Игра – это особый слой реальности. В
игре ребенок действует с предметами,
относящимися к реальности: воспроизводит
и имитирует отношения, воспринятые из
реальности. В игре широко представлены
замещающие предметы и замещающие действия.
Преображаясь, ребенок преображает используемые
в игре предметы и действует с ними, имея
в виду то их значение, которое он им придал.
Эти значения определяются пониманием
ребенка внешней реальности.
Фольклорные игры несут в себе различную
функциональную нагрузку: познавательную;
организационно – деятельную; импровизационно
– творческую; физического развития.
Народные игры, без сомнения, способствуют
развитию эмоциональной культуры дошкольника.
Ребенок перевоплощается в героя сказки,
он переживает ситуацию сказочного героя,
воплощается в образ, учится двигаться
по сцене, поет, танцует; потом свои эмоции
переносит на бумагу и в полной мере развивает
свою фантазию.
Игровую композицию можно создать на
основе сюжета любой народной песни, например:
«А я по лугу», а также путем соединения
2 – 3 песен. Педагог, способен подобрать
подходящие песни и разыграть их с детьми.
Особенность народных игр в том, что они
предоставляют ребенку, возможно самостоятельно
войти в роль в условиях полной свободы,
установить необходимый взаимоотношения
с друзьями по игре, стать режиссером и
одновременно сценаристом.
Игра оказывает на ребенка эмоциональное
воздействие, увлекает его, вызывает интерес
к деятельности. Это обстоятельство усиливается
воздействием на ребенка различных видов
искусства – слова, музыки, танца – в едином
синтезе.
Таким образом, фольклор – это то, необходимое
условие, которые способствуют введению
ребенка в мир творчества и фантазии с
помощью сказки, игры, песни, а, главное,
это важный компонент образовательного
процесса, позволяющий развить эмоциональную
культуру детей старшего дошкольного
возраста.
Глава II. Опытно-практическая
работа по изучению роли фольклора в воспитании
эмоциональной культуры детей старшего
дошкольного возраста
2.1 Характеристика
базы проведения исследования
Базой для проведения исследования
послужило бюджетное дошкольное образовательное
учреждение №21 г. Сокол.
БДОУ реализует программу «Детство»,
авторский коллектив: коллектив преподавателей
кафедры дошкольной педагогики РГПУ им.
А.И. Герцена. Цель программы
«Детства»: обеспечение всестороннего
развития ребенка в дошкольный период:
интеллектуального, физического, эмоционального,
нравственного, волевого, социально-личностного,
- через соответствующую его возрастным
особенностям развивающую среду.
Задачи развития ребенка определяются
программой по трем взаимосвязанным линиям
развития ребенка «Чувствовать - Познавать
– Творить», которые пронизывают все разделы
программы, придавая ей целостность и
единую направленность.
Линия чувств определяет в программе направление
эмоционального развития дошкольника
и обеспечивает эмоционально-комфортное
состояние ребенка в референтных для него
группах общения с взрослыми и сверстниками,
а также гармонию с предметным миром. Программа
ставит задачу развития у детей на основе
разного образовательного содержания
эмоциональной отзывчивости, способности
к сопереживанию, готовности к проявлению
гуманного отношения в детской деятельности,
поведении и поступках. Программа ориентирует
воспитателя на ознакомление детей с доступными
для их понимания эмоциональными переживаниями
и проблемами людей, их поступками, эмоциональными
состояниями. Эмоциональная отзывчивость
дошкольников активно развивается через
приобщение к искусству, музыке, литературе,
народной культуре.
Линия познания основывается на характерном для дошкольника
чувстве удивления, восхищения миром.
Задача программы - способствовать развитию
познавательной активности, любознательности,
стремления к самостоятельному познанию
и размышлению, развитию умственных способностей
и речи. В соответствии с особенностями
познавательной деятельности дошкольника,
программа обеспечивает развитие образных
форм познания мира - наглядно-образного
мышления и воображения, все это стимулируется
благодаря насыщенности программы познавательными
задачами и расширению круга объектов
познания.
Линия творчества осуществляется в единстве с развитием
познания и чувств. Задача программы -
пробудить творческую активность детей,
стимулировать воображение, желание включаться
в творческую деятельность. Программа
ориентирует на многообразие проявлений
детского творчества в играх, ручном труде,
конструировании, изобразительной и музыкальной
деятельности, а также предполагает творчество
детей в математической, природоведческой,
речевой сфере.
Обучение детей в программе «Детство» строится как увлекательная игровая
деятельность. Деятельность в условиях
развивающей педагогической среды, позволяет
ребенку проявить пытливость, любознательность,
познавать окружающее без принуждения,
стремиться к творческому отображению
познанного и к самостоятельной деятельности.
Все содержание программы «Детство»
центрировано на ребенке, создании ему
эмоционально-комфортного состояния и
благоприятных условий для развития индивидуальности,
позитивных личностных качеств. Создание
ребенку эмоционально-комфортного состояния
задано в программе оптимальной интенсивностью
двигательных, физических и психических
нагрузок.
Содержание программы реализует
принцип этнокультурной соотнесенности
дошкольного образования. Авторы стремились
к тому, чтобы ребенок с детства приобщался
к истокам народной культуры своей страны.
В программе уделяется большое внимание
произведениям устного народного творчества,
народным хороводным играм, музыке и танцам,
декоративно-прикладному искусству России.
Одновременно программа предполагает
воспитание уважения к другим народам,
интерес к мировому сообществу.
Авторы программы «Детство»
делают акцент на приобщении детей к добру,
красоте, ненасилию, ибо важно, чтобы дошкольный
возраст стал временем, когда у ребенка
пробуждается чувство своей сопричастности
к миру, желание совершать добрые поступки,
участвовать в охране окружающей среды.
2.2 Опытно-практическое
исследование
Опытно-практическое исследованиепроводилосьв
подготовительной к школе группы БДОУ
СМР «Детский сад №21» г.Сокол.
В процессе работы мы решали
следующие задачи: развитие эмоциональной отзывчивости на произведения русского народного
творчества; развитие фантазии, творческих
способностей дошкольников и умения находить
средства выражения образа в мимике, жестах,
интонациях; обогащение словаря, развитие
лексико-грамматического строя, выразительности
интонации и фонематического слуха; создание
развивающей среды соответственно возрасту.
Определив направления в работе,
приступили к их реализации. Какими бы
высокими художественными особенностями
ни обладали образцы народного искусства,
их воздействие на детей во многом будет
зависеть от моего умения пробудить интерес
к творчеству. Поэтому мы глубже изучили
различные виды народного творчества,
прочитали специальную литературу по
истории, фольклору и культуре быта. В
развивающей среде группы появились: лесная
поляна с «русской красавицей» - березкой,
колодец, забор, подсолнух, куклы в русских
костюмах, горница (комната русского быта).
Для реализации задачи по развитию
эмоциональной отзывчивости на произведения
устного народного творчества предлагали
детям поиграть в сказку, пережить все
приключения сказочных героев, помочь
найти выход из трудной ситуации. Волки,
медведи в сказке олицетворяют трудности,
которые надо преодолеть. В сказке герой
всегда выходит победителем из трудной
ситуации. Учу детей быть такими же смелыми,
решительными, находчивыми. Сказка помогает
реализовать свои мечты и желания. Через
оценку взаимоотношений героев сказки
подвожу детей к пониманию противоречий
в окружающем мире, ставлю перед необходимостью
выбора, потребностью решать противоречия,
возникающие в жизни. Благодаря сказкам
у ребенка развивается способность сострадать,
сочувствовать, сопереживать, радоваться
чужим удачам. Как отмечал В.А. Сухомлинский,
«сказка - это активное эстетическое творчество,
захватывающее все сферы ребенка, его
ум, чувства, воображение, волю. Оно начинается
уже в рассказывании, высший этап – инсценирование».
В работе использовали наглядный
метод (демонстрация иллюстраций и картин,
показ способов действий);словесный метод (коллективное
чтение, заучивание наизусть по ролям
с детьми старшего возраста, сочинение
сказок); игровой метод (игры-драматизации,
игры-инсценировки, дидактические игры,
настольно-печатные игры). Детям нравится
участвовать в литературных викторинах,
«Вечерах общения» и «Уроках доброты».
Речевые и музыкальные народные игры,
танцы, попевки, песни находят отклик в
душе каждого ребенка.
Решая задачу по развитию фантазии,
творческих способностей дошкольников
и умения находить средства выражения
образа в мимике, жестах, интонациях, рассказывали
сказки, побуждая детей к выразительности
диалогов. Особую ценность в этом представляют
импровизационные диалоги персонажей
и монолог сказочника в играх драматизациях.
Под впечатлением услышанной сказки возникает
естественное желание показать действие
персонажей: как шел медведь, прыгал зайчик,
бежала мышка. Разыгрывали с детьми пластические
этюды с использованием ряженья, где каждое
выразительное движение сопровождаю меткой
характеристикой: лисичка красивая, игривая,
а лягушка прыгает, растопырив лапки, шлепает
по болоту. Игра в сказку помогает ребенку
почувствовать себя ее героем, волшебником,
развивает у ребят фантазию. Для раскрытия
своих творческих способностей предлагали
детям проиграть старые знакомые сказки
на новый лад: «Веселое путешествие колобка»,
«Репка, репонька, вот какая крепенька»,
«У козы рогатой чудные козлята», «Два
медвежонка», «День рождения козочки»,
«У страха глаза велики». Детей увлекает
очарование вымысла, быстрая смена событий
в сказке, необычность приключений и обязательная
победа Добра над Злом. Использовали в
работе с детьми практический метод: упражнение
в проговаривании, звукоподражание, имитация
действий.
С детьми старшего возраста
возродили забытые календарные праздники:
Рождество(Святки), Масленицу(Вторник-заигрыш),
Васильковый день (Праздник полевых цветов),
Петров день (Сенокос) и др.
При отборе фольклорного материала
учитывали возрастные возможности детей.
Старших детей знакомили с более сложным
фольклорным материалом - былинами, сказаниями
и обрядовыми песнями. Зародился обычай
собираться, чтобы вместе читать потешки,
прибаутки, небылицы, рассказывать сказки,
играть в народные игры, петь русские песни,
а то и отведать вкусной тыквенной каши
из чугунка. Многие занятия завершались
чаепитием из самовара. Старших детей
учили готовить блюда русской кухни. Сколько
радости это приносит детям! Ввели в практику
слушание колыбельных песен перед дневным
сном: они погружают ребенка в мир поэзии,
успокаивают. Объясняю назначение и особенности
колыбельной, помогаю заучивать текст.
Обязательно отмечаем именины, непременным
атрибутом которых являются различные
забавы, народные игры, добрые пожелания,
какой-нибудь сюрприз, подарки, которые
дети делают вместе со мной имениннику
(Приложение 1).
Особое внимание уделяли проблеме
сотрудничества и взаимопонимания с родителями.
Не случайно важной частью работы стала
организация семейного клуба «Посиделки»,
на заседаниях которых в непринужденной
обстановке знакомили родителей с различными
видами русского народного творчества
и методикой преподнесения ее детям. В
творческой обстановке проходят дискуссии,
вечера вопросов и ответов, организуются
выставки рисунков и поделок, ярмарки
семейного творчества. Особенно ценно
то, что в заседаниях клуба участвовали
дети, что, конечно, же, способствует их
сближению с родителями. Также был составлен
план работы с родителями на учебный год
(Приложение 2).
Обогащение словаря, развитие
лексико-грамматического строя, выразительности
интонации и фонематического слуха проводили
через все виды деятельности, что способствует
лучшему усвоению. Для решения педагогических
задач огромное значение придавали индивидуальной
работе с детьми, тщательному изучению
возможностей и психологических особенностей
каждого ребенка.
В игре - драматизации не упускали
из виду такое направление деятельности,
как сюжетно-ролевая игра с использованием
персонажей и сюжетов, взятых из сказок
и театрализованную игру для зрителей.
Использовали разнообразные виды игры:
с игрушками, фигурками из плоскостного
театра, куклами би-ба-бо.
В потешках, прибаутках, закличках,
загадках, пословицах язык богат сравнениями,
эпитетами, олицетворениями, гиперболами,
метафорами, что позволяет обогатить пассивный
словарь детей, неоднократное повторение,
заучивание, проведения инсценировок,
перевести со временем эти яркие и выразительные
средства в активный словарь. Реализуя
задуманное осуществляли гибкое руководство,
постоянно ориентировались на каждого
ребенка: поощряли поиск, не оставляли
без внимания ни одно высказывание, внимательно
относились к ответам и рассуждениям.
Воспитывали у детей уверенность в том,
что они могут в любой момент обратиться
к взрослому вопросом, за помощью или советом.
Нередко занятия проводились в достаточно
свободной форме: дети могут ходить, сидеть
или стоять за столами, располагаться
на ковре, максимально приблизившись к
месту действия, например при чтении сказки,
когда хочется получше рассмотреть иллюстрации.
Тем самым создается эффект спокойной
домашней атмосферы.
В группе была создана разнообразная
развивающая среда соответственно возрасту.
Совместно с детьми и их родителями в группе
созданы музеи: «Сказочный лес», «Морское
царство», мини-музей «Забавная игрушка».
По многим литературным произведениям
имеются видеокассеты, CD-диски, аудиокассеты
с записями инсценировок по мотивам народных
сказок, закличек, небылиц, русских народных
песен. Создана библиотечка красочных
книг с русскими народными сказками, потешками,
загадками. В группе отведено место для
театральной деятельности. Имеется уголок
ряженья с элементами костюмов и шапочки
для игр-драматизаций и инсценировок сказок,
куклы «би-ба-бо», настольный, теневой
и пальчиковый театры, театр на фланелеграфе,
по сюжетам русских народных сказок: «Курочка
Ряба», «Теремок», «Кошкин дом», «Волк
и семеро козлят», «Заюшкина избушка»
и другие; дидактические и настольно-печатные
(лото, мозаика) игры: «Подбери картинку»,
«Собери сказку», «Мои любимые сказки»
и т.п.