Роль родителей в управлении школой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 17:16, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить роль родительской общественности в управлении современной школой.
Задачи:
раскрыть содержание государственно-общественного управления и охарактеризовать формы родительской общественности в управлении современной школой и критерии взаимодействия ее с современной школой;
Охарактеризовать роль родительской общественности в управлении современной школой.
разработать программу изучения опыта управления родительской общественности на примере МОУ «Средней общеобразовательной школы №1» г. Грязовца;
разработать методические рекомендации по улучшению деятельности родительской общественности со школой.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Родительская общественность как форма управления современной школой……………………………………………………………..………………6
Содержание и формы государственно-общественного управления современной школой …………………………………………………….6
Характеристика роли родительской общественности в управлении современной школой……………………………………………………17
Выводы по I главе……...………………………………………………………24
Глава II. Практика работы родительской общественности в городе Грязовец………………………………………………………………………...25
2.1. Программа изучения опыта родительской общественности в условиях МОУ «Средней Общеобразовательной школы №1 г.Грязовца»…………….25
2.2. Методические рекомендации по улучшению деятельности опыта родительской общественности МОУ «Средней Общеобразовательной школы №1 г.Грязовца.…………………….................................................................32
Выводы по II главе………………………………………………………………36
Заключение……………………………………………………………………….37
Список литературы………………………………………………………………39
Приложение

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 81.03 Кб (Скачать файл)

Попечительский совет  вправе также вести предпринимательскую деятельность, притом условии, что она служит его уставным целям и соответствует этим целям, т.е. доходы от этой деятельности направляются на осуществление уставных целей Попечительского совета. Сегодня попечительские советы прижились и работают во многих школах, принося неоценимую материальную помощь.

Несмотря на то, что попечительские советы играли серьёзную роль в школьном самоуправлении, до реального участия  в управлении школой было ещё достаточно далеко – школа нуждалась в  общественном органе управления. Одними из первых, кто понял это и попытался  вовлечь родителей в управленческий процесс, были педагоги, а точнее директора  инновационных школ. Они скрупулезно  изучали зарубежный опыт. Наибольший интерес вызвала Великобритания: там уже более двадцати лет  в школах существуют управляющие  советы, куда вместе с учениками  и учителями обязательно входят родители. Управляющий совет школы – внутренний орган самоуправления школы, компетенция которого определяется уставом школы. [16] Для родителей участие в таких советах – важная общественная миссия, которой они гордятся.

Постепенно при поддержке  Министерства образования и науки  РФ, управляющие советы стали появляться и в наших школах: в одних  они существуют сейчас в качестве эксперимента, в других уже во всю работают. Есть, правда, и третьи, в которых к этому вопросу ещё и не подступались. Но форсировать, а тем более насаждать этот процесс – бессмысленно, иначе хорошее дело может обернуться простой «показухой». Создавать управляющие советы имеет смысл тогда, когда к этому готовы и директор, и педагоги, и сами родители.

Управляющий совет школы  – это орган реального совместного  управления школой со стороны учредителя, директора, учащихся, представителей учителей и родителей. Управляющий совет  создаётся: 1) путём выборов от числа работников школы, родителей и учащихся; 2) путём назначения  - представителя учредителя, директора в состав совета; 3) кооптирования - из числа спонсоров, специалистов, активистов, выпускников школы и др. [19]

Достаточно перечислить  несколько пунктов, чтобы понять – насколько широк круг тех  проблем, которые они решают. Например, принимает Устав школы и все  изменения и дополнения к нему: согласовывает школьный компонент  образовательного стандарта, профили  обучения, объёмы и направления программ блока дополнительного образования; согласовывает выбор учебников, из числа рекомендованных; устанавливает  режим занятий, продолжительность  учебной недели; рассматривает жалобы и заявления учащихся и родителей  на действия педагогов. Многое зависит  от того, насколько директор готов  делиться с родителями властью, учитывая, что ответственность в этом случае всё равно целиком лежит на нём. Но постепенно всё больше директоров понимают, что совместные усилия эффективней и полезней для всех. И всё больше родителей готовы осваивать новую для себя роль.

В настоящее время в  уставах многих школ существуют разделы, посвящённые деятельности советов  родительской общественности, родительских комитетов. Традиционным в работе школ с родителями остаётся создание родительских комитетов классов и школ. Регулярное проведение родительских классных и  школьных собраний – необходимое  условие взаимодействия администрации  и педагогического коллектива с  родителями. Сегодня родительские комитеты существуют далеко не в каждой школе. Зачастую их функции ограничиваются лишь сбором денег. Причём собираются именно наличные деньги, которые практически  всегда не оформляются официально, поскольку действующее налоговое  законодательство делает такое оформление просто невыгодным. В редких случаях  родительский комитет имеет функции  контроля.

В Москве школьные комитеты уже давно объединены в окружные советы. А координирует работу советов  городской совет родительской общественности. Совет родительской общественности – это, чаще всего, орган родительского представительства на уровне города или района, который формируется из выборных представителей родительских комитетов школ. Основная задача совета – анализ проблем городского образования и поиск путей их решения совместно с органами управления образованием. [6] Таким образом, совет способствует созданию максимально благоприятной образовательной среды, обеспечивает взаимопонимание между родителями и педагогами, проводит просветительскую работу.

Наиболее распространённой формой общественного самоуправления в школе является школьный совет  или совет школы. Школьный совет - это «внутришкольное управление»,  так как совет не является самостоятельным юридическим лицом, он уставной орган школы. Конкретные управленческие полномочия регламентируются уставом школы, который, однако, составляется на основе Типового положения, и именно эта особенность позволяет через федеральный уровень регулирования выйти непосредственно на необходимые нововведения в муниципальной школе. Совет школы осуществляет общее руководство школой и выполняет некоторые функции Попечительского совета. Совет создаётся в целях содействия осуществлению самоуправленческих начал, развития инициативы в работе коллектива, расширения демократических, коллегиальных форм управления, реализации государственно-общественного  управления.

Совет школы избирается из числа педагогических работников, родителей, представителей общественности и учащихся старших классов на общем собрании  (конференции  образовательного учреждения).

Таким образом, главное в  работе педагогического коллектива с родителями состоит в том, чтобы  обеспечить единство требований к учащимся со стороны семьи и школы, создать  хорошие условия для их домашнего  учения и направлять воспитательную деятельность семьи.

Высокий уровень развития школы как образовательной системы, может быть, достигнут благодаря  целенаправленному,  согласованному и прогрессивному управлению, которое  обеспечит приспособленность школы  к жизни в новых условиях.

Одной из отличительных особенностей развития современной системы образования  является переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием. Основная идея государственно-общественного управления образованием состоит в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, предоставить учителям, учащимся, родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса, в выборе различных типов образовательных учреждений. Выбор личностью прав и свобод делает человека не только объектом образования, но и его активным субъектом, самостоятельно определяющим свой выбор из широкого спектра образовательных программ, учебных заведений, типов отношений.[7]

Государственный характер системы  образования означает, прежде всего, что в стране проводится единая государственная  политика в области образования, зафиксированная в законе Российской Федерации «Об образовании», в  редакции, введённой в действие в 1996 году. В соответствии с Законом  сфера образования в Российской Федерации провозглашается приоритетной, то есть успехи России в социально  – экономической, политической, международной  сферах связывают с успехами в  системе образования. Приоритетность сферы образования предполагает также первостепенное решение материальных, финансовых проблем образования. Организационной  основой государственной политики в области образования является Федеральная программа развития образования, принимаемая высшим органом  законодательной власти России –  Федеральным Собранием на определённый промежуток времени. Федеральная программа  является организационно – управленческим проектом, содержание которого определяется как общими принципами государственной  политики в сфере образования, так  и объективными данными результатов  проведённого анализа состояния, тенденций  и перспектив развития образования. [23]

Государственный характер управления образованием проявляется также  в соблюдении органами управления государственных  гарантий прав граждан России на образование  независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста, социального, имущественного о должностного положения, социального  происхождения, отношения к религии, убеждений.

Органы управления образованием на местах проводят государственную  политику путём соблюдения государственных  образовательных стандартов, включающих федеральный и национально –  региональный компоненты с установлением  обязательного минимума содержания образовательных программ и максимального  объёма учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. Задача органов управления образованием состоит не только в формальном обеспечении  гарантий на образование, но и в создании условий для самоопределения  и самореализации личности.

Для последовательного проведения государственной политики в сфере  образования в стране создаются  соответствующие государственные  органы управления образованием: федеральные, ведомственные, республиканские, краевые, областные, автономных областей и округов.

Для современного состояния  управления системой образования наиболее яркой чертой является процесс децентрализации, то есть передача ряда функций и  полномочий от высших органов управления низшим, при которой федеральные органы разрабатывают наиболее общие стратегические направления, а региональные и местные органы сосредоточивают усилия на решении конкретных финансовых, кадровых, материальных, организационных проблем.[22]

Общественный характер управления системой образования проявляется  в том, что наряду с органами государственной  власти создаются общественные органы, в которые входят представители  учительского и ученического коллективов, родителей и общественности. Их участие  в управлении создаёт реальные предпосылки  для создания творческой атмосферы  и положительного психологического климата в коллективе школы. Реальным воплощением общественного характера  управления образованием является деятельность коллективного органа управления –  совета школы. Функции и содержание работы совета определяются Типовым  положением об общеобразовательном  учреждении.

Высшим руководящим органом  школы является конференция, которая  проводится не реже одного раза в год. Конференция имеет широкие полномочия, на общешкольной конференции избираются совет школы, его председатель, определяется срок их деятельности. Каждое учебное  заведение принимает на конференции  Устав школы, учитывающий реальное состояние, цели, задачи, перспективы  своего развития. Таким образом, Устав  одной общеобразовательной школы  в своих деталях может отличаться от Устава другой школы, но общая направленность Устава задаётся Типовым положением об общеобразовательном учебном заведении. Как коллегиальный орган совет школы утверждает основные направления развития, пути повышения качества учебно-воспитательного процесса, определяет язык обучения. Делегатами конференции с правом решающего голоса избираются на собраниях своих коллективов учащиеся II и III ступеней, учителя, родители или лица, их заменяющие, представители общественности. В период между конференциями в роли руководящего органа выступает совет школы. Совет школы, как правило, возглавляемый одним из представителей общественности или родителей, работает в тесном контакте с администрацией школы и общественными организациями. Совет доводит свои решения до сведения родителей или лиц, их заменяющих.[14]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Характеристика роли родительской общественности в управлении современной школой.

Не смотря на то, что много  проблем возникло перед школой в  трудное, нестабильное время, школы  продолжают свою творческую работу. Период кардинального изменения социально-экономических  и политических отношений усложняется  в сфере образования еще и  глубокими внутренними противоречиями. Осуществлять выход из кризиса образования  в условиях социально-экономических  изменений возможно, только имея детально проработанную стратегию, учитывая как реальную ситуацию, сложившуюся  в сфере образования, действующие  в ней тенденции и отношения, так и различные сценарии будущего развития общества. Все зависит от условий социальной среды, в которую попадет ребенок, и тогда он станет или развитой, творческой личностью или существом, способным лишь к потреблению или разрушению всего созданного. Вся жизнедеятельность ребенка начинается в семье и продолжается только в ней до 6 лет – до момента поступления ребенка в школу. Но и здесь продолжается процесс образования – обучения и воспитания ребенка. Главное назначение семьи – воспитание ребенка. Семья – это персональная среда жизни и деятельности ребенка, качество которой определяется несколькими параметрами, такими как демографический, гигиенический, экономический. На одно из первых мест в семье можно поставить культуру быта и взаимоотношений между родителями. Согласно Конвенции о правах ребенка, четко определяются взаимоотношения ребенка и его родителей, так же устанавливается равная ответственность родителей за содержание, воспитание и развитие детей, даже в тех случаях, когда родители проживают отдельно. Современные семьи развиваются в условиях сложной экономической и социальной обстановки в стране. Обостряются семейные проблемы на государственном уровне. Это приводит к конфликтам внутри семей и часто к распаду семьи. Но государство стремиться и помочь семьям сохранить своё единство, укрепить и повысить значимость семьи в глазах общественности. Существуют общегосударственный и городские комплексные целевые программы помощи семье, направленные на оказание помощи семьям, где наблюдаются проблемы и падает социальный статус семьи. В современном обществе наиболее полно взаимодействует с семьей средняя школа – взаимодействие начинается еще до момента поступления ребенка в школу, и не заканчивается с выдачей аттестата. Работа школы с родителями и родительской общественностью в настоящее время актуальна тем, что школа может оказать реальную помощь родителям в воспитании ребенка. Непременным условием стабильности семьи и нормального развития ребенка является сотрудничество родителей с педагогическим коллективом школы, в которую поступил их ребенок. Главная задача школы при этом – найти такое взаимоотношение с родителями ребенка, которое поможет развивать и формировать будущую личность в правильном направлении, с минимальными психологическими затратами. Школа взаимодействует с родителями в следующих направлениях: информационное, воспитательно- развивающее, формирующее, охранно–оздоровительное, контролирующее, бытовое. При этом полное взаимодействие невозможно без педагогического и психологического изучения семьи. Изучение семьи ученика проводится, как правило, классным руководителем. Многое может почерпнуть из этого и учитель – предметник, вед изучение семьи позволяет понять стиль жизни ребенка, познакомиться с ним, понять уклад жизни семьи, ее традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ребенка с родителями, бабушками и дедушками, младшими и старшими братьями и сестрами. Основные задачи в работе родительского комитета школы – координация взаимодействия учеников, родителей и учителей. Основные задачи в работе родительского комитета школы – организация досуга, профилактика правонарушений, профилактика асоциального поведения, здоровье учащихся. Попечительский совет школы функционирует с момента ее создания. Основными функциями попечительского совета являются: содействие организации и совершенствованию образовательного процесса, направление внебюджетных средств на развитие и повышение эффективности воспитательного и образовательного процесса в целом, определение направления и порядка использования внебюджетных средств, содействие совершенствованию материальной базы школы, помощь в благоустройстве здания и территории школы, содействие родительскому комитету в организации досуга учащихся. Работа с родителями ведется не только в традиционных направлениях – организованная работа родителей в составе родительских комитетов, но и на родительских лекториях. Родительский лекторий позволяет создавать более комфортную обстановку для жизнедеятельности учащихся, для организации досуга учащихся, воздействия на личность ученика без физического или психического давления, родительский лекторий ставит перед собой цель научить родителей быть родителями – воспитателями, друзьями своим детям, рассказать родителям о многообразии мира ребенка, о его особенностях. Родительский лекторий дает родителям учащихся необходимые знания не только о возрастных особенностях детей, но и психологическом состоянии ребенка, о путях взаимодействия с ребенком, особенно с детьми асоциального поведения, учит родителей любить своих детей, вне зависимости от их поведения или состояния их учебы, находить прекрасное и отталкивать все недоброжелательные явления. Не случайно В.А.Сухомлинский организовал при своей Павлышской школе родительский университет, где родители получали широкие знания по вопросам семейного воспитания. Обучение родителей должно носить несколько опережающий характер, - это естественный потребностно - целевой блок в работе с родителями учащихся. Большую роль здесь играет именно родительская любовь – полное, сложное, сильное и нежное чувство к своему ребенку. Мы даем родителям знания, как справиться с чувством безграничной любви и суметь воспитать достойного гражданина нашей страны, как увидеть в ребенке прекрасное и как заметить нарастающие проблемы, с которыми ребенок уже не в состоянии справиться, и помочь ему. Совместные педагогические мероприятия, характеризующие образовательный уровень школы – один из путей преодоления противоречий между семьей и родителями. То есть, ознакомление родителей с содержанием и методикой – первая функция работы классного руководителя в работе с семьей. Важно привлечение к проведению родительских собраний педагогов – психологов. Для сложной работы, отнимающей много времени при подготовке, высоко квалифицированный педагогический коллектив школы проводит не только подготовку к родительским собраниям, но и педагогические конференции, круглые столы по обмену опытом, приглашает для проведения лекций специалистов, повышает свою квалификацию в специализированных институтах и университетах. В школе так же проводятся «Дни открытых дверей», которые наряду с родительскими собраниями дают родителям полную картину деятельности ребенка в школе. В дни открытых дверей можно попасть в любому педагогу, который преподает в классе и получить индивидуальную характеристику ребенка, если у ребенка возникли проблемы с изучением предмета, опытные педагоги подскажут методику выхода из сложившейся ситуации, порекомендуют дополнительные задания для учащихся с ослабленным здоровьем, найдут подход к ученику в асоциальным поведением. Противоречие в том, что образовательный уровень родителей неуклонно растет, что влечет за собой уверенность родителей в непогрешимости их педагогической позиции. Педагоги ,однако, полагают, что в обязанности родителей (которые являются врачами, конструкторами, торговцами) входит помощь классному руководителю. Классный руководитель, если он обладает профессиональным мастерством, сам справляется со своим профессиональным делом, никого не зовя на помощь и не считает постороннюю помощь составной частью своего профессионального дела. По крайней мере, такая постановка вопроса кажется честной и логически оправданной. Но родителям и педагогам необходимо соблюдать несколько простых правил, чтобы не создавать конфликтных ситуаций, в которые как правило, оказывается втянут и невольный объект конфликта – ребенок:

Информация о работе Роль родителей в управлении школой