Роль эстетической среды в развитии ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 16:09, контрольная работа

Описание работы

Задачами работы являются:
1. Изучить методическую и специальную литературу по вопросам модернизации учебного процесса в ДОУ.
2. Изучить теоретическое обоснование использования различных средств развития творчества у детей дошкольного возраста.
3. Разработать элементы модернизации развивающей среды в области художественно творческой деятельности детей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..….3
Глава I. РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА КАК АКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
1. Изучение проблемы использования развивающей среды в воспитательно-образовательном процессе……………………………………………………...6
2. Многообразие развивающей среды. Ее функции и принципы построения………………………………………………………………….......10
3. Развивающая среда в ДОУ…………………………………….………...….18
4. Соответствие развивающей среды возрасту детей………………………..20
5. Требования к формированию и использованию развивающей среды.......23
Глава II. ПРОЦЕСС УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБЛАСТИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
1. Художественные средства модернизации развивающей среды в ДОУ…..26
2. Формирование развивающей среды в студии детской изобразительной деятельности………………………………………………………………….....32
3. Развивающая среда и художественное творчество дошкольников……….34
4. Разработка элементов среды для развития детского изобразительного творчества…………………………………………………………………….…46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....56
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

роль эстетической среды в развитии ребенка.docx

— 86.10 Кб (Скачать файл)

Наша позиция состоит  в моделировании социокультурной пространственно-предметной развивающей среды, которая позволила бы ребенку проявлять творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетическое и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе. В нашей педагогической работе социокультурная среда строится в двух пластах: пространственно-предметном и духовно-эмоциональном. Первый пласт – вещественный, материализованный, а второй – духовный, личностный, оценочный, построенный на диалоге общения педагога с ребенком, ребенка с искусством.

Практическая, продуманная  реализация развивающей функции  среды ставит педагога перед необходимостью постоянно импровизировать и  в непосредственной педагогической деятельности, и в опосредованной. Сегодня это качество - умение импровизировать - актуально, поскольку без него не может быть реализован поиск педагогической технологии, позволяющей взаимодействовать с ребенком на принципах личностно-ориентированной модели.

Ярким примером умения импровизировать  является формирование развивающей  среды в студии изобразительной  деятельности детей.

Изостудия в детском саду создается как система помещений  и условий, способствующих самовыражению  ребенка в творчестве, то есть в  разнообразных видах художественной и проектной деятельности с использованием различных средств, в том числе  конструирования, компьютерной графики. В традиционных художественных занятиях и ремеслах ребенок обогащает  свой внутренний мир, размышляет о том, что его поразило и взволновало  в широком окружающем мире. В изостудии  у ребенка на базе сформированных способностей самовыражения развивается  такая важнейшая форма познавательной активности, как проектное мышление.

Художественная деятельность ребенка должна ориентироваться  на его возрастные особенности - аналитические, физиологические, психологические.

Изобразительная деятельность - одна из любимых детьми. Такой деятельностью  они могут заниматься и самостоятельно, без помощи взрослого, насколько  позволяют им их умения и навыки, а также предложенные материалы. Но навыки и умения у дошкольников разные, и не всеми материалами  умеют владеть дети. В этом им должен помочь взрослый, в частности  педагог. Сегодня в обучении детей  изодеятельности перед педагогами стоит одна задача - развитие у дошкольников творческих способностей, но способности, как известно, на пустом месте не рождаются, а чтобы ребенок мог творчески созидать, предстоит кропотливая работа.

Конечно, одними занятиями  развивать детское творчество невозможно, поэтому и возникает необходимость  создания развивающей среды, способной  помочь ребенку в его развитии и саморазвитии. Развивающая среда  должна рассматриваться как система, представляющая собой обогащающий  фактор детского развития: «Жизненная среда может и должна развивать  и воспитывать ребенка, служить  фоном и посредником в личностно  развивающем взаимодействии со взрослыми и другими детьми» (В.А.Петровский).

Художественное творчество дошкольников многогранно. Педагог  должен стремиться постоянно её модернизировать, тем самым поддерживая интерес  к деятельности. Для изучения вопросов модернизации студии изобразительного творчества была выдвинута гипотеза, которая предполагала, что разработка, оснащение и размещение инновационных  средств изобразительной деятельности способствуют раскрытию творческого  потенциала ребенка. Для подтверждения или опровержения этой гипотезы были выдвинуты задачи, которые позволили изучить разнообразную литературу, освоить теоретические знания по вопросам использования развивающей среды в педпроцессе и провести исследовательскую работу по оснащению процесса развития творчества в рисовании детей старшего дошкольного возраста.

Проведенная исследовательская  работа подтверждает раннее выдвигаемую гипотезу. Задачи работы полностью осуществлены. Исследовательская работа доказала, что педагогу доступно проводить элементы модернизации педагогического процесса в изобразительной деятельности, оснащая обучением нетрадиционными материалами, техникой, нестандартным оборудованием.

Это подтверждается циклом проведенных занятий. Обучение рисованию  человека элементарно было оснащено дополнительными средствами: слайдами, схемами, таблицами, была использована нетрадиционная техника монотипии. Это позволило сделать вывод  о том, что модернизация средств  обучения в качестве компонентов  развивающей среды целенаправленно, поэтапно и систематически развивает  творческий потенциал ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Блохина И.Б., Вихрова Л.Т., Давыдов Г.М. Детские дошкольные учреждения. – М., 1974.

2. Бондаренко А.К., Позняк  Л.В., Шкатунла В.И. Заведующий дошкольным учреждением. – М., 1984.

3. Вавилов С.И. Глаз  и солнце. О «теплом» и «холодном»  свете. – М., 1972.

4. Васильева М.А. Малокомплектный  детский сад – М., 1988.

5. Ветлугина И.А. Эстетическое  воспитание в детском саду. –  М., 1985.

6. Гайказова Р.Т., Кострикина Т.Д. Оформление детских дошкольных учреждений. – М., 1974.

7. Глинкин А.В. Искусство современного интерьера - школьнику. - М., 1984.

8. Изгаршева В.М., Сафонова Г.П. Детский сад – книга для заведующих. – М., 1982.

9. Кильпе Т.Л. Основы архитектуры. - М., 1989.

10. Комарова Т.С. Методика  обучения изобразительной деятельности  и конструированию. – М., 1985.

11. Кларина Л.М. Общие требования к проектированию моделей образовательной среды, способствующей познавательному развитию дошкольника. / Готовимся к аттестации! – СПб.: «Детство – Пресс». 1999.

12. Концепция дошкольного  воспитания. - М., 1989.

13. Новоселова С.Л. Развивающая  предметная среда. - М., 1995.

14. Пантелеев Г.Н. Оформление  помещений дошкольных учреждений. - М., 1982.

15. Пантелеев Г.Н. Эстетика  участка дошкольного учреждения. – М., 1988.

16. Пантелеев Г.Н., Максимов  Ю.В., Пантелеева Л.В. Декоративное  искусство – детям. – М., 1976.

17. Поляков М.Н. Построение  развивающей среды в детском  дошкольном учреждении. / Готовимся  к аттестации! – СПб.: «Детство – Пресс». 1999.

18. Построение развивающей  среды в дошкольном учреждении / Под ред. В.А.Петровского. – М., 1993.

19. Программа воспитания  и обучения в детском саду / Под ред. М.А.Васильевой. – М., 1985.

20. Рябушкин А.В. Развитие  жилой среды. – М., 1976.

21. Смольянинов М.Ф. Природа в системе эстетического воспитания. – М., 1982.

22. Соловьев С.П., Астрова  Т.Е. Цвет в интерьерах общеобразовательных  учреждениях. – М., 1978.

23. Унковский А.А. Изобразительное искусство III курса. – М., 1984.

24. Человек, предмет, среда.  – М., 1980.

25. Чумичева О.М. Ребенок в мире культуры. – М., 1992.


Информация о работе Роль эстетической среды в развитии ребенка