Роль общения в развитии личности младшего школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 07:56, дипломная работа

Описание работы

Цель: определить характер влияния общения в учебной деятельности на развитие личности младшего школьника.
Задачи: 1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2) рассмотреть понятие общения; функции общения;
3) рассмотреть роль педагогического общения в развитии личности младшего школьника.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1 Психолого- педагогические аспекты роли общения в развитии личности младшего школьника
Содержание и функции общения……………………………………………….5
Специфика общения в учебной деятельности младшего школьника………...9
Взаимосвязь общения и деятельности………………………………………..13
Усвоение правил и норм общения младшими школьниками……………...14
Особенности межличностного взаимодействия младших школьников в учебной деятельности ………………………………………………………….18
Особенности формирования взаимоотношений учителей и учащихся начальных классов в учебной деятельности…………………………………..19
Роль педагогического общения в развитии личности младшего
школьника…………………………………………………………………………..23
Стили и стадии педагогического общения с младшими
школьниками……………………………………………………………………….25
Глава 2 Практические пути развития навыков общения у младших школьников
2.1 Усвоение правил и норм общения младшими школьниками в учебной деятельности………………………………………………………………………..29
2.2 Усвоение правил и норм общения младшими школьниками во внеурочное время………………………………………………………………………………...35
Заключение………………………………………………………………………….53
Список литературы…………………………………………………………………55

Файлы: 1 файл

Диплом Бушуева О.В..doc

— 281.50 Кб (Скачать файл)

 

        В современной  педагогике педагогическое общение  рассматривается как многоплановый  процесс организации, установления  и развития коммуникации, взаимопонимания  и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием им совместной деятельности (В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов).

       В число наиболее  сложных задач, вставших перед  педагогом, входит организация  продуктивного общения, предполагающая наличие высокого уровня развития коммуникативных умений. Кроме того, реализация личностного подхода в современном образовании предполагает общение между учителем и учеником на уровне субъект - субъективных отношений. Субъективная позиция ученика предполагает его активность и ответственность. Именно учитель выводит ученика на данный уровень взаимодействия в результате диалогического общения на основа уважения и требовательности к нему.

Передовая педагогическая практика давно  переводит учебно-воспитательный процесс на уровень межличностных отношений в полном смысле этого слова, то есть превращает его во взаимодействие, в диалог как источник личностного роста обоих участков процесса. Именно так строили свои взаимоотношения с учениками выдающиеся педагоги во все времена.

         Если педагогический  процесс- это прежде всего взаимодействие  личностей, то и основным “оружием”  труда педагога становится он  сам как личность, а не только  как специалист, владеющий необходимыми  знаниями и умениями. Человеческие качества, требовательность к самому себе и окружающим играют решающую роль в его деятельности. Специфика педагогического общения обусловлена различными социально - ролевыми функциональными позициями его субъектов.

 

          На сегодняшний  день продуктивно организованный процесс педагогического общения призван обеспечить в педагогической деятельности реальный психологический контакт, который должен возникнуть между педагогом и детьми. Превратить их в субъектов общения, помочь преодолеть разнообразные психологические барьеры, возникающие в процессе взаимодействия, перевести детей из привычной для них позиции ведомых на позицию сотрудничества и превратить их в субъектов педагогического творчества.

 

 

5.1 Стиль и стадии  педагогического общения

 с младшими школьниками

    

В современной педагогике педагогическое общение рассматривается  как многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый  целями и содержанием их совместной деятельности (В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов). Педагог является инициатором этого процесса, организуя его и управляя им.

            Ребенок младшего школьного возраста находится в большой эмоциональной зависимости от учителя. Так называемый эмоциональный голод- потребность в положительных эмоциях значимого взрослого, а учитель именно такой взрослый, - во многом определяет поведение ребенка. Стиль общения учителя с детьми определяет их поведение в классе во время урока, в игровой комнате и в других местах, отведенных для занятий и развлечений.

     Учитель  на уроке имеет возможность  воздействия на класс и каждого  ребенка в отдельности через  те принятые формы, которые  предписаны традициями и правилами  школы. Обычно учитель стоит перед учениками класса, а дети должны сидеть и внимать учителю, когда он объясняет. Учитель ходит между рядами и контролирует работу каждого, когда дети пишут, считают, рисуют и т.д. Учитель занят на уроке выполнением рабочего плана обучения детей. При всем единообразии внешней стороны работы учителя в классе можно выделить ряд типичных стилей его воздействия на учеников.

      Императивный (авторитарный) стиль требует безусловного, неукоснительного подчинения, поэтому  его называют жестким стилем. Ребенку отводится пассивная позиция: учитель стремится манипулировать классом, ставя во главу угла задачу организации дисциплины. Он подчиняет детей своей власти в категорической форме, не разъясняет необходимости нормативного поведения, не учит управлять своим поведением, оказывает психологическое давление.

   Императивный  стиль мешает ребенка возможности  осознать свои обязанности и  права как школьника, подавляют  инициативу и не развивает  мотивации целенаправленного управления  своим поведение которых регулируется императивным стилем, оставшись в классе без надзоров учителя и не имея навыков саморегуляции поведения, легко нарушают дисциплину.

       Императивный  стиль общения взрослого с  ребенком в своем крайнем выражении  антипедагогичен и потому недопустим в практике общественного воспитания детей.

    Демократический  стиль обеспечивает ребенку активную  позицию: учитель стремится поставить  учеников в отношения сотрудничества  при решении учебных задач.  При этом дисциплинированное  поведение выступает не как самоцель, а как средство, обеспечивающее успешную работу.

       Демократический  стиль не исключает отчуждения  как временного приема работы  учителя с классом. Но это  именно временный элемент работы  на фоне взаимной доброжелательности. Этот стиль предполагает включение всех детей, контроль за общим порядком. Он призван обеспечить активность позиции, нравственных установок ребенка, дает ему возможность осознать свои права и обязанности, предполагает развитие мотивации целенаправленного управления свои поведением. Демократические стиль создает благоприятные условия для успешного развития целенаправленной дисциплинированности, учебной мотивации. Этот стиль дает опыт самоуправления при мотиве создания и сохранения ценимой среды- рабочего состояния всего класса. Дети, воспитываемые в условиях демократического стиля общения, оставшись в классе без надзора учителя, стараются дисциплинировать себя сами.

      Демократический  стиль руководства говорит о  высоком профессионализма учителя,  его позитивных нравственных  качеств и любви к детям. Этот стиль требует от учителя больших душевных напряжений, но именно он является самым продуктивным условием развитием личности младшего школьника. Именно в условиях демократического стиля руководства у ребенка развивается чувство ответственности.

      Либерально- попустительский (антиавторитарный) стиль снисходительно слаб, допускает вредное для ребенка попустительство. Это стиль непрофессионала. Отсутствие профессионализма мешает учителю обеспечить дисциплину в классе и квалифицированно организовать учебный процесс. Этот стиль не обеспечивает и совместной деятельности детей - нормальное поведение просто уже не организуется, дети ведут себя в меру своей воспитанности, увлекая за собой даже дисциплинированных. Этот стиль не обеспечивает детям возможности пережить радость совместной деятельности, учебный процесс постоянно нарушается своевольными поступками и шалостями. Ребенок не осознает своих обязанностей.

        Либерально- попустительский стиль  общения взрослого с ребенком  антипедагогичен и потому недопустим в практике общественного воспитания детей.

    Итак, императивный  стиль управляет дисциплиной,  но искажает развитие личности  младшего школьника. Демократический  стиль требует большого профессионального  мастерства для организации дисциплины, но является единственно приемлемым для воспитания позитивных качеств личности ребенка при организации его познавательной активности. Либерально – попустительский стиль хотя и не перегружает ребенка эмоционально, но не дает ему и позитивных условий для развития личности.    

        Педагогическое общение с классом  имеет несколько стадий:

  • ориентировочная стадия:
  1. Педагог входит в класс и окидывает его взглядом.
  1. В своей памяти педагог восстанавливает ситуации предыдущего общения с детским коллективом.
  2. Педагог соотносит прошлый опыт общения с учащимися, планируемое взаимодействие и реальную ситуацию общения.
  3. Педагог определяет стиль предстоящего общения.
  • Стадия привлечения внимания
  1. Педагог использует вербальное (речевое) обращение к классу.

  1. Педагог использует паузы с требованием внимания.
  2. Педагог перемещается по классу, выполняя определенные действия (пишет на доске, раскладывает тетради т. д.)
  3. Педагог использует одновременно различные приемы привлечения внимания.
  • Эмоциональная стадия:
  1. Педагог определяет эмоциональную готовность детского коллектива к решению коммуникативных задач.
  2. Педагог выбирает оптимальный момент продуктивного общения с учащимися класса.
  • Вербальная стадия:
  1. Педагог использует вербальные средства, которые смогут в данной ситуации активно воздействовать на чувства и сознание учащихся.
  2. Педагог демонстрирует личное отношение к создаваемой ситуации общения.
  • Стадия обратной связи:
  1. Педагог определяет уровень усвоения информации учащихся, общую атмосферу мероприятия или урока.
  2. Педагог определяет психологический климат, настрой учащихся на выполняемое дело.
  3. Педагог стимулирует готовность учащихся к взаимодействию.

Вышеперечисленные стадии общения будут реализованы, если педагог будет инициативен и  предпримет следующие действия:

  1. Четко организует начальный контакт с классом.
  2. Умело переходит от начального этапа организации класса к деловому и личностному общению с классом.
  3. Оперативно достигает социально- психологического единства с детским коллективом.
  4. Вводится личностные аспекты во взаимодействии с детьми.
  5. Преодолевает стереотипы и ситуативность негативных установок на отдельных учащихся.
  6. Организует целостный контакт со всем классом.
  7. Ставит задачи и вопросы, которые в начальный момент взаимодействия способны мобилизировать коллектив.
  8. Использует минимальное количество запрещающих педагогических требований и расширяет позитивно-ориентированные педагогические требования.
  9. Влияет на учащихся позитивно своим внешним видом и внутренними качествами (опрятность,  подтянутость, собранность, активность, доброжелательность, обаяние).
  10. Активно использует позитивные вербальные средства общения.
  11. Ставит яркие притягательные цели деятельности и демонстрирует пути их достижения.
  12. Понимает внутренне состояние учащихся, их настрой, слушает и слышит, смотрит и видит, принимает мнения учащихся, тактичен в их оценке.  
          В заключение отметим, что от того, насколько учитель начальных классов целостен и гармоничен, зависит психологическое здоровье и его самого, и воспитанников.

Глава 2. Практические пути развития навыков общения у младших школьников

 

2.1 Усвоение правил и норм общения младшими школьниками в учебной деятельности

        В ходе квалификационной практики во 2 «Б» классе школы №50 г. Новосибирска, изучались особенности усвоения правил и норм общения младшими школьниками в учебной и внеучебной деятельности.

     Учебная ситуация  предоставляет младшему  школьнику поле для оптимального общения со сверстниками и взрослыми. Эффективность усвоения правил и норм общения младшими школьниками зависит от присутствия в образовательном процессе всех сторон общения: информативная, интерактивная и перцептивная. На деле же образовательная ситуация сильно деформирована, школьник ориентирован только на информативную сторону: получение, сохранение и выдачу информации. Необходимо изменить учебную ситуацию таким образом, чтобы учитель стал внимательным и заинтересованным собеседником и сотрудником. Такое обучение погруженное в процесс общения - называется интерактивным.

Интерактивное обучение может осуществляться в школьной практике по двум направлениям:

А) введение специальных  учебных курсов “культура общения”, ”риторика”, ”мы живём среди  людей”, и т.д.;

Б) максимальное использование  учебных ситуаций в создании поля общения для учащихся.

Любое из двух направлений  базируется на методах и приёмах организации учебного диалога. Интерактивные приемы общения можно подразделить на: невербальное и вербальное.

К невербальным относят:

  А)  визуальные: выражение  лица, позы и движения, контакт  глаз;

б) акустические:

  • интонация (громкость, тембр, темп речи, высота звука),
  • речевые паузы;

  в) тактильные:

  • расстояние (далёкое - близкое, т.е. способствующее или препятствующее физическому контакту),
  • прикосновения (одобряющие – агрессивные) и пр.

     Среди вербальных приемов интерактивного обучения выделяют:

А) умение задавать вопросы  с “открытым концом” (т.е. такие, которые заранее ориентированы  не на единый, ”правильный” ответ, а  на высказывание различных точек  зрения по проблеме);

      б) определение  учителем собственной позиции  не как определяющей во взаимодействии, но как нейтральной, что даёт возможность учащимся во время занятий высказывать и “правильные” и “неправильные” точки зрения без боязни, что их одёрнут, остановят и т.д.;

Информация о работе Роль общения в развитии личности младшего школьника