Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 21:41, курсовая работа
Цель нашего исследования состояла в изучении роли фольклора в воспитании старших дошкольников в целях развития их эмоциональной культуры.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы изучения роли фольклора в воспитании эмоциональной культуры старшего дошкольника……………………………...5
1.1 Эмоции и личность, способы выражение эмоций……………………5
1.2 Рассмотрение проблемы развития эмоциональной культуры ребенка в психологии и педагогике………………………………………………………8
1.3 Развитие эмоциональной культуры детей старшего дошкольного возраста посредством фольклора ……………..……………………………….11
Глава II. Опытно-практическая работа по изучению роли фольклора в воспитании эмоциональной культуры детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………..……………………….29
2.1 Характеристика базы проведения исследования……………………29
2.2 Опытно-практическое исследование……………………………..….32
2.3 Методические рекомендации работы с детьми по развитию эмоциональной культуры детей старшего дошкольного возраста через фольклор………………………………………………………………………….37
Заключение……………………………………………………………………….39
Библиография…………………………………………………………………….42
Приложения………...............................................................................................45
Фольклор - важное условие развитияэмоциональной культуры ребенка, его творческая природа настолько велика, что для каждого, даже самого маленького ребенка она дает стимул к его развитию.
Это обосновывается следующими факторами:
- природа фольклора очень
- фольклор включает в себя все виды искусства, а также обряды, приметы и др.
- для фольклора характерна
- основные жанры фольклора
Рассмотрим эти факторы более подробно:
Природа фольклора действительно очень близка природе ребенка тем, что в нем ничего не записывают, поскольку ценится не точность воспроизведения того, что было создано ранее, а фантазия и память, составляющие основу творчества.
В свою очередь ребенок подобен первобытному человеку, который находится в единстве с миром, он - певец традиционной культуры, который поет о том, что видят его глаза и каждый раз песня новая, непохожая на предыдущую. В традиционной культуре России нет отдельно понятия «музыка». Есть только слова, включающие движение и песню, ритм и инструмент, его производящий, или праздник, объединяющий все это вместе. С этой точки зрения текст, который невозможно спеть, не имеет смысла. Действие и песня неразрывны и не имеют отдельных слов. Именно так поступают дети во всем мире, когда играя без взрослых, распевают, а не говорят, реплики героев своей игры.
В фольклоре песня не выделяется отдельно, а является частью различных видов деятельности, гармонично вплетаясь в них ритмом и структурой. В русской народной культуре личность не расчленяется видами деятельности. Ребенок слышит музыку еще до рождения, поскольку песня сопровождает любой этап работы его матери во время беременности.
Фольклору свойственны несколько видов композиций. Первая называется фрагментарной. Это нанизывание отдельных мотивов, образов без внутренне мотивированной связи. Рисунок ребенка построен, поэтому же принципу, когда малыш берется за карандаш не для того, чтобы нарисовать что – то для кого – то, а когда он творит сам для себя, последовательно размещая на бумаге все новых и новых героев своей фантазии.
В мире фольклора большое место отводится подражанию. И когда песню «Ай, ду – ду, ду – ду, ду – ду!» дети поют под мерное движение колыбели, она становится колыбельной, вызывает большое количество положительных эмоций. Проблема, «возникшая у мужика» в песне, не кажется столь трагичной, поскольку дети его накормлены и едят масляную кашу крашеными ложками. Но это же песня может быть веселым развлечением, когда, размеренно пропев всю песню, взрослый на последнем слоге слова «едят» поднимает голос, ребенок начинает смеяться, поскольку впервые встречается с тем, что и составляет юмор, - неожиданностью. Он слышал эту песню много раз и запомнил, как должно звучать каждое слово. Смена интонации и хитрые глаза взрослого вводят его в мир смеха.
Многие фольклорные произведения выполнены в вопросно – ответной форме, как распространенная песенка про Чижика – пыжика. Так может быть построена вся композиция.
Еще одно свойство фольклора – его художественная условность. Мир фольклора противостоит реальному. Здесь есть игра категориями пространства, времени, объекта и субъекта. Такое свободное комбинирование позволяет ребенку почувствовать себя свободным творцом там, где все преобразуется согласно его желанию, в отличие от реального мира, где он может так мало.
Фольклор чрезвычайно богат и разнообразен по тематике и содержанию, музыкальному строю, композиции, характеру исполнения, что дает ребенку больше пространства для творчества, развития его эмоциональной культуры. Исполняя песню, ребенок фантазирует над передачей образа; принимая участие в танце, старается своими движениями подчеркнуть колорит древней эпохи. Песенки – миниатюры дают возможность ребенку одновременно петь и проговаривать слова речитативом, ходить в хороводе, в сопровождении народных инструментов. Все это способствует развитию эмоциональной культуры, потому что ребенок сам выбирает средства выражения своих эмоций через фольклор, значит он становится творцом.
Яркая образность музыкального языка фольклорных напевов, их исполнение, включающее элементы игры, танца, декламации, красочные костюмы делают их доступными для понимания и исполнения детьми. Эти традиции народного исполнительства диктуют комплексный подход к процессу обучения, что является основополагающим фактором развития эмоциональной культуры.
Яркие образы добра и зла в песнях, сказках, припевках доступны и понятны детям. Причем сказки и песни дети не просто слушают, они сами вовлекаются в сказочную игру, они – участники и постановщики музыкально – игровых и вокально – пластических композиций, сказок, кукольных спектаклей. Игра соответствует природе старшего дошкольника; в процессе игры ребенок органично познает новые образы, приобретает умения и навыки, развивает свою фантазию. Причем развитие эмоциональной культуры происходит как бы само собою, в увлекательной игровой форме, что лишает воспитательный процесс назидательности.
Фольклорное искусство уникально: оно рождается и существует в среде самих творцов и исполнителей. Фольклор помогает раскрытию, раскрепощению личности, проявлению креативности, индивидуальности, развитию выразительных способов передачи конкретных образов (интонации, мимики, жестов).
Импровизационная основа фольклора дает педагогу исключительные возможности для свободного развития эмоциональной культуры, фантазии детей. Импровизация как первотворчество, истоки которого берут свое начало в природе человеческого мышления, доступнее и ближе ребенку из всего многообразия творческих действий. Начинаясь с эмоций, чувств и фантазии, она включает в создание художественно – творческого продукта силу ума, работа которого мгновенно выбирает нужную форму реализации художественного замысла. Сложность и привлекательность ее, как особого вида творческой деятельности в том, что продукт создается непосредственно в процессе исполнения, формируя, при этом, зрелое художественно – творческое мышление. Творческий процесс активно влияет на обучения по предмету «фольклорный театр».
Дети учатся владеть своим телом, изображая под музыку «Скачущую лошадку», «Летящего жука», «Птичку» и многое другое, «Тающую Снегурочку» и многое другое. Занятия, где включены элементы изобразительного искусства, поддерживают творческую атмосферу обучения, вызывают у детей положительные эмоции. Например, педагог читает детям сказки или описание праздника «Рождество Христово», а дети сами переносят сказочные образы и игровые ситуации на бумагу, используя выразительные способы передачи конкретных образов (мимику, жесты).
По мнению Луначарского, игра является основой всей человеческой культуры, поскольку, как далеко мы ни заглянем в историю нашего народа, обязательно столкнемся с тем или иным ее проявлением. Чтобы понять сущность игры в народной культуре, обратимся к определению этого понятия. Игра – это вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в результате, а в самом процессе.
К примеру, Й. Хейзинга в своих научных исследованиях попытался выявить основные признаки игры: всегда добровольна, а поэтому это способ реализации свободы; способ снятия напряжения монотонной жизни, через радостную мобилизацию духовных и физических сил; ограничена во времени и в пространстве и защищена этим пространством; имеет правила, структурирующие ее и позволяющие ей возобновляться; нет выгоды, она вовлекает человека, активизируя его способности; сплачивает людей в группы, которые поддерживают друг друга на протяжении жизни. Это действительно очень интересные положения, которые описывают также и признаки народной игры.
Игра пронизывает все народное творчество. Даже песня, как принято было говорить раньше, «играется». Игра позволяла организовать не только досуг, но и работу, семейную жизнь. Игра развивала и «держала в форме» все человеческие способности: сообразительность, наблюдательность, ловкость, выносливость, пластичность, эмоциональность, умение общаться так, как принято в данном обществе.
В процессе фольклорной игры возникает атмосфера коллективного эстетического переживания, что еще более усиливает глубину восприятия.
Способы выражения игры в разных жанрах фольклора различны. Можно выделить игру словом, звуком, смыслом, жестом, пластикой, драматургическим движением. Дети по традиции удерживали в своей культуре то, что уходило из обихода взрослых в силу изменившегося жизненного строя и обстоятельств, но оставалось практически, эстетически и эмоционально притягательным для малышей. В фольклорных играх ребенок учится соотносить интонацию, ритмику, координировать пластику, внешнее действие и заключенные в нем идеальный, внутренний смысл. «Жмурки», «Догонялки», «Прятки», «Выжигалки», разыгрывание потешек, сказок, песен – все это разные русские народные игры, но их объединяющая особенность – свобода для проявления творческой фантазии, развития эмоциональной культуры старшего дошкольника.
Информация о работе Роль фольклора в воспитании эмоциональной культуры старшего дошкольника