Роль общения в развитии личности младшего школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 07:56, дипломная работа

Описание работы

Цель: определить характер влияния общения в учебной деятельности на развитие личности младшего школьника.
Задачи: 1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2) рассмотреть понятие общения; функции общения;
3) рассмотреть роль педагогического общения в развитии личности младшего школьника.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1 Психолого- педагогические аспекты роли общения в развитии личности младшего школьника
Содержание и функции общения……………………………………………….5
Специфика общения в учебной деятельности младшего школьника………...9
Взаимосвязь общения и деятельности………………………………………..13
Усвоение правил и норм общения младшими школьниками……………...14
Особенности межличностного взаимодействия младших школьников в учебной деятельности ………………………………………………………….18
Особенности формирования взаимоотношений учителей и учащихся начальных классов в учебной деятельности…………………………………..19
Роль педагогического общения в развитии личности младшего
школьника…………………………………………………………………………..23
Стили и стадии педагогического общения с младшими
школьниками……………………………………………………………………….25
Глава 2 Практические пути развития навыков общения у младших школьников
2.1 Усвоение правил и норм общения младшими школьниками в учебной деятельности………………………………………………………………………..29
2.2 Усвоение правил и норм общения младшими школьниками во внеурочное время………………………………………………………………………………...35
Заключение………………………………………………………………………….53
Список литературы…………………………………………………………………55

Файлы: 1 файл

Диплом Бушуева О.В..doc

— 281.50 Кб (Скачать файл)

 

 

2. Специфика общения  в учебной деятельности

младшего школьника

 

       Начало систематического образования - трудный, стрессогенный для ребёнка момент, поскольку новая социальная ситуация требует иных психологических установок, иного способа существования. Жизнь младшего школьника коренным образом меняется: с одной стороны, усложняется, а с другой - расширяется и обогащается. Ведущее противоречие возраста - между позицией «ребёнок» и позицией «ученик». Это противоречие определяют следующие особенности возраста младшего школьника:

        1. Для младших  школьников, особенно для первоклассников,  значимым является всё, что  соответствует их новому статусу ученика, т. е. в первую очередь учебно- познавательная деятельность и любая деятельность, имеющая отношение к школе: трудовая (дежурство, обустройство класса, самообслуживание),  художественно-  эстетическая (выступления на утренниках, праздниках)- стоит вспомнить,  с какой обидой переживают дети не получившие роли или какого-то задания и т.п.

    По сути, такая  деятельность может и не быть  совместной или творческой: для  младших школьников важен сам  факт участия. Чрезвычайно значима и привлекательна для них и игровая деятельность - ролевые и подвижные игры, в которых каждый ребёнок реализует свои потребности в творчестве и взаимодействии со сверстниками.

    2. Межличностное общение  в классе имеет инструментально-конкретный  и ситуативный характер, т.е. возникает по поводу игры, урока или какого-то другого события "здесь и теперь". Очень значимо общение с учителем, причём оно практически не  выходит из ролевых рамок. Именно поэтому и взаимоотношения "учитель-ученик" складываются преимущественно в зависимости от выполнения ребенком своей ученической роли: исполнительность, аккуратность, прилежание, поведение и, конечно же, успеваемость.

         Оценка учителя (не только учебная) в значительной степени определяет и взаимоотношения школьников, и статусную структуру класса - от самых популярных в классе "звезд" до изолированных и пренебрегаемых. 

          За исключением игровых организованных  ситуаций группы общения внутри  класса обычно невелики (2-3 человека), причём довольно часто эти  группы формируются с учётом места жительства учащихся.

           3. Ожидаемые роли учителя: "родитель", "судья", "защитник". К этим  ролям можно добавить ещё одну, в которой отражается восприятие  детьми своего первого учителя  как олицетворение школы, человека, обречённого правом учить и поучать.

          4. Социальная адаптация младших  школьников связана, прежде всего, с вхождением их в школьную жизнь, которое психологи называют одной из важнейших кризисных точек в жизни человека. Для многих младших школьников, не посещавших детские дошкольные учреждения, равно как и для тех, кто не имеет в семье братьев и сестер (увы, и тех и других  с каждым годом становится все больше), социальная адаптация связана и с вхождением в детскую общность.

           5. Обособление в классе происходит в первую очередь в сфере учёбы: от учебных успехов или неуспехов и в целом от успешности выполнения роли ученика во многом  зависит популярность ребенка среди одноклассников, его самооценка и уровень притязаний. Довольно часто учитель начальных классов всячески поддерживают чрезмерное обособление "сильных" учеников, ставя их в пример одноклассникам и затрудняя тем самым их успешную социализацию в классе.

             Содержательно жизнедеятельность  включает ряд сфер, одна из  которых - общение. В рамках  школы как воспитательной организации представлено как формальное (опосредственное статусами и ролями), так и неформальное общение.

              Ведущими воспитательными функциями  общения являются:

  • Нормативная - отражает освоение школьниками норм социально-типического поведения, в том числе общественных, этнических, региональных, возрастных, выработку индивидуальных. Нормы, с одной стороны, регулируют общение, определяя о чём, где, с кем и как можно общаться. С другой стороны, в процессе общения с окружающими людьми школьники узнают,  интуитивно "схватывают" и усваивают широкий спектр норм, регулирующих жизнь человека в обществе в целом.
  • познавательная - отражает приобретение школьниками индивидуального социального опыта в процессе общения. Общение - не только ведущий источник и интерпретатор информации, знаний, которые приобретает школьник из других источников. Это одно из важнейших факторов  развития и укрепления познавательных интересов: в общении с окружающими рождаются сомнения, в общении со сверстниками - потребность разделить убеждения, убедить себя и другого в своей правоте;
  • эмоциональная - отражает общение как аффективный процесс. Весь спектр человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения людей.
  • актуализирующая - отражает реализацию в общении типических и индивидуальных сторон личности школьника, выступает способом и средством социального утверждения личности. Там, где есть возможность заявить своё «Я» в общении, крепнут основы группового взаимодействия. Там, где нет удовлетворяющего школьников общения, преобладают «роли» и «маски», все большее число ребят начинают искать необходимое качество общения вне класса и школы.

     Знание возрастных особенностей общения обязательный элемент педагогической компетенции: школьное детство ребёнка длится одинадцать лет, являющихся самыми динамичными по количеству и качеству личностных изменений.

     С приходом  ребёнка в школу происходит  своеобразное «свертывание» общения  ребёнка, что объясняется появлением  нового вида деятельности- учёбы,  переходом в новую социальную ситуацию. Ребёнок постепенно осваивает новые социальные отношения в условиях нового коллектива. Ему необходимо разобраться и присвоить правила и нормы общения в процессе учебной деятельности, имеющей своеобразные отличия, а также приспособить уже приобретенные в дошкольном детстве к специфическим условиям школьной деятельности и игры. Происходит существенное изменение состава окружающих, что требует усилий для определения своего отношения к этим людям и установление с ними контакта.

          В младшем школьном возрасте содержание общения со взрослыми охватывает все сферы жизнедеятельности детей: процесс учебной работы в школе и дома; информирование взрослых о делах своих и класса; запрашивание информации у взрослых по конкретным вопросам; получение у взрослых оценки за свое поведение и информацию о себе и своих сверстниках. Оценка взрослым тех или иных сверстников оказывает прямое воздействие на желание ребенка общаться с товарищами. Контакты детей друг с другом возникают преимущественно на основе предыдущего опыта общения; совместной деятельности и игры. В первом и частично во втором классе содержание общения определяется главным образом учебной деятельностью и игрой. Со второго полугодия второго класса начинает снижаться роль учебной деятельности как содержательного основания общения, расширяться тематика разговоров, обсуждаться общественная деятельность. Преобладает информационный монолог (умение вести диалог развито слабо), а также товарищеское общение (протекает в рамках классного коллектива и в процессе той жизнедеятельности, которая организуется учителем или возникает спонтанно в среде самих детей). Приятельское общение реализуется в процессе игры, связано в основном с общением лиц одного пола, протекает как в организованной жизнедеятельности классного коллектива, так и вне её.

        Таким образом, школа располагает  возможностью обучать общению,  при этом особую ценность приобретают  целевые программы, уроки, занятия,  тренинги, подкрепленные реальными  примерами каждодневного общения  в образовательном учреждении.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1 Взаимосвязь  общения и деятельности

 

 

      В традиционном  смысле «общение» и «деятельность»  совершенно самостоятельны. Для отечественной психологии идея единства общения и деятельности является одной из основополагающих. В широком понимании общение рассматривается как сторона совместной деятельности и важнейшее условие присвоения индивидом достижений исторического развития человечества.

       Межличностное  общение почти всегда вплетено  в ту или иную деятельность, поскольку вне общения младших школьников друг с другом немыслимы процессы труда, учения, игры и т.д. В свою очередь, тот вид деятельности, в который включено общение, влияет на содержание и форму самого общения.

        Для каждого  периода возрастного развития человека характерен ведущий вид деятельности, в зависимости от которого складывается и определенный тип общения. Младший школьник преимущественно занят учебной деятельностью, соответственно и общение включено в данный процесс.

        Деятельность посредством общения не только организуется, но и обогащается, в ней возникают новые связи и отношения между людьми. В структуре педагогической деятельности особая роль отводится коммуникативным навыкам педагога, способствующим достижению высоких уровней общения.

К ним относятся:

  • Умение понять позицию другого в общении, проявить интерес к его личности, ориентация на развитие личности ученика;
  • Умение интерпретировать и «читать» его внутреннее состояние по нюансам поведения, владение средствами невербального общения (мимика, жесты);
  • Умение встать на точку зрения ученика;
  • Умение создать обстановку доверительности, терпимости к другому человеку;
  • Владение средствами, усиливающими воздействие (риторическими приемами);
  • Преимущественное использование организующих воздействий по сравнению с оценивающими, и особенно дисциплинирующими;
  • Преобладание демократического стиля руководства;
  • Умение с юмором отнестись к отдельным аспектам педагогической ситуации.

 

 

2.2 Усвоение правил  и норм общения младшими школьниками

 

Главная цель человеческого бытия - развернуть свои потенциальные возможности, проявить в жизни то, что дано от природы. В процессе развития личности общению отводится особая роль. Общение выступает главным условием, «выделяющим» человеческую личность. Любой человек, включенный в общение, развивается сам. Вместе с тем он способствует развитию другого, помогает развернуть возможности каждого, с кем вступает в общение.

           Развитие  человека в общении происходит  через два основных механизма  - идентификацию и обособление. Благодаря механизму идентификации человек уподобляет другим людям, «выделяет» собственное «Я» как частицу рода. Поскольку все в мире повторяется, личность - живая и развивающаяся - сама ощущает связь времен и осознает единство со всем человеческим родом. В основе идентификации лежат законы повторения и связи времен.

           Сохранению  своего уникального помогает  механизм обособления. В основе  обособления лежат потребности  в развитии и росте, в свободе  и познании своей сущности. Именно  своего - неожиданного и неизведанного, вплетенного в сложную ткань общечеловеческого.

           Идентификация, с точки зрения В.С.Мухиной, представляет «процесс эмоционального и иного самоотождествления человека с другим человеком, группой, образцом». Это механизм социализации личности, осуществляющий «присвоение» индивидом своей человеческой сущности. Обособление- механизм индивидуализации личности, воплощенный в стремлении индивида выделиться из числа других, закрыться, отстраниться. Частный случай обособления – отчуждение - характеризуется как эмоциональная холодность, лишение близости и доверия.

           В.С.Мухина  отмечает, что идентификация имеет  двойное воздействие на развитие  личности: с одной стороны, формирует  способность к  установлению  положительных взаимоотношений с людьми, ведет к развитию социально значимых качеств. С другой - « может привести к растворению индивида в другом человеке, выхолащиванию индивидуального». Обособление, в свою очередь, дает возможность общающимся сохранить свою индивидуальность, чувство собственного достоинства. Через обособление развивается ответственность, самостоятельность. С другой стороны, обособление может привести к отчуждению (эмоциональной холодности).

Итак, идентификация- обособление- это  двуединый механизм развития личности и ее бытия среди других людей.

С поступлением ребенка в школу  происходят изменения в его взаимоотношениях с окружающими людьми, причем довольно существенные. Прежде всего, увеличивается  время, отводимое на обучение. Теперь большую часть дня дети проводят в контактах с окружающими людьми: родителями, учителями, другими детьми. Изменяется содержание общения, в него входят темы, не связанные с игрой, т.е. выделяется как особое деловое общение со взрослыми. В первых классах школы дети больше общаются с учителями, проявляя к нему больший интерес, чем к своим сверстникам, так как говорят, учителя является для них очень высоким. Но уже к III-IV классам положение дел меняется. Учитель как личность становится для детей менее интересной, менее значимой и авторитетной фигурой, и растет их интерес к общению со сверстниками, который далее постепенно возрастет к среднему и старшему школьному возрасту. Наряду с внешним изменением характера общение происходит его содержательная внутренняя перестройка, которая выражается в том, что меняются темы и мотивы общения. Если в первых классах школы выбор партнеров по общению определяется для ребенка в основном оценками учителя, успехами в учении, то к III-IV классами появляются признаки иной мотивации межличностных выборов, связанные с независимой оценкой со стороны школьника личностных достоинств и форм поведения партнера по общению.

Информация о работе Роль общения в развитии личности младшего школьника