Роль народных традиций в воспитании школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 12:19, курсовая работа

Описание работы

Цель: Выявить роль и значение народных традиций в воспитании школьников.
Задачи:
1) На основе анализа научной, психологической и педагогической литературы дать характеристику понятий «народные традиции» и «народная культура» в воспитании.
2) Выявить воспитательный потенциал народных традиций.
3) Выявить приоритетные формы и методы использования народных традиций в воспитательном процессе.
4)Проанализировать систему воспитательной работы МОУ СОШ №2
5)Разработать методические материалы для проведения внеклассных мероприятий.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...….3-5
Глава I. Психолого-педагогические основы использования народных традиций в воспитании детей…………………………………………………………….…….6
1.1. Воспитательный потенциал народных традиций……………………...…..6-12
1.2 Формы и методы использования народных традиций в воспитании школьников…………………………………………………………………..….13-18
1.3. Воспитание патриотизма у детей на народных традициях………..…….19-25
Глава II. Использование потенциала народных традиций в воспитательной системе школы………………………………………………………………..…….26
2.1. Народные традиции в воспитательной системе МОУ СОШ №2…….....26-29
2.2. Методические материалы для проведения внеклассных мероприятий...30-37
Заключение………………………………………………………………...……38-39
Список литературы……………………………………………………………..40-41

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 192.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

"ШУЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ"

 

 

Кафедра общей педагогики

Курсовая работа

Роль народных традиций в воспитании школьника

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент

Технологического факультета

3 курса 2 группы

специальность 050104.65

Безопасность жизнедеятельности,

с дополнительной специальностью

Охранная деятельность в образовании

Ступенков Алексей Николаевич.

 

 

Научный руководитель:

к.п.н., ст. преподаватель

Прияткина Наталья Юрьевна.

 

 

 

Шуя 2011

Содержание

Введение………………………………………………………………………...….3-5

Глава I. Психолого-педагогические основы использования народных традиций в воспитании детей…………………………………………………………….…….6

1.1. Воспитательный потенциал  народных традиций……………………...…..6-12

1.2 Формы и методы  использования народных традиций  в воспитании школьников…………………………………………………………………..….13-18

1.3. Воспитание патриотизма  у детей на народных традициях………..…….19-25

Глава II. Использование потенциала народных традиций в воспитательной системе школы………………………………………………………………..…….26

2.1. Народные традиции в воспитательной системе МОУ СОШ №2…….....26-29

2.2. Методические материалы для проведения внеклассных мероприятий...30-37

Заключение………………………………………………………………...……38-39

Список литературы……………………………………………………………..40-41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Народные традиции и  обычаи являются важнейшим средством, обеспечивающим организацию и субъективное формирование этнической общности, её индивидуализацию. Они включают в себя, с одной стороны, духовные ценности этноса, а с другой, при помощи чётко регламентируемых норм, правил и обычаев поведения, — создают модель поведения для новых поколений, являясь при этом одним из важнейших воспитательных факторов.

Для успешного воспитания детей педагогам надо знать народную педагогику, традиционную культуру воспитания и науку, их изучающую, — этнопедагогику. Традиционная культура — целостная открытая система, ее ядро — идеал нравственного человека, в соответствии с этим идеалом и строится народная педагогика всех этносов.

Традиция (лат. traditio —  передача) — исторически сложившиеся  устойчивые образцы и правила поведения, взгляды, вкусы, обычаи, повадки какого-либо этноса, сознательно передаваемые от поколения к поколению, обеспечивающие этносу преемственность его культуры и поддерживающие его единство. В доиндустриальном обществе большинство явлений культуры передавалось через традиции, поэтому оно называется традиционным. Совокупность народных традиций составляет в целом духовные ценности этноса.

Изучение различных  аспектов проблем народных традиций отражено в работах Алиева А.А., Ахиярова К.Ш., Батуриной Г.И., Васильцовой З.П., Волкова Г.Н., Григорьева В.М., Измайлова А.Э. В.М., Орловой А.П., Сейсембаева К., Цаллаговой З.Б. и др. Но вместе с тем изучение народных традиций, как фактора воспитания патриотизма у детей и молодёжи, требует дальнейшего изучения.

Актуальность данной работы заключается в том, что  народные традиции порождены историческими, экономическими, социальными условиями и отражают связи, взаимоотношения людей в обществе. Воспитание школьников на народных традициях представляют собой многосторонний процесс, осуществляющийся на уроках, внеклассных и внешкольных мероприятиях, в общественно-полезной деятельности, в единстве семьи и общественностью.

Совокупность народных традиций как средства воспитания составляет социальную и психологическую систему  способную решать важнейшие воспитательные задачи.

Эффективность воздействий  народных традиций на воспитательную сферу личности школьника зависит от методов и форм воспитательной работы в школе и во внешкольной среде.

Оптимизации процесса воспитания школьников на основе использования народных традиций - это многоуровневый процесс: на первом этапе происходит обогащение правильных представлений детей соответствующими идеями народных традиций; на втором этапе возникают адекватные эмоционально-эстетические чувства; на третьем этапе нравственная убежденность; на четвертом этапе привычные формы и нормы поведения; на пятом этапе на основе нравственного идеала происходит осознанный выбор поведения и поступков.

Цель: Выявить роль и значение народных традиций в воспитании школьников.

Задачи:

1) На основе анализа  научной, психологической и педагогической литературы дать характеристику понятий «народные традиции» и «народная культура» в воспитании.

2) Выявить воспитательный  потенциал народных традиций.

3) Выявить приоритетные  формы и методы использования  народных традиций в воспитательном процессе.

4)Проанализировать систему воспитательной работы МОУ СОШ №2

5)Разработать методические материалы для проведения внеклассных мероприятий.

Объектом исследования является воспитательный процесс.

Предмет исследования – роль народных традиций в воспитании школьников.

Методы:

1) Анализ литературы.

2) Анализ системы воспитательной  работы школы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Психолого-педагогические основы использования народных традиций в воспитании детей.

 

1.1. Воспитательный потенциал народных традиций

 

Народные традиция - исторически  сложившиеся устойчивые образцы и правила поведения, взгляды, вкусы, обычаи, повадки какого-либо этноса, сознательно передаваемые от поколения к поколению, обеспечивающие этносу преемственность его культуры и поддерживающие его единство. В доиндустриальном обществе большинство явлений культуры передавалось через традиции, поэтому оно называется традиционным. Совокупность народных традиций составляет в целом духовные ценности этноса.[1]

Традиция - (от лат. преданье) все, что устно перешло от одного поколенья на другое (словарь Даля).

Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит – и сохранение ее в наших детях. Знание наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое – это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем. Мы обращаемся к народной педагогике не только потому, что это кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому что это наши истоки и поэтому, наша задача сегодня:

- помочь ребенку вспомнить  свою национальную и родовую  память;

- уважительно относиться  к своим древним корням;

- чтить и уважать  память предков;

- систематическое и  целенаправленное приобщение детей к истокам народной культуры.

Приобщение детей к  русским народным традициям основано на формировании эмоционально окрашенного  чувства причастности детей к  наследию прошлого, в том числе, благодаря  созданию особой среды, позволяющей  как бы непосредственно с ним соприкоснуться. 

Заложенные в традиционной культуре высокая духовность и нравственность выступает гарантами ведения  здорового образа жизни населения, гармонизированной организации  бытового уклада, уважение к традициям, доброжелательных отношений с окружающими, любви и бережного отношения к природе.

Воспитательная роль народной культуры и прежде всего - культуры традиционной проявляется  через воздействие на каждую личность, будь это младший школьник или  дошкольник, таким образом, она активно влияет на весь уклад жизни и общества.

Следование канонам  традиционной культуры развивает у  детей и подростков чувство собственного достоинства и национальной гордости, способствует осознанию роли своего народа в мировой цивилизации.

Начинать приобщение к культуре надо с представлений об окружающем мире.

Народ – единственный и неиссякаемый источник духовных ценностей. Великие художники, композиторы, поэты  черпали вдохновение в народе, из народного творчества. Поэтому  их творения во все эпохи были доступны и близки народу. У народа же главным мерилом духовности и эстетической ценности всегда оставался труд. Эстетическое воспитание осуществлялось в тесной связи с трудовым. Даже больше: оно главным образом, осуществлялось в процессе труда.

Среди проблем, обращающих на себя внимание современных исследователей, все большее значение приобретают те, которые связаны с поисками путей повышения качества и эффективности целенаправленного воспитания. Предпочтение в процессе поиска новых средств, факторов и методов организации воспитания отдается тем, которые, во-первых, интегральные, многофункциональны по своему характеру; во-вторых, способствуют самореализации, самовыражению личности; в-третьих, интересны детям; в-четвертых, органически вписываются в современные учебно-воспитательные системы.  
           Я считаю, что одним из таких средств воспитания является народная культура. Она имеет познавательную развивающую, развлекающую, диагностирующую, корректирующую и другие воспитательные функции, она может служить одним из средств приобщения детей и подростков к народным традициям, что, в свою очередь, представляет важнейший аспект воспитания духовности, формирования системы нравственно-эстетических, общечеловеческих ценностей.[2]

Феномен «народная культура»  можно рассматривать на основе междисциплинарного подхода. Каждый элемент культуры наших предков при этом оказывается в актуальной связи с сегодняшней ситуацией. Бездуховность, безнравственность — вызовы XXI века, и закрывать на это глаза — преступление не только перед своими детьми, но и перед человечеством.[3]

Для успешного воспитания детей педагогам надо знать народную педагогику, традиционную культуру воспитания и науку, их изучающую, — этнопедагогику. Традиционная культура — целостная открытая система, ее ядро — идеал нравственного человека, в соответствии с этим идеалом и строится народная педагогика всех этносов. Именно поэтому народная художественная культура стала предметом современного этнокультурного образования. Т. И. Бакланова, Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова в «Концепции этнокультурного образования в России», опираясь на решение Госсовета РФ «О государственной поддержке традиционной народной культуры» (2006), раскрывают возрастающую роль этнокультурного образования в современном обществе.

Этнокультурное образование обладает неисчерпаемым педагогическим потенциалом в формировании этнической идентичности, культуры межнационального общения, профилактике межнациональных конфликтов. В трудах Т. И. Баклановой проводится мысль о том, что этнокультурное образование помогает формировать у обучающихся понимание духовных ценностей других этносов через ценностную систему своего народа. Для школы особую значимость имеют конкретные проявления культуры (театрально-концертная деятельность, охрана памятников истории и культуры и др.), а также обобщенное видение перспектив социокультурного развития.

В современной научной  и методической литературе подробно анализируется каждая из составных частей, входящих в понятие народной культуры. При этом, например, фольклор рассматривается как устное народное творчество: сказки, героический эпос, афоризмы, пословицы, поговорки, загадки, потешки, песни, заклички, прибаутки, небылицы, музыкально-песенное искусство. Особенностью фольклора является ярко выраженная региональная принадлежность и историческая конкретность. Фольклор не остался неизменным, он развивается, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения. Именно по этой причине он несет воспитательную функцию и может использоваться в образовательном процессе.

В ходе практической деятельности мы изучали влияние традиции как  социально значимого опыта на понимание старшеклассниками семейных ценностей. Нами была разработана и апробирована в нескольких школах Московской, Нижегородской, Брянской областей, Краснодарского края программа «Традиции народной культуры в формировании семейных ценностей детей и учащейся молодежи». Основная идея данной программы заключается в выявлении того, что семейное счастье не дается в готовом виде. Оно является результатом того, как мы, взрослые, будем учить наших молодых людей — будущих мужа и жену — строить свое семейное счастье, быть хозяевами своего семейного очага, своей судьбы.[4] [19]

Информация о работе Роль народных традиций в воспитании школьников