Роль эстетической среды в развитии ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 16:09, контрольная работа

Описание работы

Задачами работы являются:
1. Изучить методическую и специальную литературу по вопросам модернизации учебного процесса в ДОУ.
2. Изучить теоретическое обоснование использования различных средств развития творчества у детей дошкольного возраста.
3. Разработать элементы модернизации развивающей среды в области художественно творческой деятельности детей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..….3
Глава I. РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА КАК АКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
1. Изучение проблемы использования развивающей среды в воспитательно-образовательном процессе……………………………………………………...6
2. Многообразие развивающей среды. Ее функции и принципы построения………………………………………………………………….......10
3. Развивающая среда в ДОУ…………………………………….………...….18
4. Соответствие развивающей среды возрасту детей………………………..20
5. Требования к формированию и использованию развивающей среды.......23
Глава II. ПРОЦЕСС УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБЛАСТИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
1. Художественные средства модернизации развивающей среды в ДОУ…..26
2. Формирование развивающей среды в студии детской изобразительной деятельности………………………………………………………………….....32
3. Развивающая среда и художественное творчество дошкольников……….34
4. Разработка элементов среды для развития детского изобразительного творчества…………………………………………………………………….…46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....56
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

роль эстетической среды в развитии ребенка.docx

— 86.10 Кб (Скачать файл)

Наблюдение – это научный  метод исследования, не ограниченный простой регистрации фактов, а  научно - объясняющие причины того или иного явления. Также это  метод, состоящий в преднамеренном, систематическом, целенаправленном и  фиксируемом восприятии внешних  проявлений психики.

Беседа – метод, предусматривающий  прямое или косвенное получение  психологической информации путем  речевого общения.

Анализ продуктов изобразительной  деятельности – это метод выявления  качеств личности с помощью рисунков, схем, чертежей.

Метод математической статистики – это прием обработки данных; количественный и качественный анализ, дифференциация материала по типу, группам, вариантам и составление  психологической казуистики.

Эксперимент – активное вмешательство в деятельность испытуемого  с целью создания условий, в которых  выявляются психологические факты. Достоинство эксперимента в том, что сам исследователь создает  условия для получения результатов.

Изучение влияния среды  на развитие изотворчества детей старшего дошкольного возраста состояло из 3-х основных этапов:

1 этап – констатирующий  эксперимент

2 этап – формирующий  эксперимент

3 этап – итоговый (контрольный)

Констатирующий эксперимент.

Цель эксперимента:

1. Выявить уровень умений  и навыков детей в области  рисования красками лица человека.

2. Выявить необходимое  для работы оборудование и  инструменты, позволяющие дополнительно  раскрывать творческий потенциал  и самостоятельность детей.

Эксперимент проходил в форме  занятия на тему «Мой друг»

Тема: Мой друг. Цель: Развивать  художественное восприятие образа человека; совершенствовать умение детей подбирать  и использовать цвета акварели в  изображении; развивать чувство  композиции.

Оборудование: акварель, кисти, лист бумаги А3, портреты.

Ход:

Показываю репродукции портретов, спрашиваю, кто на них изображен. Читаю стихотворение: «Портрет».

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на нас:

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Или это тетя Зина,

Или Колька, твой сосед

Обязательно картина,

Называется «портрет».

Уточняю: Изображение человека называется - портрет. Объясняю, что  мы сегодня будем рисовать, поясняю, что друга можно нарисовать по-разному: в полный рост или только лицо, занимающимся любым делом.

Вспоминаем части лица, формы лица, цвет, длину волос. Прошу (2-3 ребят) описать внешность друга. Закрепляю последовательность работы. Предлагаю приступить к работе.

Заканчивается занятие просмотром детских рисунков в играх: «Узнай кто нарисован. Подвожу итог, даю анализ

Итоги констатирующего эксперимента представлены в таблице.

Вывод констатирующего эксперимента: в целом итоги занятия показывают, что дети знают и различают портреты от других жанров, но не знают названий художественных произведений и их авторов. Это говорит о том, что педпроцесс не оснащен достаточным количеством репродукций картин в жанре портрета. Очень слабо дети умеют выполнять фигуру и лицо человека, делают это диспропорционально. Слабо выражено творчество и самостоятельность детей, только у некоторых проявляются эти качества, в виде элементов костюмов, дополнительного изображения (цветы, шляпа, бальные платья). Неумение детей пользоваться дополнительными средствами в работе.

Формирующий эксперимент.

Цель:

1. Обогатить знания детей  о художественных произведениях  в жанре портрета.

2. Формировать умение  детей пропорционально изображать  лицо и фигуры человека.

3. Опробировать дополнительные средства, позволяющие на более качественном уровне выполнять работы по изображению фигуры человека.

Формирующий эксперимент  проводился в следующей последовательности:

1. Анализ программных  требований по использованию  портретного жанра в педпроцессе.

2. Разработка перечня  художественных произведений в  жанре портрета.

3. Разработка и проведения  ряда занятий c использованием дополнительных средств развивающей среды в области изображения человека:

Занятие 1

«Показ слайдов и беседа по их содержанию» (жанр портрет).

Занятие 2

«Портрет» (использование  традиционных материалов и средств).

Занятие 3

«Автопортрет» (использование  нетрадиционных средств – зеркал, в технике монотипии).

Занятие 1

Тема: Показ слайдов и  беседа по их содержанию (жанр портрета).

Цель:

1. Познакомить детей с  особенностями художественных произведений  в жанре портрета: происхождением, содержанием, авторами, функционированием.

2. Развивать интерес к  просмотру художественных произведений, понимание содержания.

3. Воспитывать эстетический  вкус.

Ход:

I. Вводная часть:

1. Организация детей: необычное  занятие, которое поможет посетить  один из удивительных музеев  – Эрмитаж.

2. Игровая мотивация –  посещение выставки старинных  портретов. Рассказать о происхождении  портрета как жанра.

II. Основная часть:

1. Показ слайдов (поочередно) художественных произведений в  жанре портрета.

2. Показ портретов автора  Левицкого. Беседа по их содержанию (2-3 произведения).

3. Показ портретов автора  Рокотова. Беседа по их содержанию (2-3 произведения).

4. Показ портретов автора  Боровиковского. Беседа по их содержанию (2-3 произведения).

5. Составление рассказа  по понравившемуся произведению.

III. Заключительная:

1. Итог: Вопросы к детям:  Как называется понравившееся  произведение. Кто автор? Почему  понравилось? Чем запомнилось?

2. Дать анализ активности  детей на занятии.

Занятие 2

«Портрет».

Цель: Дать детям представления  о том, что такое настроение. Учить  осознанию себя в настоящем времени. Познакомить с жанром изобразительного искусства – портрет.

Оборудование: акварель, кисти, картины – портреты людей разного  возраста.

Ход:

Показываю детям репродукции  портретов, людей разного возраста; определяю вместе с детьми, что  в этих картинах общего. Веду беседу по каждой картине, спрашиваю: - зачем  художники писали (рисовали) эти  портреты? (ответы детей).

Поясняю: художник хотел  рассказать людям об этом человеке, о том, какой он. У детей спрашиваю:

- А может художник сам  рассказать людям о себе, нарисовать  свой портрет? 

- Как это можно сделать?

Предлагаю детям побыть художниками  – портретистами и нарисовать свой портрет.

С детьми вспоминаем части  лица, фигуры человека, цвет глаз, волос, рост, овал лица. Объясняю, чем мы будем  рисовать; добиваюсь, чтобы дети отнеслись  к заданию внимательно.

После выполнения задания, провела  беседу:

- Кто на портрете?

- Какого ты здесь возраста?

- Это ты в прошлом,  в настоящем или в будущем?

- Значит это твой портрет  в настоящем?

Провела игру: «Узнай автора портрета».

Подвела итог.

Занятие 3

«Автопортрет».

Цель: Формировать интерес  к самопознанию через отображение  в рисунке особенностей своей  внешности. Познакомить с жанром изобразительного искусства – автопортретом; развивать чувство композиции.

Оборудование: зеркало, гуашь, кисти, лист формата А3 или А4, автопортреты.

Ход:

Показываю детям репродукции  картин – автопортретов. Уточняю: изображение  человека называется «портрет», а изображение  себя «автопортрет». Рассказываю, как  художники пишут собственные  портреты. Предлагаю детям написать свой портрет с помощью зеркала, объясняю, как это сделать. Для  того чтобы работа была точной и  на рисунке можно было бы узнать автора, детям предлагаю подойти  к зеркалу и изучить себя: своё лицо, глаза, рот, нос, волосы, овал лица, шею. Предлагаю себя, своё лицо нарисовать на зеркале. Беру лист и прошу ребенка  приложить к зеркалу и откопировать свой автопортрет. Помогаю.

После окончания подвожу  итог, даю анализ и оценку работ.

Кроме занятий был проведен ряд индивидуальной работы по умению различать и изображать различные  эмоциональные состояния человека.

Для проведения индивидуальной работы были разработаны специальные  карточки, которые демонстрировали  различные выражения губ, глаз, бровей. Тем самым знакомство с изображением эмоций шло по специально разработанной  системе наглядного материала, что  обогатило предметно - развивающую  среду для обучения рисования  лица человека (Приложение 4).

Итоговый (контрольный эксперимент).

Проводился в виде занятия  на тему: «Вернисаж портретов».

Задачи:

1. Закрепить умения применять  полученные знания в практическом  рисовании.

2. Закрепить умения пропорционально  изображать лицо человека передавая  его эмоциональное состояние.

3. Развивать восприятие  и умение давать результатом  деятельности сравнительную характеристику.

4. Воспитывать и стимулировать  проявления творчества и самостоятельности.

Материал: образцы (репродукции) портретов, набор материала для  работы акварелью.

Ход:

Вводная часть.

1. Организация.

2. Напомнить детям ранее  изученные темы, вспомнить что  такое «портрет», какие художественные  произведения они знают.

Основная часть.

1. Нацелить детей на  то что к празднику 8 Марта необходимо сделать подарок мамам, бабушкам, организовать галерею их портретов.

2. Напомнить последовательность  рисования лица человека по  специально разработанной схеме.

3. Напомнить детям с  помощью таблиц, как рисуется  эмоциональное состояние.

4. Напомнить детям, как  добиваться в своём рисунке  портретного сходства.

5. Самостоятельная деятельность  детей.

Заключительная часть.

1. Анализ детских работ.  Проанализировать и объективно  оценить творчески выполненные  работы, отметить элементы самостоятельности.

2. Итог занятия.

Итоги занятия представлены в таблице.

Вывод итогового эксперимента.

Дети с лёгкостью узнают, называют портретный жанр, художественные произведения и их авторов; на хорошем  уровне находится умение выполнять  лицо человека, его эмоциональное  состояние. При рисовании портрета дети проявили самостоятельность, творчество, смогли самостоятельно использовать средства выразительности и средства рисования.

Вывод исследовательской  работы.

Исследуя развивающую  среду конкретного ДОУ можно  сделать вывод о том, что вопросами  её модернизации занимаются не систематически, хотя для этого имеются условия, но при отсутствии материальных средств  это сделать почти невозможно. Руководитель изобразительной деятельности в соответствии с «Концепцией  развития дошкольного образования» старается модернизировать условия  протекания изобразительного творчества. Ею подобраны художественные произведения, организованы выставки детских работ, подобрано оборудование для разных видов изобразительной деятельности. Для изучения влияния модернизации развивающей среды на развитие творчества детей были подобраны методы исследования: метод беседы, наблюдения, эксперимент, метод математической статистики, анализ продуктов деятельности, которые  помогли исследовать динамику уровней  развития умений изображать фигуру и  лицо человека. Для проведения исследовательской  работы были проведены занятия по обучению рисования человека с использованием дополнительных средств обучения (использования  репродукций, слайдов, схем, нетрадиционных технологий).

Итоги занятий показали, что творчество детей становится более качественными при условии, что обучение ведется с использованием разнообразных инновационных средств.

Анализируя программы  обучения и воспитания можно сделать  вывод, что перед педагогами выдвигаются  задачи по организации и оснащению  развивающей среды в разнообразных  видах деятельности. Процесс развития детского творчества будет интересен, продуктивен, если систематически модернизировать  его новым содержанием и новыми средствами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Мир детства имеет свой язык, свои представления, свой способ выражения увиденного. Созидая собственный  мир, ребенок формирует свой образ, свою личность, стиль жизни, неповторимый, индивидуальный и отличающийся от взрослого.

Поэтому считаю, что в  последнее время возрастает активная роль педагогики в поиске путей совершенствования  среды, как условия формирования личности. Формирование личности является важной задачей педагогики, так как  позволяет сформировать у каждого  ребенка представления о цели жизни. Выработав образ среды, ребенок  начинает сопоставлять его с действительностью, искать или преобразовывать в  соответствии со своими представлениями. В дошкольном учреждении обстановка всех помещений служит одной задаче – воспитанию и развитию ребенка  в коллективе. Создание такой благоприятной обстановки – большое искусство, включающее в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов. Эта проблема интересна тем, что интерьер создают архитектор, дизайнер и художник, а эстетику интерьера, красоту и порядок в помещении организует и поддерживает воспитатель.

Исследуя среду, ученые по разному определяли ее воспитательный потенциал: среда наполненная нравственно-эстетическими ценностями дает способ жить и развиваться, создает мир как бы заново, в ней есть сила и действие (В.С.Библер), формирует отношение к базовым ценностям, способствует усвоению социального опыта и приобретению качеств, необходимых для жизни (Н.В.Гусева, Л.П.Буева); представляют целостную социокультурную систему, способствует распространению новых культурных ценностей, стимулирует групповые интересы, усиливает взаимоотношения (Ю.Г.Волков, В.С. Поликарпов); выступает способом трансформации внешних отношений во внутреннюю структуру личности (А.В.Мудрик); окружает, принизывает, завлекает в орбиту деятельности субъекта, удовлетворяет его потребности (В.А.Нечаев).

Л.И.Божович среду определяет как особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, обусловливающих и динамику развития, и новые качественные образования. Она замечает, что очень важно понять характер переживания ребенка, включенного в среду, характер его эффективного отношения к среде. Эта позиция Л.И.Божович позволила осуществить поиск организации среды в двух условиях: духовно-пространственном и предметно-пространственном, обеспечивших не только отношение ребенка к среде, но и его активность в ней.

Информация о работе Роль эстетической среды в развитии ребенка