Роль игры в учебном процессе детского сада

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 11:03, курсовая работа

Описание работы

Цель: Роль игры в активизации познавательной деятельности дошкольников.
Задачи:
- определить значение игры в деятельности дошкольника.
- изучить сущность процесса обучения в детском саду.
- проанализировать понятие познавательной деятельности.
- рассмотреть дидактическую игру как метод обучения

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1 РОЛЬ ИГРЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО САДА
1.1Игра как основной вид деятельности дошкольника 4
1.2 Сущность процесса обучения в детском саду 9
2 АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ 14
2.1 Понятие познавательной деятельности в дошкольном возрасте 14
2.2 Дидактическая игра как метод обучения детей дошкольного возраста 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
ПРИЛОЖЕНИЕ А 33
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 35
ПРИЛОЖЕНИЕ В 36
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 37

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 179.00 Кб (Скачать файл)

Познавательная активность – стремление к наиболее полному  познанию предметов и явлений  окружающего мира. В качестве факторов, влияющих на формирование познавательной активности ребенка, авторы, исследовавшие эту проблему, выделяют:

-общение (Д.Б.Годовикова, Т.М.Землянухина, М.И. Лисина, Т.А.Серебрякова,  и другие.),

- потребность в новых  впечатлениях (Л.И.Божович),

- общий уровень развития  активности (Н.С.Лейтес, В.Д.Небылицин  и другие.).

Стимулирует, активизирует познание, прежде всего педагог. Действия его заключаются в том, чтобы  с помощью различных приемов  и упражнений усилить каждый из этапов познания. Познавательный интерес возникает  и формируется на основе присущей человеку потребности в знании, которая является природным его свойством. Начало познавательной деятельности ребенка представляет собой ориентировку в окружающей действительности, а самым первичным проявлением познавательного интереса является любопытство как реакция на появление нового, на изменение обстановки и стремление ориентироваться в этой обстановке. В качестве более высокой формы познавательного интереса выступает любознательность. На высшем уровне своего развития познавательный интерес становится высокой духовной потребностью человека.

Познавательная активность – это сложное личностное образование, которое складывается под влиянием самых разнообразных факторов: субъективных (любознательность, усидчивость, воля, мотивация и так далее) и объективных (окружающие условия, личность педагога, приемы и методы обучения).  

Среди структурных элементов  познавательной активности  детей дошкольного возраста выделяют: интеллектуальный – уровень развития умственной деятельности детей; мотивационный компонент – потребности, мотивы, интересы, определяющие желание детей принимать участие в занятии, игре; практический компонент включает проявления познавательной активности в реальной практической деятельности.Успешность развития познавательной активности детей дошкольного возраста   связана с активизацией их учебно-познавательной деятельности на основе умелой реализации дидактических принципов, в частности,   сознательности,  активности,   самостоятельности, учета возрастных и индивидуальных особенностей детей в обучении.   Одним из методов, стимулирующих познавательную активность детей дошкольного возраста , является дидактическая игра — это  мощный стимул и разносторонняя, сильная мотивация в обучении детей старшего дошкольного возраста.Использование в процессе обучения дидактических игр является основным условием развития познавательной активности детей дошкольного возраста. Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста достигается посредством выбора и сочетания методов и форм обучения с учетом основных психолого – педагогических  условий: учет возрастных и индивидуальных особенностей детей; предоставление детям самостоятельности в решении предоставляемых задач, развитие инициативы; проведение коррекционно-развивающих мероприятий в ведущем виде деятельности детей - дидактической игре; постепенное усложнение материала и включение в занятие новых видов интеллектуальной активности; использование стимулирующей помощи взрослого в ситуациях, вызывающих у детей какие-либо затруднения;   постоянного изучения познавательной активности дошкольников с целью индивидуализации и дифференциации процесса обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Дидактическая игра как метод обучения детей дошкольного возраста.

 

Дидактическая игра —  явление сложное, но в ней отчетливо  обнаруживается структура, т.е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Один из основных элементов игры — дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Познавательное содержание черпается из программы.(39). Наличие дидактической задачи или нескольких задач подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей дошкольного возраста.Структурным элементом игры является игровая задача, осуществляемая детьми в игровой деятельности. Две задачи — дидактическая и игровая — отражают взаимосвязь обучения и игры. В отличие от прямой постановки дидактической задачи на занятиях в дидактической игре она осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия.Одним из составных элементов дидактической игры являются правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка и коллектива детей дошкольного возраста, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями в их развитии и обогащении. В дидактической игре правила являются заданными. Используя правила, педагог управляет игрой, процессами познавательной активности детей  дошкольного возраста их поведением.Правила игры имеют обучающий, организационный, формирующий характер, и чаще всего они разнообразно сочетаются между собой. Обучающие правила помогают раскрывать перед детьми  дошкольного возраста, что и как нужно делать, они соотносятся с игровыми действиями, раскрывают способ их действий.

Дидактические игры различаются  по обучающему содержанию, познавательной деятельности дошкольников, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя.

Часто игры соотносятся  с содержанием обучения и воспитания. В этой классификации можно представить  следующие типы игр:

-                     игры по сенсорному воспитанию,

-                     словесные игры,

-                     игры по ознакомлению с природой,

-                     по формированию математических представлений.

Иногда игры соотносятся  с материалом:

-                     игры с дидактическими игрушками,

-                     настольно-печатные игры,

-                     словесные игры,

-                     псевдосюжетные игры.

На основе указанных  принципов можно сформулировать требования к проводимым на занятиях дидактическим играм:

- они должны базироваться  на знакомых детям играх. С этой целью важно наблюдать за детьми старшего дошкольного возраста, выявлять их любимые игры, анализировать какие игры детям нравятся больше, какие меньше.

- каждая игра должна  содержать элемент новизны. Нельзя  навязывать детям игру, которая кажется полезной, игра дело добровольное. Ребята должны иметь возможность отказаться от игры, если она им не нравится и выбрать другую игру.

- игра не урок. Игровой  прием, включающий детей старшего  дошкольного возраста  в новую тему, элемент соревнования, загадка, путешествие в сказку и многое другое, это не только методическое богатство педагога, но и общая, богатая впечатлениями работа детей на занятии.

- эмоциональное состояние  педагога должно соответствовать  той деятельности, в которой он  участвует. В отличие от всех других методических средств игра требует особого состояния от того, кто ее проводит. Необходимо не только уметь проводить игру, но и играть вместе с детьми.

- игра средство диагностики.  Ребенок раскрывается в игре  во всех своих лучших и не лучших качествах. Нельзя применять дисциплинарные меры к детям старшего дошкольного возраста, нарушившим правила игры или игровую атмосферу. Это может быть лишь поводом для доброжелательного разговора, объяснения, а еще лучше, когда, собравшись вместе, дети анализируют, разбирают, кто, как проявил, себя в игре и как надо было бы избежать конфликта.(12)

Основные функции дидактической  игры.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым  методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Дидактическая игра как  игровой метод обучения рассматривается  в двух видах: игры – занятия и  дидактические или автодидактические, игры. В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и др.

Дидактическая игра используется при обучении детей математике, родному языку, ознакомлению с природой и окружающим миром, в развитии сенсорной культуры.

Дидактическая игра как  форма обучения детей содержит два  начала: учебное (познавательное) и  игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Если на занятиях расширяются и углубляются знания об окружающем мире, то в дидактической игре (играх – занятиях, собственно дидактических играх) детям предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов.

Дидактическая игра - это  средство познания мира: через игру ребенок изучает цвет, форму, свойства материалов, изучает растения, животных. В игре у детей дошкольного возраста  развивается умение наблюдать, расширяется круг интересов, выявляются вкусы и запросы. Продумывая задачи и содержание игр с правилами, необходимо постепенно усложнять их. В жизни дошкольника игра имеет такое же значение, как для взрослого работа, служба. В игре воспитываются те физические и психологические навыки, которые будут необходимы для работы: активность, творчество, умение преодолевать трудности. Эти качества воспитываются в хорошей игре, в которой есть “рабочее усилие и усилие мысли”.(27)

Познавательные (дидактические) игры – это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых дошкольникам предлагается найти выход.(39)

Технология дидактической  игры – это конкретная технология проблемного обучения. При этом игровая деятельность детей дошкольного возраста обладает важным свойством: в ней познавательная деятельность представляет собой самодвижение, поскольку информация не поступает извне, а является внутренним продуктом, результатом самой деятельности. Полученная таким образом информация порождает новую, которая, в свою очередь, влечет за собой следующее звено, пока не будет достигнут конечный результат обучения.(10) 

Дидактическая игра как  метод обучения содержит в себе большие  потенциальные возможности:

- активизирует познавательные  процессы; воспитывает интерес и внимательность детей дошкольного возраста;

- развивает способности;  вводит детей в жизненные ситуации;

- учит их действовать  по правилам, развивает любознательность;

- закрепляет знания, умения.  

С овладением обобщенными  теоретическими знаниями связано развитие познавательной активности и самостоятельности детей дошкольного возраста. Развитие познавательной активности и самостоятельности  детей для современного дошкольного образования является не только необходимым результатом обучения, но и условием превращения знаний в убеждения.

Дидактические игры развивают  сенсорные способности детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в  основе познания ребёнком окружающей среды. Ознакомление дошкольников с  цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов.

Дидактические игры развивают  речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий, например, "Назови одним словом" или "Назови три предмета". Нахождение антонимов, синонимов, слов сходных по звучанию - главная задача многих словесных игр.

Общая структура дидактической  игры содержит следующие компоненты:

- мотивационный: потребности,  мотивы, интересы, определяющие желания  детей принимать участие в  игре;

- ориентировочный: выбор средств игровой деятельности;

- исполнительный: действия, операции, позволяющие реализовать  поставленную игровую цель;

- контрольно-оценочный:  коррекция и стимулирование активности  игровой деятельности.

Основные виды игр.

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.

Игры с предметами.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы, Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством.

Настольно-печатные игры.

Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино.

Словесные игры.

Словесные игры построены  на словах и действиях играющих.В  таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о  предметах, углублять знания о них. Так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам. Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах.

Проведение дидиктических  игр включает:

Ознакомление детей с содержанием игры,с дидактическим материалом,который будет использован в игре (показ предметов,картинок,краткая беседа,в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);

объяснение хода и  правил игры.При этом воспитатель  обращает внимание на поведение детей  в соответствии с правилами игры,на чёткое выполнение правил ;

Информация о работе Роль игры в учебном процессе детского сада