Роль общения в развитии личности младшего школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 07:56, дипломная работа

Описание работы

Цель: определить характер влияния общения в учебной деятельности на развитие личности младшего школьника.
Задачи: 1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2) рассмотреть понятие общения; функции общения;
3) рассмотреть роль педагогического общения в развитии личности младшего школьника.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1 Психолого- педагогические аспекты роли общения в развитии личности младшего школьника
Содержание и функции общения……………………………………………….5
Специфика общения в учебной деятельности младшего школьника………...9
Взаимосвязь общения и деятельности………………………………………..13
Усвоение правил и норм общения младшими школьниками……………...14
Особенности межличностного взаимодействия младших школьников в учебной деятельности ………………………………………………………….18
Особенности формирования взаимоотношений учителей и учащихся начальных классов в учебной деятельности…………………………………..19
Роль педагогического общения в развитии личности младшего
школьника…………………………………………………………………………..23
Стили и стадии педагогического общения с младшими
школьниками……………………………………………………………………….25
Глава 2 Практические пути развития навыков общения у младших школьников
2.1 Усвоение правил и норм общения младшими школьниками в учебной деятельности………………………………………………………………………..29
2.2 Усвоение правил и норм общения младшими школьниками во внеурочное время………………………………………………………………………………...35
Заключение………………………………………………………………………….53
Список литературы…………………………………………………………………55

Файлы: 1 файл

Диплом Бушуева О.В..doc

— 281.50 Кб (Скачать файл)

На пороге школьной жизни возникает  новый уровень самосознания детей, наиболее точно определяющийся словосочетанием  «внутренняя позиция». Эта позиция представляет собой осознанное отношения ребёнка к себе, к окружающим людям, событиям и делам - такое отношение, которое он отчетливо может выразить делами и словами. Возникновение внутренней позиции становится переломным моментом в дальнейшей судьбе ребёнка, определяя собой начало его индивидуального, относительно самостоятельного личностного развития. Факт становления такой позиции внутренне проявляется в том, что в сознании ребёнка выделяется система нравственных норм, которым он следует или старается следовать всегда и везде, независимо от складывающихся обстоятельств.

Благодаря исследованиям, проведённым  Ж. Пиаже, мы имеем представление  о том, как дети разного возраста судят о нормах морали, каких нравственно-оценочных  суждений они придерживаются. Им было установлено, что в период жизни от пяти до десяти лет представления ребёнка о нравственности меняются от нравственного реализма к нравственному релятивизму.

Нравственный реализм- это твердое, непоколебимое и весьма однозначное  понимание добра и зла, разделяющее всё существующее только на две категории – хорошее и плохое – и не усматривающее никаких полутеней в нравственных оценках. Нравственный релятивизм, появляющийся у детей примерно с 11 лет, основан на убеждении, что каждый человек имеет право на справедливое и уважительное отношение к себе и в каждом поступке можно усмотреть нравственно оправданное и осуждаемое.

Реалист мыслит категориями авторитета и полагает, что законы нравственности установлены властью и незыблемы, что они абсолютны и не имеют исключений, что их нельзя менять. Ребёнок – нравственный реалист – моральную дилемму обычно решает в пользу бездумного послушания и беспрекословного подчинения взрослому, даже если его распоряжения расходятся нравственными нормами. Более старшие по возрасту дети, поднявшиеся в своем развитии до уровня нравственного релятивизма, полагают, что иногда можно пренебречь мнением взрослого и поступить в соответствии с иными нормами морали. Младшие, например, считают, что говорить неправду никогда нельзя; старшие полагают, что в некоторых случаях она допустима.

Находясь в стадии нравственного  реализма и играя друг с другом, дети верят в то, что существует лишь одно истинное правило игры; дети релятивисты признают, что правила игры можно изменять и с общего согласия готовы принять новые правила.

Произвольное поведение из области  познавательных процессов и волевой  регуляции поведения, что характерно для дошкольников в младшем школьном возрасте распространяется на область чувств. У детей III-IV классов отмечаются первые, правда, ещё неумелые попытки сдерживания эмоций, непосредственных импульсов и желаний. Наряду с этим, примерно с III класса, начинается проявление настойчивости как волевой черты характера.

 

 

3. Особенности межличностного  взаимодействия

младших школьников в учебной деятельности

 

          С поступлением  ребенка в школу система «ребенок- учитель» становится центром  жизни: впервые отношение «ребенок- учитель» становится отношением «ребенок- общество». В учителе воплощены требования общества, в школе существует система одинаковых эталонов, одинаковых мер для оценки. Ситуация «ребенок- учитель» пронизывает всю жизнь ребенка. Если в школе хорошо,- значит, и дома хорошо, и с детьми тоже хорошо.

          Эта  новая социальная ситуация развития  ребенка связана с появлением в его жизни учебной деятельности. Общение непосредственно включено в нее, протекает в процессе ее, при обсуждении результатов, и в межличностных отношениях, возникающих в данной деятельности.

        Учебная деятельность  непосредственно направлена на усвоение знаний из различных наук и культуры. Главное в ней - это обращение человека на самого себя: стал ли он для самого себя изменяющимися субъектом. Развитие учебной деятельности происходит в процессе передачи знаний от учителя к ученику.

         Совместная  деятельность - необходимый этап  развития индивидуальной деятельности. Взаимоотношения при распределении  действий и взаимный обмен  способами их осуществления составляют  психологическую основу и являются  движущей силой развития собственной активности индивида.

         Для лучшего  усвоения учебного материала  необходима совместная работа  со сверстниками. В группе сверстников  отношения равноправны, а между  младшим школьником и взрослым - иерархические. Ж.Пиаже утверждал,  что такие качества, как критичность, терпимость, умение встать на точку зрения другого, развиваются только при общении младших школьников между собой.

         При   кооперации со сверстниками ситуация  равноправного общения дает ребенку  опыт контрольно - оценочных действий  и высказываний. В.В.Рубцов на основе экспериментальных исследований заключает, что кооперация со сверстниками и координация точек зрения - основа происхождения интеллектуальных структур психики ребенка. Форма кооперации (тип распределения деятельности) выполняет функцию моделирования содержания интеллектуальной структуры в составе отношений участников деятельности. Развитая форма учебной деятельности - это та, в которой субъект ставит перед собой задачи собственного изменения.

         Таким образом,  учебная деятельность требует от ребенка новых достижений в развитии речи, внимания, памяти, воображения, и мышления; создает новые условия для личностного развития ребенка.

 

 

 

 

4. Особенности формирования  взаимоотношений учителей и учащихся  начальных классов в учебной деятельности

 

     Взаимоотношения учителей  и учащихся в учебной деятельности  являются важным условием успешного  решения задач воспитания и  обучения. В педагогике и психологии, вопрос о взаимоотношениях учителя  и учеников рассматривается как  в связи с изучением самых различных вопросов обучения и воспитания (Ю.П. Азаров, А.А. Бодалев, О.С. Богданов, Л.И. Божович и др.), так в качестве самостоятельного предмета исследования в разных его аспектах (Н.А. Березович, В.П. Битуев, Г.Г. Гусева и др.).

      Анализ психологических исследований по проблеме отношений между людьми позволяет рассматривать взаимоотношения между учителями и учащимися как личностную основу между их взаимодействиями, и выделять внешнюю сторону взаимоотношений и внутреннюю. Выступая внутренней личностной основой взаимодействия, взаимоотношения в процессе деятельности и формируются и находят своё выражение во всем богатстве проявлений: от сотрудничества, взаимопомощи и других элементов совместной деятельности до проявлений внутренней стороны- взаимоотношения, сопереживания взаимооценки. При этом внутренние проявление взаимоотношений не только играют важную роль в процессе взаимодействия, но в ходе его возникают и обогащаются (А.А. Бодалев, А.Н. Леонтьев, и др.). Под влиянием взаимоотношений взаимодействие может не только совершенствоваться, но и разрушаться, оказывает определенное воздействие и в том, и в другом случае на учебно-воспитательный процесс.

    По мере того, как учащиеся  овладевают новыми способностями  взаимодействия, по мере их  взросления происходит углубление внутренней стороны взаимоотношений на уровне взаимопонимания, сопереживания;

совершенствуется оценочная сторона  взаимоотношений; изменяются критерии, оценки взаимоотношений и оказывают  обратное влияние на взаимоотношение  и на деятельность на уроках.

         Основной  деятельностью младшего школьника  является учение. С поступлением  в первый класс качественно  меняется и внутренняя, и внешняя  позиция ребенка. Большинство  детей психологически готово  к вступлению в новые условия жизни, они идут в школу с желанием воспринимать и выполнять требования учителя, активно включиться в познавательную деятельность. В первые дни работы учителя с учениками первого класса начинают формироваться определенные взаимоотношения между ними.

         Общение в этот период имеет исключительно большое значение для каждого ребенка. О.С.Богданов и В.И.Петрова отмечают, что «учитель в жизни младших школьников занимает совершенно особое место среди других взрослых. Учитель это человек, через которого ребенок оценивает взрослых и своих товарищей, школу с её порядками и требованиями». От взаимоотношений, которые сложатся между учителем и школьником зависит очень многое. Поэтому выяснение условий формирования взаимоотношений между учителем и учениками, факторов, оказывающих большее или меньшее влияние на их становление и развитие, особенностей процесса формирования взаимоотношений между учащимися начальных классов и учителем с первого дня обучения детей в школе представляет научный и практический интерес.

         Изучение особенностей формирования взаимоотношений учителей и учащихся первого класса основалось на показателях, характеризующих эти взаимоотношения в учебной деятельности:

  • организация деятельности детей на уроке;
  • тон общения;
  • содержание и характер предъявляемых требований;
  • наличие оценочных суждений и моральных стимулов взаимоотношений;
  • уровень осознания учениками и учителями своих взаимоотношений.

        В большинстве  случаев учителя осознают лишь  внешнюю сторону взаимоотношений  с учащимися. Деловая сторона взаимоотношений: качество учебной деятельности детей, выполнение ими требований учителя, наличие дисциплины при общем преобладающем доброжелательном характере общения, - видна учителем, осознается ими и ценится, прежде всего. Но в целом у большинства учителей довольно узкое представление о воспитательных возможностях урока и уровень их осознания своих взаимоотношений с учениками невысокий.

        Недостаточное внимание учителей  на первом этапе формирования  взаимоотношений к их внутренней  стороне усложняет этот процесс, делает более длительным познание детей учителем и познание учеников- учителя, влечет за собой иногда взаимное непонимание, а в ряде случаев и конфликта со школьниками и их родителями, делает более длительным и трудным формирование коллектива класса.

         Процесс формирования нравственно  ценных взаимоотношений учителей  и учащихся с самого начала  их совместной работы в первом  классе во многом обусловлен  степенью и полнотой осознания  учителем всех сторон этих  отношений, пониманием их значения в системе воспитательных возможностей урока. Преобладание в осознании учителем деловой стороны взаимоотношений обедняет процесс их формирования, не способствует развитию внутренней стороны взаимоотношений, побуждает учителей искать причины недостатков своей работы не в особенностях своей собственной деятельности, а в особенностях поведения детей или их родителей.

       Между тем, особенности поведения  детей и родителей в значительной  степени зависит от того, как  учитель начал формировать свои  взаимоотношения с учащимися, какой психологический климат стал складываться в классе с первого урока.

       Таким образом, первое впечатление  ребенка об учителе либо положительное,  независимо от того, как он  это выражает, либо нейтральное,  либо отрицательное. Это первое впечатление во многом определяет то, как в дальнейшем будут складываться отношения детей в школе, к учению, к требованиям учителя.

       Первоклассники в большинстве  случаев стремятся к всестороннему  общению с учителем и откровенны  с ним, но система предъявляемых учителю требований не всегда бывает им понятна и доступна. В ряде случаев затруднения во взаимопонимании создает и характер предъявляемых требований. Недостаточное знание особенностей детей не позволяет учителю вовремя оказать помощь тому или иному школьнику, дождаться правильного и полного ответа, вовремя похвалить, указать всему классу на положительные стороны личности каждого ученика. Чаще всего основное внимание учитель уделяет деловой стороне взаимоотношений, ориентируя на это и учеников. Такой подход начинает преобладать и в оценки детьми, как самих себя, так и своих товарищей. У каждого учителя уже с первого урока намечаются тенденции развития и преобладания определённых показателей взаимоотношений: организация взаимодействия с учениками на протяжении всего урока; преобладание организационно деловых требований над дисциплинарными; преобладание или коллективных, или индивидуальных способов воздействия; недостаточное число мотивированных оценочных суждений - они либо единичны, либо совсем отсутствуют; преобладание положительных или отрицательных суждений; наличие или отсутствие моральных стимулов взаимоотношений между детьми и учителем, между самими учащимися.

         Всё это приводит к формированию  разного уровня взаимоотношений  между учителями и учениками. Наличие такого важного показателя взаимоотношений, как мотивированная педагогическая оценка деятельности школьников и преобладание положительных оценочных суждений, создают благоприятный моральный тонус уроков, существенно повышают активность учеников, сказываются на их отношении к учителю, способствуют  развитию внутренней стороны взаимоотношений. Этому способствуют также более полное осознание учителем воспитательных возможностей взаимоотношений своих с учениками и между учениками. Появляются на основе этого осознания усилий, направленные на совершенствование организации деятельности детей на уроках, на осуществление взаимодействия учителя и школьников на протяжении всего урока; появляется тенденция к высказыванию мотивированных оценочных суждений и особенно положительных, нравственных суждений.

       Всё это в совокупности создаёт  основу для формирования благоприятных  взаимоотношений учителя с учениками,  обеспечивает чувство взаимного  удовлетворения, взаимопонимания на  уроках.

 

 

 

5. Роль педагогического  общения в развитии личности

младшего школьника

Информация о работе Роль общения в развитии личности младшего школьника