Роль эстетической среды в развитии ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 16:09, контрольная работа

Описание работы

Задачами работы являются:
1. Изучить методическую и специальную литературу по вопросам модернизации учебного процесса в ДОУ.
2. Изучить теоретическое обоснование использования различных средств развития творчества у детей дошкольного возраста.
3. Разработать элементы модернизации развивающей среды в области художественно творческой деятельности детей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..….3
Глава I. РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА КАК АКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
1. Изучение проблемы использования развивающей среды в воспитательно-образовательном процессе……………………………………………………...6
2. Многообразие развивающей среды. Ее функции и принципы построения………………………………………………………………….......10
3. Развивающая среда в ДОУ…………………………………….………...….18
4. Соответствие развивающей среды возрасту детей………………………..20
5. Требования к формированию и использованию развивающей среды.......23
Глава II. ПРОЦЕСС УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБЛАСТИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
1. Художественные средства модернизации развивающей среды в ДОУ…..26
2. Формирование развивающей среды в студии детской изобразительной деятельности………………………………………………………………….....32
3. Развивающая среда и художественное творчество дошкольников……….34
4. Разработка элементов среды для развития детского изобразительного творчества…………………………………………………………………….…46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....56
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

роль эстетической среды в развитии ребенка.docx

— 86.10 Кб (Скачать файл)

Не мешало бы в этом возрасте познакомить детей с таким  средством художественной выразительности, как линия. Это легко сделать. Большой лист бумаги может быть представлен  в форме дома. в котором будут "жить" волшебные линии. Педагог постепенно, и последовательно знакомит детей с линиями (это, конечно, можно делать в игровой форме). Прямая, волнистая, короткая штриховка, зигзаг и другие линии - чем не волшебство! Эта линия толстая, прямая, ленивая и т.д.; заметь, чем похожи и чем различаются эти две линии; что и как можно сказать об этих линиях?..

Арсенал линий дети смогут продолжить в любое время, используя  различный изобразительный материал. Когда накопятся представления  о линиях, можно изображать отдельные  предметы, используя эти знания. Например, дети нарисуют ствол дерева, а, рисуя крону, используют любые  линии.

Также можно украсить линиями  силуэты предметов. Используя различные  линии при изображении одного и того же предмета, добьемся различной  выразительности. Линия, как средство художественной выразительности, найдет применение не только в декоративном рисовании, но и в декоративной лепке. Немного повзрослев, ребенок более  внимательно станет рассматривать  художественные произведения, понимая  язык художника.

Знакомство с эталонами  формы целесообразнее начать предварительно в уголке изодеятельности. Для этой цели нужна линейка-шаблон с изображением разнообразных геометрических фигур. Начнем с круга: сначала малыш обводит шаблон (дорисуй солнышко, нарисуй колобок, ягоды, яблоко, луну и другие предметы), чуть позже учится в большой круг вписывать меньший (украсим полосками тарелку). Такие разнообразные упражнения помогут освоить технические приемы и получить навыки. Точно такая же работа проводится по изображению четырехугольников. Имея достаточные навыки, знания о технике изображения, разнообразные материалы и многое другое, ребенок сможет творчески подходить к передаче имеющихся представлений. Предложим тему (например, "Праздничный салют"), пусть малыш определится, как его нарисовать. На бумаге разного размера, формы, цвета (по выбору ребенка) салют рисуют кляксографией, пальцами, печатками, грубой щетинной кистью, цветным клейстером, тычком; целесообразно показать ребенку, как рисовать двумя карандашами одновременно.

Кроме того, в этой возрастной группе дети уже не только раскладывают готовые предметы или составляют предмет из деталей, но и учатся склеивать  их. В повседневной жизни хорошо бы научить воспитанников наклеивать по-разному: плоское, объемное наклеивание  с использованием разнообразных  материалов; то, что ребенок не сможет приклеить (мелкие детали, отдельные  сложные предметы), можно дорисовать самостоятельно или с использованием трафаретов. Постепенно в этом возрасте дети осваивают работу с ножницами. Такое обучение проводится вне групповых  занятий, достаточно обращать внимание на технические навыки и дать возможность  ребенку резать самостоятельно.

Что касается лепки, то дети с удовольствием работают с любым  пластичным материалом, будь то глина  или пластилин. Но лучше всего  предоставить возможность лепить из глины, украшать вылепленные изделия (стекой, различными печатками, налепом). Такой материал, как тесто, завораживает ребенка, развивает его интерес, стимулирует. Конечно, тесто не может постоянно находиться в развивающей среде, но такие "праздники" для детей устраивать необходимо. Рано предлагать малышам лепку из соленого теста лети все равно попробуют на вкус, да им и непонятно, почему выпеченное изделие нужно раскрашивать гуашевыми красками. Поэтому лучший выход - лепка из песочного теста, как из самого пластичного. Если это на сегодня дорого, то можно предложить рецепт очень простого теста: стакан рассола (из-под огурцов, помидоров, капусты, арбузов), чайная ложка соды, стакан растительного масла и мука (чтобы получилось мягкое пластичное тесто). Вылепили - испекли. Сколько детской радости! Тесто можно расцветить соком моркови, свеклы, пищевыми красителями. [9, С.42]

Средняя группа - это время  серьезного знакомства дошкольников с  эталонами цвета. Поэтому уголок изодеятельности в течение года педагог пополняет различными дидактическими играми на развитие чувства цвета: это и цветовой спектр (радуга), и различные эталоны цвета, и дидактические игры, и цветовые дорисовки. Большую работу по развитию чувства цвета можно проводить, используя фланелеграф. Например, игра "Кап и капельки". Детям предлагается набор деталей различной величины в цвета, похожих на каплю. Из них сначала можно складывать различные декоративные узоры, затем цветы, разные растения, птиц, животных. Детали- капли можно группировать по цвету и величине. Цветок, например, можно собрать следующим образом: к середине маленькие "капельки" острыми кончиками синего цвета, по краям - "капельки" крупнее, голубого цвета. Из оранжевых "капелек" можно сложить белку: большая "капля" - туловище, поменьше - голова, чуть-чуть вытянутая "капля" - хвост, еще меньше - лапы, уши.

Такая игра не только увлечет  детей, но и будет способствовать развитию наблюдательности, памяти, внимания, воображения; дети усвоят множество  цветов и оттенков, поймут, что такое  колорит. Используя предложенные детали, можно составлять небольшие сюжеты, а, поняв смысл, дети смогут рисовать "капельками" самостоятельно. Это  один из интересных приемов. В течение  года педагог покажет разные цветовые эталоны, научат правильно называть цвет: дети узнают, что в природе  существуют только три основных цвета (красный, синий, желтый), остальные  производные, то есть получаются путем  смешивания; что есть удивительные оттенки с интересными названиями, так называемые опредмеченные цвета (вишневый, лимонный, кирпичный, небесный и многие другие). Дети поймут, запомнят тогда, когда убедятся в этом практически, пользуясь наглядностью среды. К примеру, в уголке изодеятельности есть картинки или отдельные предметы, изображающие окружающий мир. Детям предлагается отложить предметы или картинки с изображением овощей и рассказать о том, какие цвета "придумали" для нас овощи (свекольный, баклажановый, морковный); ягоды (вишневый, малиновый, кизиловый); явления неживой природы (небесный, песочный, солнечный) и т.д. Используя игры и предметы, малыши смогут убедиться в том, что радуга как бы разделена на две части - холодная и теплая. Холодные цвета напоминают о сосульках, о дождевых тучах, глубокой холодной реке, о вечерних сумерках, о прохладе, а теплые - это огонь, солнце, радость. Пусть в этом прохладе, а теплые - это огонь, солнце, радость. Пусть в этом убедятся сами дети, смешивая краски, подбирая цвет бумаги, рассматривая колорит на лоскутах ткани, раскладывая нитки разного цвета и качества на фланелеграфе ("Ниткография"). Имея такой багаж знаний о цвете, они легко освоят новые техники изображения: рисование по сырому, витражное рисование, монотипия, цветной граттаж.

Иначе "зазвучат" кляксография, рисование пальцами, цветным клейстером. Детям к концу года под силу такие темы для изображения, как "Свежий воздух", "Нарисуем краски утра", "Золотая осень", "Пушистый зверек", "Сияние звезд", "Маки (васильки, одуванчики) в зеленой траве". Или задания типа: используя зубастую, веселую, волнистую линии, нарисуй, что ты захочешь. Какая картинка у тебя получилась? Видите, сколько интересного можно предложить в уголке изодеятельности!

Что касается аппликации, то с этой целью ребенок использует разные материалы (бумага, ткань, пух, мех, засушенные листья, цветы, веточки, листья кукурузных початков и многое другое). Он уже должен знать свойства и  качества бумаги и других материалов, чтобы определиться, какой из них  лучше использовать в том или  ином случае. Разумеется, будут неудачи, разочарования, но неугасимый интерес  поведет дальше, появятся навыки, а  за ними - первые проявления творчества. Поэтому запас знаний и навыков, полученных в этих группах, будет способствовать развитию творческих способностей. Как раз такая задача и решается в старшей и подготовительной группах. Здесь нужно продолжать художественное развитие: закрепляются знания об изобразительных материалах, форме, величине, цвете, о средствах художественной выразительности (линия, цвет, композиция, перспектива). Детей очаровывают разные жанры живописи, репродукции которых они рассматривают в уголке изодеятельности, где знакомятся с творчеством художников; их привлекают народные игрушки, росписи, завораживают скульптуры малых форм. Дети смелее пользуются разными техниками изображения, попутно знакомясь и с новыми - рисование набрызгом, цветным пластилином, акватушь. В создании рисунка уместны разные материалы (краски, карандаши, акварельные мелки и другие понравившиеся сочетания). Педагог подсказывает, корректирует работы детей. Поэтому в этих группах, как нигде, необходимы разнообразные материалы. Воспитатель не забывает учить содержанию принадлежностей в порядке, аккуратно ими пользоваться; закончив работу, убирать на место и в то же время работать свободно; использовать все, что необходимо в данный момент.

Можно рисовать и туг же наклеивать или наоборот, таким образом стремясь к созданию коллажей. Предоставьте детям возможность работать на больших листах бумаги, коллективно, хотя их увлекает и графика (рисование тушью, черной пастой, графитным карандашом на небольшом листе бумаги, как бы в миниатюре).

Сохраняются и занимательные  задания для детей: "Путешествие  в страну Кругляндию" — составление предметов или небольших сюжетов из кругов разного размера и цвета и их деталей (полукруг, 1/4 круга или какой-нибудь сектор); подобное путешествие в страну Угляндию (работа с четырехугольниками). Интересны детям аппликации из ткани, аппликация в технике "Кракле", плетение из листьев кукурузных початков, флористика, аппликации из природных и бросовых материалов.

Особого внимания заслуживает  лепка. Лепят из глины, кондитерского  теста, пластилина, из соленого теста (200 г воды, 200 г соли экстра и мука, чтобы получилось пластичное тесто). Соленое тесто выпекается в духовке  или сушится в естественных условиях, затем расписывается красками. Из плоскостных или полуобъемных фигурок соленого теста можно составлять коллажи. Используются разные подручные материалы, стеки, чеснокодавка.

В этих возрастных группах  работают не только по интересам, но и  по потребностям, понимая значимость своей деятельности. Это может  быть подготовка персонажей кукольного театра, подарок маме, папе, другу; создание игрушек и многое другое. Дети могут  изготавливать дидактические игры: "Лото", "Парные картинки", "Что лишнее", "Собери по цвету", "Что растет в лесу (саду, огороде?"), "Теплый-холодный" и др.

В старшем возрасте перед  дошкольниками раскрывается мир  во всей его сложности и многозначности: теперь у ребенка более богатые  представления. Малыш уже понимает, что с помощью цвета можно  выплеснуть на лист бумаги радость  или гнев, печать или страх, а можно  создать впечатление покоя и  равновесия. Развитие воображения помогает создавать персонажи, которых на самом деле не существует. Появляется возможность моделировать ситуации. Поэтому детям предлагаем такие  задания: нарисуй с закрытыми  глазами, нарисуй двумя руками одновременно; сказочные птицы и звери, лес  Берендея, другая планета и т.д.

Смысл детского творчества - самовыражение, а не соответствие чьим-либо ожиданиям. Как правило, в  своем творчестве дети стремятся  передать "весь мир", "всю природу", "все деревья". Они постоянно  изобретают, фантазируют. "Каждый ребенок - это отдельный мир со своими правилами поведения, своим сводом законов. Помочь детям в обретении  самих себя в мире и мира в себе - наша основная взрослая задача", - этими  словами Е.Макаровой я хочу закончить.

4. Разработка элементов  среды для развития детского  изобразительного творчества

Исследовательская работа была проведена на базе муниципального дошкольного  образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 17 «Родничок» пос. Иноземцево. Это типовое здание расчитанное на 198 лиц. В детском саду функционируют: группы раннего возраста (3 группы); общеобразовательные группы (5 групп); коррекционные (логопедические) группы (3 группы).

Задачи работы по эстетическому  воспитанию.

1. Формирование основ  эстетической культуры средствами  изобразительного искусства, эстетической  деятельности.

2. Формирование эстетического  вкуса, эстетических чувств, освоение  художественно-творческой деятельности.

Исследовательская работа начиналась с анализа необходимых условий, которые должны быть созданы в  соответствии с современными требованиями предъявляемыми нормативными документами: «Программой воспитания и обучения в детском саду» (под ред. Васильевой, 2005.) и «Концепцией дошкольного образования».

Были изучены условия  протекания изобразительного творчества в специальном помещении –  изостудии. Сопоставляя требования к её организации и оснащению, можно сделать вывод о том, что:

1. Помещение студии изо творчества находится в приспособленном помещении с недостаточным световым режимом.

2. В этом же помещении  находится методический кабинет,  что создает дополнительные сложности  и неудобства в организации  педагогического процесса развития  творчества детей.

3. Эстетическое оформление  студии соответствует требованию  и представляет собой выставку  художественных произведений, выставку  работ детей, выполненный руководителем  изостудии действующий макет  «Города кисточки и краски»,  уголок декоративно-прикладного  искусства (Приложение 1).

4. Оборудование изостудии  не соответствует требованиям:  недостаточное количество мольбертов, отсутствует доска, недостаточное  количество посадочных мест, отсутствуют  специализированные шкафы для  хранения оборудования.

5. Отсутствует оборудование  для мытья кисточек, стаканов, столов  и т.д.

В связи с этим был разработан проект оснащения студии изобразительного творчества с инновационным содержанием. В этом проекте рекомендуется  использовать стену творчества, столы  мольберты, специализированные шкафы (Приложение 2).

Для изучения влияния развивающей  среды на механизмы развития детского изобразительного творчества был взят раздел «Рисования фигуры и лица человека».

Для экспериментальной работы была выбрана старшая – логопедическая группа «Б». Число детей 11, из них 8 девочек  и 3 мальчика.

Развитие разных психологических  особенностей протекает у детей  неравномерно. Активность и стремление к познанию на высшем уровне. Восприятие предметов и явлений у детей  этого возраста развито; устойчивость внимания возрастает, но зависит от степени заинтересованности ребенка. На интересном занятии дети могут  сосредоточиться до 50 минут, а на неинтересном до 25 минут. Дети этой группы активны. Интеллектуальное развитие детей  в норме. Наблюдается небольшое  отставание в речевом развитии –  неправильное звукопроизношение.

Для исследования элементов  развивающей среды в области  изобразительного творчества были использованы следующие методы исследования:

Информация о работе Роль эстетической среды в развитии ребенка