Роль родителей в управлении школой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 17:16, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить роль родительской общественности в управлении современной школой.
Задачи:
раскрыть содержание государственно-общественного управления и охарактеризовать формы родительской общественности в управлении современной школой и критерии взаимодействия ее с современной школой;
Охарактеризовать роль родительской общественности в управлении современной школой.
разработать программу изучения опыта управления родительской общественности на примере МОУ «Средней общеобразовательной школы №1» г. Грязовца;
разработать методические рекомендации по улучшению деятельности родительской общественности со школой.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Родительская общественность как форма управления современной школой……………………………………………………………..………………6
Содержание и формы государственно-общественного управления современной школой …………………………………………………….6
Характеристика роли родительской общественности в управлении современной школой……………………………………………………17
Выводы по I главе……...………………………………………………………24
Глава II. Практика работы родительской общественности в городе Грязовец………………………………………………………………………...25
2.1. Программа изучения опыта родительской общественности в условиях МОУ «Средней Общеобразовательной школы №1 г.Грязовца»…………….25
2.2. Методические рекомендации по улучшению деятельности опыта родительской общественности МОУ «Средней Общеобразовательной школы №1 г.Грязовца.…………………….................................................................32
Выводы по II главе………………………………………………………………36
Заключение……………………………………………………………………….37
Список литературы………………………………………………………………39
Приложение

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 81.03 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I. Родительская общественность как форма управления современной школой……………………………………………………………..………………6

    1. Содержание и формы государственно-общественного управления современной школой …………………………………………………….6
    2. Характеристика роли родительской общественности в управлении современной школой……………………………………………………17

Выводы по  I главе……...………………………………………………………24

Глава II. Практика работы родительской общественности в городе Грязовец………………………………………………………………………...25

2.1. Программа изучения опыта родительской общественности в условиях МОУ «Средней Общеобразовательной школы №1 г.Грязовца»…………….25

2.2. Методические рекомендации по улучшению деятельности опыта родительской общественности  МОУ «Средней Общеобразовательной школы №1 г.Грязовца.…………………….................................................................32

Выводы по II главе………………………………………………………………36

Заключение……………………………………………………………………….37

Список литературы………………………………………………………………39

Приложение

 

Введение

Свое влияние на воспитание учащихся школа осуществляет через  разнообразные формы организационно-педагогической работы с родителями.   

На общешкольных родительских собраниях или конференциях обсуждаются  наиболее актуальные проблемы совершенствования  учебно-воспитательной работы семьи  и школы, а также текущие вопросы  обучения и воспитания учащихся. Так, родительские собрания посвящаются  обсуждению задач и мероприятий  по повышению качества знаний учащихся, улучшению трудового воспитания и профессиональной ориентации школьников и т.д. Нередко на общешкольных родительских собраниях ставятся научно-педагогические вопросы воспитательной работы в  семье, например: о роли авторитета родителей в воспитании, об акселерации  развития учащихся и ее влиянии на воспитание и т.д. Общешкольные родительские собрания проводятся обычно два-три  раза в год. Это говорит о том, что родители участвуют в жизни школы. В каждом классе есть родительские комитеты, которые организовывают экскурсии и различные мероприятия, устраивают встречи с интересными людьми, подсчитывают, сколько нужно собрать денег на новые шторы в классе, школьную форму или на охранника, который обеспечивают безопасность, за полгода тщательно готовятся к выпускному балу. А родители, которые были руководителями предприятий и имели солидную материально – техническую базу, помогали приобретать новую мебель, подержанные компьютеры и даже отдавали старые автобусы. Да, всё так, каждый взрослый помогает школе, в которой учится его ребёнок. Но возможно ли другое участие – то, которое позволяет родителям управлять школой наряду с директором? То есть принимать стратегически важные решения. Закон «Об образовании» провозгласил государственно–общественный характер управления школой. Но это на словах. На деле долгое время было непонятно, что могут родители делать там, куда раньше их и на пушечный выстрел не подпускали? И какие вообще полномочия по части управления школой они имеют.

В системе организационно-педагогической работы школы с семьей большое  место занимает деятельность родительской общественности.  

Родительская общественность оказывает помощь школе в решении  довольно широкого круга вопросов. Она способствует установлению связей родителей со школой, организуют их педагогическое просвещение, участвует  в расширении материальной базы для  трудового и технического обучения, а также профессиональной ориентации школьников. Она также организует обмен опытом семейного воспитания, популяризирует педагогическую литературу среди родителей, вместе с руководством школы проводит родительские собрания.

Проблемой влияния родительской общественности на процесс управления образовательным  учреждением занимались такие педагоги как Макаренко А.С., Блонский П.П., Крупская Н.К., Болдырев Н.И., Шацкий С.Т., Лихачёв Б.Т., Сухомлинский В.А.

На современном этапе развития педагогической мысли большой вклад  по вопросу о роли родительской общественности управления школой в современных  условиях внесли такие учёные современности, как Овечкина Н.В., Рубцова О.В., Дворко С.Б., Демидов А.А., Шурупов В.В., Попова В.В., Демидова Е.В.

Таким образом, актуальность данного  вопроса помогла нам определить проблему исследования: какова роль родительской общественности в управлении современной школой?

Цель исследования: выявить роль родительской общественности в управлении современной школой.

Объект исследования: процесс организации общественного управление современной школой.

Предмет исследования: роль родительской общественности в управлении современной школой.

Задачи:

  1. раскрыть содержание государственно-общественного управления и охарактеризовать формы родительской общественности в управлении современной школой и критерии взаимодействия ее с современной школой;
  2. Охарактеризовать роль родительской общественности в управлении современной школой.
  3. разработать программу изучения опыта управления родительской общественности на примере МОУ «Средней общеобразовательной школы №1» г. Грязовца;
  4. разработать методические рекомендации по улучшению деятельности родительской общественности со школой.

Методы исследования: теоретические – анализ, синтез, обобщение. Эмпирические – анализ литературы, беседа, анализ документации, анализ продуктов деятельности.

База исследования: МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г.Грязовец.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Родительская общественность как форма управления современной школой.

1.1.Содержание государственно-общественного и формы государственно-общественного управления современной школой.

В настоящее время необходимо наметить чёткую и конкретную тактику  практических шагов по реализации замыслов и идей введения государственно-общественного  управления образованием. При этом следует реально оценивать потенциал  отечественного опыта, который нельзя считать «готовым» и уже сложившимся. Разумеется, в российских школах была определённая традиция участия различных  общественных органов в управлении общеобразовательными учреждениями. Но главный вопрос остаётся открытым –  придание этим органам не только консультативных, а реальных управленческих властных полномочий.

Общественность – это  организованные структуры, отражающие интересы социальных групп в области  образования и не подчинённые  органам управления образованием. Это  могут быть структуры: непосредственно  не связанные с системой образования; объединяющие работников образования; объединяющие участников образовательного процесса; обеспечивающие систему образования  определёнными ресурсами.[9]

Деятельность органов  управления образованием в условиях постепенного выращивания общественной составляющей образования и управления им может строиться как совместно  разделённая деятельность. При этом развитие государственно-общественного  управления в образовании связано  с рядом ограничений и рисков, многие из которых обусловлены сложившимися стереотипами сознания представителей образования и социума.

Цели общественного управления образованием не могут задаваться лишь ведомственными интересами самой системы образования, они должны формироваться в диалоге между всеми заказчиками и конкретными потребителями результатов образования. К заказчикам образовательных услуг можно отнести: детей, родителей, производственные структуры, хозяйствующие субъекты, местную, региональную власть, региональную и национальную элиту с учётом социально – культурных, экономических и других особенностей территории, культурно – образовательных традиций, национально – этнических отношений и заявленных стратегических приоритетов развития образовательного учреждения.

Ещё одно существенное изменение, характеризующее переход к государственно-общественному  управлению образованием, - создание негосударственных  структур, расширяющих возможности  государственных и муниципальных  школ в выборе путей своего ресурсного обеспечения.

Можно выделить следующие  основные признаки государственно-общественного  управления:

  • совместная управленческая деятельность государственных и негосударственных структур по руководству образовательными проектами;
  • процедура принятия решения государственным органом управления образованием, предусматривающая обязательное согласование проекта решения с представителями общественности;
  • делегирование части властных полномочий органов управления образованием структурам, представляющим интересы определённых групп общественности.[3]

Потребность общественности в управлении образовательными системами  зависит от уровня организованности самой общественности, от наличия  структур, представляющих её интересы, в том числе от экспертных структур. Поэтому разнообразные меры, позволяющие  изучать общественное мнение, привлекать общественность к аттестации образовательных  учреждений, к экспертизе образовательных  результатов, организовывать общественное обсуждение проблем образования  – необходимое условие повышения уровня общественной активности в сфере образования.[21]

Сложнее обстоит дело с  формированием у органов управления образованием мотивации привлекать общественность к принятию управленческих решений. Обычно руководители образовательных  учреждений и руководители более  высокого ранга стремятся ограничить участие общественности в управлении, боясь некомпетентного и агрессивного вмешательства в сферу образования, не желая также утратить хотя бы часть своих властных полномочий. Когда образовательным учреждением управляют только представители официальной «властной вертикали», члены администрации образовательного учреждения во главе с директором, характер управления можно обозначить как исключительно «государственный». Если к реальному управлению образовательным учреждением приобщаются и представители общественности, то возникает иной, более демократический государственно-общественный характер управления.

Наличие общественного органа управления – признак образовательного учреждения, устроенного на демократических  основах. Демократические начала были и в советской школе, имеются  они  и в современной российской школе, но без реальных рычагов влияния  на управление школой, с сильным  налётом формализма и заорганизованности.

Сегодня создаются условия  и предпосылки для перехода к  государственно-общественному управлению в практическом плане:

  • государство признаёт недостаточность своего вклада в образование и  обращается к обществу с предложением более активно влиять на обучение и воспитание;
  • профессиональное сообщество педагогов стало понимать реальную потребность диалога со своими потребителями, сделать школу более открытой и прозрачной, невозможность решать вопросы образования только силами профессионалов;
  • активные представители общественности включаются в решение школьных задач;
  • изучается и используется мировой опыт создания и работы школьных советов.[20]

В образовательном учреждении  создаётся по согласованию с учредителем  орган общественного самоуправления, наиболее отвечающий специфике данного  учреждения, его традициям, особенностям социума образовательного учреждения.

В современных условиях управлять  школой невозможно без привлечения  общественных институтов, представляющих интересы всех участников образовательного процесса.

Успешный опыт многих регионов нашей страны показывает, что взаимодействие системы образования с различными общественными структурами очень эффективно, поэтому очень важно, чтобы в управлении образованием современная школа взаимодействовала с различными видами общественности.

ФЗ «Об образовании» не сводит процесс образования только к отношениям учитель-ученик в стенах школы. Согласно статье 2 указанного закона, государственная политика в образовании  носит государственно-общественный характер. О необходимости создания и расширения механизмов реализации этой нормы федерального закона говорит  и концепция модернизации российского  образования. В первых же ее строках  содержится положение о том, что  активными субъектами образовательной  политики должны стать все граждане России, а не только учителя и  родители. Политика органа управления образованием муниципалитета направлена на развитие образовательной отрасли как открытой государственно-общественной системы, прежде всего за счет повышения ответственности за детей между всеми участниками образовательного процесса – родителями, педагогами, заинтересованной общественностью.[23]

В конце 90-х годов прошлого века, в школах появились попечительские советы. Попечительский совет – это внешняя, по существу вспомогательная и благотворительная структура. Это был ощутимый прорыв: впервые образовалась структура, которая была призвана опекать школу и помогать ей. Точнее – создавать необходимые для обучения условия, улучшать их, укреплять материально – техническую базу, позволяющую благоустраивать и классы, и территорию. Но, несмотря на довольно широкие задачи, при ближайшем рассмотрении вся деятельность попечительских советов сводилась к привлечению средств из внебюджетных источников – в основном это были добровольные благотворительные пожертвования деньгами или имуществом от состоятельных граждан или юридических лиц – различных предприятий и компаний. Это понятно: есть деньги – будут и хорошие условия для обучения. Правда, для этого ещё необходимо правильно и умело ими распорядиться. Это тоже могло входить в компетенцию попечительских советов – утверждение сметы расходов привлечённых средств, советы могли планировать – как расходуются поступающие в школу бюджетные средства, если эти действия были закреплены за ними в Уставе школы.[1]

Информация о работе Роль родителей в управлении школой