Роль общения в развитии личности младшего школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 07:56, дипломная работа

Описание работы

Цель: определить характер влияния общения в учебной деятельности на развитие личности младшего школьника.
Задачи: 1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2) рассмотреть понятие общения; функции общения;
3) рассмотреть роль педагогического общения в развитии личности младшего школьника.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1 Психолого- педагогические аспекты роли общения в развитии личности младшего школьника
Содержание и функции общения……………………………………………….5
Специфика общения в учебной деятельности младшего школьника………...9
Взаимосвязь общения и деятельности………………………………………..13
Усвоение правил и норм общения младшими школьниками……………...14
Особенности межличностного взаимодействия младших школьников в учебной деятельности ………………………………………………………….18
Особенности формирования взаимоотношений учителей и учащихся начальных классов в учебной деятельности…………………………………..19
Роль педагогического общения в развитии личности младшего
школьника…………………………………………………………………………..23
Стили и стадии педагогического общения с младшими
школьниками……………………………………………………………………….25
Глава 2 Практические пути развития навыков общения у младших школьников
2.1 Усвоение правил и норм общения младшими школьниками в учебной деятельности………………………………………………………………………..29
2.2 Усвоение правил и норм общения младшими школьниками во внеурочное время………………………………………………………………………………...35
Заключение………………………………………………………………………….53
Список литературы…………………………………………………………………55

Файлы: 1 файл

Диплом Бушуева О.В..doc

— 281.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки РФ

ОГОУ СПО «Новосибирский педагогический колледж

 

 

 

 

 

 

 

 

Роль общения в развитии личности младшего школьника 

 

050709 «Преподавание в начальных  классах с дополнительной подготовкой  в области психологии»

 

Выпускная квалификационная работа

 

 

 

 

 

Научный руководитель:

преподаватель психологии ВКК

Шиян Е.И.

 

 

 

 

Новосибирск-2008

Содержание

 

 

Введение……………………………………………………………………………..3

Глава 1 Психолого- педагогические аспекты роли общения в развитии личности младшего школьника

  1. Содержание и функции общения……………………………………………….5                                                                                            
  2. Специфика общения в учебной деятельности младшего школьника………...9              
    1. Взаимосвязь общения и деятельности………………………………………..13                                                            
    2. Усвоение правил и норм общения младшими  школьниками……………...14                                                                                                             
  3. Особенности межличностного взаимодействия младших школьников в учебной деятельности ………………………………………………………….18                                                                                        
  4. Особенности формирования взаимоотношений учителей и учащихся начальных классов в учебной деятельности…………………………………..19                                                      
  5. Роль педагогического общения в развитии личности младшего

школьника…………………………………………………………………………..23                                                                                                                  

    1. Стили и стадии педагогического общения с младшими

школьниками……………………………………………………………………….25                                                                                                            

Глава 2 Практические пути развития навыков общения у младших  школьников

2.1 Усвоение правил и норм общения младшими школьниками в учебной деятельности………………………………………………………………………..29                                                                                                            

2.2 Усвоение правил и норм общения младшими школьниками во внеурочное время………………………………………………………………………………...35                                                                                           

                                                                                                                             Заключение………………………………………………………………………….53                                                                                                                

Список литературы…………………………………………………………………55                                                                                                        

Приложение…………………………………………………………………………58

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

    Проблема общения многогранна. Она стала предметом изучения многих наук. Человек без общения не может жить среди людей, развиваться, творить. В широком смысле слова общение представляет собой совокупность различных связей между людьми.

     Среди многообразия  проблем современной психологии, общение является одной из наиболее популярных и интенсивно исследуемых. Общение выступает в качестве одного из важнейших факторов эффективности человеческой деятельности. В то же время актуальным, в частности в связи с решением задач воспитания подрастающего поколения, является другой ракурс рассмотрения проблемы общения - развитие личности в нем. Как показывают результаты психолого-педагогических исследований, именно в общении со значимыми другими (родителями, педагогами, сверстниками) происходит становление личности человека, формирование важнейших её свойств, нравственной сферы, мировоззрения. За неуспехами в учении часто кроются неуспехи в общении.

      Объект: развитие личности младшего школьника.

      Предмет: роль общения в развитии личности младшего школьника.

      Цель: определить характер влияния общения в учебной деятельности на развитие личности младшего школьника.

Задачи: 1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

     2)    рассмотреть понятие общения; функции общения;

     3) рассмотреть роль  педагогического общения в развитии  личности младшего школьника.

      Ведущая  идея исследования заключается в том, что создание условий в учебной и внеучебной деятельности учителем начальных классов влияет на развитие личности и эффективное усвоение правил и норм общения младшими школьниками.

Методы исследования: 1) наблюдение;

                                    2) беседа;

                                    3) опрос.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Психолого- педагогические аспекты роли общения в развитии личности младшего школьника

  1. Содержание и функции общения 

 

             Общение является  сложным,   многоплановым   процессом   установления   и   развития  контактов  между людьми.

                  Общение- это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности (А.В.Петровский).

               -специфическая форма взаимодействия  человека с другими людьми  как членами общества, в общении реализуются социальные отношения людей (Л.Д.Столяренко).

           Если бы с рождения человек  был лишен возможности общаться  с людьми, он никогда не стал  бы цивилизованным, культурно и  нравственно развитым гражданином,  был бы до конца жизни обречен,  оставаться полу -   животным, лишь внешне, анатома - физиологически напоминающим человека. Об этом свидетельствуют многочисленные факты, описанные в литературе и показывающие, что, будучи лишенным, общения с себе подобными, человеческий индивид, даже если он как организм, вполне сохраним, тем не менее остается биологическим существом в своем психическим развитии. В качестве примера можно привести состояние людей, которых время от времени находят среди зверей и которые длительный период, особенно в детстве жили в изоляции от цивилизованных людей или, уже, будучи взрослыми, в результате несчастного случая оказались в одиночестве, надолго изолированными от себе подобных (например, после кораблекрушения).

         Особенно большое значение для  психического развития ребенка имеет его общение с взрослыми на ранних этапах онтогенеза. В это время все свои человеческие, психические и поведенческие качества он приобретает почти исключительно через общение, так как вплоть до начала обучения в школе, а ещё более определенно - до наступления подросткового возраста, он лишен способности к самообразованию и самовоспитанию.

       Психическое  развитие ребёнка начинается  с общения. Это первый вид  социальной активности, который  возникает в онтогенезе и благодаря  которому младенец получает необходимую для его индивидуального развития информацию. Что же касается предметной деятельности, которая так же выступает как условие и средство психического развития, то она появляется гораздо позже - на втором, третьем году жизни. В общении сначала через прямое подражание (викарное научение), а затем через словесные инструкции (вербальное научение) приобретается основной жизненный опыт ребенка. Люди, с которыми он общается, являются для  ребёнка носителями этого опыта, и никаким другим путям, кроме общения с ним, этот опыт не может быть приобретён. Интенсивность общения, разнообразие его содержания, целей, средств являются важнейшими факторами, определяющими развитие детей.

         Так, деловое общение формирует и развивает его способности, служит средством приобретения знаний и навыков. В нём же человек  совершенствует умение взаимодействовать с людьми, развивая у себя необходимые для этого делового и организаторские качества.

       Личностное общение формирует человека как личность, дает ему возможность приобрести определённые черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы нравственного поведения, определять цели жизни и выбрать средства их реализации. Разнообразное по содержанию, цели, средствам общения так же выполняет специфическую функцию в психическом развитие индивида.

       Благодаря невербальному общению человек получает возможность психологически развиваться ещё до того, как он усвоил и научился пользоваться речью (около 2- 3лет). Кроме того, само по себе невербальное общение способствует развитию и совершенствованию коммуникативных

возможностей человека, вследствие чего он становиться более способным  к межличностным контактам и  открывает для себя более широкие  возможности для развития.

       Что  же касается вербального общения и его роли в психологическом развитие индивида, то её трудно переоценить. Оно связано с усвоением речи, а она, как известно, лежит в основе всего развития человека, как интеллектуального, так и собственно личностного.

       Функция общения  в воспитании младших школьников состоят в следующем:

   1. Общение школьников - это обмен духовными ценностями, который происходит в форме диалога школьника как «другими Я», так и в процессе взаимодействия с окружающими людьми. Этому обмену свойственны возрастные особенности, и он оказывает как стихийное, так и в определённой мере педагогически направляемое влияние на становление и жизнедеятельность групп, коллективов и личности школьника (подход к общению как к обмену ценностями впервые предложен Х.Й. Лийметсом).

   2. Общение не  только самостоятельная сфера  жизнедеятельности школьников, оно  пронизывает и все остальные  сферы. Этим определяется та  важнейшая роль, которую общение  играет в процессе становления  и жизнедеятельности личности. Этим  объясняется и интерес педагогики к этому феномену, стремление выявить его роль в формировании личности, его воспитательные возможности.

        В основе разработанной педагогической  классификации воспитательных функций  общения лежит представление  о том, что они, с одной  стороны, порождаются общением как стихийным социальным процессом, а с другой - отражают заданность общения социальными условиями и определённую степень его регулируемость в педагогическом процессе.

 Выделяют следующие  воспитательные функции общения  школьников:

нормативную (отражающую освоение школьниками норм социально- типического поведения, т.е. общение как нормативный процесс), познавательную (отображающую приобретение школьниками индивидуального социального опыта в процессе общения, т.е. общение как познавательный процесс), эмоциональную (отображающую общение как эффективный процесс), (отображающую реализацию в общении типических и индивидуальных сторон личности школьника, т. е. общение как способ и средство социального утверждения личности).

Коммуникативная функция. Являясь социально- психологической группой, класс формирует и другой, не менее важный для растущего человека  опыт, относящийся к деловому и межличностному общению. По мнению Х.Й. Лийметса, общение есть обмен духовными ценностями между людьми. Однако  ценности не передаются в готовом виде, они как бы растворены в мыслях, чувствах и действиях людей. Следовательно, можно дать следующее определение общению школьников: общение школьников - это обмен (в процессе их  непосредственного контакта) информацией, идеями, эмоциями и действиями,  отражающий более глубинный обмен нормами и ценностями. Как отмечает Г.М. Андреева, в целостном процессе общения можно выделить три стороны: коммуникативную (передача информации), интерактивную (взаимодействие) и перцептивную (взаимовосприятие). Эта структура соотносится с точкой зрения И.А. Зязюна, выделяющего в общении две стороны - отношение и взаимодействие: «Это как бы подводная и надводная часть айсберга, где видимая часть- серия речевых и неречевых действий, а внутренняя, невидимая - потребности, мотивы, интересы, чувства- все, что толкает человека к общению».

        Таким образом,  если бы ребёнок не находился в обществе, он был бы лишён общения с себе подобными, следовательно, ребёнок не развивал бы своих психические процессы, а значит никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым человеком.

Информация о работе Роль общения в развитии личности младшего школьника