Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 11:03, курсовая работа
Цель: Роль игры в активизации познавательной деятельности дошкольников.
Задачи:
- определить значение игры в деятельности дошкольника.
- изучить сущность процесса обучения в детском саду.
- проанализировать понятие познавательной деятельности.
- рассмотреть дидактическую игру как метод обучения
ВВЕДЕНИЕ 2
1 РОЛЬ ИГРЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО САДА
1.1Игра как основной вид деятельности дошкольника 4
1.2 Сущность процесса обучения в детском саду 9
2 АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ 14
2.1 Понятие познавательной деятельности в дошкольном возрасте 14
2.2 Дидактическая игра как метод обучения детей дошкольного возраста 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
ПРИЛОЖЕНИЕ А 33
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 35
ПРИЛОЖЕНИЕ В 36
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 37
Содержание
1.1Игра как основной вид деятельности дошкольника 4
1.2 Сущность процесса обучения в детском
саду
2.1 Понятие познавательной деятельности в дошкольном возрасте 14
2.2 Дидактическая игра как метод обучения детей дошкольного возраста 21
Введение
В своем послании президент Республики Казахстан от 30 января 2010 года. Н.А. Назарбаев говорил что в 2020 году все дети, как в городской, так и в сельской местности, будут охвачены дошкольным воспитанием и обучением так как обучение это плановый процесс посредством которого у детей развиваются познавательные способности. Процесс обучения реализуется через игру, а именно через дидактическую игру так она является формой обучения детей дошкольного возраста. Также говорил что в первом полугодии текущего года приступить к реализации специальной программы « Балапан», направленный на повыше
Игра основной вид деятельности ребенка, ей принадлежит ведущая роль в его развитии. О значении игры в жизни детей свидетельствует тот факт, что Организация Объединенных Наций в документах международного права (Декларации прав ребенка и Конвенции о правах ребенка) провозгласила игру неотъемлемым правом ребенка.
В Казахстанском энциклопедически
Игра имеет важное значение в жизни
ребёнка, имеет то же значение, какое у
взрослого имеет деятельность, работа,
служба. Каков ребёнок в игре, таков во
многом он будет в работе, когда вырастет.
Поэтому воспитание будущего деятеля
происходит прежде всего в игре. Игра активизирует
стремление ребят к контакту друг с другом
и учителем, создает условия равенства
в речевом партнерстве, разрушает традиционный
барьер между учителем и учеником.
Игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности.
В играх дети овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или опровергнуть его, умение целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы и т.д.
Цель: Роль игры в активизации познавательной деятельности дошкольников.
Объект: процесс обучения детей дошкольного возраста или учебный процесс ДОУ.
Предмет: Дидактические игры направленные на активизацию познавательной деятельности дошкольников.
Задачи:
- определить значение
игры в деятельности
- изучить сущность процесса обучения в детском саду.
- проанализировать понятие познавательной деятельности.
- рассмотреть дидактическую игру как метод обучения
1.РОЛЬ ИГРЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ.
1.1Игра как основной вид деятельности дошкольника.
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка- дошкольника[с.257]. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию. В игре находят выражение основные потребности ребенка-дошкольника. В игре ребенок берет на себя роль, стремясь подражать тем взрослым, образы которых сохранились в его опыте. Играя, ребенок действует самостоятельно, свободно выражая свои желания, представления, чувства. По мере развития игры ребенок овладевает компонентами, присущими любой деятельности: учится ставить цель, планировать, добиваться результата. Затем он переносит эти умения в другие виды деятельности, прежде всего в трудовую.
В свою время А.С.Макаренко высказал мысль о том, что хорошая игра похожа на хорошую работу: их роднят ответственность за достижение цели, усилие мысли, радость творчества, культура деятельности. Кроме того, по словам А.С.Макаренко, игра готовит детей к тем нервно- психическим затратам, которые требует труд. Это значит, что в игре вырабатывается произвольность поведения. В силу необходимости выполнять правила дети становятся организованнее, учатся оценивать себя и свои возможности, приобретают сноровку, ловкость и многое другое, что облегчает формирование прочных навыков трудовой деятельности.
Являясь ведущей деятельностью, игра в наибольшей степени способствует формированию новообразований ребенка, его психических процессов, в том числе воображения. Одним из первых, кто связал развитие игры с особенностями детского воображения, был К.Д. Ушинский. Он обратил внимание на воспитательную ценность образов воображения: ребенок искренне верит в них, поэтому, играя, испытывает сильные неподдельные чувства. Признаком игры, как отмечал Л.С. Выготский, является наличие мнимой или воображаемой ситуации.
В педагогической теории игры особое внимание уделяется изучению игры как средства воспитания. Основополагающим является положение о том, что в дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание.
Основное значение игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созиданию нового.
Игра - явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.
Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.
Игра - самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. Дети сами выбирают игру, сами организуют ее.
Игра - важное средство умственного воспитания
ребенка. Знания, полученные в детском
саду и дома, находят в игре практическое
применение и развитие. Воспроизводя различные
события жизни, эпизоды из сказок и рассказов,
ребенок размышляет над тем, что видел,
о чем ему читали и говорили; смысл многих
явлений, их значение становится для него
более понятным. Воплощение жизненных
впечатлений в игре - процесс сложный.
Постепенно в игре у ребенка формируются
общие представления о значении труда,
о роли различных профессий. В игре умственная
активность детей всегда связана с работой
воображения; нужно найти себе роль, представить
себе, как действует человек, которому
хочется подражать, что он говорит. Воображение
проявляется и развивается также в поиске
средств для выполнения задуманного; прежде
чем отправиться в полет, необходимо соорудить
самолет; для магазина надо подобрать
подходящие товары, а если их не хватает,-
изготовить самому. Так в игре развиваются
творческие способности будущего школьника.
Интересные игры создают бодрое, радостное
настроение, делают жизнь детей полной,
удовлетворяют их потребность в активной
деятельность. В игре формируются моральные
качества; ответственность перед коллективом
за порученное дело, чувство товарищества
и дружбы, согласование действий при достижении
общей цели, умение справедливо разрешать
спорные вопросы. Игра тесно связана с
художественным творчеством дошкольников
- рисованием, лепкой, конструированием.
Несмотря на различные средства отражения
впечатлений жизни, мыслей, чувств, эти
виды детской деятельности имеют много
общего; можно увидеть одни и те же темы
в игре и в рисунке; по ходу игрового сюжета
дети нередко поют, пляшут, вспоминают
знакомые стихи.
В " Программе воспитания в детском саду" указано, что игра - самостоятельная важнейшая деятельность, которая имеет большое значение для становления индивидуальности и формирования детского коллектива. Для каждой группы определены задачи воспитания, которые решаются с помощью игры.
В игре раскрываются особенности каждого ребенка, его интересы, хорошие и дурные черты характера. Основной путь воспитания в игре - влияние на ее содержание, т.е. на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов. Тема игры - это то явление жизни, которое будет изображаться: семья, детский сад, школа, путешествия, праздники. Задача воспитателя - помочь ребятам организовать эти игры, сделать их увлекательными, насыщенными действиями. Не следует предлагать детям разработанные педагогом, готовые сюжеты игры. Дети в игре подражают деятельности взрослых, но не копируют ее, а комбинируют имеющиеся у них представления, выражают свои мысли и чувства. И если им предложить действовать по плану воспитателя, копировать данные образы, то это будет подавлять их воображение, самостоятельность, непосредственность. Чтобы решить вопрос о методах влияния на игровую деятельность детей, необходимо понять, чем они руководствуются в выборе игре, почему подражают именно данному герою, изображают данное событие. Сильное влияние на игру оказывает зрелища, особенно телевидение, которое прочно вошло в быт каждой семьи. В дошкольном возрасте больший игровой опыт, более развитое воображение помогает детям самим придумывать интересные различные сюжеты. Воспитателю достаточно лишь словесного напоминания об экскурсии, книге, кинофильме, чтобы родилась идея новой хорошей игры. Важным побудителем игры является также беседа, в которой раскрывается смысл виденного и прочитанного, характеры действующих лиц, их переживания. Если удается увлечь детей сюжетом, игра возникает естественно даже без предложения воспитателя. Но педагог может и посоветовать детям тему игры, если знает, что она заинтересует их. Полноценного развития игра детей достигает лишь тогда, когда воспитатель систематически и целенаправленно формирует эту деятельность, отрабатывая все ее основные компоненты.
1.2 Сущность процесса обучения в детском саду.
Обучение представляет собой специально организованную взаимосвязанную деятельность тех, кто обучает ( преподавание), и тех кого обучают ( учение). Помимо этих двух компонентов процесса обучения есть третий- научение. Научение- это результат процесса обучения, который выражается в позитивных изменениях в развитии ребенка. Основным компонентом является учение- деятельность того, кого обучают, ради которого организован процесс обучения. В зависимости от того, как протекает учение, наблюдаются те или иные сдвиги в развитии обучаемого.
Существуют, как отмечал С.Л. Рубинштейн, два вида учения, в результате которых человек овладевает новыми знаниями и умениями. Другой приводит к овладению этими знаниями и умениями, осуществляя иные цели.
Для детей дошкольного возраста второй вид учения очень характерен: они приобретают знания в игре, труде и других видах деятельности.
Информация о работе Роль игры в учебном процессе детского сада