Роль школы в сельском поселении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 09:24, реферат

Описание работы

Образование в настоящее время становится важнейшим условием жизненной успешности человека, определяющим фактором развития и выживания самого общества. Развитие и модернизация системы образования России объявлено одним из важнейших приоритетов в социальной политике государства. Главная роль в образовательном пространстве отводится школе, организации ее деятельности. При этом значительная часть населения России проживает на территории сельских поселений, подобных сельскому поселению Мамонского муниципального образования.

Файлы: 1 файл

роль школы в сельском поселении.doc

— 198.50 Кб (Скачать файл)

Исследование показало: многим педагогическим коллективам сельских школ удалось тем не менее сохранить  проверенные временем формы трудовой подготовки школьников, привлечения их к производительному труду – в половине сельских школ действуют ученические производственные бригады, в каждой третьей – экологические объединения, в 17% – производственные звенья, в 16% – школьные лесничества. В числе позитивных перемен – рост, хотя и незначительный, числа школ, где преподаются профилированные курсы биологии и химии. Данный факт означает, что сельская школа начинает реагировать на введение профильного обучения.

Однако по сравнению с 1999 г. в 2005 г. в два раза возросло число  сельских школ, в которых трудовая подготовка по сельскохозяйственному профилю вообще не проводится. Наблюдается значительное сокращение числа школ, где преподается предмет «Сельскохозяйственный труд» в 5–7 классах. В два раза сократилось число сельских школ, где преподаются спецкурсы по сельскохозяйственному профилю и где организована профессиональная подготовка с выдачей документа по специальностям.

Сокращается количество часов, выделяемых на изучение предмета «Технология». В 2004 г. на уроки технологии в VIII классе оставлен всего один час и ни одного часа в IX–XI классах всех профилей, кроме индустриально-технологического.

Немногие сельские школы  имеют современные, хорошо оборудованные  мастерские. Устойчивый характер приобретает  тенденция, согласно которой в расписании X и XI классов вместо уроков труда стоят занятия по информационным технологиям. В ряде школ в IX классах часы, отведенные на технологию, заменяются предпрофильной подготовкой. Ручной труд фактически вытесняется из школьной программы, его полностью заменяет работа с компьютерами. А вместе с тем урок труда в общеобразовательной школе – единственный предмет, где школьники на практике учатся применять знания, полученные на уроках физики, химии, географии, геометрии. Социальная значимость школьных уроков труда состоит в подготовке учащихся к семейной жизни, в частности, в научении мальчиков и девочек жизненно важным для семейной жизни бытовым навыкам.

Предмет «Технология», однако, изучают школьники в большинстве  ведущих стран мира – Великобритании, Франции, Германии, Голландии, Швеции. Он входит в структуру пяти обязательных занятий для учеников всех возрастов.

В то же время в целом  исследование показало, что основания  для оптимизма и надежды на стабилизацию ситуации в АПК все-таки есть. Каждый четвертый (!) учащийся сельской школы заинтересован в получении знаний и умений, необходимых для работы в личном подсобном хозяйстве. Еще 14% учащихся желают получить сельскохозяйственные профессии. 11,3% учащихся хотят получить знания, которые помогут им поступить в учреждения профессионального образования сельскохозяйственного профиля.

Тем не менее в настоящее  время только от 10 % до 30 % выпускников  сельских школ остаются на селе, что  не обеспечивает стабильного развития сельских территорий, успешного решения демографической проблемы, воспроизводства кадров в сельскохозяйственном производстве и социальной сфере села.

Остро стоит проблема закрепления  выпускников сельскохозяйственных вузов на работе в сельхозпредприятиях. К примеру, сегодня только 20 % выпускников ведущего сельскохозяйственного вуза страны МСХА имени К.А. Тимирязева – едут на работу по специальности на село; 60 % выпускников этого вуза – городские жители. Вряд ли они поедут работать в село. Получается, что государство, финансируя бюджетные места, не получает должных социальных эффектов от инвестиций в высшее профессиональное аграрное образование.

Следует заметить, что отсутствие у сельской молодежи первоначального  капитала и необходимых знаний служит основной причиной слабой включенности молодых жителей села в предпринимательскую деятельность.

4. С точки зрения стратегии развития отечественного сельского хозяйства и сельского образования сегодня очевидно: в механизме реализации национальных проектов западает стержневое звено. Это звено – сельская школа, точнее, ориентация ее деятельности на подготовку учащихся к жизни и труду на селе. Ни в одном из действующих сегодня государственных документов по модернизации образования перед сельской школой не ставится задача по подготовке учащихся к сельскохозяйственному труду, ее допрофессиональной и профессиональной подготовке. А это значит, что предпринимаемые сегодня гигантские усилия государства по инвестированию в АПК и образование не создадут реальных предпосылок для выхода агросферы и социальной сферы села из кризиса и для устойчивого развития сельских территорий. Ибо ключевым звеном всех реформ в аграрном и социальном секторах страны всегда были и будут квалифицированные специалисты.

Исторически достоверно: российская сельская школа пережила различные  подходы правительства к содержанию сельского образования. В конце XIX века правительство пыталось подменить общеобразовательную подготовку в сельской школе сельскохозяйственным образованием, против чего резко выступали Н.Ф. Бунаков, Д.И. Тихомиров, В.П. Вахтеров и другие прогрессивные педагоги того времени. В годы советской власти, благодаря государственной образовательной политике партии и правительства, многим сельским школам удалось достичь разумного баланса общеобразовательной и профессиональной подготовки учащихся, хотя не удалось избежать и перегибов. В подавляющем большинстве сегодняшних сельских школ преобладает только общеобразовательная подготовка учащихся.

Совершенно очевидно, что  трудовая деятельность сельских школьников является базовой основой для их дальнейшего жизненного и профессионального самоопределения, важным средством социализации личности, фактором успешной подготовки молодежи к жизни и труду на селе. Потенциально только выпускники сельских школ, знающие сельскохозяйственный труд с малых лет и любящие землю, село, могут обеспечить воспроизводство кадров в сельском хозяйстве и социальной сфере села. Подготовку молодежи к труду, особенно к сельскохозяйственному, надо рассматривать как важнейшую межведомственную социально-педагогическую проблему, от решения которой зависит не только продовольственная безопасность России, но и само существование российского села.

Надо признать: многие регионы  разработали и реализуют свою стратегию кадровой политики АПК. В  Красноярском крае действует краевая  целевая программа «Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса Красноярского края на 2004–2008 годы». В Волгоградской области принята целевая программа трудовой подготовки школьников «Учебное поле», которая инициировала создание и развитие учебно-опытных хозяйств на пахотных землях, закрепленных за сельскими образовательными учреждениями. В Пензенской области действует программа «Лидер в социальной и предпринимательской деятельности», ориентирующая школы на подготовку учащихся к трудовой деятельности.

В Ставропольском крае, Оренбургской, Владимирской, Волгоградской, Белгородской, Курганской, Тульской областях, Башкортостане и ряде других регионов страны власти возрождают деятельность ученических производственных бригад, трудовых объединений школьников. Во многих территориях накоплен опыт успешно функционирующих агрошкол (Белгородская, Ярославская области, Республика Якутия и др.), фермерских хозяйств при школе (Владимирская область), подсобных хозяйств при школе (Республика Башкортостан, Чувашская Республика и др.).

В ряде сельских школ, где  имеются соответствующие условия, сохранена профессиональная подготовка учащихся по различным профессиям, востребованным на селе. В большинстве  регионов восстанавливается работа сельских учащихся на пришкольных учебно-опытных участках.

Все больше сторонников в  среде директоров сельских школ находит  идея создания сельхозпроизводства на базе школы. Во главе инициативного процесса остаются агрошколы, школы – крестьянские хозяйства, агролицеи, действующие во многих регионах страны.

Значительный вклад в  поддержку идеи «возвращения труда  в школу» вносит Международный конкурс  продуктивных школ им. А.С. Макаренко, инициированный журналом «Народное образование».

В современных условиях, когда  сельскохозяйственные профессии стали  не престижны в нашем обществе, в контексте реформирования АПК особенно актуально введение профильного обучения. Одна из тенденций развития современной сельской школы начала XXI века – интеграция общеобразовательной и профильной подготовки учащихся. От его правильной постановки такой подготовки зависит не только успешная социализация выпускников сельской школы, но и обеспечение кадрами социальной и производственной сферы села.

Вместе с тем профильное обучение сегодня в большей степени  замкнуто на образовании. В основе его организации должен лежать баланс интересов личности и общества. Иными словами, профильная подготовка должна быть ориентирована на потребности личности и потребности муниципальных образований, региона в кадрах.

Сегодняшние сельские школьники  – потенциальные абитуриенты сельскохозяйственных вузов, агрошкол, сельскохозяйственных ПУ. Они – будущее профессиональное сообщество специалистов – аграриев, сельской интеллигенции, трудовых резервов села.

Совершенно очевидно, что  успешная реализация профильного обучения в сельской школе предполагает выстраивание правильных отношений между бизнес-сообществом, государственными секторами экономики и системой общего и профессионального образования. Эту задачу сельской школе своими силами не решить. Нужны волевые усилия представителей исполнительной и законодательной власти, чтобы обеспечить участие различных отраслей социально-экономического комплекса страны в профильном обучении учащихся. Участие в виде инвестиций, социального заказа на специалистов, на требования к их подготовке.

В Курганской области, наиболее продвинутом регионе в области  профильного обучения учащихся, в  результате мониторинга по изучению хода опытно-экспериментальной работы по введению профильного обучения сельских школьников, проведенного в 2006/2007 учебном году, установлено, что охват предпрофильной подготовкой учащихся основных и средних школ области составил 87,2 %; профильным обучением – 57,2 %. Доля сельских школьников, вовлеченных в допрофессиональную и профессиональную подготовку, увеличилась до 55,3 % и эта подготовка осуществляется по таким профессиям: тракторист-машинист, автоводитель, швея, оператор ЭВМ, автослесарь, электротехник, хозяйка усадьбы, парикмахер, повар, продавец, секретарь-референт, бухгалтер малого бизнеса, менеджер и др. В области идет процесс развития учебно-производственных комплексов для подготовки кадров рабочих профессий для села. Если в 2005 г. в области функционировало 2 таких комплекса, то в 2007 г. – уже 10.

5. Какие концептуальные идеи могут быть положены в основу развития сельской школы как фактора социально-экономического и духовно-нравственного развития села? Выделим главные:

1. Сельское образование  имеет свою специфику, суть  которой заключается в подготовке  учащихся к жизни и труду  на селе.

2. Сельская школа рассматривается как базовое звено подготовки землепользователей нового поколения, как духовно-нравственный, социокультурный центр сельской жизни.

3. Сельская школа является  важным компонентом системы непрерывного  сельскохозяйственного образования.

4. Модернизацию содержания школьного образования на селе необходимо осуществлять во взаимосвязи с реформированием агропромышленного комплекса страны и социальной сферы села.

5. Сельскохозяйственное образование  (пусть в минимальном объеме) является  неотъемлемой частью общего среднего образования на селе.

6. Разноуровневая подготовка  школьников к сельскохозяйственному  труду рассматривается как принцип  вариативного образования на  селе.

7. Равноценность предметно-профильной  и профессионально-профильной подготовки  сельских школьников составляет особенность профильного обучения на селе.

8. Развитие на базе школы  сельхозпроизводства, социокультурной,  образовательной, досуговой деятельности  рассматриваются как перспективные  направления повышения влияния  школы на жизнь сельских сообществ.

Подчеркнем: если сельская школа  получит государственный заказ  и государственную помощь в осуществлении  трудовой, допрофессиональной, профессиональной, профильной подготовки школьников, у  сельских учащихся останется такое  же право выбора жизненного и профессионального пути и такая же свобода в принятии решений, как и у городских школьников.

6. Особая роль школы в социально-экономическом и социально-культурном развитии села очевидна и обусловлена экономическими, педагогическими, культурными, социальными и ментальными причинами.

Реальной силой социального  развития современного села могут стать только образованные люди, способные эффективно работать в условиях рынка, предприимчивые и инициативные. Подготовить такие кадры – одна из задач сельской школы. Чтобы школа могла выполнить эту задачу, образование, наряду с сельскохозяйственным производством, должно стать одним из первоочередных объектов инвестиций в ходе реализации программы социального развития села. Укрепив образовательное звено, можно превратить его в фактор социально-психологического, воспитательного воздействия на людей, что будет способствовать коллективному инициативному началу преобразований.

Информация о работе Роль школы в сельском поселении