Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 09:24, реферат
Образование в настоящее время становится важнейшим условием жизненной успешности человека, определяющим фактором развития и выживания самого общества. Развитие и модернизация системы образования России объявлено одним из важнейших приоритетов в социальной политике государства. Главная роль в образовательном пространстве отводится школе, организации ее деятельности. При этом значительная часть населения России проживает на территории сельских поселений, подобных сельскому поселению Мамонского муниципального образования.
В краеведческих кружках ученики занимаются поисковой деятельностью, изучают историю своего села, пишут летопись своей деревни, поселка, края, своей родословной и т. д.
Литературные, изобразительные (художественные), хоровые, танцевальные кружки направлены на эстетическое воспитание школьников. Проведение концертов, вечеров встреч, отдыха, спортивных мероприятий, экологических субботников, праздников урожая, в которых участвуют как школьники, так и взрослые имеют в себе мощный воспитательный «заряд».
Обучая ученика, школа воздействует и на родителей. Сельские учителя, врачи, библиотекари многое делают по повышению педагогической культуры родителей, организуя для них лекции по вопросам обучения и воспитания детей, по проблеме здорового образа жизни. На классных родительских собраниях часто происходит обмен опытом воспитательной работы в семье.
Привлекая шефов, сельская школа организует
для детей экскурсии в
Воспитание молодого поколения на культурных традициях своего народа, на его духовных заповедях (добра и справедливости) несомненно должно дать добрые всходы и плоды.
Сельский учитель – это одна из ключевых фигур, несущая культуру в массы. Учитель на селе должен быть примером для своих учеников во всех отношениях, и прежде всего он должен быть неутомимым, честным тружеником, добрым советчиком, отдающим себя своим ученикам и служению народу. От энтузиазма учителя, его профессиональной компетентности, уровня культурного развития, в конечном итоге, зависит какими выйдут из стен школы его ученики; будут ли они беречь и любить родное село, приумножать его материальное и духовное богатство.
Многое в деле воспитания зависит от взаимоотношений учителя и его учеников. Чтобы педагогическое общение было оптимальным, учитель должен знать и понимать «мир воспитанника», интересы ребенка, знать психологию школьного возраста. Педагог лишь тогда оказывает воспитательное воздействие на ученика, когда он умеет сопереживать, сочувствовать, проявлять чувство сопричастности, выборочно, интуитивно постигая реальное состояние каждого ребенка. Педагог должен «снизойти до ученика», уметь видеть, непредвзято воспринимать маленькие и большие проблемы воспитуемого и помогать преодолевать их. Учитель должен обладать умением вести психологически конструктивный диалог с учеником. Диалогическая форма общения (содержит в себе и направлена на эффективное сотрудничество) обладает мощным воспитательным потенциалом, затрагивая эмоциональную сферу, производя в чувствах существенные динамические изменения, непосредственно влияя на ум, чувство и волю учащихся. В результате происходит осмысление подрастающим человеком самого себя. Оно проявляется в форме переживания отношения к самому себе, когда чувство и разум выступают в их органическом взаимодействии. При переживании отношений к своему «я», своим поступкам, их оценке и осмыслении и происходит формирование личности. Работа педагога сродни работе скульптора: отсекая грубое, лишнее, он созидает человека, способного на преобразование действительности и собственное развитие.
Сельской школе /сельскому учителю/ необходимо уделять пристальное внимание, оказывать всестороннюю помощь не только в материальном, но и методическом плане. В последнее время установились тесные связи вузов с сельскими школами. Вуз вместе с подшефной школой ведет совместную работу по обучению и воспитанию школьников. Так, проводится работа по подготовке выпускников к сдаче ЕГЭ, активно осуществляется профориентационная работа. В школы выезжают вузовские преподаватели с чтением лекций и семинаров. Сельские учителя вместе с преподавателями вузов, студентами проводят немало интересных внеклассных воспитательных мероприятий (например, вечера – встречи, КВН, олимпиады, день открытых дверей и т. д.)
В СХА стало доброй традицией выезжать с профориентационной целью в села Чувашии, встречаться с администрацией, педагогическим коллективом, учащимися школы. За каждой кафедрой нашей академии закреплен определенный сельскохозяйственный район.
www.mcx.ru /
|
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА |
|
Доклад "Развитие сельской школы как фактора социально-экономического и духовно-нравственного развития села"
Стратегия реформирования российского общества, реализация национальных проектов «Развитие АПК», «Образование», «Здравоохранение», «Доступное и комфортное жилье» отвечают социальным ожиданиям и потребностям людей в качественном изменении жизни, в ее обновлении, преодолении многих кризисных явлений и устранении их причин.
Становление России как передовой цивилизованной европейской страны невозможно без развитого аграрного сектора, ведущая роль в создании которого принадлежит нынешним выпускникам сельских школ. А значит, возрастает роль сельской школы в подъеме экономики и социальном развитии села, в обеспечении психологической, социальной и профессиональной готовности выпускников школ к реформированию аграрного сектора и социальной сферы села.
Общеизвестно: интеллектуальный, экономический, культурный, духовный потенциал российского села XXI века во многом определит нынешняя молодежь. Развитие сельской России зависит от вклада сельской молодежи в модернизацию сельского хозяйства и социальное развитие села.
Сегодня многие исследователи задаются вопросом: почему за годы становления рыночной экономики в сельских регионах России не сформировалась «волна» молодых предпринимателей, способных реально повлиять на развитие многоукладной аграрной экономики и социальной сферы села? Почему в новых экономических условиях молодежь не сумела активно включиться в реформирование общества? Не смогла изменить ситуацию на селе? Более того – стала наименее защищенной и наиболее активно мигрирующей категорией сельских жителей? Да потому, что мало кто заботится о том, чтобы подростки были заинтересованы остаться в родной деревне, а не уехать в город после окончания школы, зачастую с полного согласия родителей.
Никто не отрицает: будущее российского села напрямую зависит от тех целей и ценностей, которыми руководствуется сегодня молодежь. Среди всех категорий сельского населения именно молодежь наиболее восприимчива к новым идеям и новациям и более адаптивна к новым условиям жизни. Ей присущи энергия, энтузиазм, жажда деятельности, мобильность, потребность в самореализации, в целом, – все те качества, которые особенно востребованы современной рыночной экономикой.
Но прежде чем ожидать от нынешних школьников стремления «поднимать село», надо вложить много сил в их воспитание, образование, здоровье, культурное развитие.
А пока субъектная позиция молодежи в преобразующей деятельности на селе во многом определяется объективными факторами развития конкретного поселения, реальными условиями, в которых ей предстоит жить и работать. Отсюда – поведение молодежи: активное или пассивное, конструктивное или деструктивное.
Очевиден взаимозависимый и взаимообусловленный характер развития производственной и социальной сфер села. Развитие сельского хозяйства возможно, если будут созданы нормальные социальные условия жизни, при которых молодежь будет оставаться на селе. В то же время очевидно и другое: только развитие сельскохозяйственного производства может в ближайшем будущем обеспечить развитие социальной сферы села.
Сельская школа, являясь важным звеном в системе жизнеобеспечения села, формирует интеллектуальный и трудовой потенциал сельского социума. Она призвана так обучать и воспитывать детей, чтобы многие из них могли успешно жить и работать на селе.
Российская сельская школа была и останется тем социальным институтом, на который при любом общественном строе, в любых социально-экономических условиях возложена миссия подготовки новых поколений аграриев – как специалистов разного уровня, так и крестьян – владельцев и пользователей земли. Сейчас эта проблема становится, без преувеличения, и проблемой национальной безопасности.
Вместе с тем современная сельская школа функционирует, не имея государственного заказа на подготовку учащихся к жизни и труду в агросоциуме. В современном обществе социальный заказ сельской школе формируется не только государством, но и обществом: родителями, сельхозпредприятиями, местным сообществом. Большинство субъектов сельских сообществ заинтересованы в таком воспитании личности, которое ориентировало бы ее на созидательную, преобразующую деятельность в социуме, и в таком ее образовании, которое бы вооружило знаниями, необходимыми для жизни в агросоциуме.
Историко-педагогический анализ развития сельской школы России показывает: только социально ориентированная деятельность сельской школы как образовательного звена сельского поселения может создать реальные предпосылки для выполнения социумом социально-экономических, социально-культурных, социально-педагогических функций. Являясь динамичной образовательной структурой сельского поселения, сельская школа потенциально располагает значительными ресурсами для опосредованного решения важнейших социально-экономических, социально-культурных, демографических, социально-педагогических проблем сельского социума, тем самым обеспечивая устойчивое развитие агропромышленного комплекса, социальной сферы села и сельских территорий.
Сельская школа – составная часть сельского социума. И она не может развиваться в отрыве от него, а только во взаимосвязи с социально-экономическим и социокультурным развитием села.
2. В образовательном
Сельская школа – самое массовое общеобразовательное учреждение страны, активно влияющее на социальную ситуацию на селе.
Сельские общеобразовательные школы по своим базовым характеристикам очень разные: пригородные и расположенные в отдаленных населенных пунктах, малочисленные и не уступающие по численности крупным городским школам, расположенные в поселках городского типа и в маленьких деревнях, национальные и многонациональные, начальные, основные, средние; школы-комплексы и агрошколы, учебно-воспитательные комплексы и школы с группами продленного дня по месту жительства, школы с углубленным изучением отдельных предметов и школы полного дня, функционирующие в неповторимом социокультурном и производственном окружении, в различных региональных условиях. Общий критерий, по которому все сельские школы условно можно объединить в одну группу, – их месторасположение (сельская местность).
В условиях демографического кризиса, миграции сельской молодежи, наиболее образованной и перспективной части сельского социума, в город и нестабильной работы сельхозпредприятий, совершенно очевидно, что сеть общеобразовательных школ не может оставаться прежней. Сегодня идет процесс сокращения численности сельских школ, их реорганизации, укрупнения. Вместе с тем форсирование процесса закрытия малочисленных школ губительно для сельского образования, ибо в большинстве регионов страны большая часть школ, расположенных на селе, становятся малочисленными. К примеру, в Костромской области из 387 сельских школ 325 – малочисленные. В Калужской области из 338 таких сельских школ – 250. В Тамбовской области 68,5% сельских от общего их числа – малочисленные.
Сегодня надо признать: малочисленность
сельской школы составляет специфическую
особенность российского
Осуществляя свою образовательную деятельность в условиях модернизации российского образования, реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных на селе, профилизации старшей школы, реформирования агропромышленного комплекса и социальной сферы села, сельская школа нуждается в стратегии ее развития как фактора влияния на социальные процессы на селе.
3. Следствием социально-
В результате широкомасштабного
социально-педагогического