Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 12:19, курсовая работа
Цель: Выявить роль и значение народных традиций в воспитании школьников.
Задачи:
1) На основе анализа научной, психологической и педагогической литературы дать характеристику понятий «народные традиции» и «народная культура» в воспитании.
2) Выявить воспитательный потенциал народных традиций.
3) Выявить приоритетные формы и методы использования народных традиций в воспитательном процессе.
4)Проанализировать систему воспитательной работы МОУ СОШ №2
5)Разработать методические материалы для проведения внеклассных мероприятий.
Введение………………………………………………………………………...….3-5
Глава I. Психолого-педагогические основы использования народных традиций в воспитании детей…………………………………………………………….…….6
1.1. Воспитательный потенциал народных традиций……………………...…..6-12
1.2 Формы и методы использования народных традиций в воспитании школьников…………………………………………………………………..….13-18
1.3. Воспитание патриотизма у детей на народных традициях………..…….19-25
Глава II. Использование потенциала народных традиций в воспитательной системе школы………………………………………………………………..…….26
2.1. Народные традиции в воспитательной системе МОУ СОШ №2…….....26-29
2.2. Методические материалы для проведения внеклассных мероприятий...30-37
Заключение………………………………………………………………...……38-39
Список литературы……………………………………………………………..40-41
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ШУЙСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
Кафедра общей педагогики
Курсовая работа
Роль народных традиций в воспитании школьника
Выполнил студент
Технологического факультета
3 курса 2 группы
специальность 050104.65
Безопасность
с дополнительной специальностью
Охранная деятельность в образовании
Ступенков Алексей Николаевич.
Научный руководитель:
к.п.н., ст. преподаватель
Прияткина Наталья Юрьевна.
Шуя 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Психолого-педагогические основы использования
народных традиций в воспитании детей…………………………………………………………….…
1.1. Воспитательный потенциал
народных традиций……………………...….
1.2 Формы и методы
использования народных
1.3. Воспитание патриотизма
у детей на народных традициях…
Глава II. Использование потенциала народных
традиций в воспитательной системе школы……………………………………………………………….
2.1. Народные традиции в воспитательной системе МОУ СОШ №2…….....26-29
2.2. Методические материалы для проведения внеклассных мероприятий...30-37
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Народные традиции и обычаи являются важнейшим средством, обеспечивающим организацию и субъективное формирование этнической общности, её индивидуализацию. Они включают в себя, с одной стороны, духовные ценности этноса, а с другой, при помощи чётко регламентируемых норм, правил и обычаев поведения, — создают модель поведения для новых поколений, являясь при этом одним из важнейших воспитательных факторов.
Для успешного воспитания детей педагогам надо знать народную педагогику, традиционную культуру воспитания и науку, их изучающую, — этнопедагогику. Традиционная культура — целостная открытая система, ее ядро — идеал нравственного человека, в соответствии с этим идеалом и строится народная педагогика всех этносов.
Традиция (лат. traditio — передача) — исторически сложившиеся устойчивые образцы и правила поведения, взгляды, вкусы, обычаи, повадки какого-либо этноса, сознательно передаваемые от поколения к поколению, обеспечивающие этносу преемственность его культуры и поддерживающие его единство. В доиндустриальном обществе большинство явлений культуры передавалось через традиции, поэтому оно называется традиционным. Совокупность народных традиций составляет в целом духовные ценности этноса.
Изучение различных аспектов проблем народных традиций отражено в работах Алиева А.А., Ахиярова К.Ш., Батуриной Г.И., Васильцовой З.П., Волкова Г.Н., Григорьева В.М., Измайлова А.Э. В.М., Орловой А.П., Сейсембаева К., Цаллаговой З.Б. и др. Но вместе с тем изучение народных традиций, как фактора воспитания патриотизма у детей и молодёжи, требует дальнейшего изучения.
Актуальность данной работы заключается в том, что народные традиции порождены историческими, экономическими, социальными условиями и отражают связи, взаимоотношения людей в обществе. Воспитание школьников на народных традициях представляют собой многосторонний процесс, осуществляющийся на уроках, внеклассных и внешкольных мероприятиях, в общественно-полезной деятельности, в единстве семьи и общественностью.
Совокупность народных традиций как средства воспитания составляет социальную и психологическую систему способную решать важнейшие воспитательные задачи.
Эффективность воздействий народных традиций на воспитательную сферу личности школьника зависит от методов и форм воспитательной работы в школе и во внешкольной среде.
Оптимизации процесса воспитания
школьников на основе использования народных традиций - это многоуровневый
процесс: на первом этапе происходит обогащение
правильных представлений детей соответствующими
идеями народных традиций; на втором этапе
возникают адекватные эмоционально-эстетические
чувства; на третьем этапе нравственная
Цель: Выявить роль и значение народных традиций в воспитании школьников.
Задачи:
1) На основе анализа научной, психологической и педагогической литературы дать характеристику понятий «народные традиции» и «народная культура» в воспитании.
2) Выявить воспитательный потенциал народных традиций.
3) Выявить приоритетные формы и методы использования народных традиций в воспитательном процессе.
4)Проанализировать систему воспитательной работы МОУ СОШ №2
5)Разработать методические материалы для проведения внеклассных мероприятий.
Объектом исследования является воспитательный процесс.
Предмет исследования – роль народных традиций в воспитании школьников.
Методы:
1) Анализ литературы.
2) Анализ системы воспитательной работы школы.
Глава I. Психолого-педагогические основы использования народных традиций в воспитании детей.
1.1. Воспитательный потенциал народных традиций
Народные традиция - исторически сложившиеся устойчивые образцы и правила поведения, взгляды, вкусы, обычаи, повадки какого-либо этноса, сознательно передаваемые от поколения к поколению, обеспечивающие этносу преемственность его культуры и поддерживающие его единство. В доиндустриальном обществе большинство явлений культуры передавалось через традиции, поэтому оно называется традиционным. Совокупность народных традиций составляет в целом духовные ценности этноса.[1]
Традиция - (от лат. преданье) все, что устно перешло от одного поколенья на другое (словарь Даля).
Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит – и сохранение ее в наших детях. Знание наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое – это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем. Мы обращаемся к народной педагогике не только потому, что это кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому что это наши истоки и поэтому, наша задача сегодня:
- помочь ребенку вспомнить свою национальную и родовую память;
- уважительно относиться к своим древним корням;
- чтить и уважать память предков;
- систематическое и целенаправленное приобщение детей к истокам народной культуры.
Приобщение детей к русским народным традициям основано на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе, благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться.
Заложенные в традиционной культуре высокая духовность и нравственность выступает гарантами ведения здорового образа жизни населения, гармонизированной организации бытового уклада, уважение к традициям, доброжелательных отношений с окружающими, любви и бережного отношения к природе.
Воспитательная роль народной культуры и прежде всего - культуры традиционной проявляется через воздействие на каждую личность, будь это младший школьник или дошкольник, таким образом, она активно влияет на весь уклад жизни и общества.
Следование канонам традиционной культуры развивает у детей и подростков чувство собственного достоинства и национальной гордости, способствует осознанию роли своего народа в мировой цивилизации.
Начинать приобщение к культуре надо с представлений об окружающем мире.
Народ – единственный и неиссякаемый источник духовных ценностей. Великие художники, композиторы, поэты черпали вдохновение в народе, из народного творчества. Поэтому их творения во все эпохи были доступны и близки народу. У народа же главным мерилом духовности и эстетической ценности всегда оставался труд. Эстетическое воспитание осуществлялось в тесной связи с трудовым. Даже больше: оно главным образом, осуществлялось в процессе труда.
Среди проблем, обращающих на себя внимание современных исследователей,
все большее значение приобретают те,
которые связаны с поисками путей повышения
качества и эффективности целенаправленного
воспитания. Предпочтение в процессе поиска
новых средств, факторов и методов организации
воспитания отдается тем, которые, во-первых,
интегральные, многофункциональны по
своему характеру; во-вторых, способствуют
самореализации, самовыражению личности;
в-третьих, интересны детям; в-четвертых,
органически вписываются в современные
учебно-воспитательные системы.
Я считаю,
что одним из таких средств воспитания
является народная культура. Она имеет
познавательную развивающую, развлекающую,
диагностирующую, корректирующую и другие
воспитательные функции, она может служить
одним из средств приобщения детей и подростков
к народным традициям, что, в свою очередь,
представляет важнейший аспект воспитания
духовности, формирования системы нравственно-эстетических,
общечеловеческих ценностей.[2]
Феномен «народная культура» можно рассматривать на основе междисциплинарного подхода. Каждый элемент культуры наших предков при этом оказывается в актуальной связи с сегодняшней ситуацией. Бездуховность, безнравственность — вызовы XXI века, и закрывать на это глаза — преступление не только перед своими детьми, но и перед человечеством.[3]
Для успешного воспитания детей педагогам надо знать народную педагогику, традиционную культуру воспитания и науку, их изучающую, — этнопедагогику. Традиционная культура — целостная открытая система, ее ядро — идеал нравственного человека, в соответствии с этим идеалом и строится народная педагогика всех этносов. Именно поэтому народная художественная культура стала предметом современного этнокультурного образования. Т. И. Бакланова, Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова в «Концепции этнокультурного образования в России», опираясь на решение Госсовета РФ «О государственной поддержке традиционной народной культуры» (2006), раскрывают возрастающую роль этнокультурного образования в современном обществе.
Этнокультурное образование обладает неисчерпаемым педагогическим потенциалом в формировании этнической идентичности, культуры межнационального общения, профилактике межнациональных конфликтов. В трудах Т. И. Баклановой проводится мысль о том, что этнокультурное образование помогает формировать у обучающихся понимание духовных ценностей других этносов через ценностную систему своего народа. Для школы особую значимость имеют конкретные проявления культуры (театрально-концертная деятельность, охрана памятников истории и культуры и др.), а также обобщенное видение перспектив социокультурного развития.
В современной научной и методической литературе подробно анализируется каждая из составных частей, входящих в понятие народной культуры. При этом, например, фольклор рассматривается как устное народное творчество: сказки, героический эпос, афоризмы, пословицы, поговорки, загадки, потешки, песни, заклички, прибаутки, небылицы, музыкально-песенное искусство. Особенностью фольклора является ярко выраженная региональная принадлежность и историческая конкретность. Фольклор не остался неизменным, он развивается, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения. Именно по этой причине он несет воспитательную функцию и может использоваться в образовательном процессе.
В ходе практической деятельности мы изучали влияние традиции как социально значимого опыта на понимание старшеклассниками семейных ценностей. Нами была разработана и апробирована в нескольких школах Московской, Нижегородской, Брянской областей, Краснодарского края программа «Традиции народной культуры в формировании семейных ценностей детей и учащейся молодежи». Основная идея данной программы заключается в выявлении того, что семейное счастье не дается в готовом виде. Оно является результатом того, как мы, взрослые, будем учить наших молодых людей — будущих мужа и жену — строить свое семейное счастье, быть хозяевами своего семейного очага, своей судьбы.[4] [19]
Информация о работе Роль народных традиций в воспитании школьников