Роль родителей в управлении школой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 17:16, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить роль родительской общественности в управлении современной школой.
Задачи:
раскрыть содержание государственно-общественного управления и охарактеризовать формы родительской общественности в управлении современной школой и критерии взаимодействия ее с современной школой;
Охарактеризовать роль родительской общественности в управлении современной школой.
разработать программу изучения опыта управления родительской общественности на примере МОУ «Средней общеобразовательной школы №1» г. Грязовца;
разработать методические рекомендации по улучшению деятельности родительской общественности со школой.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Родительская общественность как форма управления современной школой……………………………………………………………..………………6
Содержание и формы государственно-общественного управления современной школой …………………………………………………….6
Характеристика роли родительской общественности в управлении современной школой……………………………………………………17
Выводы по I главе……...………………………………………………………24
Глава II. Практика работы родительской общественности в городе Грязовец………………………………………………………………………...25
2.1. Программа изучения опыта родительской общественности в условиях МОУ «Средней Общеобразовательной школы №1 г.Грязовца»…………….25
2.2. Методические рекомендации по улучшению деятельности опыта родительской общественности МОУ «Средней Общеобразовательной школы №1 г.Грязовца.…………………….................................................................32
Выводы по II главе………………………………………………………………36
Заключение……………………………………………………………………….37
Список литературы………………………………………………………………39
Приложение

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 81.03 Кб (Скачать файл)

4. Компетенция Совета  школы:

   - избрание председателя, заместителей председателя, секретаря  Совета;

   - принятие Устава  школы;

   - принятие локальных  актов, относящихся ко всем  участникам образовательного процесса;

   - контроль исполнения  решений конференции;

   - назначение сроков  проведения общешкольной конференции;

  - принятие решений  по самым важным вопросам функционирования  и развития Школы, не отнесенным  к исключительной компетенции  директора или вышестоящего органа  управления образованием в соответствии  с Уставом;

   - соблюдение прав  и свобод участников образовательного  процесса;

   - утверждение разработанных  программ развития и перспективных  направлений деятельности школы;

   - принятие решения  об исключении обучающегося из  школы;

   - образование экзаменационной  комиссии в случае несогласия  обучающегося, его родителей (законных  представителей) с годовой отметкой;

  - проведение собеседования  с родителями (законными представителями)  обучающихся по вопросам выполнения  ими своих обязанностей в соответствии  с действующим законодательством,  Уставом и локальными актами  школы;

- направление ходатайств, писем в различные административные  органы, предприятия и организации  по вопросам перспективного развития  школы.

 

5. Документация и отчетность  Совета школы

5.1. Основными документами  для организации деятельности  Совета школы являются:

- отраслевые нормативно-правовые  документы;

-  Устав и локальные  акты школы;

-  план работы Совета  школы на учебный год;

-  протоколы заседаний  Совета школы.

5.2. Председатель Совета  школы на конференции отчитывается  по результатам  деятельности  Совета школы за прошедший  период.

5.3. Отчет по результатам  деятельности Совета школы публикуется  в школьном печатном издании.

Как было сказано выше в  Положении о Совете, что Совет школы – орган самоуправления школой, состоящий из трех представительств: представительство учителей, представительство родителей  (законных представителей), представительство обучающихся. Представительство родителей(законных представителей) проявляется через одну из форм государственно общественного управления - общешкольный родительский комитет. Во время беседы Сергей Александрович пояснил, что направления работы и взаимодействие родительского комитета с ОУ заложено в «Положении об общешкольном родительском комитете МОУ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ №1»(См Приложение №2)

 

 

 

 

 

 

2.2. Методические рекомендации по улучшению деятельности опыта родительской общественности  МОУ «Средней Общеобразовательной школы №1 г.Грязовца.

 

Анализируя деятельность родительской общественности, нужно сделать вывод, что нельзя рассматривать ее отдельно от остальных участников образовательного процесса и органов государственного управления. Только совместная деятельность позволит решить проблемы детства и сделать наш город благожелательным к детям. Очень хочется порекомендовать родительской общественности города Грязовца взаимодействовать со школьным самоуправлением, ведь роль детей в управлении современной школой очень важна. Первым шагом к взаимодействию послужит разработанная А.М.Моисеевым деловая игра «Ученическое самоуправление и защита прав учеников».

 

Цели игры: научить распознавать нарушения прав человека в школьной жизни и отработать механизмы защиты нарушенных прав в школе через ученическое самоуправление.

 

Методические  замечания:

Для проведения игры требуется  не менее 2 часов. Количество участников может составлять от 15 до 30 человек. Кроме ведущего, требуется не менее двух подготовленных помощников.

 

Необходимые материалы:

  • текст «Полезная информация для учеников, родителей и педагогов» (смотрите приложение 2);
  • тексты основных документов о правах человека;

 

  • инструкции участникам игры;
  • таблички: «Директор», «Администрация города».

 

 

Ход игры.

 

Подготовительный  этап:

Перед началом игры, ведущий  инструктирует игроков, которые  будут играть роли учителей:

«В ходе своих уроков, вы должны нарушать права детей примерно так, как описано в вашей инструкции. Можете действовать жёстко, авторитарно. Постарайтесь задеть своими действиями как можно больше учеников. Ваша игровая цель - добиться полного  подчинения в классе».

Ведущий выдаёт «учителям» инструкции, поясняет, на какие моменты  нужно обратить внимание. Обратите внимание «учителей» на их игровую  цель: контролировать ситуацию в школе  и добиться безусловного подчинения со стороны учеников по принципу «Учитель прав, потому что он учитель».

 

Первый этап: нарушение  прав учеников.

Ведущий:

«В этой игре мы будем  учиться тому, как ученики могут  отстоять свои нарушенные права с  помощью ученического самоуправления. Большинство играющих будут «школьниками». Ваша игровая цель - добиться, чтобы  школа уважала ваши права, относилась к вам по-человечески. Свои права  вы должны защищать, используя возможности  ученического самоуправления. Вы победите, если добьётесь выполнения своей  игровой цели».

 

Ведущий:

«Сейчас мы с вами окажемся в обычной школе, где будут  проходить уроки. Сегодня по расписанию два урока: литература и физкультура».

Участники делятся на две  группы - два класса. При большом  количестве участников, количество классов  можно увеличить. Выбираются представители  в орган ученического самоуправления - по 2 человека от каждого класса. Ученический  совет из своего состава избирает председателя.

Ведущий поясняет, что Ученический  совет от имени учеников участвует  в управлении школой. У него - большие  полномочия и много возможностей влияния на школьную администрацию. Ведущий может прокомментировать  текст «Полезная информация для  учеников, родителей и педагогов» (см Приложение №4) и выдать этот текст членам Ученического совета. Также можно дать классам 5-10 минут на знакомство с этим текстом.

После этого классы отправляются на уроки. Каждый урок длится от 5 до 10 минут.

После уроков каждый учитель  отправляет к директору от одного до трёх «нерадивых» учеников. Это  должны быть те, кто больше всего  возмущался несправедливыми поступками учителей - «нарушители дисциплины».

 

Второй этап: защита нарушенных прав.

Ключевой фигурой второго  этапа является директор. Роль директора  может играть либо сам ведущий, либо другой хорошо подготовленный игрок.

Второй этап начинается с  того, что директор и учителя «прорабатывают»  учеников, вызванных к директору. По каждому ученику принимается  какое-либо решение: объявить выговор, обсудить проступок на классном собрании, вызвать родителей, передать материалы  на Комиссию по делам несовершеннолетних, «пропечатать» в школьной газете, исключить из

школы и т.п. Директор разбирается  с вызванными в его кабинет  учениками в течение 10 минут.

После этого, по расписанию игры проводится заседание ученического совета в течение 10-15 минут. Ученический  совет самостоятельно пытается спланировать свои действия по защите прав учеников: выслушивает их жалобы, составляет заявления, планирует тактику своих дальнейших действий.

После этого, начинается приём  по личным вопросам у директора школы. Секретарь директора пускает  в «кабинет» по очереди. Если на приём  хочет попасть группа учеников, то секретарь разрешает пройти в  кабинет только троим. Все остальные  участники игры молча наблюдают за происходящим «сквозь стены кабинета». Директор пытается найти повод, чтобы «отфутболить» учеников. Он соглашается с их требованиями только в том случае, если понимает, что ему не удастся «погасить» проблему, и школьники будут добиваться своего до конца.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по II главе.

 

Во второй главе были рассмотрены  направления работы родительской общественности МОУ «Средней Общеобразовательной школы №1» города Грязовца. Деятельность родительской общественности определяется положением «Об общешкольном родительском комитете МОУ «Средней Общеобразовательной школы №1». При анализе работы родительской общественности школы было отмечено, что отсутствует взаимодействие совета с таким органом управления в школе как ученическое самоуправление. Поэтому было решено разработать деловую игру «Ученическое самоуправление и защита прав учеников». Данную игру может проводить любой член родительской общественности. Взаимодействие родительской общественности со школьным самоуправлением очень важно в наши дни для улучшения не только образовательного процесса, но и всего управленческого процесса современной школой. 

Заключение

 

С принятием закона РФ «Об  образовании» возникли предпосылки  для равноправного, творческого, заинтересованного  взаимодействия семьи и образовательного учреждения. Современная семья развивается  в условиях качественно новой  противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается  поворот общества к проблемам  и нуждам семьи. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это, прежде всего, падение жизненного уровня большинства семей, решение проблем  экономического, а порой и физического  выживания. Родители, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Это, как  правило, не приносить хороших результатов. 
Именно поэтому в современных сложных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе сотрудничества педагогов и родителей можно успешно решать проблемы развития личности школьника. Администрации и педагогический коллектив школы работают в тесном контакте с родительской общественностью. Процесс взаимодействия семьи и школы направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.

Выполнить сегодня основную задачу образования -  воспитать нравственную, интеллектуально развитую личность, духовно и физически здорового гражданина России -  невозможно без поддержки семьи и общества, без активного участия в жизни школы самых близких для ребенка людей — родителей. Работа родительской общественности заключает в достижении конкретных целей: донести информацию об итогах работы собрания родительской общественности своих школ, организаций, учреждений, управлению образования и окружному Совету родительской общественности; оказать помощь образовательным учреждениям в создании школьных управляющих советов, предоставить методическую, консультативную помощь родителям, организовать публичные лекции для родителей, информировать их о программах развития управления образованием, поддерживать и сохранять взаимодействие с внешней средой, причастной к развитию управления образованием.

Без участия родительской общественности управлению образованием не решить всех тех проблем в образовании, которые возлагаются в связи с модернизацией образования, с реализацией национальных проектов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения.- М., 2000.
  2. Бикметов Е.Ю. Взаимодействие семьи и школы в социализации индивида.// Социс.-2007.- №9.- С. 86-92.
  3. Брюхова В.М. Первый шаг к партнёрству.// Директор школы.- 2005.- №1.- С. 79-82.
  4. Вершинин В. Педагогический всеобуч родителей.// Народное образование.-2005.- №8.- С. 186-193.
  5. Вифлеемский А., Чиркина О. Родительский комитет: полномочия, права, ответственность.// Директор школы.-2004.- №3.- С. 83-90.
  6. Григорьева М.Н. Родительская неделя – эффективная форма сотрудничества семьи и школы.// Начальная школа.-2005.- №4.- С. 21 – 26.
  7. Дворко С.Б. Основные задачи родительской общественности. – СПб,2008.
  8. Демидов А.А. Родительская общественность в управлении современной школой. - М.,2007.
  9. Демидова Е.В. Формы реального участия родителей в государственно-общественном управлении образованием. – М.,2005.
  10. Додонова Л.П. О необходимости организационно-функционального обновления модели управления в образовательном учреждении. // Новости Новосибирска.-2003.- № 27.- С. 3-4.
  11. Егоров Д. Попечительский совет: есть кому зарабатывать?// Учительская газета.-2003.-№2.- С. 2-3.
  12. Каменщикова Л.А. Сущность государственно-общественного управления в образовании.// Сибирский учитель.-2007.- №4.- С. 22 – 25.
  13. Китов Р. Изучение мнения учащихся и их семей о результатах и условиях обучения в общеобразовательной школе. // Учительская газета.-2003.- № 39.-С. 2-3.
  14. Климова Г., Харитонова В. Организация родительской общественности – модель института социального партнёрства.// Социальная педагогика.-2006.- №2.- С. 53-59.
  15. Лизинский В.М. Директор школы и общественно-педагогическое управление учебно-воспитательным процессом в школе. - М.: Педагогический поиск, 2004.
  16. Макеева С.Г. За «семейный характер» современной школы.// Начальная школа.-2002.- №10.- С. 21 – 24.
  17. Моисеев А.М. Проблемы и пути совершенствования внутришкольного управления.- Тамбов, 2002.
  18. Недвецкая М. Социальное партнёрство школы и семьи в сфере управления образовательным учреждением.// Социальная педагогика.-2006.- №2.- С. 47-52.
  19. Овечкина Н.В. Создание городского родительского общественного совета – первый шаг на пути сотрудничества сферы образования и родителей.- М.,2005.
  20. Поздеева С.И. Школа совместной деятельности.- М.,2003.
  21. Попов В.В. Цели и проблемы организации родительской общественности в городских условиях.- М.,2007.
  22. Рубцова О.В. Роль родителей в управлении современной школой.- М.,2008.
  23. Федеральный Закон РФ «Об образовании».
  24. Шурупов В.В. Критерии взаимодействия родительской общественности с современной школой. – М.,2004.

Информация о работе Роль родителей в управлении школой