Роль эстетической среды в развитии ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 16:09, контрольная работа

Описание работы

Задачами работы являются:
1. Изучить методическую и специальную литературу по вопросам модернизации учебного процесса в ДОУ.
2. Изучить теоретическое обоснование использования различных средств развития творчества у детей дошкольного возраста.
3. Разработать элементы модернизации развивающей среды в области художественно творческой деятельности детей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..….3
Глава I. РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА КАК АКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
1. Изучение проблемы использования развивающей среды в воспитательно-образовательном процессе……………………………………………………...6
2. Многообразие развивающей среды. Ее функции и принципы построения………………………………………………………………….......10
3. Развивающая среда в ДОУ…………………………………….………...….18
4. Соответствие развивающей среды возрасту детей………………………..20
5. Требования к формированию и использованию развивающей среды.......23
Глава II. ПРОЦЕСС УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБЛАСТИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
1. Художественные средства модернизации развивающей среды в ДОУ…..26
2. Формирование развивающей среды в студии детской изобразительной деятельности………………………………………………………………….....32
3. Развивающая среда и художественное творчество дошкольников……….34
4. Разработка элементов среды для развития детского изобразительного творчества…………………………………………………………………….…46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....56
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

роль эстетической среды в развитии ребенка.docx

— 86.10 Кб (Скачать файл)

д) Свет и цвет.

Вопросы окраски и освещения  интерьера необходимо рассматривать  в тесной связи. Человеческий глаз воспринимает освещение и цвет благодаря света отраженного от предметов. Цвет и свет лота зависят от того, как и каким цветом освещена поверхность предмета. При ярком солнечном свете цвета хорошо различимы, при недостаточном освещении цвета тускнеют и плохо можно различить оттенки цвета.

Свет должен создавать  оптимальные условия для зрительной работы, а так же продуктивность занятия, режим активного труда  и отдыха. Свет должен обеспечивать хорошее самочувствие, настроение, предупреждать преждевременную  усталость, способствовать высокой  производительности, деятельности.

Исследования показали, влияние  светового режима на психику человека. Наибольшая активность наблюдается  при естественном солнечном освещении. Активность падает по мере использования  искусственного света, но избыток света  может привести к заторможенности  психики, как защитная реакция. Так  же на психику влияют частые перемены уровня освещенности.

Цвет может вызывать определенные эмоции и настроения, способность  цвета видоизменять окружающую среду. Цвет способен визуально изменять пространства: теплые насыщенные цвета -уменьшают пространства, а холодные светлые тона - зрительно расширяют пространства.

Цвет должен подбираться  по двум основным принципам:

1.       По сходству (подбираются цвета стоящие в цветовом кругу по соседству: сочетание желтых и желто-оранжевых, синих и светло-синих и т.д.). И этот принцип уравновешивает психику.

2.       По контрасту: цвета, лежащие на диаметрально-противоположных сторонах цветового круга (желтый - фиолетовый, желто - зеленый), цвета, лежащие на вершинах равностороннего треугольника, вписанного в цветовой круг. В этом случае психика возбуждается.

При подборке цвета необходимо учитывать расположение помещения. Помещение, выходящее на южную сторону  с избытком естественного освещения, должно окрашиваться в холодные цвета. В помещении, выходящем на северную сторону, должны использоваться теплые цвета. Известно, что цветовое воздействие  интерьера тем естественнее, чем  более цветовые тона стен, пола и потолка соответствуют впечатлениям, получаемым человеком в природе; тональность пола по ассоциации с землей должны иметь более теплую, насыщенную окраску; стены - по аналогии с пейзажем - будут светлее, а потолок совсем светлый, как небосвод. [22, С.16]

 

2. Формирование  развивающей среды в студии  детской изобразительной деятельности

Изостудия в детском саду создается как система помещений  и условий, способствующих самовыражению  ребенка в творчестве, то есть в  разнообразных видах художественной и проектной деятельности с использованием различных средств, в том числе  конструирования, компьютерной графики. В традиционных художественных занятиях и ремеслах ребенок обогащает  свой внутренний мир, размышляет о том, что его поразило и взволновало  в широком окружающем мире. В изостудии  у ребенка на базе сформированных способностей самовыражения развивается  такая важнейшая форма познавательной активности, как проектное мышление.

Изостудия должна быть оснащена столами-мольбертами, рисовальными тумбами  со сменным покрытием (бумага, линолеум, фланель и др.) для разнообразной  художественной индивидуальной и коллективной деятельности. Необходимо предусмотреть  использование детьми различных  изобразительных техник. В студии можно поместить компьютер Эппл-Макинтош, снабженный рисовальной программой, используя которую дети и взрослые могут создавать интереснейшие  рисунки, графические фантазии, различные  рисованные проекты. Хорошо, если в  изостудии или рядом с ней  имеется зал, в котором дети могут  посмотреть диапозитивы, диафильмы, видеофильмы. Замечательно, если удастся приобрести лазерные диски с разнообразными познавательными программами для  детей и взрослых.

Хорошо, если в изостудии  есть музыкальный центр, предусмотрено  помещение, где дети могут рассматривать  образцы прикладного искусства, художественные произведения, выполненные  в различных традициях.

Помещения, предназначенные  для студии, должны быть просторными  и светлыми. Стены нельзя расписывать  пестро, но целесообразно одну из стен как бы углубить пейзажем с хорошей  перспективой, который может нарисовать только художник - профсссионал.

В летнее время часть деятельности детей в студии переносится на открытый воздух. Особое место в  проектной деятельности детей может  занять составление вариантов размещения цветников, огородных растений, домиков  для животных. Этому проектированию следует найти место и за экраном  компьютера.

Проектная деятельность детей  может носить оформительский характер, может быть использована практически  при приготовлении салатов, сервировке стола и т.д.

Ремесла и проектная деятельность детей тесно связаны, так как  служат организации среды самими детьми, которые хотят ее создать. В этом случае стены изостудии  «раздвигаются» и «проектанты» выходят  в свои группы, рекреации, во двор детского учреждения.

3. Развивающая  среда и художественное творчество  дошкольников

В детском саду ребенок  проводит большую часть времени. Здесь он может и должен получить удовлетворение всех своих духовных потребностей, в том числе и  потребности художественной деятельности. Конечно, не все время и не все  дети стремятся заняться искусством или художественным творчеством, но для тех, кто хотел бы, должны быть созданы условия, посредством которых  ребенок удовлетворит свои запросы  и стремления, а его потребности  найдут воплощение в системе действий.

Чтобы развивать творческую инициативу ребенка, его воображение, активность реакций, в детских садах  хорошо бы широко использовать свободные  игры. Это те радостные для ребенка  минуты, когда он сам выбирает, планирует  и организует свою деятельность, проявляя самостоятельность эстетических суждений, свободное самовыражение.

Художественная деятельность ребенка должна ориентироваться  на его возрастные особенности - аналитические, физиологические, психологические.

Изобразительная деятельность - одна из любимых детьми. Такой деятельностью  они могут заниматься и самостоятельно, без помощи взрослого, насколько  позволяют им их умения и навыки, а также предложенные материалы. Но навыки и умения у дошкольников разные, и не всеми материалами  умеют владеть дети. В этом им должен помочь взрослый, в частности  педагог. Сегодня в обучении детей  изодеятельности перед педагогами стоит одна задача - развитие у дошкольников творческих способностей, но способности, как известно, на пустом месте не рождаются, а чтобы ребенок мог творчески созидать, предстоит кропотливая работа.

Что же такое творчество?

Творчество = восприятие + исполнительство.

Данная формула творчества предполагает обязательный запас знаний о предмете (явлении, сюжете), который  ребенок изображает, иными словами - это восприятие окружающего мира. А исполнительство - это умения и  навыки детей.

Конечно, одними занятиями  развивать детское творчество невозможно, поэтому и возникает необходимость  создания развивающей среды, способной  помочь ребенку в его развитии и саморазвитии. Развивающая среда  должна рассматриваться как система, представляющая собой обогащающий  фактор детского развития: «Жизненная среда может и должна развивать  и воспитывать ребенка, служить  фоном и посредником в личностно  развивающем взаимодействии со взрослыми и другими детьми» (В.А.Петровский).

Создавая развивающую  среду для дошкольников, необходимо ориентироваться на возраст ребенка.

Как указывалось выше, восприятие и жизненный опыт играют немаловажную роль в творчестве малыша. Поэтому  во всех возрастных группах педагоги должны позаботиться о том, как ребенок  сможет накопить нужные знания и представления.

Естественно, накапливают  знания дети и при знакомстве с  художественной литературой, при ознакомлении с окружающим (экскурсии, беседы и  др.). Большую помощь детям окажет имеющаяся наглядность: разнообразные  картинки, вырезки из журналов, открытки, марки, иллюстрации в книгах, разнообразные  художественные изображения, трафареты  и шаблоны, в младших группах  более простые по форме и исполнению, в старших - сложнее.

Верный помощник педагогу и детям в накоплении и конкретизации  знаний - фланелеграф с набором разнообразных предметов. Используя фланелеграф, ребенок самостоятельно осуществляет синтез и анализ. Хорошо, если к фланелеграфу будет набор различных элементов предмета. Например, изображения стволов деревьев (тонкие, толстые, различной формы, цвета и т.п.); такие же различные листья, плоды, цветы, ветви, корни и т.п. Тогда ребенок "соберет" на фланелеграфе свое собственное дерево, тем самым как бы наметит схему дерева или любого другого предмета. Покажите детям, как можно изобразить дерево или любой другой предмет, используя подручные предметы (веревка, скакалка, камешки, плоды, листья, песок, мятая бумага, коробки, детали строительного материала и многое другое, все то, что должно находиться в изоуголке). Чем больше детям будет предложено различных упражнений для развития воображения, тем быстрее они станут работать творчески, самостоятельно планируя свою деятельность

В последнее время, к сожалению, такой прием, как сотворчество взрослого  и ребенка, используется только в  младших группах, хотя в старших  это тоже вызывает живой интерес  у детей. На отдельных листах бумаги (больших и маленьких, разной формы  и цвета) педагог выполняет только начало изображения, а ребенок его  закончит так, как придумает сам. Это может быть конкретное изображение, например, дорисовать цветок, машину, солнце или вообще, дорисовав, получить то, что захочет ребенок. [23, С.84]

Развивающая среда в изодеятельности или, как привыкли ее именовать педагоги, уголок изодеятельности размещается в любом удобном для ребенка месте.

Нужно помнить, что высокая  культура интерьера применительно  к ребенку - не роскошь, а условие  построения "развивающей среды" (концепция дошкольного воспитания, раздел "Условия развития"). Предлагается гибкое и вариативное использование  пространства в отличие от устаревшего  подхода жесткой функциональной закрепленности зон и уголков  внутри помещений и участков. Организация  среды должна служить удовлетворению потребностей и интересов самого ребенка, давать ему возможность  постоянно чувствовать себя полноценным  владельцем игрушек, достаточно свободно перемещаться, иметь свободный доступ к средствам изобразительной, игровой, конструктивной и другой деятельности. Это не значит, что на определенном столе должны быть только краски, кисти, бумага, клей или другое оборудование педпроцесса. Все это лучше всего сосредоточить в шкафу, тумбочке, на полке.

Итак, проведем экскурс по всем возрастным группам. Заботясь о  пополнении уголка изодеятельности, всегда нужно помнить, какие задачи художественного развития решаются в том или ином возрасте. Что из себя должен представлять уголок изодеятельности для детей двух лет, то есть первой младшей группы? Задача этого возраста - сенсорное развитие ребенка, в том числе и в изодеятельности. Здесь рано еще знакомить детей с эталонами формы и цвета, но нужно познакомить со свойствами и качеством изоматериалов, пробудить интерес к ним и желание действовать с ними. Нужно позаботиться о том, что, прежде чем научить ребенка что-то изображать, у него должны быть представления о том, что из себя представляет тот или иной изобразительный материал. Поэтому любой новый материал ребенок должен апробировать. Дайте ему возможность самостоятельно "помалевать" красками (любыми), карандашами, мелками, шариковой ручкой, фломастерами, научите его действовать свободно. Меняйте величину формата бумаги, пусть дети рисуют на любых больших листах, в разном направлении, изобразительный материал, цвет используют по своему усмотрению. В этом возрасте уже можно знакомить ребенка с такими техниками изображения, как кляксография, рисование пальцами.

Для фланелеграфа или просто для раскладывания на столе хорошо иметь набор любых предметов, геометрические фигуры разного цвета и величины. Из геометрических фигур уже можно учить детей составлять любые предметы (неваляшка, домик, башня, цветок, солнце и др.), а из отдельных предметов - маленькие сюжеты.

Повседневно давайте возможность  детям лепить из глины: скатывать  и раскатывать на столе, украшать изделия (налепом, рельефом).

Детей трех лет (вторая младшая  группа) знакомим с эталонами формы; необходимо побуждать их изображать доступными им средствами выразительности  то, что для них интересно или  эмоционально значимо. Ставится задача учить детей не впрок, а исподволь, по мере необходимости и тому, в  чем нуждается ребенок в настоящий  момент.

Собственный опыт ребенка  должен опережать овладение им теоретическими и практическими знаниями, вызывая  живую потребность в них.

В этом возрасте продолжается и решение поставленной ранее  задачи, а именно - сенсорное развитие. Сенсорным развитием ребенка  педагоги должны быть озабочены всегда, в любом возрасте. Даже взрослые продолжают сенсорное развитие, хотя и относительно. Педагогам нужно  помнить: любая поставленная задача в младшем возрасте должна находить свое развитие, совершенствоваться в старшем. Поэтому постоянно взрослый должен руководствоваться принципами дидактики, если хочет, чтобы у детей были прочные и качественные знания и умения.

Итак, мы остановились на том, что продолжается сенсорное развитие дошкольника, - малыши знакомятся с  техниками изображения, а значит, с новыми возможностями изобразительных  материалов. Сначала покажите, а  затем предоставьте возможность  ребенку самостоятельно порисовать цветным клейстером. Пока у детей  есть интерес, нужно предоставить им возможность выбора: разноцветный клейстер, обязательно плотная бумага, мягкие или щетинные разного размера  кисти, поролон. Пусть ребенок поэкспериментирует: мягкой кистью клейстер ложится ровно; щетинной - не вся поверхность закрашивается; похлопать ладошкой - совсем иная фактура, а если провести кусочком рифленой коры по поверхности бумаги, окрашенной клейстером, то появится что-то таинственное. Такие упражнения развивают воображение  дошкольников. Поскольку ребенок  уже познакомился с особенностями  клейстера, предложим рисование  на накрахмаленной ткани. Для этой цели предлагается бумага, различная по цвету и форме. Можно предложить различные накрахмаленные детали (воротничок, юбка-солнцеклеш для куклы или для уголка ряжения, скатерть, салфетки, косынки для кукольного уголка). Расписывают дети любыми материалами (краски, фломастеры, восковые и живописные мелки). Многое привлекает их внимание. С большим интересом ребята используют такую технику, как рисование печатками. Для этой цели им предлагаются различная форма и цвет бумаги. В данном случае поможет коробка "1000 мелочей", ее можно назвать и по-другому, например, "Всякая всячина", где сосредоточено все, что бывает лишним, или то, что интересно детям. Например, различные камешки, ракушки, косточки, крупные семечки, кусочки ткани, коры, фольга, ручки, крупные пуговицы и многое другое. Ко всему этому нужна штемпельная подушка, которую можно сделать самостоятельно. Ребенку интересно оставлять различные отпечатки на месте бумаги разными предметами и разным цветом, штамповать густо и редко. Для этой цели можно предложить различные силуэты предметов (укрась елку, декоративный цветок, осенний лист, дерево и др.).

Информация о работе Роль эстетической среды в развитии ребенка