Роль школы в сельском поселении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 09:24, реферат

Описание работы

Образование в настоящее время становится важнейшим условием жизненной успешности человека, определяющим фактором развития и выживания самого общества. Развитие и модернизация системы образования России объявлено одним из важнейших приоритетов в социальной политике государства. Главная роль в образовательном пространстве отводится школе, организации ее деятельности. При этом значительная часть населения России проживает на территории сельских поселений, подобных сельскому поселению Мамонского муниципального образования.

Файлы: 1 файл

роль школы в сельском поселении.doc

— 198.50 Кб (Скачать файл)

Образование в настоящее время  становится важнейшим условием жизненной  успешности человека, определяющим фактором развития и выживания самого общества. Развитие и модернизация системы  образования России объявлено одним  из важнейших приоритетов в социальной политике государства. Главная роль в образовательном пространстве отводится школе, организации ее деятельности. При этом значительная часть населения России проживает на территории сельских поселений, подобных сельскому поселению Мамонского муниципального образования. И отдельной темой для разговора всегда является роль сельской школы в воспитательном пространстве, которая определяется рядом существенных факторов и условий, отличающих школу городскую от школы сельской. Это тип самой школы, её специфика как образовательного учреждения, содержание и характер связи школы с социумом, целевые образовательно-воспитательные установки, ориентиры школы, а также педагогические традиции школы, района, области, кадровый педагогический потенциал.

Важное место в социальной системе сельских поселений, существенную роль в их сохранении играет школа, являясь не только образовательным, но и социальным, культуросберегающим центром. Следует прямо сказать, что школа является важной составляющей любого региона страны, требующей особой поддержки и внимания со стороны не только нашего государства, но и местных властей, и местного социума. Осознание такого положения вещей администрацией Муниципального образовательного учреждения Мамоновской средней общеобразовательной школы, администрацией Мамонского муниципального образования привело к интенсификации сотрудничества между школой, администрацией поселения и депутатами Думы Мамонского МО. Администрация сельского поселения регулярно оказывает школе всестороннюю помощь, используя все имеющиеся для этого материальные и нематериальные ресурсы. Особенной благодарности заслуживают усилия общественных организаций: Совет ветеранов, совет женщин муниципального образования, направленные на поддержание и развитие школьной инфраструктуры.

Совместные усилия администрации школы и сельского поселения по организации разного плана мероприятий позитивно влияют на общественную жизнь посёлка, позволяют односельчанам ощущать единство в реализации своих устремлений, направленных на развитие человека, семьи, общества и государства в целом. В ходе совместных мероприятий намечаются новые перспективы взаимодействия сотрудничества, в частности: это и взаимодействие с ДК (Муниципальным казенным учреждением культуры «Культурно-спортивный центр» Мамонского МО) – использование зрительного зала для проведения разного рода совместных мероприятий; весомо и значимо участие в политической, культурной жизни поселения, в том числе в таких мероприятиях как «Политсезон», «КВН» (ориентированных на учеников средних и старших классов); значима работа и театральной студии, которая ставит и показывает свои спектакли жителям села.

Взаимодействие школы  и местной власти с введением  новых образовательных стандартов позволяет сельской школе сохранить  свою специфику, которая все же отлична  от образовательной модели городской школы. Такая ориентация на сохранение собственной аутентичности положительно сказывается на развитии нашей школы, сельского социума в целом, на условиях и возможностях развития сельского школьника.

 

Сегодня мы понимаем, что никто за нас наши местные проблемы решать не будет. Устав Мамонского муниципального образования предполагает широкое участие населения в местном самоуправлении: в местных референдумах, муниципальных выборах, правотворческих инициативных группах граждан, публичных слушаниях, собраниях, конференциях, опросах... Но их эффективность напрямую зависит от образовательного уровня (в том числе от функциональной грамотности) населения: от того, насколько граждане компетентны в социальных, экономических, правовых, экологических и других вопросах, от того, каковы их жизненные ценности и приоритеты и насколько они готовы принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность. Поэтому лозунг «Качество образования - это качество нашей жизни» приобретает ещё более конкретное содержание и смысл. И если верны слова о том, что мощь и силу государства во многом определяет система образования (причём проблемы образования - это проблемы общества), то эту же формулу можно перенести и на систему образования отдельного муниципального образования и даже конкретного поселения: как учим - так и живём, чему учим - то и получаем...  

Более того, изучая проблемы сельской школы, можно прийти к выводу: для полноценной жизни и успешной работы в селе местным жителям  мало обычного школьного и даже вузовского образования. Ребёнка, молодого человека, взрослого в сельской местности нужно учить иному, иначе, чем в городе. Нужна целостная образовательная система на селе, направленная не только на выравнивание образовательных возможностей сельских и городских жителей, на разрешение наиболее острых социально-образовательных проблем сельского социума. Это должна быть система, ресурсно обеспечивающая культуротворческую деятельность на земле. Поэтому в связи с особенностями стоящих перед школой задач необходимо преодолеть межведомственные барьеры, установить взаимодействие с учреждениями и предприятиями других отраслей. Показательным в этой связи является взаимодействие Аграрного техникума с нашей школой, ведется совместная работа по обучению и воспитанию школьников, активно осуществляется профориентационная работа.

Понимая значительную роль внешней среды, в которой живут сегодняшние сельские школьники и которая также является частью содержания их «образовывания» вне школьного пространства, мы считаем, что сельская школа обязана делать всё для созидательного преобразования этой среды, чтобы её воздействие не было губительным, чтобы провозглашаемые в стенах школы ценности имели множество подтверждающих их примеров в реальной жизни села.

 

 

Смысл качества образования и система  его оценивания стали особенно актуальными для сельской образовательной среды в связи с введением Федерального закона о новых принципах организации местного самоуправления на территории сельских администраций.

Развитие муниципальных поселений предполагает изменение укладности жизни села: новые экономические отношения, востребованность новых для села компетентностей, появление социальных новаций.

Эти изменения невозможны без развития муниципальной системы образования. Новая поселенческая структура будет успешной только при новом социальном статусе сельской школы - как культурно-образовательного центра села. Социальная активность детей и родителей, их способность интегрироваться в сферу новых отношений (производственных, культурных, экономических) потребует нового содержания образования, а следовательно, и новой системы оценки качества образования.

По причине десятилетиями сложившейся практике оценивания эффективности деятельности любого общеобразовательного учреждения, в том числе и на территории нашего муниципального образования, большинство школ ориентируются на выпускные экзамены и на высокий процент выпускников, преодолевших этот рубеж.

Однако далеко не всегда школьная шкала успеваемости наших выпускников  совпадает с их жизненной шкалой успешности. Ещё реже этот «высокий» результат положительно влияет на качество жизни на территории поселения.

Возникает закономерный вопрос: в  чём инвестиционная привлекательность  для органов местного самоуправления деятельности таких школ? Что конкретно будут иметь поселения от выполнения образовательных программ школ, если их лучшие выпускники, которые могли бы улучшить качество жизни, из села уезжают?

Не отвергая традиционных приоритетов  в оценке деятельности школ, таких  как качество знаний, умений и навыков учащихся по конкретным образовательным областям, условия для их саморазвития и самосовершенствования, социальное и физического здоровья, мы считаем, одним из главных показателей хорошей сельской школы должны быть результаты её деятельности по укоренению выпускников в сельском образе жизни. При этом она должна идти в ногу со временем, учиться в ней должно быть интересно, а по уровню знаний сельские школьники не должны уступать городским. Поэтому государство, региональная власть, органы местного самоуправления должны понимать, что инвестировать в образование сельских детей - это значит вкладывать в тех, кто завтра будет трудиться в сельском хозяйстве,  кто, как не раз бывало в нашей истории, даст новый импульс к подъёму и процветанию страны. 

В связи с этим весьма полезно  вспомнить об огромном значении трудового  движения школьников, которое там  же должно стать частью хорошей сельской школы. Это прекрасная разносторонняя деятельность: овладев ею, сельские школьники учатся трудиться, управлять, заниматься научной работой, исследовать, проектировать, строить отношения в коллективе. Именно в разнообразной практической деятельности они приобретают реальный багаж, называемый ключевыми компетентностями,

В сельской школе должны быть созданы условия для включения школьников в систему трудовых и экономически отношений взрослых, для культивирования менталитета созидателя, а не потребителя, патриота своей земли, а не Ивана, не помнящего родства...

 

 

2006 год - год начала реализации  федерального закона, основанного на новых принципах организации местного самоуправления.

Определены границы ответственности  за вопросы, которые призваны решать сами поселения в сфере образования. На самом деле все они сводятся к одному - содействию. На полтора десятка последних лет школу оставили один на один с огромным набором проблем, которые ей никогда не решить без поддержки местного сообщества. Уже давно нет строки расходов в сельских администрациях на образование; распавшиеся системы взаимодействия школ с хозяйствующими субъектами напрямую зависят от того, как работает хозяйство: а если оно банкрот, а если само концы с концами не сводит, а если руководство ставит для себя цели, никак не ориентированные на нужды местной сельской школы? На территории МО появилось новое предприятие «АгроБайкал» и поэтому значимо выстраивание отношений с этим хозяйством.

Если культура призвана стать (по закону) организующей силой, так как её функции  переданы на поселенческий уровень (библиотечное обслуживание, сохранение объектов культурного наследия, массовый отдых населения...), то какие функции для своего поселения должна выполнять сельская школа? 

Зная реальное состояние дел  в поселениях: чем живут селяне, где трудятся, какие планы для своих детей строят - можно с уверенностью сказать, что процесс самоорганизации жизнедеятельности местного сообщества очень сложен и длителен, так как бывшее сообщество сельских жителей в большинстве своём уже давно разобщено грузом социально-экономических проблем последних 15 лет. Оптимизировать эти процессы могут люди, которые уверены в том, что перемены к лучшему возможны, и знают, как их осуществить. Но таких людей среди стареющего населения в сёлах нет. (Мы говорим о тысячах поселений, где есть типичные основные общие школы с небольшим контингентом детей, а значит, и с небольшим количеством трудоспособного населения.)

И всё же роль образования, как системы, на данном этапе очень  весома, если рассматривать его как  процесс, который непосредственно связан с реальными жизненными изменениями. Закон об организации местного самоуправления и принятые уставы муниципальных образований ставят образовательные задачи, решение которых позволит местному сообществу на деле увидеть качественные изменения жизни поселений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Одинаковых школ, как известно, не бывает. В зависимости от условий  каждая из ниш решает свои задачи. Естественно, что и критерии оценки деятельности каждой школы должны учитывать эти  условия. На фоне сложившейся в селе социально-экономичен кой ситуации весьма банальным выглядит сегодня подход к оценке эффективности школы по итоговым показателям «по овладению учащимися основными умениями и навыками» или проценту успешно сдавших экзамены выпускников.

Безусловно, одним из главных  условий хорошей сельской школы остаётся качество знаний учащихся и их успехи при продолжении учёбы, но часто это превращается в самоцель, достижение которой навсегда отвращает успешного в учёбе ученика от деревенского образа жизни и даёт окончившим школу молодым людям возможность вырваться из непрестижной сельской реальности и, окончив вуз, остаться в городе, где больше шансов  иметь стабильную работу с заработной платой, обеспечивающей достойную жизнь, и в полной мере можно удовлетворить свои потребности в медицинских, образовательных, бытовых и других услугах.

«Ну и пусть едут - не за границу же, это ведь тоже Россия», - скажут многие и будут отчасти  правы. Да, сегодня многие сельские школы могут гордиться, что в  их стенах учились именитые люди области, России, успешные и самодостаточные. Но сколько их в сравнении с теми неустроенными, переселившимися в город или остающимися в селе и не знающими, куда себя деть?

И что происходит с селом, с самой школой в результате такого «государственного» подхода?

Выходит, что вся образовательная система муниципалитета работает в основном на тех немногих, кто пополняй интеллектуальную элиту региона или России в целом? А как же тогда с теми, кто остаётся верен своим корням, кто выбрал деревню для жительства: как школа сегодня учит их решать нелёгкие проблемы сельской жизни, какие нравственные ценности прививает? И как вообще насчёт ответственности, гражданской зрелости выпускников, любви к малой Родине, о которых много говорят и много написано в программных документах по модернизации, но, как только дело доходит до оценки качества деятельности школы, всё сводится к пресловутым тестам, одинаковым для всех школ?

Информация о работе Роль школы в сельском поселении