Роль фольклора в воспитании эмоциональной культуры старшего дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 21:41, курсовая работа

Описание работы

Цель нашего исследования состояла в изучении роли фольклора в воспитании старших дошкольников в целях развития их эмоциональной культуры.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы изучения роли фольклора в воспитании эмоциональной культуры старшего дошкольника……………………………...5
1.1 Эмоции и личность, способы выражение эмоций……………………5
1.2 Рассмотрение проблемы развития эмоциональной культуры ребенка в психологии и педагогике………………………………………………………8
1.3 Развитие эмоциональной культуры детей старшего дошкольного возраста посредством фольклора ……………..……………………………….11
Глава II. Опытно-практическая работа по изучению роли фольклора в воспитании эмоциональной культуры детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………..……………………….29
2.1 Характеристика базы проведения исследования……………………29
2.2 Опытно-практическое исследование……………………………..….32
2.3 Методические рекомендации работы с детьми по развитию эмоциональной культуры детей старшего дошкольного возраста через фольклор………………………………………………………………………….37
Заключение……………………………………………………………………….39
Библиография…………………………………………………………………….42
Приложения………...............................................................................................45

Файлы: 1 файл

Курсовая Кондакова.docx

— 110.03 Кб (Скачать файл)

По итогам работы достижением считаем создание в группе атмосферы доброжелательности, сочувствия и взаимопонимания, богатой развивающей среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3Методические рекомендации работы с детьми по развитию эмоциональной культуры детей старшего дошкольного возраста  через фольклор 

Содержательный и технологический аспекты развития эмоциональной культуры у детей старшего дошкольного возраста представлены в методических рекомендациях для педагогов и родителей. 

Рекомендации для педагогов. Для того чтобы обеспечить развитие эмоциональной культуры детей воспитателю необходимо:

1. учитывать индивидуальные особенности  каждого ребенка группы;

2. быть готовым к сотрудничеству  с ребенком;

3. налаживать доверительные, теплые  и доброжелательные отношения  с ребенком;

4. создать в группе благоприятный  психологический климат;

5. обеспечить эмоциональное благополучие  каждого ребенка;

6. овладеть такими формами взаимодействия  с ребенком, при которых порядок  в группе достигался бы не  дисциплинарными методами, не системой  специальных мероприятий, а общей  организацией жизни группы, насыщением  ее эмоционально – привлекательной  деятельностью, вниманием к каждому  ребенку и взаимоотношениями  между детьми;

7. учитывать эмоциональное состояние  ребенка для успешного проведения  развивающих программ;

8. планируя занятие, подбирать ситуации, которые могли бы быть эмоционально  значимы для ребенка;

9. использовать в работе с  детьми старшего дошкольного  возраста разнообразные жанры фольклора;

10. включать фольклор не только  в непосредственно образовательную  деятельность, но и в повседневную;

11. для развития у ребенка собственной позиции, обеспечить предоставлением ему инициативы в выборе и организации различных видов деятельности, и прежде всего игры;

12. осуществлять гибкое руководство, ориентируясь на ребенка;

13. поощрять стремление детей к знанию: ни одно высказывание ребенка не должно быть оставлено без внимания или оценено негативно;

14. развивать у детей умение свободно переключаться из одного эмоционального состояния в другое;

15. развивать у детей способность сопереживать, через фольклор. 

Так как особое внимание уделяется проблеме сотрудничества и взаимопонимания с родителями,  то нами были разработаны примерные консультации родителям  « Что нужно знать взрослым об особенностях поведения ребенка старшего дошкольного возраста», «Влияние родительских установок на развитие детей», «Баю - баюшки - баю...» (Как укладывать ребенка спать), «Пословицы и поговорки – источник воспитания нравственных качеств личности мальчика и девочки» (Приложение 3).

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Художественная литература и фольклор имеют огромное значение в деле воспитания человека и вместе с тем является одним из могучих средств развития и обогащения эмоциональной культуры детей. Перед детским садом стоит увлекательная задача — заложить в детях семена любви и уважения к книге, к художественному слову, фольклору. В дошкольные годы жизни ребенка мы должны ввести его в прекрасный мир устного народного творчества. Фольклор открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы. Через фольклор детям становится ближе и понятнее то, что им труднее всего постигнуть: внутренний мир человека, его чувства, мотивы поступков, его отношение к другим людям и природе. Фольклор раскрывает ребенку действительность разными средствами: через реалистический рассказ или лирическое стихотворение, через сказку, где одухотворяется животный и растительный мир и даже неодушевленные предметы и раскрывается определенная идея.

Фольклор обогащает эмоции детей. Слушая чтение, рассказывание, дети сочувствуют герою, переживают вместе с ним его приключения, невзгоды и победы. Они негодуют, возмущаются отрицательными персонажами, поступками. Устное народное творчество воспитывает воображение: увлекательные живые образы книги вызывают у маленьких слушателей конкретные представления. Воображение ребенка следует за течением рассказа, сказки и одну за другой рисует картины. Способность воссоздавать образ по слову чрезвычайно ценна для человека, и эту способность развивает художественная книга.

Художественная книга дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны: выразительный, меткий язык народных сказок о животных, насыщенный сказочной «обрядностью» язык русских народных волшебных сказок. Достаточно и этих примеров, чтобы показать богатство русского языка в произведениях фольклорного жанра.

Данная работа направлена на изучение роли фольклора в воспитании эмоциональной культуры старших дошкольников.

Мы изучили психолого-педагогическую литературу по данной теме, дали понятие эмоции и личность, рассмотрели способы выражения эмоций, изучили проблемы развития эмоциональной культуры ребенка в психологии и педагогике, подвергнуть анализу развитие эмоциональной культуры детей старшего дошкольного возраста посредством фольклора. Нами была проведена опытно-практическая работа по изучению роли фольклора в воспитании эмоциональной культуры детей старшего дошкольного возраста, сформулированы методические рекомендации работы с детьми для педагогов и разработаны консультации для родителей. Из всего этого можно сделать вывод, что приобщение ребенка к эмоциональной культуре имеет огромное значение. Это будет способствовать формированию эмоционально яркой, нравственно богатой и владеющей своими чувствами личности. 

В процессе развития происходят изменения в эмоциональной культуре ребенка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная культура качественно не развивается. Ее необходимо развивать. Детей следует учить «языку эмоций». Но, к сожалению, развитию эмоциональной культуры детей уделяется недостаточное внимание, и мы это видим из литературы. 

Для того, чтобы определить эффективность развития эмоций на материале народного фольклора, мы провели экспериментальную работу, целью, которой было: рассмотреть на практике средства и методы использования русского фольклора на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста.

Мы считаем, что цель была реализована, гипотеза доказана, так как в данной работе мы показали, что использование выразительных средств русского фольклора, способствует обогащению и развитию эмоциональной культуры старшего дошкольника.

Действительно, развитие эмоций будет эффективным, если одновременно развивать интонационную выразительность, эмоциональный отклик на художественные произведения и героев, мимику, пантомимику, жесты и восприятие детьми эмоциональных состояний других людей. 

Конечно же, эффективность эмоционального развития зависит от педагогов и родителей. Они вместе должны осознавать важность целенаправленной работы по развитию эмоциональной сферы не только на занятиях, но и в других видах деятельности. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография

  1. Бергсон А. Смех. Психология эмоций. Тесты.- М., 1984.
  2. Вавилова И. Н. К вопросу о психологической характеристике целостности личности дошкольника / И. Н. Вавилова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2007. - № 8. - С. 23-32.
  3. Ватаман В. П. Воспитание детей на традициях народной культуры: метод. пособие / В. П. Ватаман. - М.: Просвещение, 2008. - 213 с.
  4. Волкова Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. - М., 2002.
  5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. - М., 1999.
  6. Градусова Л.В. Ознакомление дошкольников с малыми формами фольклора: учебное пособие / Л.В.Градусова. - Магнитогорск: МаГУ, 2008.
  7. Григорович Л. А. Педагогика и психология  / Л. А. Григорович. - М.: Вече, 2001. - 98 с.
  8. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду / Н. Ф. Губанова.- М.: Просвещение, 2006. - 132 с.
  9. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я.,  Стенина Н.М.  В мире детских эмоций. – М.: Айрис Дидактика, 2007.
  10. Диагностика восприятия художественной литературы детьми дошкольного возраста. Психолого-педагогическое сопровождение социально-личностного развития дошкольников: метод. пособие / И.С.Дементьева,  Л.А. Кремплевекая; под ред.: Т.М.БабуновоЙ, Н.И. Левшиной. - Магнитогорск:  МаГУ, 2008. - 161 с.
  11. Доронова Г.Н., Соловьева Е.В., Жичкина А.Е., Мусиенко С.Н. Дошкольное учреждение и семья. – М.: Ланка - Пресс, 2002.
  12. ЕрмолаеваМ.В.,Ерофеева И.Р. Особенности и средства развития эмоциональной сферы дошкольников. - Москва – Воронеж,2008.
  13. Клименко Г. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми (подготовительная к школе группа) // Дошкольное воспитание.-1983.-№5.- С.34-35.
  14. Короткова Л. Д. Духовно-нравственное воспитание средствами авторских сказок / Л. Д. Короткова. - М.: 2006. - 156 с.
  15. Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. - Ярославль, 2000.
  16. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) // Дошкольное воспитание.-1986.-№9.-С.23-26.
  17. Куприна Л. С. Знакомство детей с русским народным творчеством: учеб-метод. пособие / Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О.А. Маркеева, О.Н. Корепанова - СПб. : Детство-Пресс, 1999. - 234 с.
  18. Лихачев Б.Т. Теория эмоционального развития дошкольников. - М.,  
    1997.
  19. Логинова В. И. Дошкольная педагогика: учебник / В. И. Логинова, М. А. Саморукова.- М.: Просвещение, 1988. - 231 с.
  20. Лунина Г. В. Воспитание детей на традициях русской культуры / Г. В. Лунина. - М.: Просвещение, 2005. -134 с.
  21. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. - М., 2001.
  22. Науменко Г. М. Фольклорный праздник/ Г. М. Науменко. - М.: просвещение, 2000. - 213 с.
  23. Немов Р.С. Психология -4.1. - М.: Просвещение, 1994.
  24. Немов Р.С. Психология. - М., 1998.
  25. Павлова Л. Использование фольклора в обучении детей математике // Детский сад со всех сторон. – 2000. - №8 (август). – С. 1-8.
  26. Подласый И. П. Педагогика / И. П. Подласый. - М.: Просвещение, 1996. - 435 с.
  27. Рогов Е.И. Эмпатия и воля. - М., 1999.
  28. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии в двух томах. - М. Педагогика, 1989.
  29. Семенака С.И. Учимся сопереживать, сочувствовать. - М., 2003.
  30. Соловьева Е. В. Наследие. И быль, и сказка…/ Е. В. Соловьева. - М.: Обруч, 2011. - 158 с.
  31. Тихомирова Л.Ф. Познавательные способности детей 5-7 лет. - Ярославль, 2001.
  32. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М., 1996.
  33. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. - М.: Просвещение, 1972. -78с.
  34. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т.3. - М. - Л., 1948.
  35. Эмоциональное развитие дошкольников. Под редакцией Бурова А.И., Лихачева Б.Т. М., 2001.
  36. Якобсон П.М. Психология чувств. - М., 1958.
  37. Яковлева Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития. // Вопросы психологии 1997.

 

 

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

СМЕХ, ДА ВЕСЕЛЬЕ!

(математический  фольклорный досуг)

Программные задачи: повторить с детьми порядковый и обратный счет; упражнять детей в решении задач, в разгадывании лабиринтов, в решении задач на логическое мышление; отчет предметов по заданному числу; измерения сыпучих тел (мука, сахар), закрепить понятие десяток; вспомнить с детьми пословицы, поговорки, где встречаются числа 7,3. Создать у детей радостное настроение.

Ход.

Воспитатель зазывает детей:

Собирайся народ!

Вас много интересного ждет!

Много игр, много шуток

И весёлых прибауток!

(Под фонограмму русской  народной мелодии входят в  группу дети)

Воспитатель:    
Вдоль улицы во конец

Шёл удалый молодец,

Не товар продавать,

Себя людям показать.

Да он не один пришел. Посмотрите, сколько с ними красных девушек и удалых молодцев пришло. А скажите-ка мне, молодцы, сколько с вами красных девушек пришло? (дети считают и дают ответ). А сколько молодцев? (дети считают и отвечают). А сколько всего вас пришло? (Ответ детей)

Ай, да молодцы! Присаживайтесь, пожалуйста!

Дети садятся на стулья. Девочка встает, берет ведро и выходит под слова воспитателя:

Посылали молодицу под

Горушку по водицу,

А водица далеко,

А ведёрко велико!

На встречу ей идет еще одна девочка. Между ними происходит разговор:

─ Ульяна, Ульяна, где ты была?

─ В новой деревне!

─ А что видела?

─ Петушка в сапожках,

Курочку в сережках,

Селезня в кафтане,

Утку в сарафане.

И корову в юбке,

в теплом полушубке!

Ребята, давайте поможем Ульяне посчитать, сколько всего зверей она видела.

Дети считают и дают ответ.

Воспитатель:  

Ай, дуду, дуду, дуду!

Потерял мужик дуду,

Шарил, шарил – не нашел

Сам заплакал и пошел.

Ребята, давайте поможем мужику найти дудку.

Дети проходят к столам и разгадывают лабиринт.

Воспитатель:   Молодцы, ребятки, помогли найти дудку.

Воспитатель говорит, обращаясь к мальчику: Кум, куманек, где ты живешь? Почему куманек ко мне в гости не идешь?

Мальчик: В тереме расписном я живу. К тебе, кумушка, в гости иду! Я иду, иду, иду, прибауточку пою! Можно в гости?

Воспитатель: Можно, но сначала ответь на вопрос, а вы ребята, помогайте. Вспомните пословицы, поговорки, где встречается число 7.

Дети перечисляют.

Семь бед – один ответ.

Семеро одного не ждут.

Лук от семи недуг.

За семью морями.

До седьмого пота.

Семь раз отмерь - один раз отрежь.

У семи нянек дитя без глазу.

Воспитатель:   Молодцы! А вот еще задание: семь утят плавают в пруду и всё время ссорятся. Нужно провести три прямые линии, чтобы их всех разъединить.

(Дети выполняют задание)

Воспитатель: А сейчас хотите поиграть? Выходите! А игра называется «Нос»

Дети встают один рядом с другим и считалкой выбирают водящего:

Плыл у берега пескарик

Потерял воздушный шарик.

Помоги его найти –

Сосчитай от 10.

(Счет от 10 до 0)

Водящему завязывают глаза, он должен отсчитать каждый третий нос у ребенка. На кого попадет, тому дается флажок. После отсчета воспитатель спрашивает:

- Сколько всего флажков? (Три).

А давайте, ребята, вспомним пословицы, поговорки с этим числом.

  • Заблудился в трех соснах;

  • Не узнавай друга в три дня, а узнавай в три года;

  • От горшка три вершка;

  • Наврал с три короба;

  • Обещанного три года ждут;

  • Плакать в три ручья.

- Молодцы, ребятки. А сейчас  мы попросим наших молодиц  испечь нам пироги к чаю.

Ти-та-та, ти-та-та,

Пожалуйте решета,

Мучки насейте,

Пирожки затейте.

Пирожки-то на дрожжах,

Не удержишь на вожжах.

А чтобы испечь вкусные, пышные пироги – надо отмерить столько стаканов муки, сколько кружков на 1-й карточке, и столько стаканов песка, сколько кружков на 2-й карточке.

(Две девочки замешивают  тесто и «ставят испекаться»).

Воспитатель:  А пока готовятся пироги, мы с вами поиграем. Посмотрите-ка, какой у меня горох. А кто хочет мой горох похвалить?

Дети говорят скороговорку:

Шли семь стариков,

Говорили старики про горох.

Первый говорит: «Горох хорош!»

Второй говорит: «Горох хорош!»

Третий говорит: «Горох хорош!»

Четвёртый говорит: «Горох хорош!»

Пятый говорит: «Горох хорош!»

Шестой говорит: «Горох хорош!»

Седьмой говорит: «Горох хорош!»

И в самом деле – хорош горох!

Мальчик подходит к скамейке, берет балалайку и говорит:

-Эх, возьму я в руки  балалайку,

Да потешу я свою хозяйку!

Эй, Тимоха, да Демьян,

Николай, Семен, Иван…

Сядем, братцы. Все рядком,

Да частушки пропоем.

    1. Не похож он на пятак,
    2. Не похож на бублик,
    3. Круглый он, да не дурак,
    4. С дыркой, да не бублик.

Информация о работе Роль фольклора в воспитании эмоциональной культуры старшего дошкольника