Роль фольклора в воспитании эмоциональной культуры старшего дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 21:41, курсовая работа

Описание работы

Цель нашего исследования состояла в изучении роли фольклора в воспитании старших дошкольников в целях развития их эмоциональной культуры.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы изучения роли фольклора в воспитании эмоциональной культуры старшего дошкольника……………………………...5
1.1 Эмоции и личность, способы выражение эмоций……………………5
1.2 Рассмотрение проблемы развития эмоциональной культуры ребенка в психологии и педагогике………………………………………………………8
1.3 Развитие эмоциональной культуры детей старшего дошкольного возраста посредством фольклора ……………..……………………………….11
Глава II. Опытно-практическая работа по изучению роли фольклора в воспитании эмоциональной культуры детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………..……………………….29
2.1 Характеристика базы проведения исследования……………………29
2.2 Опытно-практическое исследование……………………………..….32
2.3 Методические рекомендации работы с детьми по развитию эмоциональной культуры детей старшего дошкольного возраста через фольклор………………………………………………………………………….37
Заключение……………………………………………………………………….39
Библиография…………………………………………………………………….42
Приложения………...............................................................................................45

Файлы: 1 файл

Курсовая Кондакова.docx

— 110.03 Кб (Скачать файл)

Игра – это особый слой реальности. В игре ребенок действует с предметами, относящимися к реальности: воспроизводит и имитирует отношения, воспринятые из реальности. В игре широко представлены замещающие предметы и замещающие действия. Преображаясь, ребенок преображает используемые в игре предметы и действует с ними, имея в виду то их значение, которое он им придал. Эти значения определяются пониманием ребенка внешней реальности.

Фольклорные игры несут в себе различную функциональную нагрузку: познавательную; организационно – деятельную; импровизационно – творческую; физического развития.

Народные игры, без сомнения, способствуют развитию эмоциональной культуры дошкольника. Ребенок перевоплощается в героя сказки, он переживает ситуацию сказочного героя, воплощается в образ, учится двигаться по сцене, поет, танцует; потом свои эмоции переносит на бумагу и в полной мере развивает свою фантазию.

Игровую композицию можно создать на основе сюжета любой народной песни, например: «А я по лугу», а также путем соединения 2 – 3 песен. Педагог, способен подобрать подходящие песни и разыграть их с детьми. Особенность народных игр в том, что они предоставляют ребенку, возможно самостоятельно войти в роль в условиях полной свободы, установить необходимый взаимоотношения с друзьями по игре, стать режиссером и одновременно сценаристом.

Игра оказывает на ребенка эмоциональное воздействие, увлекает его, вызывает интерес к деятельности. Это обстоятельство усиливается воздействием на ребенка различных видов искусства – слова, музыки, танца – в едином синтезе.

Таким образом, фольклор – это то, необходимое условие, которые способствуют введению ребенка в мир творчества и фантазии с помощью сказки, игры, песни, а, главное, это важный компонент образовательного процесса, позволяющий развить эмоциональную культуру детей старшего дошкольного возраста.

 

 

 

Глава II. Опытно-практическая работа по изучению роли фольклора в воспитании эмоциональной культуры детей старшего дошкольного возраста

2.1 Характеристика  базы проведения исследования

Базой для проведения исследования послужило бюджетное дошкольное образовательное учреждение №21 г. Сокол.

БДОУ реализует программу «Детство», авторский коллектив: коллектив преподавателей кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена. Цель программы «Детства»: обеспечение всестороннего развития ребенка в дошкольный период: интеллектуального, физического, эмоционального, нравственного, волевого, социально-личностного, - через соответствующую его возрастным особенностям развивающую среду.

Задачи развития ребенка определяются программой по трем взаимосвязанным линиям развития ребенка «Чувствовать - Познавать – Творить», которые пронизывают все разделы программы, придавая ей целостность и единую направленность.

Линия чувств определяет в программе направление эмоционального развития дошкольника и обеспечивает эмоционально-комфортное состояние ребенка в референтных для него группах общения с взрослыми и сверстниками, а также гармонию с предметным миром. Программа ставит задачу развития у детей на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении и поступках. Программа ориентирует воспитателя на ознакомление детей с доступными для их понимания эмоциональными переживаниями и проблемами людей, их поступками, эмоциональными состояниями. Эмоциональная отзывчивость дошкольников активно развивается через приобщение к искусству, музыке, литературе, народной культуре.

Линия познания основывается на характерном для дошкольника чувстве удивления, восхищения миром. Задача программы - способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи. В соответствии с особенностями познавательной деятельности дошкольника, программа обеспечивает развитие образных форм познания мира - наглядно-образного мышления и воображения, все это стимулируется благодаря насыщенности программы познавательными задачами и расширению круга объектов познания.

Линия творчества осуществляется в единстве с развитием познания и чувств. Задача программы - пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. Программа ориентирует на многообразие проявлений детского творчества в играх, ручном труде, конструировании, изобразительной и музыкальной деятельности, а также предполагает творчество детей в математической, природоведческой, речевой сфере.

Обучение детей в программе «Детство» строится как увлекательная игровая деятельность. Деятельность в условиях развивающей педагогической среды, позволяет ребенку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного и к самостоятельной деятельности.

Все содержание программы «Детство» центрировано на ребенке, создании ему эмоционально-комфортного состояния и благоприятных условий для развития индивидуальности, позитивных личностных качеств. Создание ребенку эмоционально-комфортного состояния задано в программе оптимальной интенсивностью двигательных, физических и психических нагрузок.

Содержание программы реализует принцип этнокультурной соотнесенности дошкольного образования. Авторы стремились к тому, чтобы ребенок с детства приобщался к истокам народной культуры своей страны. В программе уделяется большое внимание произведениям устного народного творчества, народным хороводным играм, музыке и танцам, декоративно-прикладному искусству России. Одновременно программа предполагает воспитание уважения к другим народам, интерес к мировому сообществу.

Авторы программы «Детство» делают акцент на приобщении детей к добру, красоте, ненасилию, ибо важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые поступки, участвовать в охране окружающей среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Опытно-практическое  исследование

Опытно-практическое исследованиепроводилосьв подготовительной к школе группы БДОУ СМР «Детский сад №21»  г.Сокол.

В процессе работы мы решали следующие задачи: развитие эмоциональной отзывчивости на произведения русского народного творчества; развитие фантазии, творческих способностей дошкольников и умения находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях; обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, выразительности интонации и фонематического слуха; создание развивающей среды соответственно возрасту.

Определив направления в работе, приступили к их реализации. Какими бы высокими художественными особенностями ни обладали образцы народного искусства, их воздействие на детей во многом будет зависеть от моего умения пробудить интерес к творчеству. Поэтому мы глубже изучили различные виды народного творчества, прочитали специальную литературу по истории, фольклору и культуре быта. В развивающей среде группы появились: лесная поляна с «русской красавицей» - березкой, колодец, забор, подсолнух, куклы в русских костюмах, горница (комната русского быта).

Для реализации задачи по развитию эмоциональной отзывчивости на произведения устного народного творчества предлагали детям поиграть в сказку, пережить все приключения сказочных героев, помочь найти выход из трудной ситуации. Волки, медведи в сказке олицетворяют трудности, которые надо преодолеть. В сказке герой всегда выходит победителем из трудной ситуации. Учу детей быть такими же смелыми, решительными, находчивыми. Сказка помогает реализовать свои мечты и желания. Через оценку взаимоотношений героев сказки подвожу детей к пониманию противоречий в окружающем мире, ставлю перед необходимостью выбора, потребностью решать противоречия, возникающие в жизни. Благодаря сказкам у ребенка развивается способность сострадать, сочувствовать, сопереживать, радоваться чужим удачам. Как отмечал В.А. Сухомлинский, «сказка - это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы ребенка, его ум, чувства, воображение, волю. Оно начинается уже в рассказывании, высший этап – инсценирование».

В работе использовали наглядный метод (демонстрация иллюстраций и картин, показ способов действий);словесный метод (коллективное чтение, заучивание наизусть по ролям с детьми старшего возраста, сочинение сказок); игровой метод (игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры). Детям нравится участвовать в литературных викторинах, «Вечерах общения» и «Уроках доброты». Речевые и музыкальные народные игры, танцы, попевки, песни находят отклик в душе каждого ребенка.

Решая задачу по развитию фантазии, творческих способностей дошкольников и умения находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях, рассказывали сказки, побуждая детей к выразительности диалогов. Особую ценность в этом представляют импровизационные диалоги персонажей и монолог сказочника в играх драматизациях. Под впечатлением услышанной сказки возникает естественное желание показать действие персонажей: как шел медведь, прыгал зайчик, бежала мышка. Разыгрывали с детьми пластические этюды с использованием ряженья, где каждое выразительное движение сопровождаю меткой характеристикой: лисичка красивая, игривая, а лягушка прыгает, растопырив лапки, шлепает по болоту. Игра в сказку помогает ребенку почувствовать себя ее героем, волшебником, развивает у ребят фантазию. Для раскрытия своих творческих способностей предлагали детям проиграть старые знакомые сказки на новый лад: «Веселое путешествие колобка», «Репка, репонька, вот какая крепенька», «У козы рогатой чудные козлята», «Два медвежонка», «День рождения козочки», «У страха глаза велики». Детей увлекает очарование вымысла, быстрая смена событий в сказке, необычность приключений и обязательная победа Добра над Злом. Использовали в работе с детьми практический метод: упражнение в проговаривании, звукоподражание, имитация действий.

С детьми старшего возраста возродили забытые календарные праздники: Рождество(Святки), Масленицу(Вторник-заигрыш), Васильковый день (Праздник полевых цветов), Петров день (Сенокос) и др.

При отборе фольклорного материала учитывали возрастные возможности детей. Старших детей знакомили с более сложным фольклорным материалом - былинами, сказаниями и обрядовыми песнями. Зародился обычай собираться, чтобы вместе читать потешки, прибаутки, небылицы, рассказывать сказки, играть в народные игры, петь русские песни, а то и отведать вкусной тыквенной каши из чугунка. Многие занятия завершались чаепитием из самовара. Старших детей учили готовить блюда русской кухни. Сколько радости это приносит детям! Ввели в практику слушание колыбельных песен перед дневным сном: они погружают ребенка в мир поэзии, успокаивают. Объясняю назначение и особенности колыбельной, помогаю заучивать текст. Обязательно отмечаем именины, непременным атрибутом которых являются различные забавы, народные игры, добрые пожелания, какой-нибудь сюрприз, подарки, которые дети делают вместе со мной имениннику (Приложение 1).

Особое внимание уделяли проблеме сотрудничества и взаимопонимания с родителями. Не случайно важной частью работы стала организация семейного клуба «Посиделки», на заседаниях которых в непринужденной обстановке знакомили родителей с различными видами русского народного творчества и методикой преподнесения ее детям. В творческой обстановке проходят дискуссии, вечера вопросов и ответов, организуются выставки рисунков и поделок, ярмарки семейного творчества. Особенно ценно то, что в заседаниях клуба участвовали дети, что, конечно, же, способствует их сближению с родителями. Также был составлен план работы с родителями на учебный год (Приложение 2).

Обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, выразительности интонации и фонематического слуха проводили через все виды деятельности, что способствует лучшему усвоению. Для решения педагогических задач огромное значение придавали индивидуальной работе с детьми, тщательному изучению возможностей и психологических особенностей каждого ребенка.

В игре - драматизации не упускали из виду такое направление деятельности, как сюжетно-ролевая игра с использованием персонажей и сюжетов, взятых из сказок и театрализованную игру для зрителей. Использовали разнообразные виды игры: с игрушками, фигурками из плоскостного театра, куклами би-ба-бо.

В потешках, прибаутках, закличках, загадках, пословицах язык богат сравнениями, эпитетами, олицетворениями, гиперболами, метафорами, что позволяет обогатить пассивный словарь детей, неоднократное повторение, заучивание, проведения инсценировок, перевести со временем эти яркие и выразительные средства в активный словарь. Реализуя задуманное осуществляли гибкое руководство, постоянно ориентировались на каждого ребенка: поощряли поиск, не оставляли без внимания ни одно высказывание, внимательно относились к ответам и рассуждениям. Воспитывали у детей уверенность в том, что они могут в любой момент обратиться к взрослому вопросом, за помощью или советом. Нередко занятия проводились в достаточно свободной форме: дети могут ходить, сидеть или стоять за столами, располагаться на ковре, максимально приблизившись к месту действия, например при чтении сказки, когда хочется получше рассмотреть иллюстрации. Тем самым создается эффект спокойной домашней атмосферы.

В группе была создана разнообразная развивающая среда соответственно возрасту. Совместно с детьми и их родителями в группе созданы музеи: «Сказочный лес», «Морское царство», мини-музей «Забавная игрушка». По многим литературным произведениям имеются видеокассеты, CD-диски, аудиокассеты с записями инсценировок по мотивам народных сказок, закличек, небылиц, русских народных песен. Создана библиотечка красочных книг с русскими народными сказками, потешками, загадками. В группе отведено место для театральной деятельности. Имеется уголок ряженья с элементами костюмов и шапочки для игр-драматизаций и инсценировок сказок, куклы «би-ба-бо», настольный, теневой и пальчиковый театры, театр на фланелеграфе, по сюжетам русских народных сказок: «Курочка Ряба», «Теремок», «Кошкин дом», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка» и другие; дидактические и настольно-печатные (лото, мозаика) игры: «Подбери картинку», «Собери сказку», «Мои любимые сказки» и т.п.

Информация о работе Роль фольклора в воспитании эмоциональной культуры старшего дошкольника