Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 07:56, дипломная работа
Цель: определить характер влияния общения в учебной деятельности на развитие личности младшего школьника.
Задачи: 1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2) рассмотреть понятие общения; функции общения;
3) рассмотреть роль педагогического общения в развитии личности младшего школьника.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1 Психолого- педагогические аспекты роли общения в развитии личности младшего школьника
Содержание и функции общения……………………………………………….5
Специфика общения в учебной деятельности младшего школьника………...9
Взаимосвязь общения и деятельности………………………………………..13
Усвоение правил и норм общения младшими школьниками……………...14
Особенности межличностного взаимодействия младших школьников в учебной деятельности ………………………………………………………….18
Особенности формирования взаимоотношений учителей и учащихся начальных классов в учебной деятельности…………………………………..19
Роль педагогического общения в развитии личности младшего
школьника…………………………………………………………………………..23
Стили и стадии педагогического общения с младшими
школьниками……………………………………………………………………….25
Глава 2 Практические пути развития навыков общения у младших школьников
2.1 Усвоение правил и норм общения младшими школьниками в учебной деятельности………………………………………………………………………..29
2.2 Усвоение правил и норм общения младшими школьниками во внеурочное время………………………………………………………………………………...35
Заключение………………………………………………………………………….53
Список литературы…………………………………………………………………55
На пороге школьной жизни возникает новый уровень самосознания детей, наиболее точно определяющийся словосочетанием «внутренняя позиция». Эта позиция представляет собой осознанное отношения ребёнка к себе, к окружающим людям, событиям и делам - такое отношение, которое он отчетливо может выразить делами и словами. Возникновение внутренней позиции становится переломным моментом в дальнейшей судьбе ребёнка, определяя собой начало его индивидуального, относительно самостоятельного личностного развития. Факт становления такой позиции внутренне проявляется в том, что в сознании ребёнка выделяется система нравственных норм, которым он следует или старается следовать всегда и везде, независимо от складывающихся обстоятельств.
Благодаря исследованиям, проведённым Ж. Пиаже, мы имеем представление о том, как дети разного возраста судят о нормах морали, каких нравственно-оценочных суждений они придерживаются. Им было установлено, что в период жизни от пяти до десяти лет представления ребёнка о нравственности меняются от нравственного реализма к нравственному релятивизму.
Нравственный реализм- это твердое, непоколебимое и весьма однозначное понимание добра и зла, разделяющее всё существующее только на две категории – хорошее и плохое – и не усматривающее никаких полутеней в нравственных оценках. Нравственный релятивизм, появляющийся у детей примерно с 11 лет, основан на убеждении, что каждый человек имеет право на справедливое и уважительное отношение к себе и в каждом поступке можно усмотреть нравственно оправданное и осуждаемое.
Реалист мыслит категориями авторитета
и полагает, что законы нравственности
установлены властью и
Находясь в стадии нравственного реализма и играя друг с другом, дети верят в то, что существует лишь одно истинное правило игры; дети релятивисты признают, что правила игры можно изменять и с общего согласия готовы принять новые правила.
Произвольное поведение из области познавательных процессов и волевой регуляции поведения, что характерно для дошкольников в младшем школьном возрасте распространяется на область чувств. У детей III-IV классов отмечаются первые, правда, ещё неумелые попытки сдерживания эмоций, непосредственных импульсов и желаний. Наряду с этим, примерно с III класса, начинается проявление настойчивости как волевой черты характера.
3. Особенности межличностного взаимодействия
младших школьников в учебной деятельности
С поступлением
ребенка в школу система «
Эта
новая социальная ситуация
Учебная деятельность непосредственно направлена на усвоение знаний из различных наук и культуры. Главное в ней - это обращение человека на самого себя: стал ли он для самого себя изменяющимися субъектом. Развитие учебной деятельности происходит в процессе передачи знаний от учителя к ученику.
Совместная
деятельность - необходимый этап
развития индивидуальной
Для лучшего
усвоения учебного материала
необходима совместная работа
со сверстниками. В группе сверстников
отношения равноправны, а
При
кооперации со сверстниками
Таким образом, учебная деятельность требует от ребенка новых достижений в развитии речи, внимания, памяти, воображения, и мышления; создает новые условия для личностного развития ребенка.
4. Особенности формирования
взаимоотношений учителей и
Взаимоотношения учителей
и учащихся в учебной
Анализ психологических исследований по проблеме отношений между людьми позволяет рассматривать взаимоотношения между учителями и учащимися как личностную основу между их взаимодействиями, и выделять внешнюю сторону взаимоотношений и внутреннюю. Выступая внутренней личностной основой взаимодействия, взаимоотношения в процессе деятельности и формируются и находят своё выражение во всем богатстве проявлений: от сотрудничества, взаимопомощи и других элементов совместной деятельности до проявлений внутренней стороны- взаимоотношения, сопереживания взаимооценки. При этом внутренние проявление взаимоотношений не только играют важную роль в процессе взаимодействия, но в ходе его возникают и обогащаются (А.А. Бодалев, А.Н. Леонтьев, и др.). Под влиянием взаимоотношений взаимодействие может не только совершенствоваться, но и разрушаться, оказывает определенное воздействие и в том, и в другом случае на учебно-воспитательный процесс.
По мере того, как учащиеся
овладевают новыми
совершенствуется оценочная
Основной
деятельностью младшего
Общение в этот период имеет исключительно большое значение для каждого ребенка. О.С.Богданов и В.И.Петрова отмечают, что «учитель в жизни младших школьников занимает совершенно особое место среди других взрослых. Учитель это человек, через которого ребенок оценивает взрослых и своих товарищей, школу с её порядками и требованиями». От взаимоотношений, которые сложатся между учителем и школьником зависит очень многое. Поэтому выяснение условий формирования взаимоотношений между учителем и учениками, факторов, оказывающих большее или меньшее влияние на их становление и развитие, особенностей процесса формирования взаимоотношений между учащимися начальных классов и учителем с первого дня обучения детей в школе представляет научный и практический интерес.
Изучение особенностей формирования взаимоотношений учителей и учащихся первого класса основалось на показателях, характеризующих эти взаимоотношения в учебной деятельности:
В большинстве
случаев учителя осознают лишь
внешнюю сторону
Недостаточное внимание
Процесс формирования
Между тем, особенности
Таким образом, первое
Первоклассники в большинстве
случаев стремятся к
Всё это приводит к
Всё это в совокупности
5. Роль педагогического общения в развитии личности
младшего школьника
Информация о работе Роль общения в развитии личности младшего школьника