Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 16:09, контрольная работа
Задачами работы являются:
1. Изучить методическую и специальную литературу по вопросам модернизации учебного процесса в ДОУ.
2. Изучить теоретическое обоснование использования различных средств развития творчества у детей дошкольного возраста.
3. Разработать элементы модернизации развивающей среды в области художественно творческой деятельности детей.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..….3
Глава I. РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА КАК АКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
1. Изучение проблемы использования развивающей среды в воспитательно-образовательном процессе……………………………………………………...6
2. Многообразие развивающей среды. Ее функции и принципы построения………………………………………………………………….......10
3. Развивающая среда в ДОУ…………………………………….………...….18
4. Соответствие развивающей среды возрасту детей………………………..20
5. Требования к формированию и использованию развивающей среды.......23
Глава II. ПРОЦЕСС УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБЛАСТИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
1. Художественные средства модернизации развивающей среды в ДОУ…..26
2. Формирование развивающей среды в студии детской изобразительной деятельности………………………………………………………………….....32
3. Развивающая среда и художественное творчество дошкольников……….34
4. Разработка элементов среды для развития детского изобразительного творчества…………………………………………………………………….…46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....56
ЛИТЕРАТУРА
Наблюдение – это научный метод исследования, не ограниченный простой регистрации фактов, а научно - объясняющие причины того или иного явления. Также это метод, состоящий в преднамеренном, систематическом, целенаправленном и фиксируемом восприятии внешних проявлений психики.
Беседа – метод, предусматривающий прямое или косвенное получение психологической информации путем речевого общения.
Анализ продуктов
Метод математической статистики – это прием обработки данных; количественный и качественный анализ, дифференциация материала по типу, группам, вариантам и составление психологической казуистики.
Эксперимент – активное
вмешательство в деятельность испытуемого
с целью создания условий, в которых
выявляются психологические факты.
Достоинство эксперимента в том,
что сам исследователь создает
условия для получения
Изучение влияния среды на развитие изотворчества детей старшего дошкольного возраста состояло из 3-х основных этапов:
1 этап – констатирующий эксперимент
2 этап – формирующий эксперимент
3 этап – итоговый (контрольный)
Констатирующий эксперимент.
Цель эксперимента:
1. Выявить уровень умений
и навыков детей в области
рисования красками лица
2. Выявить необходимое
для работы оборудование и
инструменты, позволяющие
Эксперимент проходил в форме занятия на тему «Мой друг»
Тема: Мой друг. Цель: Развивать художественное восприятие образа человека; совершенствовать умение детей подбирать и использовать цвета акварели в изображении; развивать чувство композиции.
Оборудование: акварель, кисти, лист бумаги А3, портреты.
Ход:
Показываю репродукции портретов, спрашиваю, кто на них изображен. Читаю стихотворение: «Портрет».
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас:
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Или это тетя Зина,
Или Колька, твой сосед
Обязательно картина,
Называется «портрет».
Уточняю: Изображение человека называется - портрет. Объясняю, что мы сегодня будем рисовать, поясняю, что друга можно нарисовать по-разному: в полный рост или только лицо, занимающимся любым делом.
Вспоминаем части лица, формы лица, цвет, длину волос. Прошу (2-3 ребят) описать внешность друга. Закрепляю последовательность работы. Предлагаю приступить к работе.
Заканчивается занятие просмотром детских рисунков в играх: «Узнай кто нарисован. Подвожу итог, даю анализ
Итоги констатирующего эксперимента представлены в таблице.
Вывод констатирующего эксперимента:
в целом итоги занятия
Формирующий эксперимент.
Цель:
1. Обогатить знания детей
о художественных
2. Формировать умение
детей пропорционально
3. Опробировать дополнительные средства, позволяющие на более качественном уровне выполнять работы по изображению фигуры человека.
Формирующий эксперимент
проводился в следующей
1. Анализ программных
требований по использованию
портретного жанра в
2. Разработка перечня художественных произведений в жанре портрета.
3. Разработка и проведения ряда занятий c использованием дополнительных средств развивающей среды в области изображения человека:
Занятие 1
«Показ слайдов и беседа по их содержанию» (жанр портрет).
Занятие 2
«Портрет» (использование традиционных материалов и средств).
Занятие 3
«Автопортрет» (использование нетрадиционных средств – зеркал, в технике монотипии).
Занятие 1
Тема: Показ слайдов и беседа по их содержанию (жанр портрета).
Цель:
1. Познакомить детей с
особенностями художественных
2. Развивать интерес к
просмотру художественных
3. Воспитывать эстетический вкус.
Ход:
I. Вводная часть:
1. Организация детей: необычное
занятие, которое поможет
2. Игровая мотивация –
посещение выставки старинных
портретов. Рассказать о
II. Основная часть:
1. Показ слайдов (поочередно) художественных произведений в жанре портрета.
2. Показ портретов автора
Левицкого. Беседа по их
3. Показ портретов автора Рокотова. Беседа по их содержанию (2-3 произведения).
4. Показ портретов автора Боровиковского. Беседа по их содержанию (2-3 произведения).
5. Составление рассказа
по понравившемуся
III. Заключительная:
1. Итог: Вопросы к детям: Как называется понравившееся произведение. Кто автор? Почему понравилось? Чем запомнилось?
2. Дать анализ активности детей на занятии.
Занятие 2
«Портрет».
Цель: Дать детям представления о том, что такое настроение. Учить осознанию себя в настоящем времени. Познакомить с жанром изобразительного искусства – портрет.
Оборудование: акварель, кисти, картины – портреты людей разного возраста.
Ход:
Показываю детям репродукции портретов, людей разного возраста; определяю вместе с детьми, что в этих картинах общего. Веду беседу по каждой картине, спрашиваю: - зачем художники писали (рисовали) эти портреты? (ответы детей).
Поясняю: художник хотел рассказать людям об этом человеке, о том, какой он. У детей спрашиваю:
- А может художник сам рассказать людям о себе, нарисовать свой портрет?
- Как это можно сделать?
Предлагаю детям побыть художниками – портретистами и нарисовать свой портрет.
С детьми вспоминаем части лица, фигуры человека, цвет глаз, волос, рост, овал лица. Объясняю, чем мы будем рисовать; добиваюсь, чтобы дети отнеслись к заданию внимательно.
После выполнения задания, провела беседу:
- Кто на портрете?
- Какого ты здесь возраста?
- Это ты в прошлом, в настоящем или в будущем?
- Значит это твой портрет в настоящем?
Провела игру: «Узнай автора портрета».
Подвела итог.
Занятие 3
«Автопортрет».
Цель: Формировать интерес к самопознанию через отображение в рисунке особенностей своей внешности. Познакомить с жанром изобразительного искусства – автопортретом; развивать чувство композиции.
Оборудование: зеркало, гуашь, кисти, лист формата А3 или А4, автопортреты.
Ход:
Показываю детям репродукции
картин – автопортретов. Уточняю: изображение
человека называется «портрет», а изображение
себя «автопортрет». Рассказываю, как
художники пишут собственные
портреты. Предлагаю детям написать
свой портрет с помощью зеркала,
объясняю, как это сделать. Для
того чтобы работа была точной и
на рисунке можно было бы узнать
автора, детям предлагаю подойти
к зеркалу и изучить себя: своё
лицо, глаза, рот, нос, волосы, овал лица,
шею. Предлагаю себя, своё лицо нарисовать
на зеркале. Беру лист и прошу ребенка
приложить к зеркалу и
После окончания подвожу итог, даю анализ и оценку работ.
Кроме занятий был проведен
ряд индивидуальной работы по умению
различать и изображать различные
эмоциональные состояния
Для проведения индивидуальной работы были разработаны специальные карточки, которые демонстрировали различные выражения губ, глаз, бровей. Тем самым знакомство с изображением эмоций шло по специально разработанной системе наглядного материала, что обогатило предметно - развивающую среду для обучения рисования лица человека (Приложение 4).
Итоговый (контрольный эксперимент).
Проводился в виде занятия на тему: «Вернисаж портретов».
Задачи:
1. Закрепить умения применять
полученные знания в
2. Закрепить умения
3. Развивать восприятие
и умение давать результатом
деятельности сравнительную
4. Воспитывать и стимулировать
проявления творчества и
Материал: образцы (репродукции) портретов, набор материала для работы акварелью.
Ход:
Вводная часть.
1. Организация.
2. Напомнить детям ранее
изученные темы, вспомнить что
такое «портрет», какие
Основная часть.
1. Нацелить детей на то что к празднику 8 Марта необходимо сделать подарок мамам, бабушкам, организовать галерею их портретов.
2. Напомнить последовательность
рисования лица человека по
специально разработанной
3. Напомнить детям с помощью таблиц, как рисуется эмоциональное состояние.
4. Напомнить детям, как добиваться в своём рисунке портретного сходства.
5. Самостоятельная деятельность детей.
Заключительная часть.
1. Анализ детских работ.
Проанализировать и объективно
оценить творчески выполненные
работы, отметить элементы
2. Итог занятия.
Итоги занятия представлены в таблице.
Вывод итогового эксперимента.
Дети с лёгкостью узнают, называют портретный жанр, художественные произведения и их авторов; на хорошем уровне находится умение выполнять лицо человека, его эмоциональное состояние. При рисовании портрета дети проявили самостоятельность, творчество, смогли самостоятельно использовать средства выразительности и средства рисования.
Вывод исследовательской работы.
Исследуя развивающую
среду конкретного ДОУ можно
сделать вывод о том, что вопросами
её модернизации занимаются не систематически,
хотя для этого имеются условия,
но при отсутствии материальных средств
это сделать почти невозможно.
Руководитель изобразительной деятельности
в соответствии с «Концепцией
развития дошкольного образования»
старается модернизировать
Итоги занятий показали,
что творчество детей становится
более качественными при
Анализируя программы
обучения и воспитания можно сделать
вывод, что перед педагогами выдвигаются
задачи по организации и оснащению
развивающей среды в
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мир детства имеет свой язык, свои представления, свой способ выражения увиденного. Созидая собственный мир, ребенок формирует свой образ, свою личность, стиль жизни, неповторимый, индивидуальный и отличающийся от взрослого.
Поэтому считаю, что в последнее время возрастает активная роль педагогики в поиске путей совершенствования среды, как условия формирования личности. Формирование личности является важной задачей педагогики, так как позволяет сформировать у каждого ребенка представления о цели жизни. Выработав образ среды, ребенок начинает сопоставлять его с действительностью, искать или преобразовывать в соответствии со своими представлениями. В дошкольном учреждении обстановка всех помещений служит одной задаче – воспитанию и развитию ребенка в коллективе. Создание такой благоприятной обстановки – большое искусство, включающее в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов. Эта проблема интересна тем, что интерьер создают архитектор, дизайнер и художник, а эстетику интерьера, красоту и порядок в помещении организует и поддерживает воспитатель.
Исследуя среду, ученые по разному определяли ее воспитательный потенциал: среда наполненная нравственно-эстетическими ценностями дает способ жить и развиваться, создает мир как бы заново, в ней есть сила и действие (В.С.Библер), формирует отношение к базовым ценностям, способствует усвоению социального опыта и приобретению качеств, необходимых для жизни (Н.В.Гусева, Л.П.Буева); представляют целостную социокультурную систему, способствует распространению новых культурных ценностей, стимулирует групповые интересы, усиливает взаимоотношения (Ю.Г.Волков, В.С. Поликарпов); выступает способом трансформации внешних отношений во внутреннюю структуру личности (А.В.Мудрик); окружает, принизывает, завлекает в орбиту деятельности субъекта, удовлетворяет его потребности (В.А.Нечаев).
Л.И.Божович среду определяет как особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, обусловливающих и динамику развития, и новые качественные образования. Она замечает, что очень важно понять характер переживания ребенка, включенного в среду, характер его эффективного отношения к среде. Эта позиция Л.И.Божович позволила осуществить поиск организации среды в двух условиях: духовно-пространственном и предметно-пространственном, обеспечивших не только отношение ребенка к среде, но и его активность в ней.
Информация о работе Роль эстетической среды в развитии ребенка