Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 09:24, реферат
Образование в настоящее время становится важнейшим условием жизненной успешности человека, определяющим фактором развития и выживания самого общества. Развитие и модернизация системы образования России объявлено одним из важнейших приоритетов в социальной политике государства. Главная роль в образовательном пространстве отводится школе, организации ее деятельности. При этом значительная часть населения России проживает на территории сельских поселений, подобных сельскому поселению Мамонского муниципального образования.
Исследование показало: многим педагогическим коллективам сельских школ удалось тем не менее сохранить проверенные временем формы трудовой подготовки школьников, привлечения их к производительному труду – в половине сельских школ действуют ученические производственные бригады, в каждой третьей – экологические объединения, в 17% – производственные звенья, в 16% – школьные лесничества. В числе позитивных перемен – рост, хотя и незначительный, числа школ, где преподаются профилированные курсы биологии и химии. Данный факт означает, что сельская школа начинает реагировать на введение профильного обучения.
Однако по сравнению с 1999 г. в 2005 г. в два раза возросло число сельских школ, в которых трудовая подготовка по сельскохозяйственному профилю вообще не проводится. Наблюдается значительное сокращение числа школ, где преподается предмет «Сельскохозяйственный труд» в 5–7 классах. В два раза сократилось число сельских школ, где преподаются спецкурсы по сельскохозяйственному профилю и где организована профессиональная подготовка с выдачей документа по специальностям.
Сокращается количество часов,
выделяемых на изучение предмета «Технология».
В 2004 г. на уроки технологии в VIII классе оставлен всего один час и ни
одного часа в IX–XI классах всех профилей,
кроме индустриально-
Немногие сельские школы имеют современные, хорошо оборудованные мастерские. Устойчивый характер приобретает тенденция, согласно которой в расписании X и XI классов вместо уроков труда стоят занятия по информационным технологиям. В ряде школ в IX классах часы, отведенные на технологию, заменяются предпрофильной подготовкой. Ручной труд фактически вытесняется из школьной программы, его полностью заменяет работа с компьютерами. А вместе с тем урок труда в общеобразовательной школе – единственный предмет, где школьники на практике учатся применять знания, полученные на уроках физики, химии, географии, геометрии. Социальная значимость школьных уроков труда состоит в подготовке учащихся к семейной жизни, в частности, в научении мальчиков и девочек жизненно важным для семейной жизни бытовым навыкам.
Предмет «Технология», однако,
изучают школьники в
В то же время в целом исследование показало, что основания для оптимизма и надежды на стабилизацию ситуации в АПК все-таки есть. Каждый четвертый (!) учащийся сельской школы заинтересован в получении знаний и умений, необходимых для работы в личном подсобном хозяйстве. Еще 14% учащихся желают получить сельскохозяйственные профессии. 11,3% учащихся хотят получить знания, которые помогут им поступить в учреждения профессионального образования сельскохозяйственного профиля.
Тем не менее в настоящее
время только от 10 % до 30 % выпускников
сельских школ остаются на селе, что
не обеспечивает стабильного развития
сельских территорий, успешного решения демографичес
Остро стоит проблема закрепления
выпускников
Следует заметить, что отсутствие у сельской молодежи первоначального капитала и необходимых знаний служит основной причиной слабой включенности молодых жителей села в предпринимательскую деятельность.
4. С точки зрения стратегии развития отечественного сельского хозяйства и сельского образования сегодня очевидно: в механизме реализации национальных проектов западает стержневое звено. Это звено – сельская школа, точнее, ориентация ее деятельности на подготовку учащихся к жизни и труду на селе. Ни в одном из действующих сегодня государственных документов по модернизации образования перед сельской школой не ставится задача по подготовке учащихся к сельскохозяйственному труду, ее допрофессиональной и профессиональной подготовке. А это значит, что предпринимаемые сегодня гигантские усилия государства по инвестированию в АПК и образование не создадут реальных предпосылок для выхода агросферы и социальной сферы села из кризиса и для устойчивого развития сельских территорий. Ибо ключевым звеном всех реформ в аграрном и социальном секторах страны всегда были и будут квалифицированные специалисты.
Исторически достоверно: российская сельская школа пережила различные подходы правительства к содержанию сельского образования. В конце XIX века правительство пыталось подменить общеобразовательную подготовку в сельской школе сельскохозяйственным образованием, против чего резко выступали Н.Ф. Бунаков, Д.И. Тихомиров, В.П. Вахтеров и другие прогрессивные педагоги того времени. В годы советской власти, благодаря государственной образовательной политике партии и правительства, многим сельским школам удалось достичь разумного баланса общеобразовательной и профессиональной подготовки учащихся, хотя не удалось избежать и перегибов. В подавляющем большинстве сегодняшних сельских школ преобладает только общеобразовательная подготовка учащихся.
Совершенно очевидно, что трудовая деятельность сельских школьников является базовой основой для их дальнейшего жизненного и профессионального самоопределения, важным средством социализации личности, фактором успешной подготовки молодежи к жизни и труду на селе. Потенциально только выпускники сельских школ, знающие сельскохозяйственный труд с малых лет и любящие землю, село, могут обеспечить воспроизводство кадров в сельском хозяйстве и социальной сфере села. Подготовку молодежи к труду, особенно к сельскохозяйственному, надо рассматривать как важнейшую межведомственную социально-педагогическую проблему, от решения которой зависит не только продовольственная безопасность России, но и само существование российского села.
Надо признать: многие регионы разработали и реализуют свою стратегию кадровой политики АПК. В Красноярском крае действует краевая целевая программа «Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса Красноярского края на 2004–2008 годы». В Волгоградской области принята целевая программа трудовой подготовки школьников «Учебное поле», которая инициировала создание и развитие учебно-опытных хозяйств на пахотных землях, закрепленных за сельскими образовательными учреждениями. В Пензенской области действует программа «Лидер в социальной и предпринимательской деятельности», ориентирующая школы на подготовку учащихся к трудовой деятельности.
В Ставропольском крае, Оренбургской, Владимирской, Волгоградской, Белгородской, Курганской, Тульской областях, Башкортостане и ряде других регионов страны власти возрождают деятельность ученических производственных бригад, трудовых объединений школьников. Во многих территориях накоплен опыт успешно функционирующих агрошкол (Белгородская, Ярославская области, Республика Якутия и др.), фермерских хозяйств при школе (Владимирская область), подсобных хозяйств при школе (Республика Башкортостан, Чувашская Республика и др.).
В ряде сельских школ, где
имеются соответствующие
Все больше сторонников в среде директоров сельских школ находит идея создания сельхозпроизводства на базе школы. Во главе инициативного процесса остаются агрошколы, школы – крестьянские хозяйства, агролицеи, действующие во многих регионах страны.
Значительный вклад в поддержку идеи «возвращения труда в школу» вносит Международный конкурс продуктивных школ им. А.С. Макаренко, инициированный журналом «Народное образование».
В современных условиях, когда сельскохозяйственные профессии стали не престижны в нашем обществе, в контексте реформирования АПК особенно актуально введение профильного обучения. Одна из тенденций развития современной сельской школы начала XXI века – интеграция общеобразовательной и профильной подготовки учащихся. От его правильной постановки такой подготовки зависит не только успешная социализация выпускников сельской школы, но и обеспечение кадрами социальной и производственной сферы села.
Вместе с тем профильное обучение сегодня в большей степени замкнуто на образовании. В основе его организации должен лежать баланс интересов личности и общества. Иными словами, профильная подготовка должна быть ориентирована на потребности личности и потребности муниципальных образований, региона в кадрах.
Сегодняшние сельские школьники – потенциальные абитуриенты сельскохозяйственных вузов, агрошкол, сельскохозяйственных ПУ. Они – будущее профессиональное сообщество специалистов – аграриев, сельской интеллигенции, трудовых резервов села.
Совершенно очевидно, что успешная реализация профильного обучения в сельской школе предполагает выстраивание правильных отношений между бизнес-сообществом, государственными секторами экономики и системой общего и профессионального образования. Эту задачу сельской школе своими силами не решить. Нужны волевые усилия представителей исполнительной и законодательной власти, чтобы обеспечить участие различных отраслей социально-экономического комплекса страны в профильном обучении учащихся. Участие в виде инвестиций, социального заказа на специалистов, на требования к их подготовке.
В Курганской области, наиболее
продвинутом регионе в области
профильного обучения учащихся, в
результате мониторинга по изучению
хода опытно-экспериментальной
5. Какие концептуальные идеи могут быть положены в основу развития сельской школы как фактора социально-экономического и духовно-нравственного развития села? Выделим главные:
1. Сельское образование
имеет свою специфику, суть
которой заключается в
2. Сельская школа рассматривается как базовое звено подготовки землепользователей нового поколения, как духовно-нравственный, социокультурный центр сельской жизни.
3. Сельская школа является
важным компонентом системы
4. Модернизацию содержания школьного образования на селе необходимо осуществлять во взаимосвязи с реформированием агропромышленного комплекса страны и социальной сферы села.
5. Сельскохозяйственное
6. Разноуровневая подготовка
школьников к
7. Равноценность предметно-
8. Развитие на базе школы
сельхозпроизводства,
Подчеркнем: если сельская школа получит государственный заказ и государственную помощь в осуществлении трудовой, допрофессиональной, профессиональной, профильной подготовки школьников, у сельских учащихся останется такое же право выбора жизненного и профессионального пути и такая же свобода в принятии решений, как и у городских школьников.
6. Особая роль школы в социально-экономическом и социально-культурном развитии села очевидна и обусловлена экономическими, педагогическими, культурными, социальными и ментальными причинами.
Реальной силой социального развития современного села могут стать только образованные люди, способные эффективно работать в условиях рынка, предприимчивые и инициативные. Подготовить такие кадры – одна из задач сельской школы. Чтобы школа могла выполнить эту задачу, образование, наряду с сельскохозяйственным производством, должно стать одним из первоочередных объектов инвестиций в ходе реализации программы социального развития села. Укрепив образовательное звено, можно превратить его в фактор социально-психологического, воспитательного воздействия на людей, что будет способствовать коллективному инициативному началу преобразований.