Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 19:16, курсовая работа
Дошкольный возраст является периодом овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. Дошкольный возраст приносит ребенку новые принципиальные достижения. В дошкольном возрасте ребенок, осваивая мир постоянных вещей, овладевая употреблением все большего числа предметов по их функциональному значению, испытывая ценностное отношение к окружающему предметному миру, с изумлением открывает для себя некоторую относительность постоянства вещей.
Введение 3
1. Теоретические основы игровой деятельности дошкольников 6
1.1. Теории игры в трудах зарубежных и отечественных исследователей 6
1.2. Классификации игр 11
1.3. Общая психологическая характеристика дошкольников и значение игры в их развитии 18
Глава 2. Практический материал по развитию внимания у детей дошкольного возраста в игре 30
2.1. Развитие внимания дошкольников в игровой деятельности 30
2.2. Игры, игровые занятия, направленные на развитие внимания дошкольников 33
2.3. Рекомендации родителям и воспитателям детского сада по развитию внимания у детей дошкольного возраста 38
Заключение 42
Список использованной литературы 47
Большинство родителей недооценивают роль игры в развитии детей, считая ее бесполезным и пустым занятием, и с раннего возраста предпочитают уделять больше внимание занятиям по чтению, иностранным языкам, спортивной подготовке и т.д. Вместе с тем, научно доказано, что во время игры ребенок максимально задействует познавательные процессы (память, мышление и т.д.), развивается физически и эмоционально.
Игра имеет большое значение в развитии памяти, мышления, воображения, восприятия и воли ребенка. И на самом деле, если сравнивать игровую деятельность и взрослый труд (подготовка к которому одна из главных задач обучения и воспитания детей), то по многим основным параметрам они схож.
Так, в целях создания условий и подготовки соответствующих предметов для игры, ребенок мысленно ставит перед собой цель и задачи, планирует, задействуя воображение и образное мышление, представляет себе, что и как будет происходить, в какой последовательности будет развиваться игра; используя восприятие, подбирает игрушки схожие с взрослыми вещами; во время непосредственной деятельности — игры: применяя рабочую и оперативную память, держит в голове первоначальный замысел, то и дело, извлекая и сохраняя в памяти необходимую для игры информацию, напрягая волю, старается контролировать себя, чтобы соответствовать игровому образу, используя воображение и мышление решает возникающие игровые вопросы если замечает, что игра пошла не в том направлении корректирует план игры [Лазарева 2005 : 41].
Конечно же, вышеуказанная схема является идеальной. Первоначально ребенок не обладает таким мощным воображением и мышлением, чтобы мысленно представить себе ход игры, у него нет многогранного восприятия, чтобы оценивать подбирать игрушки по всем признаками (объем, форма, цвет), неразвита память и т.д. Однако, роль игры в развитии детей как раз заключается в том что, во время игры ребенок не осознавая того, использует (тренирует) и развивает соответствующие психические функции.
Следует отметить, что во время игры, равно как и во время иной активной деятельности, ребенок развивает свои моторные (двигательные) качества, которые можно разделить на развитие крупной и мелкой моторики, а также координации и балансировки движений.
Естественно наилучшее влияние на физическое развитие детей оказывают спортивные игры, умеренное и дозированное использование которых способствуют гармоничному развитию скелета и мышц ребенка, улучшает координацию движений. У него появляется легкость в походке, непринужденность в движениях, малыш перестает сутулиться и в целом становится жизнерадостней и уверенней. Особенно важными являются игры, где ребенок взаимодействует с людьми или предметами (футбол, баскетбол), которые развивают в нем быстроту реакции и мышления. К тому же, коллективные спортивные игры способствуют формированию коммуникативных качеств ребенка, умению работать в группе и чувствовать свою роль в общей деятельности.
Однако, не будем умолять роли в физическом развитии ребенка менее активных форм игр, например конструирования и рисования. Они в больше степени помогают ребенку развивать мелкую моторику (мелкие группы мышц). Эти группы мышц необходимы в видах деятельности, где требуются четкость и выверенность движений рук с повышенной чувствительностью пальцев, в частности: письме, игре на музыкальных инструментах, хирургической деятельности и т.д.
Большое значение имеют игры в эмоциональном развитии ребенка. Они помогают ребенку понимать свои эмоциональные состояния и учат его использовать и контолировать их. Естественно наибольший эффект дают ролевые игры, когда дети вживаются в какие-либо образы, отрабатывают различные жизненные ситуации [Бондаренко 2001 : 93].
Таким образом, изучив и обобщив наиболее важные достижения психического развития ребенка 6-7 лет, можно заключить, что в этом возрасте дети отличаются достаточно высоким уровнем умственного развития, включающим расчлененное восприятие, обобщенные нормы мышления, смысловое запоминание. В это время формируется определенный объем знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображения, опираясь на которые можно побуждать ребенка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать. Старший дошкольник умеет согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр или продуктивной деятельности, регулируя свои действия с общественными нормами поведения. Его собственное поведение характеризуется наличием сформированной сферы мотивов и интересов, внутреннего плана действий, способностью к достаточно адекватной оценке результатов собственной деятельности и своих возможностей.
Обобщая психолого – педагогическую литературу по проблеме исследования, можно прийти к выводу, что игра выполняет ряд функций, а именно:
1. Функцию самореализации
2. Коммуникативную. Игра - коммуникативная деятельность, осуществляемая по правилам. Она вводит ребенка в человеческие отношения. В ней формируются отношения, складывающиеся между играющими. Опыт, который ребенок получает в игре, обобщается и затем реализуется в реальном взаимодействии.
3. Диагностическую. Игра обладает предсказательностью, она диагностичнее, чем любая другая деятельность, так как сама по себе есть поле детского самовыражения. Эта функция особенно важна, поскольку в работе с детьми трудноприменимы методы опроса, тесты. Более адекватным для них является создание игровых экспериментальных ситуаций. В игре ребенок выражается и утверждает себя, поэтому, наблюдая за ней, можно увидеть характерные для него черты личности, особенности поведения.
4. Терапевтическую. Игра выступает как средство аутопсихотерапии ребенка. В игре ребенок может вернуться к травмирующим переживаниям своей жизни или к обстоятельствам, в которых он не достиг успеха, и в безопасной для себя обстановке заново проиграть то, что причинило ему боль, расстроило или напугало. Дети сами используют игры как средство снятия страхов и эмоционального напряжения. К примеру, различные считалки, дразнилки, страшилки, с одной стороны, выступают носителями культурных традиций общества, с другой - являются мощным средством проявления эмоционального и физического напряжения. Оценивая терапевтическое значение детской игры, Д.Б. Эльконин писал: «Эффект игровой терапии определяется практикой новых социальных отношений, которую получает ребенок в ролевой игре... Отношения, в которые игра ставит ребенка как со взрослым, так и со сверстником, отношения свободы и сотрудничества вместо отношений принуждения и агрессии, приводят в конце концов к терапевтическому эффекту» [Эльконин 1978 : 97].
5. Функцию коррекции, которая близка к терапевтической функции. Одни авторы объединяют их, подчеркивая коррекционно-терапевтические возможности игровых методов, другие разделяют, рассматривая терапевтическую, функцию игры как возможность достижения глубинных изменений в личности ребенка, а коррекционную - как трансформацию типов поведения и навыков взаимодействия. Наряду с обучением детей коммуникативным навыкам в игре можно формировать позитивное отношение ребенка к себе.
6. Развлекательную. Развлекательные возможности игры привлекают ребенка к участию в ней. Игра - тонко организованное культурное пространство ребенка, в котором он идет от развлечения к развитию. Игра, как развлечение может способствовать здоровью, помогает устанавливать позитивные отношения между людьми, дает общую удовлетворенность жизнью, снимает психические перегрузки. Игры-развлечения могут использоваться при организации праздников, а также как демонстрация родителям и педагогам для использования в воспитательных целях.
Глава 2. Практический материал по развитию внимания у детей дошкольного возраста в игре
2.1. Развитие внимания
дошкольников в игровой
Внимание имеет огромное значение в жизни человека. Именно оно делает наши психические процессы полноценными. Известно, что смотреть и видеть, слушать и слышать – далеко не одно и то же. Только внимание дает нам возможность видеть, слышать, в полном смысле слова воспринимать окружающее. Как необходимое условие в окружающей действительности, внимание имеет большое значение для любой деятельности, особенно для обучения.
Общеизвестно, что в дошкольном возрасте формируется базис представлений и понятий, связанный теснейшим образом с интеллектуальным развитием ребенка. Дошкольное детство, на наш взгляд, представляется наиболее плодотворным периодом в плане формирования не только умственных качеств, но и творческих способностей дошкольника, основным видом деятельности которого является игра.
Внимание – это важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней. Дело в том, что в человеческий мозг ежесекундно поступают тысячи сигналов из внешнего мира. Если бы не существовало внимания (своеобразного фильтра), то наш мозг не смог бы избежать перегрузки.
Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка.
Маленький объем внимания - это невозможность сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме.
Недостаточная концентрация и устойчивость внимания - ребенку трудно долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его.
Недостаточная избирательность внимания - ребенок не может сконцентрироваться именно на той части материала, которая необходима для решения поставленной задачи.
Плохо развитая переключаемостью внимания - ребенку трудно переключаться с выполнения одного вида деятельности на другой. Например, если вы сначала проверяли, как ваш малыш сделал домашнее задание по математике, а потом, заодно, решили проэкзаменовать его по русскому языку, то он не сможет вам хорошо ответить. Ребенок допустит много ошибок, хотя и знает правильные ответы. Просто ему тяжело быстро переключиться с одного вида заданий (математических) на другой (по русскому языку).
Плохо развитая способность распределения внимания - неумение эффективно (без ошибок) выполнять одновременно несколько дел.
Недостаточная произвольность внимания - ребенок затрудняется сосредоточивать внимание по требованию.
Подобные недостатки не могут быть устранены фрагментарно включаемыми "упражнениями на внимание" в процессе занятий с ребенком и требуют, как показывают исследования, для их преодоления специально организованной работы.
Такая работа должна вестись по двум направлениям:
1. Использование специальных упражнений, тренирующих основные свойства внимания: объем, распределение, концентрацию, устойчивость и переключение;
2. Использование упражнений, на
основе которых формируется
Для развития произвольного внимания необходимо вызвать у ребенка эмоциональный интерес к своей деятельности, что становится возможным при использовании, в первую очередь, ведущей деятельности дошкольника - игры. Детям еще трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе эмоционально окрашенной игры они могут достаточно долго оставаться внимательными.
Какие же игры могут вызвать у старшего дошкольника повышенный эмоциональный интерес?
Игра — это особая форма детской жизни, выработанная или созданная обществом для управления развитием детей.
Любая игра преследует конкретную цель:
К концу дошкольного
возраста ребенок еще не может
«заставить себя» быть внимател
В формировании произвольного
внимания могут быть
Особая роль признается за дидактическими играми. Дидактическая игра - игровой метод обучения направленный на усвоение, закрепление и систематизацию знаний, овладение способами познавательной деятельности не заметным для самого ребенка образом, поскольку обучается он играя. Она важна как самостоятельная игровая деятельность, как средство разностороннего воспитания личности ребенка, прежде всего умственного развития.
Информация о работе Роль игры в развитии детей дошкольного возраста