ.В.,Ерофеева И.Р. Особенности и средства развития эмоциональной сферы дошкольников. - Москва – Воронеж,2008.
- Клименко Г. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми (подготовительная к школе группа) // Дошкольное воспитание.-1983.-№5.- С.34-35.
- Короткова Л. Д. Духовно-нравственное
воспитание средствами авторских сказок
/ Л. Д. Короткова. - М.: 2006. - 156 с.
- Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. - Ярославль, 2000.
- Кудрявцева Е. Использование
загадок в дидактической игре (старший
дошкольный возраст) // Дошкольное воспитание.-1986.-№9.-С.23-26.
- Куприна Л. С. Знакомство детей с русским
народным творчеством: учеб-метод. пособие
/ Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О.А. Маркеева, О.Н. Корепанова - СПб. : Детство-Пресс, 1999. - 234 с.
- Лихачев Б.Т. Теория эмоционального развития
дошкольников. - М.,
1997.
- Логинова В. И. Дошкольная педагогика:
учебник / В. И. Логинова, М. А. Саморукова.- М.: Просвещение, 1988. - 231 с.
- Лунина Г. В. Воспитание детей на традициях
русской культуры / Г. В. Лунина. - М.: Просвещение,
2005. -134 с.
- Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников.
- М., 2001.
- Науменко Г. М. Фольклорный праздник/ Г. М. Науменко. - М.: просвещение, 2000. - 213 с.
- Немов Р.С. Психология -4.1. - М.: Просвещение, 1994.
- Немов Р.С. Психология. - М., 1998.
- Павлова Л. Использование фольклора в
обучении детей математике // Детский сад
со всех сторон. – 2000. - №8 (август). – С.
1-8.
- Подласый И. П. Педагогика / И. П. Подласый. - М.: Просвещение, 1996. - 435 с.
- Рогов Е.И. Эмпатия и воля. - М., 1999.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии
в двух томах. - М. Педагогика, 1989.
- Семенака С.И. Учимся сопереживать, сочувствовать. - М., 2003.
- Соловьева Е. В. Наследие. И быль, и сказка…/
Е. В. Соловьева. - М.: Обруч, 2011. - 158 с.
- Тихомирова Л.Ф. Познавательные способности
детей 5-7 лет. - Ярославль, 2001.
- Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М., 1996.
- Усова А.П. Русское народное творчество
в детском саду. - М.: Просвещение, 1972. -78с.
- Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т.3.
- М. - Л., 1948.
- Эмоциональное развитие дошкольников.
Под редакцией Бурова А.И., Лихачева Б.Т.
М., 2001.
- Якобсон П.М. Психология чувств.
- М., 1958.
- Яковлева Е.Л. Эмоциональные
механизмы личностного и творческого
развития. // Вопросы психологии 1997.
Приложение 1
СМЕХ, ДА ВЕСЕЛЬЕ!
(математический
фольклорный досуг)
Программные
задачи: повторить с детьми порядковый
и обратный счет; упражнять детей в решении
задач, в разгадывании лабиринтов, в решении
задач на логическое мышление; отчет предметов
по заданному числу; измерения сыпучих
тел (мука, сахар), закрепить понятие десяток;
вспомнить с детьми пословицы, поговорки,
где встречаются числа 7,3. Создать у детей
радостное настроение.
Ход.
Воспитатель зазывает детей:
Собирайся народ!
Вас много интересного ждет!
Много игр, много шуток
И весёлых прибауток!
(Под фонограмму русской
народной мелодии входят в
группу дети)
Воспитатель:
Вдоль улицы во конец
Шёл удалый молодец,
Не товар продавать,
Себя людям показать.
Да он не один пришел. Посмотрите,
сколько с ними красных девушек и удалых
молодцев пришло. А скажите-ка мне, молодцы,
сколько с вами красных девушек пришло?
(дети считают и дают ответ). А сколько
молодцев? (дети считают и отвечают). А
сколько всего вас пришло? (Ответ детей)
Ай, да молодцы! Присаживайтесь,
пожалуйста!
Дети садятся на стулья. Девочка
встает, берет ведро и выходит под слова
воспитателя:
Посылали молодицу под
Горушку по водицу,
А водица далеко,
А ведёрко велико!
На встречу ей идет еще одна
девочка. Между ними происходит разговор:
─ Ульяна, Ульяна, где ты была?
─ В новой деревне!
─ А что видела?
─ Петушка в сапожках,
Курочку в сережках,
Селезня в кафтане,
Утку в сарафане.
И корову в юбке,
в теплом полушубке!
Ребята, давайте поможем Ульяне
посчитать, сколько всего зверей она видела.
Дети считают и дают ответ.
Воспитатель:
Ай, дуду, дуду, дуду!
Потерял мужик дуду,
Шарил, шарил – не нашел
Сам заплакал и пошел.
Ребята, давайте поможем мужику
найти дудку.
Дети проходят к столам и разгадывают
лабиринт.
Воспитатель: Молодцы, ребятки, помогли найти
дудку.
Воспитатель говорит, обращаясь к мальчику:
Кум, куманек, где ты живешь? Почему куманек
ко мне в гости не идешь?
Мальчик: В тереме расписном я живу.
К тебе, кумушка, в гости иду! Я иду, иду,
иду, прибауточку пою! Можно в гости?
Воспитатель: Можно, но сначала ответь на
вопрос, а вы ребята, помогайте. Вспомните
пословицы, поговорки, где встречается
число 7.
Дети перечисляют.
Семь бед – один ответ.
Семеро одного не ждут.
Лук от семи недуг.
За семью морями.
До седьмого пота.
Семь раз отмерь - один раз отрежь.
У семи нянек дитя без глазу.
Воспитатель: Молодцы! А вот еще задание:
семь утят плавают в пруду и всё время
ссорятся. Нужно провести три прямые линии,
чтобы их всех разъединить.
(Дети выполняют задание)
Воспитатель: А сейчас хотите поиграть? Выходите!
А игра называется «Нос»
Дети встают один рядом с другим
и считалкой выбирают водящего:
Плыл у берега пескарик
Потерял воздушный шарик.
Помоги его найти –
Сосчитай от 10.
(Счет от 10 до 0)
Водящему завязывают глаза,
он должен отсчитать каждый третий нос
у ребенка. На кого попадет, тому дается
флажок. После отсчета воспитатель спрашивает:
- Сколько всего флажков?
(Три).
А давайте, ребята, вспомним
пословицы, поговорки с этим числом.
Заблудился в трех соснах;
Не узнавай друга в три дня,
а узнавай в три года;
Обещанного три года ждут;
- Молодцы, ребятки. А сейчас
мы попросим наших молодиц
испечь нам пироги к чаю.
Ти-та-та, ти-та-та,
Пожалуйте решета,
Мучки насейте,
Пирожки затейте.
Пирожки-то на дрожжах,
Не удержишь на вожжах.
А чтобы испечь вкусные, пышные
пироги – надо отмерить столько стаканов
муки, сколько кружков на 1-й карточке,
и столько стаканов песка, сколько кружков
на 2-й карточке.
(Две девочки замешивают
тесто и «ставят испекаться»).
Воспитатель: А пока готовятся пироги, мы
с вами поиграем. Посмотрите-ка, какой
у меня горох. А кто хочет мой горох похвалить?
Дети говорят скороговорку:
Шли семь стариков,
Говорили старики про горох.
Первый говорит: «Горох хорош!»
Второй говорит: «Горох хорош!»
Третий говорит: «Горох хорош!»
Четвёртый говорит: «Горох хорош!»
Пятый говорит: «Горох хорош!»
Шестой говорит: «Горох хорош!»
Седьмой говорит: «Горох хорош!»
И в самом деле – хорош горох!
Мальчик подходит к скамейке,
берет балалайку и говорит:
-Эх, возьму я в руки
балалайку,
Да потешу я свою хозяйку!
Эй, Тимоха, да Демьян,
Николай, Семен, Иван…
Сядем, братцы. Все рядком,
Да частушки пропоем.
- Не похож он на пятак,
- Не похож на бублик,
- Круглый он, да не дурак,
- С дыркой, да не бублик.