Роль народных традиций в воспитании школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 12:19, курсовая работа

Описание работы

Цель: Выявить роль и значение народных традиций в воспитании школьников.
Задачи:
1) На основе анализа научной, психологической и педагогической литературы дать характеристику понятий «народные традиции» и «народная культура» в воспитании.
2) Выявить воспитательный потенциал народных традиций.
3) Выявить приоритетные формы и методы использования народных традиций в воспитательном процессе.
4)Проанализировать систему воспитательной работы МОУ СОШ №2
5)Разработать методические материалы для проведения внеклассных мероприятий.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...….3-5
Глава I. Психолого-педагогические основы использования народных традиций в воспитании детей…………………………………………………………….…….6
1.1. Воспитательный потенциал народных традиций……………………...…..6-12
1.2 Формы и методы использования народных традиций в воспитании школьников…………………………………………………………………..….13-18
1.3. Воспитание патриотизма у детей на народных традициях………..…….19-25
Глава II. Использование потенциала народных традиций в воспитательной системе школы………………………………………………………………..…….26
2.1. Народные традиции в воспитательной системе МОУ СОШ №2…….....26-29
2.2. Методические материалы для проведения внеклассных мероприятий...30-37
Заключение………………………………………………………………...……38-39
Список литературы……………………………………………………………..40-41

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 192.00 Кб (Скачать файл)

Русские народные промыслы. Виды декоративно-прикладного искусства. Искусство стилизации и манера мастера. Дымковская игрушка, скопинская керамика, хохломская и городецкая роспись  по дереву, роспись по металлу (жостовские подносы), искусство Гжели. Изделия из кости. Тканые изделия природных материалов. Вологодское кружево. Искусство Палеха (искусство лаковой миниатюры). Загорская и семеновская матрешки.

Раздел 4. 
Художественный мир русских народных праздников. 
«ЗОЛОТЫЕ ДНИ КАЛЕНДАРЯ»

Русские народные праздники, традиции, обычаи, обряды в наши дни. Понятие «праздник». Понятие «календарный праздник». Связь календарных народных праздников со сменой времен года. Самобытность праздников.

Постижение ценностей традиций культуры народа через изучение русского языка в настоящее время, по моему мнению, является актуальным. Важно при этом содержание образования разрабатывать на основе целостности исторического развития триады «человек – язык – культура».

Изучение традиционной народной культуры на занятиях кружка организую по спирали на одном и том же материале с постепенным и постоянным усложнением и углублением содержания. В основе этого лежит аксиологическая концепция, согласно которой у учащихся формируются не только правильные представления о традициях русской народной культуры, эмоционально окрашенное позитивное отношение к ней, но и понимание традиционной народной культуры как ценности. Все это способствует воспитанию чувства уважения к традиционной культуре своего народа, стремления к ее дальнейшему познанию и активной деятельности по изучению и сохранению.

Применяются как традиционные формы: уроки, лекции, семинары, практические занятия, так и нетрадиционные: занятия–экскурсии, семинары–диспуты, конференции, защита творческих проектов, связанных с исследованием этнокультуры народа, при этом этнокультурный материал включается во все занятия кружка. Осуществляется это прежде всего через тексты этнокультурной направленности, которые органически вписываются в программу кружка, вызывая при этом еще и интерес к родному слову. Ребенок еще в школе должен усвоить традиции культуры своего народа, связанные с историей славянского дома и семьи, особенностями обрядов и праздников, их художественных ремесел и промыслов, а также уметь применять все эти знания в дальнейшей жизни. Однако текст для сегодняшних детей, даже шедевр, - недостаточное условие для их интереса. Моя задача: чтобы в конце занятия на вопрос, интересен ли материал текста, дети подняли руку. Поэтому использую самые разные формы, включая сценическое действие, различные наглядные методы при изучении текстов о русской культуре.

Народная культура скрепляет  поколения духовными связями. Особая роль принадлежит языку, подлинным  творцом которого был и остается народ. Именно язык сплачивает общество, прокладывает прочные мосты между прошлым, настоящим и будущим. Проблема языка сегодня – это проблема общей культуры человека и общества в целом. Моя задача, как и любого учителя-словесника, не только показать красоту русского слова, его выразительность, образность, но и сохранить традиции русской речи. В этом помогает исследовательская деятельность учащихся. Большой интерес у учащихся вызвала проект по исследованию культуры речи жителей поселка, в котором живут. С результатами работы по теме: «Соблюдение норм речи жителями поселка Междуречье» семиклассники выступили на лингвистической конференции учащихся и педагогов школы, решением которой стало создание общества знатоков русского языка. Был составлен план работы и сделаны первые шаги: начали проведение просветительской работы среди взрослого населения поселка – родителей учащихся, выпустили информационный листок по культуре речи для междуреченцев, организовали мероприятия для младших школьников: провели праздник «Ваше величество, русский язык», конкурс знатоков русского языка.

Роль фразеологизмов в обогащении русской речи трудно переоценить. Их значение не только в  художественной ценности, но и, главное, в том нравственном заряде, который  они несут в себе. Однако целый  ряд библейских выражений, ставших фразеологизмами понять трудно, если не знать их происхождения. Учащиеся 7 класса провели исследование по теме «Библейские выражения в русской фразеологии», которое предполагало прежде всего чтение Библии. В процессе работы школьники удивлялись не только смысловой глубине древних текстов, но и выразительности русского слова. Кроме того, учащиеся убедились, что созданные много веков назад фразеологизмы точно и ясно характеризуют явления современной жизни, недаром большинство из них давно вошли в общенародный словарь.

Интерес учащихся к слову  воспитывает и их театральная  самодеятельность: мини-спектакли по мотивам русских сказок, сценические  постановки на тему русских народных праздников, сценические игровые  программы, поскольку изучение и освоение традиционных русских народных игр тоже одно из направлений. При этом основной задачей является не создание постановок, проведение праздников и игр, а воспитание и развитие ребят в процессе их подготовки, приобщение к традиционной культуре своего народа как основе духовности и нравственности человека. Именно так, я уверена, возникает интерес к традициям, сопровождающийся желанием и стремлением не только познать, но и усвоить.

В традиции народной культуры сохранился бесценный опыт общения с природой, переданный нам от наших предков как достояние, требующее бережного сохранения и передачи потомкам. Подлинная культура, подлинная духовность немыслима без благоговения перед родной природой, перед Родиной. Это чувство благоговения было свойственно нашим предкам. Чувство Родины начинается с ощущения неповторимости и красоты родной природы. Воспитание духовно-нравственной личности невозможно без пробуждения любви к родной земле. И любовь эта – одно из проявлений той самой духовности, которая делает человека Личностью, а нацию – народом, здоровым нравственно и непобедимым. Сегодня уже очевидно, что не красота спасет Россию, а учитель, способный пробудить в воспитанниках любовь к Отечеству. Впрочем, это и есть один из признаков подлинной красоты. В пробуждении чувства Родины самый верный помощник – фольклор, произведения которого духовны по природе своей, так как глубокими связями соединены с народной культурой и мироощущением народа. Чтобы показать, как богат традициями мир устного народного творчества, как необъятны его тематические возможности, как очевиден мир человеческих ценностей, которые с предельной точностью обозначились еще в далекие фольклорные времена и сегодня являются уже традициями, на занятиях кружка знакомлю учащихся с различными жанрами фольклора. Несколько занятий обязательно посвящаю малой Родине. Их цель: раскрыть детям смысл понятия «малая Родина». Разобраться, почему Родина дороже? Отношусь к занятиям с трепетом и очень большой ответственностью, так как в этом заключен огромный воспитательный потенциал. Учащиеся слушают произведения М.Глинки, П.Чайковского, фрагменты духовной музыки, стихи о России, о Севере. В своей работе часто использую взаимодействие трех видов искусства – слова, живописи, музыки, показываю, как одно и то же явление изображают разных дел мастера.

На таких занятиях учащиеся понимают, что истоки художественного  воплощения и развития идут от природы, которая не бывает застывшей, а поражает многообразием форм, видов, красок, оттенков, изменчивостью и преображением. Вечно живая природа помогает детям преодолеть косность и побуждает их к деятельности, к творчеству, к художественному созерцанию и осмыслению окружающего мира. Дети постигают его красоту через восприятие художественных произведений, так закладываются, по моему мнению, основы культуры, удовлетворяется потребность ребенка выразить и объяснить собственным творчеством естество природы, приобщиться к Вечному и Непреходящему.  
          При проведении занятий необходимо          руководствоваться следующими принципами:

последовательное обучение от теории к практике (основные законы, правила и навыки усваиваются  детьми при выполнении учебных работ  и упражнений и затем сознательно  применяются в творческих работах);

использование различных  форм занятия и, что позволяет воздействовать на детей с разными формами мышления;

разнообразие творческих заданий;

поощрение домашнего  творчества детей с целью выявления  их интересов и привязанностей.

Указанный способ работы соединяет в своей структуре и содержании элементы диалогического уровня педагогического общения с установкой на творческий характер работы, предполагающий духовно – нравственное развитие учащихся. 
          Нравственные диалоги со школьниками позволяют им углубиться в осмыслении этических категорий и понятий о ценностях духовно-нравственной жизни человека. В настоящее время это особенно важно. Только сильные духом и чистые сердцем люди справятся с проблемами, стоящими перед современным обществом.

Не беда, если выпускник  средней школы, не собирающийся стать  профессиональным филологом, не будет знать некоторые лингвистические или литературоведческие термины. Главное, чтобы он стал Личностью, способной к восприятию высших ценностей бытия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Народные традиция - исторически  сложившиеся устойчивые образцы и правила поведения, взгляды, вкусы, обычаи, повадки какого-либо этноса, сознательно передаваемые от поколения к поколению, обеспечивающие этносу преемственность его культуры и поддерживающие его единство. Народные традиции и обычаи являются важнейшим средством, обеспечивающим организацию и субъективное формирование этнической общности, её индивидуализацию.

В ходе исследования можно сделать следующие выводы:

Воспитательным потенциалом народных традиций является.

Приобщение детей к  русским народным традициям, основанное на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе, благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться. 

Заложенные в традиционной культуре высокая духовность и нравственность выступает гарантами ведения здорового образа жизни населения, гармонизированной организации бытового уклада, уважение к традициям, доброжелательных отношений с окружающими, любви и бережного отношения к природе.

Воспитательная роль народной культуры и прежде всего - культуры традиционной проявляется через воздействие на каждую личность, будь это младший школьник или дошкольник, таким образом, она активно влияет на весь уклад жизни и общества.

Выявлены формы и методы использования народных традиций в воспитании школьников.

Народные традиции, передаваемые из поколения в поколения создают  в себе разнообразные средства и  формы воспитания. Были рассмотрены  такие средства передачи традиций как  песни, сказки, пословицы, народные обрядовые праздники связанные с игрой.

Проанализировано воспитание патриотизма у детей на народных традициях.

Патриотизм - это чувство любви к Родине.

Формирование патриотизма  в России имеет свою специфику  и своеобразие. Это объясняется прежде всего тем, что Россия многонациональная и многоконфессиональная страна. Российский патриотизм интегрирует в себе общероссийское чувство гражданина и этнической родины. Народные патриотические традиции обладают огромным воспитательным потенциалом и могут служить, действенным фактором воспитания патриотизма у детей и молодёжи России.

Рассмотрена система воспитательной работы МОУ СОШ №2,села Дуровского Смоленской области, задачами которой является воспитание у учащихся любви к Родине, основанное на народных обычаях и традициях, бережное отношение к природе своего края, всестороннее развитие личности, воспитание общественной активности.

Представлены к рассмотрению методические материалы для проведения внеклассных мероприятий. Акцент был сделан на духовно-нравственное воспитание учащихся посредством изучения традиций русской народной культуры. Был представлен кружок «Русская традиционная культура»,          целью которого является формирование у учащихся представления о традиционной русской культуре как о величайшей национальной и общечеловеческой ценности, воплотившей вневременные духовные и нравственные идеалы.

Использование народных традиций в учебной и внеучебной деятельности позволяет уделить  больше внимания работе учащихся и  выявить те недочеты, которые имеются у детей в знаниях. Таким образом, приходим к выводу, что можно найти множество путей использования народных традиций в учебной и внеучебной работе в воспитании школьников.

 

 

Список литературы

1.  Ахияров К.Ш. Народная  педагогика и современная школа.  — Уфа: Баш. ГПУ, 2000. 328 с.

2. Алиев А.А. Народные  традиции, обычаи и их роль  в формировании нового человека. — Махачкала, 1968.

3.  Бакланова Т. И., Ершова Л. В., Шпика-лова Т. Я.  Концептуальные основы развития  современного этнокультурного образования  // Культурное наследие народов мира в содержании  современного  образования:   Сб. статей. — М.: МГУКИ, 2009. — С. 8-21.

Информация о работе Роль народных традиций в воспитании школьников