Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 11:03, курсовая работа
Цель: Роль игры в активизации познавательной деятельности дошкольников.
Задачи:
- определить значение игры в деятельности дошкольника.
- изучить сущность процесса обучения в детском саду.
- проанализировать понятие познавательной деятельности.
- рассмотреть дидактическую игру как метод обучения
ВВЕДЕНИЕ 2
1 РОЛЬ ИГРЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО САДА
1.1Игра как основной вид деятельности дошкольника 4
1.2 Сущность процесса обучения в детском саду 9
2 АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ 14
2.1 Понятие познавательной деятельности в дошкольном возрасте 14
2.2 Дидактическая игра как метод обучения детей дошкольного возраста 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
ПРИЛОЖЕНИЕ А 33
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 35
ПРИЛОЖЕНИЕ В 36
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 37
показ игровых действий,в
процессе которого воспитатель учит
детей правильно выполнять
определение роли воспитателя в игре,его участие в качестве
играющего,болельщика или арбитра.Мера
непосредственного участия воспитателя
в игре определяется аозрастом детей,уровнем
их подготовки,сложностью дид-ой задачи,игровых
правил.Участвуя в игре,педагог направляет
действия играющих (советом,вопросом,
Дидактические игры должны быть доступны детям , соотнесены с их индивидуальными и возрастными особенностями, наличием и сложной структурой имеющегосм отклонения в развитии. При подборе дидактических игр необходимо придерживаться принципа постепенного усложнения материала: переходить к более сложным играм только тогда, когда ребенок овладел необходимыми навыками, способами действия. Дидактическая игра является одной их уникальных форм обучения детей дошкольного возраста, которая позволяет сделать интересными и увлекательными работу дошкольников не только на творческо-поисковом уровне, но и по изучению материала, осуществляемые в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной активности.(16)
Положительной стороной дидактической игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый дошкольниками материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в педагогический процесс.С.А. Шмаков считает, что «лишение ребенка игровой практики – это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, одухотворения осваиваемого опыта жизни, признаков и примет социальной практики, индивидуального самопогружения, активизации процесса познания мира ». (27)
Руководство детскими дидактическими играми в процессе получения знания должно иметь целью:
1. Установление правильного соотношения между игрой и процессом обучения
2. Воспитание в игре знаний умений и навыков, необходимых для будущего процесса обучения.
Рекомендации по планированию дидактических игр.
Планирование дидактических игр должно занимать значительное место в планировании всей воспитательно-образовательной работы с детьми.Являясь эффективным средством обучения,они могут быть составной частью занятия,а в группе раннего возраста-основной формой организации учебного процесса.Кроме того,в часы,отведённые для игр,д/игры планируются и организуются как в совместной,так и в самостоятельной деятельности детей,где они могут играть по своему желанию как всем коллективом,небольшими группами или же индивидуально. В плане должен предусматриваться подбор игр и материала для них в соответствии с общим планом педагогической работы.
Наблюдения за
Дидактические игры кратковременны (10-20мин);
Очень важно во всё время игры поддерживать у ребенка увлеченность игровой задачей,стараться чтобы в это время не снижалась умственная активность играющих,не падал интерес к поставленной задаче.
Необходимо предоставлять детям возможность играть в разное время дня:утром до завтрака,между завтраком и занятием,в перерывах между занятиями,на прогулке,во второй половине дня.Игры в утренние часы способствуют созданию у детей бодрого,радостного настроения на весь день.Каждый может заняться любимыми играми,по желанию объединиться с друзьями. Планируя дидактические игры,педагогам необходимо заботиться об усложнения игр,расширения их вариативности (возможно придумывание более сложных правил).
Заключение
В написание курсовой работы мы пришли к выводу , что игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста. Именно в игре у ребенка формируются все стороны личности. Игра способствует развитию познавательной активности. Использование игры на занятиях позволяет формировать и развивать у обучающихся навыки и умения находить необходимую информацию, преобразовывать её, вырабатывать на её основе планы и решения как в стереотипных, так и в нестереотипных ситуациях. Обучение является необходимой частью для детей дошкольного возраста так как обучение это целенаправленный процесс развития познавательных способностей детей дошкольного возраста. Именно процесс обучение реализуется через игру. Игра обеспечивает эмоциональное воздействие на обучаемых, активизирует резервные возможности личности. Она облегчает овладение знаниями, умениями и навыками, способствует их актуализации.
Познавательная деятельность дошкольников проявляется в дидактических играх так как дидактическая игра является формой обучения посредством которого у детей дошкольного возраста развивается и расширяется круг интересов, знаний, умений и навыков.
В результате использования дидактических игр на занятиях у детей активизируются познавательные процессы, развиваются способности, учатся действовать по правилам, также закрепляют знания именно через дидактические игры.
Список использованных источников:
1. Дошкольная педагогика под редакцией В.И Ядэшко и Ф.А.Сохина. Москва 1986 год. Просвещение.
2. Спиваковская А.С. Игра это серьезно. - М.: Педагогика, 1981. 207 с.
3. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М.: Академия, 2001. 336 с.
4. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2000. 416 с.
5. Педагогический словарь Г.М Коджаспирова, А.Ю Коджаспиров, Москва 2003.
6. Д.В Менджерицкая. Воспитателю о детской игре.- М., Просвещение. 1982.
7. Под редакцией Л.А. Парамоновой и О.С Ушаковой. Воспитание и обучение детей шестого года жизни. Москва. Просвещение. 1987.
8. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. Пособие для воспитателей детского сада. - М., 1985
9. Логинова ВИ, Саморукова ПГ. Дошкольная педагогика. Ч.1., М., 1988
10. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду - М.:Просвещение, 1982 - 96с.
11. Буре Р.С. Воспитание в процессе обучения на занятиях в детском саду.- М., 1982.
12. Воспитание детей в игре. Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик.- М., 1983.
13. Декларация прав человека. Прав ребенка: Основные международные документы.- М., 1992.
14. Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре.- М., 1963.
Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком.- М.,1990.
15. Казахстанский энциклопедический словарь. Алматы.- 2008. 448 стр.
16. Усова А.П. Обучение в детском саду.- М., 1981
17. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей.- М., 1976.
18. Флерина Е.А. Игра и игрушка.- М., 1978.
19. Эльконин Д.Б. Психология игры.- М., 1978.
20. Жичкина А. Значимость игры в развитии человека. //Дош-
кольное воспитание.-2002.-4.-
21. Игры на занятиях по "системе"М.В. Рябко. //Обучение
дошкольников.-2010.-№2.- С.25-35.
22. Кац Е. Ранние годы: пальчики и ладошки: Игра в дошко-
льном воспитании. //Семья и школа.-2004.-11.-с.
23. Крамаренко О. От игры к игре. //Воспитание дошкольников
.-2010.-№ 3.-С. 7-40.
24. Солдатова О.Н. Игры как средство познавательной актив-
ности. //Начальная школа Казахста-
на.-2006.-4.-с.17-21.
25. 74.100.5 Игра дошкольника/Под ред.С.Новоселовой
М.:Просвещение,1989.-286с. 100т. 74.100. Педагогика
- дошкольник
Хранение: ч/з
"Узнай элементы узора".
Дидактическая задача. Уточнить и закрепить представления об основных элементах какой-либо росписи, учить вычленять отдельные элементы узора, развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции, вызвать интерес к росписи.
Материал. Большие карты, украшенные какой-либо росписью, в нижней части которых три-четыре свободных окошка. Маленькие карточки с отдельными элементами узора, среди которых варианты росписи, отличающиеся цветом, деталями.
Игровые правила. Определить какие из предложенных карточек с изображением элементов росписи подходят к элементам узора основной карты.
Ход игры. Получив большую карту и несколько маленьких, внимательно рассмотрев их, играющие выбирают те элементы, которые встречаются в узоре, и выкладывают их в пустые окошки. Ведущий следит за правильностью выполнения задания.
Варианты. Игрокам выдают большие карты, у ведущего – маленькие. Он показывает карточки по одной. У кого из игроков найдется такой элемент в узоре на большой карте, забирает его себе. Выигрывает тот, кто быстрее соберет все элементы своего узора.
Игрокам выдают большие карты, маленькие – у ведущего. Чтобы получить нужную карточку игрок должен описать ее, например: "Мне нужна карточка на красном фоне, на которой есть черная смородинка". Если задание он выполнил точно и правильно, ведущий выдает ему карточку. Если в описании допустил ошибки пропускает ход.
До начала игры воспитатель составляет комплект из трех – четырех карточек., элементы которого соответствуют узору одного из изделий. Большие карты перемешиваются. Игроки получают по одному двум приборам. Их задача: к имеющемуся набору элементу подобрать карту с изделием. Выигрывает тот кто выполнил задание.
“Домино”.
Дидактическая задача. Закрепить представления об основных элементах какой-либо росписи, научить различать и сравнивать их между собой, правильно называть, пользуясь названиями, придуманными мастерами промысла, развивать наблюдательность, внимание, быстроту реакции, вызвать интерес к росписи.
Материал. Карточки прямоугольной формы, разделенные на две части. На каждой из них изображен элемент узора.; варианты отличаются цветом, деталями.
Игровые привила. Игроки выкладывают карточки, чтобы изображение какого-либо элемента точно соответствовало тому же изображению другой карточки. Выигрывает тот кто первым выложит все свои карточки
Ход игры. Принимают участие от двух и более детей. Все карточки выкладывают в центр стола рисунками вниз – это "базар". Каждый игрок набирает определенное количество карточек, о чем договариваются до начала игры. Первым делает ход тот у кого есть карточка-дуплет. Следующий игрок находит у себя карточку с таким же элементом и кладет ее к первой. Если нет нужной игрок пользуется "базаром". Если "базар" пуст – пропускает ход. Выигрывает тот кто раньше других освободится от карточек.
Вариант .Игрок делает ход и называет элемент росписи. Если название не верное, ход пропускается.
"Лото".
Дидактическая задача. Закрепить представления об основных элементах какой-либо росписи, научить различать и сравнивать их между собой, правильно называть, пользуясь названиями, придуманными мастерами промысла, развивать наблюдательность, внимание, быстроту реакции, вызвать интерес к росписи.
Материалы. Большие карты с изображением предметов, украшенных какой-либо росписью. По краям карт до шести клеток с изображением элементов донной росписи. Карточки с вариантами элементов узора, отличающихся цветом, деталями.
Игровые правила. Игроки подбирают карточки в соответствии с рисунком на больших картах. Внимательно следят за ходом игры, не пропуская элементы на своей карте.
Ход игры. Принимают участие от двух и более детей. Ведущий раздает каждому по одной большой карте, маленькие перемешивает. Затем, вынимая по одной карточке, ведущий спрашивает, что за элемент на ней изображен и кому нужна такая карточка.
Вариант. Игру можно проводить в форме соревнования команд. При этом каждой команде выдается сразу несколько карт для одновременного заполнения.
Приложение Г
“Найди пару”.
Дидактическая задача. Закрепить представления об основных элементах какой-либо росписи, научить различать и сравнивать их между собой, правильно называть, пользуясь названиями, придуманными мастерами промысла, развивать наблюдательность, внимание, быстроту реакции, вызвать интерес к росписи.
Материал. Прямоугольные карточки, разделенные на две клеточки: одна с элементами узора, другая – пустая. Карточки с вариантами элементов узора, образующие пары к рисункам на полосках.
Игровые правила. Игроки подбирают карточки в соответствии с рисунком на больших картах. Выигрывает тот, кто первым подберет пары всех элементов на своих карточках.
Ход игры. Принимают участие от двух и более детей. Ведущий раздает каждому одинаковое количество двойных карт, маленькие перемешиваются в центре стола. По команде ведущего играющие подбирают пару элементам на своих карточках.
Информация о работе Роль игры в учебном процессе детского сада