Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 07:56, дипломная работа
Цель: определить характер влияния общения в учебной деятельности на развитие личности младшего школьника.
Задачи: 1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2) рассмотреть понятие общения; функции общения;
3) рассмотреть роль педагогического общения в развитии личности младшего школьника.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1 Психолого- педагогические аспекты роли общения в развитии личности младшего школьника
Содержание и функции общения……………………………………………….5
Специфика общения в учебной деятельности младшего школьника………...9
Взаимосвязь общения и деятельности………………………………………..13
Усвоение правил и норм общения младшими школьниками……………...14
Особенности межличностного взаимодействия младших школьников в учебной деятельности ………………………………………………………….18
Особенности формирования взаимоотношений учителей и учащихся начальных классов в учебной деятельности…………………………………..19
Роль педагогического общения в развитии личности младшего
школьника…………………………………………………………………………..23
Стили и стадии педагогического общения с младшими
школьниками……………………………………………………………………….25
Глава 2 Практические пути развития навыков общения у младших школьников
2.1 Усвоение правил и норм общения младшими школьниками в учебной деятельности………………………………………………………………………..29
2.2 Усвоение правил и норм общения младшими школьниками во внеурочное время………………………………………………………………………………...35
Заключение………………………………………………………………………….53
Список литературы…………………………………………………………………55
Министерство образования и науки РФ
ОГОУ СПО «Новосибирский педагогический колледж
Роль общения в развитии личности младшего школьника
050709 «Преподавание в начальных
классах с дополнительной
Выпускная квалификационная работа
Научный руководитель:
преподаватель психологии ВКК
Шиян Е.И.
Новосибирск-2008
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1 Психолого- педагогические аспекты роли общения в развитии личности младшего школьника
школьника………………………………………………………
школьниками…………………………………………………
Глава 2 Практические пути развития навыков общения у младших школьников
2.1 Усвоение правил и норм общения младшими
школьниками в учебной деятельности………………………………………………
2.2 Усвоение правил и норм общения
младшими школьниками во внеурочное время…………………………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение
Проблема общения многогранна. Она стала предметом изучения многих наук. Человек без общения не может жить среди людей, развиваться, творить. В широком смысле слова общение представляет собой совокупность различных связей между людьми.
Среди многообразия проблем современной психологии, общение является одной из наиболее популярных и интенсивно исследуемых. Общение выступает в качестве одного из важнейших факторов эффективности человеческой деятельности. В то же время актуальным, в частности в связи с решением задач воспитания подрастающего поколения, является другой ракурс рассмотрения проблемы общения - развитие личности в нем. Как показывают результаты психолого-педагогических исследований, именно в общении со значимыми другими (родителями, педагогами, сверстниками) происходит становление личности человека, формирование важнейших её свойств, нравственной сферы, мировоззрения. За неуспехами в учении часто кроются неуспехи в общении.
Объект: развитие личности младшего школьника.
Предмет: роль общения в развитии личности младшего школьника.
Цель: определить характер влияния общения в учебной деятельности на развитие личности младшего школьника.
Задачи: 1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2) рассмотреть понятие общения; функции общения;
3) рассмотреть роль
педагогического общения в
Ведущая идея исследования заключается в том, что создание условий в учебной и внеучебной деятельности учителем начальных классов влияет на развитие личности и эффективное усвоение правил и норм общения младшими школьниками.
Методы исследования: 1) наблюдение;
2) беседа;
3) опрос.
Глава 1. Психолого- педагогические аспекты роли общения в развитии личности младшего школьника
Общение является сложным, многоплановым процессом установления и развития контактов между людьми.
Общение- это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности (А.В.Петровский).
-специфическая форма
Если бы с рождения человек
был лишен возможности
Особенно большое значение для психического развития ребенка имеет его общение с взрослыми на ранних этапах онтогенеза. В это время все свои человеческие, психические и поведенческие качества он приобретает почти исключительно через общение, так как вплоть до начала обучения в школе, а ещё более определенно - до наступления подросткового возраста, он лишен способности к самообразованию и самовоспитанию.
Психическое
развитие ребёнка начинается
с общения. Это первый вид
социальной активности, который
возникает в онтогенезе и
Так, деловое общение формирует и развивает его способности, служит средством приобретения знаний и навыков. В нём же человек совершенствует умение взаимодействовать с людьми, развивая у себя необходимые для этого делового и организаторские качества.
Личностное общение формирует человека как личность, дает ему возможность приобрести определённые черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы нравственного поведения, определять цели жизни и выбрать средства их реализации. Разнообразное по содержанию, цели, средствам общения так же выполняет специфическую функцию в психическом развитие индивида.
Благодаря невербальному общению человек получает возможность психологически развиваться ещё до того, как он усвоил и научился пользоваться речью (около 2- 3лет). Кроме того, само по себе невербальное общение способствует развитию и совершенствованию коммуникативных
возможностей человека, вследствие чего он становиться более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для развития.
Что же касается вербального общения и его роли в психологическом развитие индивида, то её трудно переоценить. Оно связано с усвоением речи, а она, как известно, лежит в основе всего развития человека, как интеллектуального, так и собственно личностного.
Функция общения в воспитании младших школьников состоят в следующем:
1. Общение школьников - это обмен духовными ценностями, который происходит в форме диалога школьника как «другими Я», так и в процессе взаимодействия с окружающими людьми. Этому обмену свойственны возрастные особенности, и он оказывает как стихийное, так и в определённой мере педагогически направляемое влияние на становление и жизнедеятельность групп, коллективов и личности школьника (подход к общению как к обмену ценностями впервые предложен Х.Й. Лийметсом).
2. Общение не только самостоятельная сфера жизнедеятельности школьников, оно пронизывает и все остальные сферы. Этим определяется та важнейшая роль, которую общение играет в процессе становления и жизнедеятельности личности. Этим объясняется и интерес педагогики к этому феномену, стремление выявить его роль в формировании личности, его воспитательные возможности.
В основе разработанной
Выделяют следующие
воспитательные функции
нормативную (отражающую освоение школьниками норм социально- типического поведения, т.е. общение как нормативный процесс), познавательную (отображающую приобретение школьниками индивидуального социального опыта в процессе общения, т.е. общение как познавательный процесс), эмоциональную (отображающую общение как эффективный процесс), (отображающую реализацию в общении типических и индивидуальных сторон личности школьника, т. е. общение как способ и средство социального утверждения личности).
Коммуникативная функция. Являясь социально- психологической группой, класс формирует и другой, не менее важный для растущего человека опыт, относящийся к деловому и межличностному общению. По мнению Х.Й. Лийметса, общение есть обмен духовными ценностями между людьми. Однако ценности не передаются в готовом виде, они как бы растворены в мыслях, чувствах и действиях людей. Следовательно, можно дать следующее определение общению школьников: общение школьников - это обмен (в процессе их непосредственного контакта) информацией, идеями, эмоциями и действиями, отражающий более глубинный обмен нормами и ценностями. Как отмечает Г.М. Андреева, в целостном процессе общения можно выделить три стороны: коммуникативную (передача информации), интерактивную (взаимодействие) и перцептивную (взаимовосприятие). Эта структура соотносится с точкой зрения И.А. Зязюна, выделяющего в общении две стороны - отношение и взаимодействие: «Это как бы подводная и надводная часть айсберга, где видимая часть- серия речевых и неречевых действий, а внутренняя, невидимая - потребности, мотивы, интересы, чувства- все, что толкает человека к общению».
Таким образом, если бы ребёнок не находился в обществе, он был бы лишён общения с себе подобными, следовательно, ребёнок не развивал бы своих психические процессы, а значит никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым человеком.
Информация о работе Роль общения в развитии личности младшего школьника