Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 19:16, курсовая работа
Дошкольный возраст является периодом овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. Дошкольный возраст приносит ребенку новые принципиальные достижения. В дошкольном возрасте ребенок, осваивая мир постоянных вещей, овладевая употреблением все большего числа предметов по их функциональному значению, испытывая ценностное отношение к окружающему предметному миру, с изумлением открывает для себя некоторую относительность постоянства вещей.
Введение 3
1. Теоретические основы игровой деятельности дошкольников 6
1.1. Теории игры в трудах зарубежных и отечественных исследователей 6
1.2. Классификации игр 11
1.3. Общая психологическая характеристика дошкольников и значение игры в их развитии 18
Глава 2. Практический материал по развитию внимания у детей дошкольного возраста в игре 30
2.1. Развитие внимания дошкольников в игровой деятельности 30
2.2. Игры, игровые занятия, направленные на развитие внимания дошкольников 33
2.3. Рекомендации родителям и воспитателям детского сада по развитию внимания у детей дошкольного возраста 38
Заключение 42
Список использованной литературы 47
Воспитателю необходимо учитывать следующие требования к проведению игр на развитие внимания:
1. Игра выбирается не слишком трудная, не слишком лёгкая, соответственно задачам воспитания, уровню умственного развития детей;
2. Необходимо знать цель, ход, свою роль в игре;
3. Перед игрой создать игровое настроение;
4. Сделать игру занимательной, создать условия для умственной активности;
5. Особое внимание уделить обеспечению правил игры.
Работу по развитию внимания следует проводить не только с детьми, но и их родителями, воспитателями, специалистами (на родительских собраниях, семинарах, открытых логопедических занятиях).
Таким образом, надо учить ребёнка быть “внимательным”. В 5 – 7 лет развивать у ребёнка способность как можно дольше удерживать внимание на одном и том же объекте (или задаче), а также быстро переключать внимание с одного объекта на другой.
Научить ребёнка подчинять своё внимание сознательно поставленной цели (или требованиям деятельности) и подмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные свойства.
Психологи установили, чем выше уровень развития внимания, тем выше эффективность обучения. Именно невнимательность является главной причиной плохой успеваемости детей в школе, особенно в младших классах. Ведь обучение в школе ставит перед учениками задачи, не похожие на те, которые он привык решать в детском саду во время игр.
Общие рекомендации:
Если ребенок часто отвлекается, предложите ему формулировать и проговаривать вслух собственные мысли и действия. Этот прием позволит ухватить внимание за хвост, не позволяя ему ускользнуть.
Облегчить процесс выполнения домашнего задания. Детям, которые не могут долго заниматься однообразной деятельностью, рекомендуется выполнять упражнения поочередно по разным предметам, чередуя их с короткими перерывами, во время которых можно перекусить, сделать небольшую зарядку, поиграть.
Можно предлагать ребенку помочь вам. Например, подмести пол так, чтобы ни одной соринки на нем не осталось, доверить пришивание пуговицы к рубашке ему самому. Так вы не только научите ребенка сосредотачиваться, но и привьете ему навыки самостоятельности.
Большое значение для ребенка имеет связь с эмоциями. Вот почему вам, родители, в объяснении, в рассказе нужно следить за интонациями своего голоса. Чем больше будет чувства в голосе, тем внимательнее ребенок будет слушать.
Не забудьте о доброжелательной обстановке, дома должны царить только понимание и терпение!
В заключении приведём памятку для воспитателей и родителей по развитию детей дошкольного возраста:
Заключение
Теоретический анализ источников и результаты исследования позволили сделать следующие выводы.
1. Игра - понятие многозначное. Оно
обозначает целый спектр
2. Игры - свободная, естественная и творческая форма проявления детей, а также средство их самовыражения.
3. Игра выражает насущные потребности растущего организма. «Дети играют, потому что развиваются, и развиваются, потому что играют».
4. Игра создает условия для формирования способностей к общению и развитию интеллекта.
Сложность классификации игр обусловлена тем, что:
- на игры, как на любое явление культуры, воздействуют запреты, принуждение, мода и т.п.; они отражают социальные, национальные, географические и исторические приметы;
- игры с одинаковыми правилами и информационной базой могут быть разными, так как используются в разных целях: для обучения, развлечения, психотерапии и т.п.
Автор одной из распространенных классификаций игр – С.А. Шмаков.
Изучив и обобщив наиболее важные достижения психического развития ребенка 6-7 лет, можно заключить, что в этом возрасте дети отличаются достаточно высоким уровнем умственного развития, включающим расчлененное восприятие, обобщенные нормы мышления, смысловое запоминание. В это время формируется определенный объем знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображения, опираясь на которые можно побуждать ребенка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать. Старший дошкольник умеет согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр или продуктивной деятельности, регулируя свои действия с общественными нормами поведения. Его собственное поведение характеризуется наличием сформированной сферы мотивов и интересов, внутреннего плана действий, способностью к достаточно адекватной оценке результатов собственной деятельности и своих возможностей.
Обобщая психолого – педагогическую литературу по проблеме исследования, можно прийти к выводу, что игра выполняет ряд функций, а именно:
- функцию самореализации
- коммуникативную;
- диагностическую;
- терапевтическую;
- функцию коррекции, которая близка к терапевтической функции;
- развлекательную.
Внимание играет очень важную роль в познании окружающей действительности и в практической деятельности человека. Из всей совокупности действующих в данный момент на человека раздражителей наиболее полно и отчетливо воспринимаются, а также и запоминаются те, которые привлекают его внимание. Внимание, таким образом, необходимо во всякой познавательной деятельности.
Существующие основные свойства внимания, устойчивость, объем, распределение, переключение, развивается под влиянием воспитания.
В дошкольном детстве высокой ступени развития достигает непроизвольное внимание. Появление новых интересов, участие в новых видах деятельности заставляют ребенка сосредоточиться на таких сторонах деятельностях, которые раньше оставались им не замеченными.
Если непроизвольное внимание достигает у детей дошкольного возраста высокой ступени развития, то внимание произвольное начинает у них только формироваться.
Выполняя поручения взрослых, неся некоторые обязанности в детском саду и дома, принимая участи в коллективных играх, дошкольник все чаще сталкивается с такими условиями, где приходится обращать внимание на то, что необходимо для осуществления намеченного задания, что соответствует словесным указаниям взрослого или требованиям детского коллектива. Таким образом, новые жизненные условия, организуемые родителями и воспитателями, приводят к формированию у детей произвольного внимания.
Уровень развития внимания у детей дошкольного возраста зависит от индивидуальных особенностей детей.
Детям трудно сосредоточится на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, в то время, как в процессе игры они могут достаточно долго оставаться внимательными. Используемые на занятиях элементы игры, продуктивные виды деятельности позволяют поддерживать внимание детей на достаточно высоком уровне.
С помощью специально организованной игровой деятельности возможно формирование отдельных форм внимания, при этом содержание должно быть адекватно формируемому свойству внимания. Некоторые примеры игр на развитие внимания дошкольников приведены в п. 2.2. данной курсовой работы. В п. 2.3. приведены основные рекомендации родителям и воспитателям.
Надо учить ребёнка быть “внимательным”. В 5 – 7 лет развивать у ребёнка способность как можно дольше удерживать внимание на одном и том же объекте (или задаче), а также быстро переключать внимание с одного объекта на другой.
Научить ребёнка подчинять своё внимание сознательно поставленной цели (или требованиям деятельности) и подмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные свойства.
Психологи установили, чем выше уровень развития внимания, тем выше эффективность обучения. Именно невнимательность является главной причиной плохой успеваемости детей в школе, особенно в младших классах. Ведь обучение в школе ставит перед учениками задачи, не похожие на те, которые он привык решать в детском саду во время игр.
В заключение хочется привести слова К.Д. Ушинского:
«Внимание – это именно та дверь
перед которой проходит все,
что входит в душу человека из внешнего Мира.
Только наше понимание и терпение
помогут обогатить внутренний мир ребенка,
развивать его и совершенствовать».
Список использованной литературы
Аникеева Н. П. Воспитание игрой. - М.: Дошкольное воспитание, 1997.-342 с.
Бабаева Т.И. У школьного порога. – М.: Просвещение, 1993 – с. 58-61.
Бондаренко А.К. Игры в детском саду. 3-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2001. -243 с.
Бабаева Т.И. У школьного порога // Дошкольное воспитание. – 2006. – №6. – с. 13-15.
Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Дошкольное воспитание. - 1977 - № 4 -с. 32 -37.
Гамезо М.В., Возрастная и педагогическая психология / Под редакцией Гамезо М.В., М., «Просвещение». – 2002. – 367с.
Газман О. С. О понятии детской игры: Сб. Игра в педагогическом процессе. - М.: Прогресс, 2001. -385с.
Дубровина И.В., Зацепин В.В. Хрестоматия. Возрастная и педагогическая психология /– М., 1999. – 253 с.
Заика Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся // Вопросы психологии. - 2004 - №7 - с. 26-34.
Ипполитов Ф.В. Память школьника. – М., «Знание». – 2002. – 276с.
Крайг Т. Психология развития. - М.: Академия, 2004. - 156 с.
Карпенко А.А., Психологический словарь / Под ред. Карпенко А.А. – М: Педагогика, 2004. – 780с.
Лазарева С.Ю., Фатеева Е.Ю. Развитие творческих способностей ребенка дошкольного возраста в игре // Открытый урок. – 2005. – № 5. – с.42-54.
Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений: Пер. с англ..- М.: Международная педагогическая академия, 2007. — 368 с.
Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре. - М. : Просвещение, 2002. - 128 с.
Мухина В.С. Детская психология. – 2002. – 186с.
Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов. – 7-е изд., стереотип. – М.: Изд. Центр «Академия», 2002. – 456 с.
Панфилова М.А. Игротерапия общения / Методическое пособие для воспитателей и методистов дошкольных учреждений/ Под научной редакцией В.М. Аспапова, канд. психол. наук, доцента. М.: О-во “Знание” России. – М., 1995. – с.13.
Рунова М. Дифференцированные игры-упражнения // Дошкольное воспитание, 1996. – № 1 – с. 20.
Смирнова А.А.,Развитие логической памяти у детей / Под редакцией Смирнова А.А., М. – 2003. – 189с.
Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М.: Новая школа, 1995. – с.92-95.
Стрелкова Е.А. Игра - это серьезно! // Начальная школа: плюс -минус. - 2001. - № 4. - с. 23-29.
Симановский А.Э. Развитие общеучебных умений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Ярославль, 1992. – с. 1-11.
Информация о работе Роль игры в развитии детей дошкольного возраста