Роль общения в развитии личности младшего школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 07:56, дипломная работа

Описание работы

Цель: определить характер влияния общения в учебной деятельности на развитие личности младшего школьника.
Задачи: 1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2) рассмотреть понятие общения; функции общения;
3) рассмотреть роль педагогического общения в развитии личности младшего школьника.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1 Психолого- педагогические аспекты роли общения в развитии личности младшего школьника
Содержание и функции общения……………………………………………….5
Специфика общения в учебной деятельности младшего школьника………...9
Взаимосвязь общения и деятельности………………………………………..13
Усвоение правил и норм общения младшими школьниками……………...14
Особенности межличностного взаимодействия младших школьников в учебной деятельности ………………………………………………………….18
Особенности формирования взаимоотношений учителей и учащихся начальных классов в учебной деятельности…………………………………..19
Роль педагогического общения в развитии личности младшего
школьника…………………………………………………………………………..23
Стили и стадии педагогического общения с младшими
школьниками……………………………………………………………………….25
Глава 2 Практические пути развития навыков общения у младших школьников
2.1 Усвоение правил и норм общения младшими школьниками в учебной деятельности………………………………………………………………………..29
2.2 Усвоение правил и норм общения младшими школьниками во внеурочное время………………………………………………………………………………...35
Заключение………………………………………………………………………….53
Список литературы…………………………………………………………………55

Файлы: 1 файл

Диплом Бушуева О.В..doc

— 281.50 Кб (Скачать файл)

в) готовность к анализу  и самоанализу занятия, помогающих пониманию, что, как и почему происходило на занятии, где взаимодействие “зависало”, с чем это было связано, как этого избежать в дальнейшем и т.д.;

г) введение заметок способствующих отслеживать течение занятия, его  кульминацию, результативность и пр.

Всё это нужно учитывать, так как сама ситуация обучения усиливает учебное воздействие, а не взаимодействие. Обычно учитель вынужден стоять в классе, таким образом, зрительно возвышаясь над учениками. Одни дети эту позицию воспринимают достаточно спокойно, другие подсознательно воспринимают “надстроечную” позицию учителя как угрожающую. Часто можно видеть, как такой ученик, к которому наклонился учитель (с целью помочь), съёживается, замыкается, отмалчивается. Педагог наталкивается на стену не восприятия. Взаимодействие не состоялось. Хотя всё могло случиться иначе, если бы учитель начал общение с этим учеником, зрительно находясь с ним на одном уровне (например, присел к нему за парту).

        Низкая тональность, спокойный  голос оказываются более действенными, в то время как напряженный, резкий голос наталкивается на эмоциональное отчуждение. На неприятную жизненную ситуацию можно повлиять: в той или иной мере уйти от конфликта, ответить насмешкой и т.д. Но для школьника ситуация обучения является обязательной: он вынужден вступать в совместную деятельность (с педагогом, другими учащимися) вне зависимости от того, нравится ему это или нет. Вот по этому успех учебного взаимодействия, особенно на начальных этапах, зависит от педагога, от его умения создать условия для интерактивного процесса получения и освоения знаний.

К методам интерактивного обучения относятся те, которые способствуют вовлечению ученика в активный процесс  получения и переработки знаний. К ним нужно отнести работу в группах, дискуссии, учебный диалог, и т.д.

Такая форма обучения позволяют каждому включиться в  обсуждение и решение проблемы, выслушать  другие точки зрения и пр. Подобные занятия, позволяют учащимся самим  решать трудные проблемы, а не просто быть наблюдателями, являются психологически привлекательными для учащихся.

Наибольшей интерактивной  нацеленностью отличаются такая  форма:

«Работа в  парах переходящая в работу в  малых группах»:

класс разбивается на микро группы по 4 человека.

I этап. Индивидуальная работа.

Педагог предлагает задание: изучить определенную тему; продумать  вопросы к обсуждению по теме и  т.д. На подготовку даётся от 25 до 30 минут. Важно, чтобы к концу контрольного времени каждый член группы имел свой вариант выполненного задания.

 

  А                Б

 

  В                Г

 

II этап. Работа в парах.

       Предположим,  что каждый член группы имеет  условное обозначение: четыре  человека – четыре буквенных  знака: А, Б, В, Г. На втором  этапе каждый участник выбирает  себе партнера: например, А работает с Г; Б с В.

Задание по содержанию остаётся прежним. Но цель данного этапа заключается  в нахождении общего решения между  парами. Важно, чтобы найденное решение  выражало общее мнение двух участников. Время для обсуждения- 10 минут.

А          Г                      Б           В


III этап. Работа в парах (продолжение)

В четвёрках снова  меняются пары. Содержание работы остаётся прежним. Представители предыдущих пар сообщают новым партнёрам  свой путь решения и снова ищут возможность обновления проблемы. Время – 10 минут. Таким образом, каждый участник группы имеет возможность выслушать чужое мнение, предложить свое понимание проблемы, поучиться отстаивать найденное решение.

 

А          В                    Б          Г


V этап. Принятие группового решения.

Каждая четвёрка собирается вместе. Цель этапа заключается в  выработке общих положений, при  этом большое внимание уделяется  не только содержательной части, но и  форме её исполнения (схема, стихи  и т.д.) Время на выполнение задания- 10 - 15 минут.

                                                      

                                          А              Б


                                         


                                          в              г

 

         В ходе квалификационной практики по данной методике по предмету «Окружающий мир» была проведена серия уроков. В результате работы по данной методике учащиеся представили работы по темам:

    1. «Роль воды в жизни растений и животных».
    2. «Солнечная энергия»
    3. «Роль топлива в жизни человека»
    4. «Значение камней в жизни человека».

             Многие ребята отнеслись к работе с большим интересом, и итог представили в стихотворной форме:

                                           Камни бывают разные

Изумруды, гранит, алмазы

                                           Все хороши собой

   Драгоценный всегда со  мной

 Строительный в доме живет

       А обычный на  дороге нас ждет.

                                                                                (Анохина Саша)

Другая группа представила работы в рисунках.

 Работа в парах, переходящая в групповую работу как интерактивная форма работы помогает выработать навыки совместной деятельности у младших школьников. Особенно полезна она для застенчивых, предпочитающих отмалчиваться при большом количестве ребят. Микрогруппы, создающие условия для включения в работу каждого, благотворно влияют на формирование самооценки таких школьников.

    Нами был  проведен тест «5 кружков» с  целью выявления уровня самооценки.

Тест «5 кружков» (Приложение 1).

Цель методики: Самооценка личностных качеств испытуемых.

Порядок работы: испытуемым раздают листочки для ответов и зачитывают инструкцию примерно следующего содержания: "Ребята, на полученных листочках горизонтально нарисуйте 5 кружков:


        высокая                                                                 низкая

      самооценка                                                          самооценка

 

Отвечая на следующий  вопрос, обозначьте кружок галочкой или  крестиком.

Вопрос: В каком из кружков ты хотел бы находиться?

В результате тестирования было выявлено, что у 6 испытуемых самооценка завышена, у 5 адекватная с тенденцией к завышению, у 7 адекватная и у 2 испытуемых низкая самооценка.

Таким образом, мы видим, что в общем, самооценка испытуемых на хорошем уровне. Младших школьников с низкой самооценкой необходимо включать в различные виды деятельности, направленные на сотрудничество,  делать акцент на их успехи.

Чем раньше начат процесс формирования готовности к сотрудничеству, тем  скорее происходит осознание личностью своих возможностей помощи в ситуациях взаимодействия. Поэтому ребенка практически с рождения можно и нужно ориентировать на осознание и установление гуманных взаимодействий с окружающим миром и людьми. Для младших школьников роль уроков общения важна для развития их личности.

.

 

 

2.2 Усвоения  правил и норм

общения младшими школьниками во внеурочное время

 

 

        В ходе квалификационной практики в школе №50 г. Новосибирска, изучались особенности усвоения правил и норм общения младшими школьниками во внеурочное время. Использовались методы: наблюдения, беседы, опрос.

Поступление ребёнка  в школу является переломным моментом в его жизни: он вступает в новый  тип отношений с окружающими  людьми, у него начинают складываться новые разнообразные формы деятельности. Поэтому, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребёнок к школе, во многом будет зависеть успешность его дальнейшего обучения.

    Процесс общения  всегда протекает не просто. Наблюдая  за ним, мы видим только внешнюю,  поверхностную картину взаимодействия, однако за ним лежит внутренний невидимый, но очень важный слой общения, потребности и мотивы, то есть то, что побуждает одного человека тянуться к другому. Только хорошо зная и понимая своего собеседника, можно построить истинное общение с ним. То же самое можно отнести к общению детей друг с другом. Многие конфликты сверстников связаны, прежде всего, с неумением встать на точку зрения другого, увидеть в нём личность, обладающую своими потребностями и желаниями. А неблагополучие в одной сфере общения влечёт за собой неудачи в другой.

    Способность  общаться, или коммуникативные способности,  психологи определяют как индивидуально-психологические  особенности личности, обеспечивающие  эффективность её общения и  совместимость с другими людьми. Способность общению включает в себя:

  1. желание вступать в контакт с окружающими (“Я хочу ”)
  2. значение норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими (“Я знаю”)
  3. умение организовать общение (“Я умею”)

      Сегодня  остро стоит вопрос о смене  самой формы обучения с                                    жесткой, авторитарной, на обучение, погруженное в общении, где роли учеников и учителя находятся в определенном равновесии: один пришел затем, чтобы научиться, а другой - чтобы поделиться своими знаниями, а не поучать.

Учиться общаться; учиться общаясь - это важно для всех: для учеников, их родителей и для учителей. Во 2 «Б» классе школы №50 г. Новосибирска нами был проведен, среди учащихся, опрос. Учащиеся отвечали на вопрос: " Зачем дети ходят в школу? ". (Приложение 2)

Ответы были самыми разными. Одни школьники приходили в школу за новыми знаниями, другие - за хорошими отметками, а третьи - чтобы общаться с друзьями (реже - пообщаться с учителями). Нами были получены такие результаты: «узнать что-то новое стремились»- 32% школьников, «получить хорошие отметки»- 18%, «пообщаться»- 62%.

          Задача учителя начальных классов  в том, чтобы научить детей  общаться, взаимодействовать друг  с другом, развивать необходимые  умения и навыки общения.

            В начальных классах формирование личности ребёнка только лишь начинается, и поэтому, пока ещё возможно, необходимо открыть ребёнку его сверстника не как соперника и конкурента, а как интересного собеседника.

            Учителям начальных классов и  взрослым (родителям) необходимо помочь ребёнку пройти этот сложный путь развития общения более безболезненно. Поэтому можно предложить провести с детьми ряд игр и игровых упражнений, направленных на поддержание интереса к общению с окружающими, желание совместного взаимодействия с ними, которое родители могут организовать дома индивидуально со своим ребёнком, а учителю в школе.

             Для развития правил и норм  общения может использоваться  такая форма, как « Клуб общения».

            Цель клуба общения, прежде всего заключается в том, чтобы создать ребёнку условия для полноценного общения, смоделировать такие ситуации, в которых у детей:

  • снимался страх перед самостоятельным высказыванием;
  • развивалась готовность принять и оказать помощь в нужной ситуации;
  • прививался навык анализировать свои поступки и происходящие события, осознавать своё отношение к миру;
  • формировалось умение ценить свою и чужую работу;
  • закреплялось чувство радости от совместного труда и творчества.

        Занятия строятся таким образом,  что каждый участник ”проживает” различные ситуации, определяя свои способности к лидерству, к поддержке, к творчеству и т. д. Так ребёнок узнает себя как партнёр по общению, открывает в себе самые разнообразные стороны личности: те, которые помогают установить контакт, и те, которые мешают этому.   

Большинство занятий  строится в игровой форме. К такому виду готовы и сами дети, и руководитель может более свободно чувствовать  себя в условно-импровизационной ситуации. Игровая ситуация вносит определенные коррективы в построение общения по предложенным блокам: информационный, интерактивный, перцептивный.

Блоковая структура  в работе клуба общения: информация - взаимодействие - восприятие - позволяет последовательно выработать у каждого у частника умение находить свое место в групповом решении, при необходимости брать на себя лидирующую роль, адекватно оценивать ситуацию, оказывать помощь и поддержку остальным членам группы.

Информация о работе Роль общения в развитии личности младшего школьника