Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 12:19, курсовая работа
Цель: Выявить роль и значение народных традиций в воспитании школьников.
Задачи:
1) На основе анализа научной, психологической и педагогической литературы дать характеристику понятий «народные традиции» и «народная культура» в воспитании.
2) Выявить воспитательный потенциал народных традиций.
3) Выявить приоритетные формы и методы использования народных традиций в воспитательном процессе.
4)Проанализировать систему воспитательной работы МОУ СОШ №2
5)Разработать методические материалы для проведения внеклассных мероприятий.
Введение………………………………………………………………………...….3-5
Глава I. Психолого-педагогические основы использования народных традиций в воспитании детей…………………………………………………………….…….6
1.1. Воспитательный потенциал народных традиций……………………...…..6-12
1.2 Формы и методы использования народных традиций в воспитании школьников…………………………………………………………………..….13-18
1.3. Воспитание патриотизма у детей на народных традициях………..…….19-25
Глава II. Использование потенциала народных традиций в воспитательной системе школы………………………………………………………………..…….26
2.1. Народные традиции в воспитательной системе МОУ СОШ №2…….....26-29
2.2. Методические материалы для проведения внеклассных мероприятий...30-37
Заключение………………………………………………………………...……38-39
Список литературы……………………………………………………………..40-41
Русские народные промыслы.
Виды декоративно-прикладного
Раздел 4.
Художественный мир русских народных праздников.
«ЗОЛОТЫЕ ДНИ КАЛЕНДАРЯ»
Русские народные праздники, традиции, обычаи, обряды в наши дни. Понятие «праздник». Понятие «календарный праздник». Связь календарных народных праздников со сменой времен года. Самобытность праздников.
Постижение ценностей традиций культуры народа через изучение русского языка в настоящее время, по моему мнению, является актуальным. Важно при этом содержание образования разрабатывать на основе целостности исторического развития триады «человек – язык – культура».
Изучение традиционной народной культуры на занятиях кружка организую по спирали на одном и том же материале с постепенным и постоянным усложнением и углублением содержания. В основе этого лежит аксиологическая концепция, согласно которой у учащихся формируются не только правильные представления о традициях русской народной культуры, эмоционально окрашенное позитивное отношение к ней, но и понимание традиционной народной культуры как ценности. Все это способствует воспитанию чувства уважения к традиционной культуре своего народа, стремления к ее дальнейшему познанию и активной деятельности по изучению и сохранению.
Применяются как традиционные формы: уроки, лекции, семинары, практические занятия, так и нетрадиционные: занятия–экскурсии, семинары–диспуты, конференции, защита творческих проектов, связанных с исследованием этнокультуры народа, при этом этнокультурный материал включается во все занятия кружка. Осуществляется это прежде всего через тексты этнокультурной направленности, которые органически вписываются в программу кружка, вызывая при этом еще и интерес к родному слову. Ребенок еще в школе должен усвоить традиции культуры своего народа, связанные с историей славянского дома и семьи, особенностями обрядов и праздников, их художественных ремесел и промыслов, а также уметь применять все эти знания в дальнейшей жизни. Однако текст для сегодняшних детей, даже шедевр, - недостаточное условие для их интереса. Моя задача: чтобы в конце занятия на вопрос, интересен ли материал текста, дети подняли руку. Поэтому использую самые разные формы, включая сценическое действие, различные наглядные методы при изучении текстов о русской культуре.
Народная культура скрепляет поколения духовными связями. Особая роль принадлежит языку, подлинным творцом которого был и остается народ. Именно язык сплачивает общество, прокладывает прочные мосты между прошлым, настоящим и будущим. Проблема языка сегодня – это проблема общей культуры человека и общества в целом. Моя задача, как и любого учителя-словесника, не только показать красоту русского слова, его выразительность, образность, но и сохранить традиции русской речи. В этом помогает исследовательская деятельность учащихся. Большой интерес у учащихся вызвала проект по исследованию культуры речи жителей поселка, в котором живут. С результатами работы по теме: «Соблюдение норм речи жителями поселка Междуречье» семиклассники выступили на лингвистической конференции учащихся и педагогов школы, решением которой стало создание общества знатоков русского языка. Был составлен план работы и сделаны первые шаги: начали проведение просветительской работы среди взрослого населения поселка – родителей учащихся, выпустили информационный листок по культуре речи для междуреченцев, организовали мероприятия для младших школьников: провели праздник «Ваше величество, русский язык», конкурс знатоков русского языка.
Роль фразеологизмов в обогащении русской речи трудно переоценить. Их значение не только в художественной ценности, но и, главное, в том нравственном заряде, который они несут в себе. Однако целый ряд библейских выражений, ставших фразеологизмами понять трудно, если не знать их происхождения. Учащиеся 7 класса провели исследование по теме «Библейские выражения в русской фразеологии», которое предполагало прежде всего чтение Библии. В процессе работы школьники удивлялись не только смысловой глубине древних текстов, но и выразительности русского слова. Кроме того, учащиеся убедились, что созданные много веков назад фразеологизмы точно и ясно характеризуют явления современной жизни, недаром большинство из них давно вошли в общенародный словарь.
Интерес учащихся к слову воспитывает и их театральная самодеятельность: мини-спектакли по мотивам русских сказок, сценические постановки на тему русских народных праздников, сценические игровые программы, поскольку изучение и освоение традиционных русских народных игр тоже одно из направлений. При этом основной задачей является не создание постановок, проведение праздников и игр, а воспитание и развитие ребят в процессе их подготовки, приобщение к традиционной культуре своего народа как основе духовности и нравственности человека. Именно так, я уверена, возникает интерес к традициям, сопровождающийся желанием и стремлением не только познать, но и усвоить.
В традиции народной культуры сохранился бесценный опыт общения с природой, переданный нам от наших предков как достояние, требующее бережного сохранения и передачи потомкам. Подлинная культура, подлинная духовность немыслима без благоговения перед родной природой, перед Родиной. Это чувство благоговения было свойственно нашим предкам. Чувство Родины начинается с ощущения неповторимости и красоты родной природы. Воспитание духовно-нравственной личности невозможно без пробуждения любви к родной земле. И любовь эта – одно из проявлений той самой духовности, которая делает человека Личностью, а нацию – народом, здоровым нравственно и непобедимым. Сегодня уже очевидно, что не красота спасет Россию, а учитель, способный пробудить в воспитанниках любовь к Отечеству. Впрочем, это и есть один из признаков подлинной красоты. В пробуждении чувства Родины самый верный помощник – фольклор, произведения которого духовны по природе своей, так как глубокими связями соединены с народной культурой и мироощущением народа. Чтобы показать, как богат традициями мир устного народного творчества, как необъятны его тематические возможности, как очевиден мир человеческих ценностей, которые с предельной точностью обозначились еще в далекие фольклорные времена и сегодня являются уже традициями, на занятиях кружка знакомлю учащихся с различными жанрами фольклора. Несколько занятий обязательно посвящаю малой Родине. Их цель: раскрыть детям смысл понятия «малая Родина». Разобраться, почему Родина дороже? Отношусь к занятиям с трепетом и очень большой ответственностью, так как в этом заключен огромный воспитательный потенциал. Учащиеся слушают произведения М.Глинки, П.Чайковского, фрагменты духовной музыки, стихи о России, о Севере. В своей работе часто использую взаимодействие трех видов искусства – слова, живописи, музыки, показываю, как одно и то же явление изображают разных дел мастера.
На таких занятиях
учащиеся понимают, что истоки художественного
воплощения и развития идут от природы,
которая не бывает застывшей, а поражает
многообразием форм, видов, красок,
оттенков, изменчивостью и преображением. Вечно живая природа помогает детям преодолеть
косность и побуждает их к деятельности,
к творчеству, к художественному созерцанию
и осмыслению окружающего мира. Дети постигают
его красоту через восприятие художественных
произведений, так закладываются, по моему
мнению, основы культуры, удовлетворяется
потребность ребенка выразить и объяснить
собственным творчеством естество природы,
приобщиться к Вечному и Непреходящему.
При проведении
занятий необходимо
руководствоваться следующими принципами:
последовательное обучение от теории к практике (основные законы, правила и навыки усваиваются детьми при выполнении учебных работ и упражнений и затем сознательно применяются в творческих работах);
использование различных форм занятия и, что позволяет воздействовать на детей с разными формами мышления;
разнообразие творческих заданий;
поощрение домашнего творчества детей с целью выявления их интересов и привязанностей.
Указанный способ работы соединяет в своей структуре
и содержании элементы диалогического
уровня педагогического общения с установкой
на творческий характер работы, предполагающий
духовно – нравственное развитие учащихся.
Нравственные
диалоги со школьниками позволяют им углубиться
в осмыслении этических категорий и понятий
о ценностях духовно-нравственной жизни
человека. В настоящее время это особенно
важно. Только сильные духом и чистые сердцем
люди справятся с проблемами, стоящими
перед современным обществом.
Не беда, если выпускник средней школы, не собирающийся стать профессиональным филологом, не будет знать некоторые лингвистические или литературоведческие термины. Главное, чтобы он стал Личностью, способной к восприятию высших ценностей бытия.
Заключение
Народные традиция - исторически сложившиеся устойчивые образцы и правила поведения, взгляды, вкусы, обычаи, повадки какого-либо этноса, сознательно передаваемые от поколения к поколению, обеспечивающие этносу преемственность его культуры и поддерживающие его единство. Народные традиции и обычаи являются важнейшим средством, обеспечивающим организацию и субъективное формирование этнической общности, её индивидуализацию.
В ходе исследования можно сделать следующие выводы:
Воспитательным потенциалом народных традиций является.
Приобщение детей к русским народным традициям, основанное на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе, благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться.
Заложенные в традиционной культуре высокая духовность и нравственность выступает гарантами ведения здорового образа жизни населения, гармонизированной организации бытового уклада, уважение к традициям, доброжелательных отношений с окружающими, любви и бережного отношения к природе.
Воспитательная роль народной культуры и прежде всего - культуры традиционной проявляется через воздействие на каждую личность, будь это младший школьник или дошкольник, таким образом, она активно влияет на весь уклад жизни и общества.
Выявлены формы и методы использования народных традиций в воспитании школьников.
Народные традиции, передаваемые из поколения в поколения создают в себе разнообразные средства и формы воспитания. Были рассмотрены такие средства передачи традиций как песни, сказки, пословицы, народные обрядовые праздники связанные с игрой.
Проанализировано воспитание патриотизма у детей на народных традициях.
Патриотизм - это чувство любви к Родине.
Формирование патриотизма в России имеет свою специфику и своеобразие. Это объясняется прежде всего тем, что Россия многонациональная и многоконфессиональная страна. Российский патриотизм интегрирует в себе общероссийское чувство гражданина и этнической родины. Народные патриотические традиции обладают огромным воспитательным потенциалом и могут служить, действенным фактором воспитания патриотизма у детей и молодёжи России.
Рассмотрена система воспитательной работы МОУ СОШ №2,села Дуровского Смоленской области, задачами которой является воспитание у учащихся любви к Родине, основанное на народных обычаях и традициях, бережное отношение к природе своего края, всестороннее развитие личности, воспитание общественной активности.
Представлены к рассмотрению методические материалы для проведения внеклассных мероприятий. Акцент был сделан на духовно-нравственное воспитание учащихся посредством изучения традиций русской народной культуры. Был представлен кружок «Русская традиционная культура», целью которого является формирование у учащихся представления о традиционной русской культуре как о величайшей национальной и общечеловеческой ценности, воплотившей вневременные духовные и нравственные идеалы.
Использование народных традиций в учебной и внеучебной деятельности позволяет уделить больше внимания работе учащихся и выявить те недочеты, которые имеются у детей в знаниях. Таким образом, приходим к выводу, что можно найти множество путей использования народных традиций в учебной и внеучебной работе в воспитании школьников.
Список литературы
1. Ахияров К.Ш. Народная
педагогика и современная
2. Алиев А.А. Народные
традиции, обычаи и их роль
в формировании нового
3. Бакланова Т. И.,
Ершова Л. В., Шпика-лова Т. Я.
Концептуальные основы
Информация о работе Роль народных традиций в воспитании школьников