Роль эстетической среды в развитии ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 16:09, контрольная работа

Описание работы

Задачами работы являются:
1. Изучить методическую и специальную литературу по вопросам модернизации учебного процесса в ДОУ.
2. Изучить теоретическое обоснование использования различных средств развития творчества у детей дошкольного возраста.
3. Разработать элементы модернизации развивающей среды в области художественно творческой деятельности детей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..….3
Глава I. РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА КАК АКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
1. Изучение проблемы использования развивающей среды в воспитательно-образовательном процессе……………………………………………………...6
2. Многообразие развивающей среды. Ее функции и принципы построения………………………………………………………………….......10
3. Развивающая среда в ДОУ…………………………………….………...….18
4. Соответствие развивающей среды возрасту детей………………………..20
5. Требования к формированию и использованию развивающей среды.......23
Глава II. ПРОЦЕСС УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБЛАСТИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
1. Художественные средства модернизации развивающей среды в ДОУ…..26
2. Формирование развивающей среды в студии детской изобразительной деятельности………………………………………………………………….....32
3. Развивающая среда и художественное творчество дошкольников……….34
4. Разработка элементов среды для развития детского изобразительного творчества…………………………………………………………………….…46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....56
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

роль эстетической среды в развитии ребенка.docx

— 86.10 Кб (Скачать файл)

В связи с этим можно  рекомендовать ориентироваться  на такие показатели соответствия среды  возрасту детей.

Дети младших групп, развитие которых находится на рубеже перехода от предметной к игровой деятельности, должны получать от среды возможности  развития именно этих видов деятельности. В соответствии с закономерностями развития мышления, памяти, внимания, речи и т.д. здесь должна быть мощно  представлена среда предметной деятельности и связанных с ней условий  сенсорного воспитания и развития детей, здесь же получает питание зарождающаяся  игровая деятельность. Таким образом, развивающая среда младшей группы должна содержать все виды деятельности, но направленность их связывается с  предметной и игровой деятельностью. В их содержании должны реализовываться  все задачи развития детей этого  возраста. Общий вид группы –  игровой, яркий, предметный.

В средней группе должно преобладать такое содержание развивающей  среды, которое определяет переходный этап от предметной деятельности к более развитой игровой. Этот уровень должен расти, его может обеспечить плавный переход от обеспеченной творческой игры к игре, заставляющей ребенка самого искать комбинации игровой ситуации, обстановки, игрового содержания, правил и действий. Поэтому игровое оборудование в течение года постепенно уступает место академическому содержанию деятельности.

Старшая группа. Здесь идет дальнейшее развитие ведущей деятельности, это период пика развития творческой сюжетно-ролевой игры, и здесь  к игре предъявляются особые требования. Чтобы выполнять функции развития ребенка этого возраста, она должна быть, прежде всего, развитой сама. Ее развитие зависит от игровой среды, которую создадут взрослые. И чем больше на пути у ребенка в этот период развития игры встретится препятствий, тем эффективней будет развитие и ребенка и игры. В старшей группе основные зоны деятельности – познавательная, интеллектуальная, математическая, экологическая, речевая, двигательная, художественная, исследовательская, трудовая, конструкторская в разных ее видах – строительная, техническая, художественная, музыкальная, театрализованная и т.д.

Подготовительная к школе  группа близка по наполнению к старшей  группе, но отличается содержанием, в  которое укладываются программные  задачи, индивидуальные особенности  и потребности детей. Здесь те же подходы к формированию среды, может быть, чуть больше объем содержания. Говоря о проектировании развивающей  среды детей подготовительной группы, хочу предупредить желание взрослых превратить эту группу в школьный класс с наглядными пособиями, географическими  и историческими картами, схемами  и пр. Создавая среду, работая с  детьми, всегда надо помнить слова  замечательного отечественного психолога  А.В.Занкова: «Прежде чем начинать работать с детьми, задайте себе два вопроса: Зачем это ребенку? Сколько ему это будет стоить? Не надо превращать жизнь ребенка в спешку достижений, надо просто бояться интенсифицировать его старение.

5. Требования к  формированию и использованию  развивающей среды

К развивающей среде дошкольных учреждений предъявляются требования педагогические, эстетические, гигиенические  и экономические.

Педагогические: соответствие задачам и содержанию «Программы воспитания и обучения в детском  саду»и требованиям дошкольной дидактики; общая педагогическая направленность с целью создания наибольшего комфорта; информативность, содержательность, разнообразие, привлекательность и доступность всей предметно-пространственной среды детского учреждения; возможность широкого использования ручного труда и художественной деятельности ребенка и воспитателя.

Эстетические6 комплексный подход к оборудованию и окружающей среде помещений; создание эмоционального климата помещения средствами рациональной и красивой планировки, освещения и цветовой отделки; зонирование помещений и художественно-образное, привлекательное решение фрагментов; широкое использование в развивающей среде помещений, высокохудожественных и качественно выполненных помещений станкового, монументально-декоративного и прикладного искусства; разнообразие и эстетическая завершенность уголков природы, композиций из природного материала и озеленение помещений.

Гигиенические: соответствие кубатуры, площади, естественной освещенности, вентиляции и теплоизоляции нормативам и характеру использования помещения; учет психофизиологических особенностей зрительного восприятия и возрастных предпочтений детей при создании разумной и эмоционально насыщенной цветовой среды помещений; прочности, термо- и влагостойкость, не сгораемость, безвредность и отсутствие неприятных запахов покрытий пола, мебели, игрушек. [24, С.101]

Экономические: определяются утвержденными сметными нормами  затрат на строительство, оформление и  приобретение инвентаря и пособий  для каждого типа дошкольного  учреждения.

Также были выдвинуты и  другие требования:

1. Учет психофизиологических  факторов.

2. Учет градостроительных  особенностей.

3. Функциональная целесообразность  помещений.

4. Обеспечение физических  параметров жизни человека.

Раскроем эти требования.

1. Психофизиологические  требования, в равной мере учитывающие  запросы личности и коллектива. Поэтому необходимо учитывать  ряд психофизиологических факторов. Известно, что люди любят разные  краски, что у народов один  и тот же оттенок может иметь  не одинаковое, часто противоположное  толкование, что символические цвета  государственных флагов строго  регламентированы и с возрастом  наблюдаем трансформацию привычек: дети свойственна подвижность,  с годами предпочтение отдается  смысловым играм.

2. Учет градостроительных  особенностей. Градостроительные требования  проявляются в выборе места  для постановки здания. Ориентиром  здесь служат замечательные пейзажи,  уже возведенные архитектурные  сооружения. Это требование всегда  отличало искусство зодчих. Зодчие  используют любую возможность  контакта природы и создаваемого  интерьера. Внешнее и внутреннее  пространство переходят одно  в другое, взаимно обогащаются.

3. Функциональная целесообразность  помещения, т.е. полное соответствие  своему назначению. Это требование  должно подчиняться как объемно-планированное  решение, так и конструктивное  решение. Функциональные назначения  здания определяет требования  к освещенности, температуре, звукоизоляции,  вентиляции, отоплению, водо- и газоснабжению, канализации. Бытовому оборудованию, теле- и радиофиксации, к отделке помещений и благоустройству здания и др.

4. Обеспечение физических  параметров жизни человека. Изучаются  способы ограждения от неблагоприятных  условий воздействий климата.  Выбирают внешнее очертание, взаимное  расположение и конструкцию стен, перекрытий с нужной прочностью, долговечностью, теплоизоляционностью и другими свойствами. Строитель защищает жителя от ветра, стужи, дождя или палящего солнца.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. ПРОЦЕСС  УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ  В ОБЛАСТИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ  

1. Художественные  средства модернизации развивающей  среды в ДОУ 

а) Конструкция и форма:Конструкция и форма помещений строится в нашей стране по типовым и индивидуальным проектам. Типы зданий и детских дошкольных учреждений имеют существенные различия между собой. Эти различия определяются и условиями строительства, и климатом, и особенностями местности. Более эффективны одно- и двухэтажные здания дошкольных учреждений, чем трехэтажные. Детские сады в городе находятся в многоэтажном окружении, и их вытянутая по горизонтали архитектура как эмоциональное ядро микрорайона должна выявляться в оправе - ожерелье городской застройки. В этих условиях образную выразительность одно- двухэтажному зданию детского сада придают объемно-планировочная композиция, ориентация по солнцу, игра освещенных и затененных участков, использование конструкций, рисунка и материала кровли, рельеф местности и растительность цветовая и фактурная отделка фасадов, входов и т.д. В некоторых районах используются плоские крыши для приема детьми солнечных и воздушных ванн. Такие крыши с несложным их дооборудованием защитными тентами и ограждениями удобны для устройства там всевозможных озеленений, даже сада. Это очень перспективный и оригинальный способ увеличения полезной площади с минимальными экономическими затратами. Разумеется, использование этой дополнительной площади возможно лишь в условиях абсолютной безопасности эксплуатации плоской крыши для жизни и здоровья ребенка. [6, С.26]б) Материалы:

Нельзя говорить о полноценном  умственном воспитании ребенка - дошкольника, если его окружающая обстановка примитивна и хаотична и он не получает от взаимодействия с ней прогрессивную информацию. Поэтому следует чаще менять эстампы  и другие предметы тематического  художественно-декоративного оформления в групповой комнате. Нужно обращать внимание ребенка на качество и фактуру  современных материалов, отделку  игрушек, предметов обстановки. Малыш  лучше усваивает учебный материал, если мебель, которой он пользуется при этом, удобна и красива, если у него есть необходимый ассортимент  хорошо сделанных принадлежностей, привлекательных и качественных материалов для той или иной деятельности, если он зрительно хорошо воспринимает образец и ничто не отвлекает  его внимание. Если ребенок имеет  дело с материалами, выполненными на высоком качественном уровне, у него воспитывается аккуратность, бережливость, интерес к труду взрослого.

в) Декоративное оформление.

Значительную роль в развитии ребенка - дошкольника играет искусство, поэтому в оформлении детского сада большое место отводится изобразительному и декоративно-прикладному искусству. Картины, скульптуры, графика, роспись, витражи, декоративные кладки, изделия  народного прикладного искусства  и т.д., с детства входят в сознание и чувства ребенка. Они развивают  мышление, нравственно-волевые качества, создают предпосылки формирования любви и уважения к труду людей. Применение древесины в архитектурно-художественном облике интерьера детского учреждения ни у кого не вызывает сомнения легкости, прочности, теплоты живого материала. Техника настенной росписи и  граффито требует большого мастерства и специальной подготовки. Поэтому  в условиях детского сада она встречается  редко. Керамика широко входит в отделку интерьера детского сада - это вставки, рельефы, панно, изразцы, объемная скульптура и композиционные решетки-перегородки, утилитарная керамика - вазы, горшки, кашпо и т.д. Большое место занимает витраж, он представляет собой обколотые куски цветного стекла, скрепленные бетоном.

Все произведения искусства  в интерьере должны быть подчинены  требованиям места и времени. Необходимо, чтобы произведение декоративного  искусства выполнялось для определенного  интерьера. При этом учитывают назначение помещения, его высоту, освещенность и т.д.

Не все виды декоративного  убранства получили одинаковое распространение  в художественном оформлении помещений. Наиболее часто применяют панно, гобелены, витражи, фото, чеканку.

Из этого можно выделить виды декоративного искусства, применяемые  в оформлении:

1. Декоративная кладка  кирпича и стеновых панелей;

2. Различные виды штукатурки (под шубу);

3. Каменная штукатурка;

4. Настенная роспись по  сырой штукатурке (фреска);

5. Техника с граффито (цветная  - резная штукатурка);

6. Мозаика;

7. Применение керамики  в виде объемных работ и  рельефов (терракота, майолика);

8. Витражи;

9. Инкрустация по дереву;

10. Техника по переработке  древесины (обожение, выжигание, травление);

11. Гобелена;

12. Макраме и других  тканных материалов;

13. Чеканка и гравировка  по металлу;

14. Ажурная ковка и литье  из металла;

15. Спаянные полосовые  металлы.

К декоративному оформлению еще относятся информационные стенды:

1. Уголок для родителей;

2. Методический уголок;

3. Для сотрудников детского  сада.

г) Формы живой природы.

Уголок природы должен быть доступен детям, чтобы они могли  наблюдать жизнь растений и животных, ухаживать за ними. Важно изящно и грамотно оформить эти уголки. Напольные композиции озеленения можно  приподнять на подиуме в виде микроландшафта с перепадами уровней. Используется центральная линейная и ярусная, смешанная композиции озеленения помещений. Часто зеленые уголки выделяются цветозонированием, фактурной отделкой стены, декоративной подсветкой. Нередко озеленение имеет «конструктивную основу»: это может быть небольшой спил дерева или декоративная ветка, изгибы которой дают опору вьющимся растениям. К стволу-спилу не следует прибавлять полки из чужеродного материала, лучше если это будут деревянные решетки, плетеные корзиночки для вазочки с растением. Не нужно в уголке природы разрисовывать стены «под пейзаж», в «цветочный орнамент» и т.п. Лучше использовать приемы профессиональной обработки стен или украсить их крупноформатной, художественно выполненной фотографией пейзажа. Цветы и растения можно сгруппировать в живописные композиции на специальных подставках; не следует монотонно расставлять их по подоконникам. Интерьер всегда украсят работы детей из природного материала, со вкусом оформленные.

Увлекательное зрелище представляет аквариум с подсветкой микрофауны и  поднятый несколько выше, чем обычно он стоит на подставке. Ребенок должен видеть аквариум не сверху, где он закрыт оргстеклом и рефлектором, а панораму подводного мира. Нельзя раскрашивать и расписывать задние стенки аквариума под «волшебные замки». Дети должны хорошо видеть обитателей в их естественных условиях. Рядом с живым уголком размещается «Календарь природы», он может быть различных форм и размеров. Не следует его разрисовывать, пусть он будет скромнее и ярче будут выявлены цветом условные знаки времени года и погоды. Сменные иллюстрации времен года должны быть размещены в одной плоскости с календарем и согласованы в цвете и по материалу. [20, С.53]

Информация о работе Роль эстетической среды в развитии ребенка