Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 07:56, дипломная работа
Цель: определить характер влияния общения в учебной деятельности на развитие личности младшего школьника.
Задачи: 1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2) рассмотреть понятие общения; функции общения;
3) рассмотреть роль педагогического общения в развитии личности младшего школьника.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1 Психолого- педагогические аспекты роли общения в развитии личности младшего школьника
Содержание и функции общения……………………………………………….5
Специфика общения в учебной деятельности младшего школьника………...9
Взаимосвязь общения и деятельности………………………………………..13
Усвоение правил и норм общения младшими школьниками……………...14
Особенности межличностного взаимодействия младших школьников в учебной деятельности ………………………………………………………….18
Особенности формирования взаимоотношений учителей и учащихся начальных классов в учебной деятельности…………………………………..19
Роль педагогического общения в развитии личности младшего
школьника…………………………………………………………………………..23
Стили и стадии педагогического общения с младшими
школьниками……………………………………………………………………….25
Глава 2 Практические пути развития навыков общения у младших школьников
2.1 Усвоение правил и норм общения младшими школьниками в учебной деятельности………………………………………………………………………..29
2.2 Усвоение правил и норм общения младшими школьниками во внеурочное время………………………………………………………………………………...35
Заключение………………………………………………………………………….53
Список литературы…………………………………………………………………55
2. Специфика общения в учебной деятельности
младшего школьника
Начало систематического образования - трудный, стрессогенный для ребёнка момент, поскольку новая социальная ситуация требует иных психологических установок, иного способа существования. Жизнь младшего школьника коренным образом меняется: с одной стороны, усложняется, а с другой - расширяется и обогащается. Ведущее противоречие возраста - между позицией «ребёнок» и позицией «ученик». Это противоречие определяют следующие особенности возраста младшего школьника:
1. Для младших школьников, особенно для первоклассников, значимым является всё, что соответствует их новому статусу ученика, т. е. в первую очередь учебно- познавательная деятельность и любая деятельность, имеющая отношение к школе: трудовая (дежурство, обустройство класса, самообслуживание), художественно- эстетическая (выступления на утренниках, праздниках)- стоит вспомнить, с какой обидой переживают дети не получившие роли или какого-то задания и т.п.
По сути, такая деятельность может и не быть совместной или творческой: для младших школьников важен сам факт участия. Чрезвычайно значима и привлекательна для них и игровая деятельность - ролевые и подвижные игры, в которых каждый ребёнок реализует свои потребности в творчестве и взаимодействии со сверстниками.
2. Межличностное общение
в классе имеет
Оценка учителя (не только учебная) в значительной степени определяет и взаимоотношения школьников, и статусную структуру класса - от самых популярных в классе "звезд" до изолированных и пренебрегаемых.
За исключением игровых
3. Ожидаемые роли учителя: "родитель",
"судья", "защитник". К этим
ролям можно добавить ещё одну,
в которой отражается
4. Социальная адаптация младших школьников связана, прежде всего, с вхождением их в школьную жизнь, которое психологи называют одной из важнейших кризисных точек в жизни человека. Для многих младших школьников, не посещавших детские дошкольные учреждения, равно как и для тех, кто не имеет в семье братьев и сестер (увы, и тех и других с каждым годом становится все больше), социальная адаптация связана и с вхождением в детскую общность.
5. Обособление в классе
Содержательно
Ведущими воспитательными
Знание возрастных особенностей общения обязательный элемент педагогической компетенции: школьное детство ребёнка длится одинадцать лет, являющихся самыми динамичными по количеству и качеству личностных изменений.
С приходом
ребёнка в школу происходит
своеобразное «свертывание»
В младшем школьном возрасте содержание общения со взрослыми охватывает все сферы жизнедеятельности детей: процесс учебной работы в школе и дома; информирование взрослых о делах своих и класса; запрашивание информации у взрослых по конкретным вопросам; получение у взрослых оценки за свое поведение и информацию о себе и своих сверстниках. Оценка взрослым тех или иных сверстников оказывает прямое воздействие на желание ребенка общаться с товарищами. Контакты детей друг с другом возникают преимущественно на основе предыдущего опыта общения; совместной деятельности и игры. В первом и частично во втором классе содержание общения определяется главным образом учебной деятельностью и игрой. Со второго полугодия второго класса начинает снижаться роль учебной деятельности как содержательного основания общения, расширяться тематика разговоров, обсуждаться общественная деятельность. Преобладает информационный монолог (умение вести диалог развито слабо), а также товарищеское общение (протекает в рамках классного коллектива и в процессе той жизнедеятельности, которая организуется учителем или возникает спонтанно в среде самих детей). Приятельское общение реализуется в процессе игры, связано в основном с общением лиц одного пола, протекает как в организованной жизнедеятельности классного коллектива, так и вне её.
Таким образом, школа
2.1 Взаимосвязь общения и деятельности
В традиционном
смысле «общение» и «
Межличностное общение почти всегда вплетено в ту или иную деятельность, поскольку вне общения младших школьников друг с другом немыслимы процессы труда, учения, игры и т.д. В свою очередь, тот вид деятельности, в который включено общение, влияет на содержание и форму самого общения.
Для каждого периода возрастного развития человека характерен ведущий вид деятельности, в зависимости от которого складывается и определенный тип общения. Младший школьник преимущественно занят учебной деятельностью, соответственно и общение включено в данный процесс.
Деятельность посредством общения не только организуется, но и обогащается, в ней возникают новые связи и отношения между людьми. В структуре педагогической деятельности особая роль отводится коммуникативным навыкам педагога, способствующим достижению высоких уровней общения.
К ним относятся:
2.2 Усвоение правил
и норм общения младшими
Главная цель человеческого бытия - развернуть свои потенциальные возможности, проявить в жизни то, что дано от природы. В процессе развития личности общению отводится особая роль. Общение выступает главным условием, «выделяющим» человеческую личность. Любой человек, включенный в общение, развивается сам. Вместе с тем он способствует развитию другого, помогает развернуть возможности каждого, с кем вступает в общение.
Развитие человека в общении происходит через два основных механизма - идентификацию и обособление. Благодаря механизму идентификации человек уподобляет другим людям, «выделяет» собственное «Я» как частицу рода. Поскольку все в мире повторяется, личность - живая и развивающаяся - сама ощущает связь времен и осознает единство со всем человеческим родом. В основе идентификации лежат законы повторения и связи времен.
Сохранению
своего уникального помогает
механизм обособления. В
Идентификация, с точки зрения В.С.Мухиной, представляет «процесс эмоционального и иного самоотождествления человека с другим человеком, группой, образцом». Это механизм социализации личности, осуществляющий «присвоение» индивидом своей человеческой сущности. Обособление- механизм индивидуализации личности, воплощенный в стремлении индивида выделиться из числа других, закрыться, отстраниться. Частный случай обособления – отчуждение - характеризуется как эмоциональная холодность, лишение близости и доверия.
В.С.Мухина
отмечает, что идентификация имеет
двойное воздействие на
Итак, идентификация- обособление- это двуединый механизм развития личности и ее бытия среди других людей.
С поступлением ребенка в школу
происходят изменения в его
Информация о работе Роль общения в развитии личности младшего школьника