Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 11:03, курсовая работа
Цель: Роль игры в активизации познавательной деятельности дошкольников.
Задачи:
- определить значение игры в деятельности дошкольника.
- изучить сущность процесса обучения в детском саду.
- проанализировать понятие познавательной деятельности.
- рассмотреть дидактическую игру как метод обучения
ВВЕДЕНИЕ 2
1 РОЛЬ ИГРЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО САДА
1.1Игра как основной вид деятельности дошкольника 4
1.2 Сущность процесса обучения в детском саду 9
2 АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ 14
2.1 Понятие познавательной деятельности в дошкольном возрасте 14
2.2 Дидактическая игра как метод обучения детей дошкольного возраста 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
ПРИЛОЖЕНИЕ А 33
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 35
ПРИЛОЖЕНИЕ В 36
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 37
2.Активизация познавательной деятельности дошкольников в процессе игровой деятельности на занятиях
2.1 Понятие познавательной
деятельности в дошкольном
Активизация познавательной деятельности дошкольников – одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической деятельности. Это закономерно, так как учение – ведущий вид деятельности, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед педагогом: подготовить подрастающее поколение к жизни, к труду, и к активному участию в научно-техническом и социальном прогрессе. Изучение особенностей познавательной активности позволяет условно разделить их по уровню развития этого качества на три группы.
К первой группе относятся хорошо успевающие дети. Учение их увлекает, потому что в процессе его постоянно совершенствуются знания. Они хорошо владеют учебным материалом в пределах программы, а зачастую и сверх ее, интересуются сущностью того или иного события, явления. В своих ответах эти дети обнаруживают глубокие знания, способность уточнить, дополнить ответы товарищей. Дети, относящиеся ко второй группе, также хорошо успевают. Они с интересом, усваивают учебный материал, предусмотренный программой, часто задают вопросы для выяснения того или иного факта, но глубина их интересует не всегда. Знакомство с новым вызывает у них оживление, поэтому внешняя активность в основном высокая. Читают такие дети эпизодически, участвуют в работе кружков, в художественном творчестве, но не целенаправленно. Не проявляют они особых усилий, если теряют интерес к избранному виду деятельности.
Дети третьей группы учатся, как правило, по принуждению. У этой группы знания несистематические, ответы могут быть хорошими, посредственными и неудовлетворительными. Все новое их мало интересует и увлекает, поэтому вопросы они задают редко, стараясь выполнять задания по готовому образцу. Только интересный, занимательный материал может вызвать у них оживление. Для них характерна неустойчивость внимания. Они мало читают, без особого желания занимаются художественным творчеством или посещают занятия в кружках. Свободная познавательная деятельность этих детей нецеленаправленна.
Известно, что ведущим видом деятельности является учение, которое может носить разный характер: подражательный, репродуктивный, поисковый, творческий. Среди средств активизации для детей дидакты выдвигают такие, как «учебное содержание, методы и приемы обучения, формы организации учения» .
Развития познавательной активности рассматривалась в различных трудах педагогов и психологов. Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Д. Локк, Жан Жак Руссо определяли познавательную активность как естественное стремление дошкольников к познанию. А.К. Маркова, В.П. Лозовая, Ж.Н Тельнова, Г.И Щукина и другие изучали особенности познавательной деятельности и способы ее активизации у старших дошкольников. В последнее время в педагогике, так же как и во многих других областях науки, происходит перестройка практики и методов работы, в частности, все более широкое распространение получают различного рода игры.
Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется у дошкольников в различных видах деятельности.
Активность – это черта
Термин «познавательная активность» разные ученые понимают по-разному. Одни отождествляют активность с деятельностью, другие считают активность результатом деятельности, третьи утверждают, что активность – более широкое понятие, чем деятельность.
Познавательная активность отражает определенный интерес старших дошкольников для получения новых знаний, умений и навыков, внутреннюю целеустремленность и постоянную потребность использовать разные способы действия к накоплению, расширению знаний и кругозора.
Г.И. Щукина определяет «познавательную активность» как качество личности, которое включает стремление личности к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания. Качеством личности «познавательная активность» становится, по ее мнению, при устойчивом проявлении стремления к познанию. Это структура личностного качества, где потребности и интересы обозначают содержательную характеристику, а воля представляет форму. Проблема формирования познавательной активности на личностном уровне преимущественно сводится к рассмотрению мотивации познавательной деятельности и к способам формирования познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста. (37 с.160)
Э.А. Красновский дает познавательной активности совершенно особое определение: «проявление всех сторон личности дошкольника: это и интерес к новому, стремление к успеху, радость познания, это и установка к решению задач, постепенное усложнение которых лежит в основе процесса обучения» (24 с.21)
Повышение результативности обучения дошкольников не снимает проблемы такого социально значимого качества, как познавательная активность. Ее становление в старшем дошкольном возрасте положительно влияет на развитие личности. В силу этого, необходимо целенаправленная педагогическая деятельность по формированию познавательной активности дошкольников.(13 с.45) Общим для всех исследований является наличие в процессе формирования познавательной активности дошкольников нескольких факторов. В их числе – внутренний фактор, то есть, субъективная характеристика познавательного действия. Носителем познавательной активности выступает целостный субъект познания – человек. П.И.Зубкова определяет познавательную активность дошкольников как целенаправленную деятельность, ориентированную на становление субъективных характеристик в учебно-познавательной работе.(23)
Основой развития познавательной активности служит целостный акт познавательной деятельности – учебно-познавательная задача. В соответствии с теорией Д. Б. Эльконина развитие познавательной активности осуществляется путем накопления положительного учебно-познавательного опыта.
Ученые в зависимости от характера познавательной деятельности субъекта определяют такие уровни активности:
1) репродуктивно-подражательная активность, при помощи которой опыт деятельности накапливается через опыт другого;
2) поисково-исполнительная активность; это более высокий уровень, поскольку здесь имеет место большая степень самостоятельности. На этом уровне надо понять задачу и отыскать средства ее выполнения;
3) творческая активность представляет собой высокий уровень, поскольку и сама задача может ставиться ребенком, и пути ее решения избираются новые, нешаблонные, оригинальные. (26)
Развитие познавательной активности детей дошкольного
возраста представляет тот идеальный
вариант, когда ее становление происходит
постепенно, равномерно, в соответствии
с логикой познания предметов окружающего
мира и логикой самоопределения личности
в окружающей среде. В настоящее время
перед образованием встает задача воспитать
не только творческого, всесторонне развитого
человека, но и гибко ориентирующегося
в постоянно меняющейся действительности,
готового осваивать принципиально новые
области и виды деятельности.Известно,
что познавательная активность детей
дошкольного возраста развивается из
потребности в новых впечатлениях, которая
присуща каждому человеку от рождения.
В старшем дошкольном возрасте на основе
этой потребности, в процессе развития
ориентировочно-
Информация о работе Роль игры в учебном процессе детского сада