Роль школы в сельском поселении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 09:24, реферат

Описание работы

Образование в настоящее время становится важнейшим условием жизненной успешности человека, определяющим фактором развития и выживания самого общества. Развитие и модернизация системы образования России объявлено одним из важнейших приоритетов в социальной политике государства. Главная роль в образовательном пространстве отводится школе, организации ее деятельности. При этом значительная часть населения России проживает на территории сельских поселений, подобных сельскому поселению Мамонского муниципального образования.

Файлы: 1 файл

роль школы в сельском поселении.doc

— 198.50 Кб (Скачать файл)

Сегодня мы понимаем, что никто  за нас наши местные проблемы решать не будет. Устав Мамонского муниципального образования предполагает широкое участие населения в местном самоуправлении: в местных референдумах, муниципальных выборах, правотворческих инициативных группах граждан, публичных слушаниях, собраниях, конференциях, опросах... Но их эффективность напрямую зависит от образовательного уровня (в том числе от функциональной грамотности) населения: от того, насколько граждане компетентны в социальных, экономических, правовых, экологических и других вопросах, от того, каковы их жизненные ценности и приоритеты и насколько они готовы принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность. Поэтому лозунг «Качество образования - это качество нашей жизни» приобретает ещё более конкретное содержание и смысл. И если верны слова о том, что мощь и силу государства во многом определяет система образования (причём проблемы образования - это проблемы общества), то эту же формулу можно перенести и на систему образования отдельного муниципального образования и даже конкретного поселения: как учим - так и живём, чему учим - то и получаем...  

Более того, изучая проблемы сельской школы, можно прийти к выводу: для полноценной жизни и успешной работы в селе местным жителям мало обычного школьного и даже вузовского образования. Ребёнка, молодого человека, взрослого в сельской местности нужно учить иному, иначе, чем в городе. Нужна целостная образовательная система на селе, направленная не только на выравнивание образовательных возможностей сельских и городских жителей, на разрешение наиболее острых социально-образовательных проблем сельского социума. Это должна быть система, ресурсно обеспечивающая культуротворческую деятельность на земле. Поэтому в связи с особенностями стоящих перед школой задач необходимо преодолеть межведомственные барьеры, установить взаимодействие с учреждениями и предприятиями других отраслей.

Понимая значительную роль внешней среды, в которой живут сегодняшние сельские школьники и которая также является частью содержания их «образовывания» вне школьного пространства, мы считаем, что сельская школа обязана делать всё для созидательного преобразования этой среды, чтобы её воздействие не было губительным, чтобы провозглашаемые в стенах школы ценности имели множество подтверждающих их примеров в реальной жизни села.

Поэтому сельская школа должна разворачивать  свою образовательную деятельность в социуме, оказывать социально-педагогические услуги различным категориям сельского населения, инициировать создание сельских сообществ для совместного решения наиболее острых социально-культурных проблем деревни. Кроме неё, этого не сделает никто...

Роль системы муниципального образования в развитии поселений

Смысл качества образования и система  его оценивания стали особенно актуальными для сельской образовательной среды в связи с введением Федерального закона о новых принципах организации местного самоуправления на территории сельских администраций.

Развитие муниципальных поселений  предполагает изменение укладности жизни села: новые экономические отношения, востребованность новых для села компетентностей, появление социальных новаций.

Эти изменения невозможны без развития муниципальной системы образования. Новая поселенческая структура  будет успешной только при новом  социальном статусе сельской школы - как культурно-образовательного центра села. Социальная активность детей и родителей, их способность интегрироваться в сферу новых отношений (производственных, культурных, экономических) потребует нового содержания образования, а следовательно, и новой системы оценки качества образования.

Благодаря (а может быть, по причине) десятилетиями сложившейся практике оценивания эффективности деятельности любого общеобразовательного учреждения, в том числе и на территории нашего муниципального образования, большинство школ ориентируются на выпускные экзамены и на высокий процент выпускников, преодолевших этот рубеж. Чтобы иметь более высокие показатели, некоторые педагогические коллективы идут на жёсткий отбор в старшие классы, гордятся и считают свою миссию выполненной, если достигнуты сравнительно высокие результаты на выпускных экзаменах. Однако далеко не всегда школьная шкала успеваемости наших выпускников совпадает с их жизненной шкалой успешности. Ещё реже этот «высокий» результат положительно влияет на качество жизни на территории поселения.

Возникает закономерный вопрос: в чём инвестиционная привлекательность для органов местного самоуправления деятельности таких школ? Что конкретно будут иметь поселения от выполнения образовательных программ школ, если их лучшие выпускники, которые могли бы улучшить качество жизни, из села уезжают?

Не отвергая традиционных приоритетов  в оценке деятельности школ, таких  как качество знаний, умений и навыков учащихся по конкретным образовательным областям, условия для их саморазвития и самосовершенствования, социальное и физического здоровья, мы считаем, одним из главных показателей хорошей сельской школы должны быть результаты её деятельности по укоренению выпускников в сельском образе жизни. При этом она должна идти в ногу со временем, учиться в ней должно быть интересно, а по уровню знаний сельские школьники не должны уступать городским. Поэтому государство, региональная власть, органы местного самоуправления должны понимать, что инвестировать в образование сельских детей - это значит вкладывать в тех, кто завтра будет трудиться в сельском хозяйстве,  кто, как не раз бывало в нашей истории, даст новый импульс к подъёму и процветанию страны. 

В связи с этим весьма полезно  вспомнить об огромном значении трудового  движения школьников, которое там  же должно стать частью хорошей сельской школы. Это прекрасная разносторонняя деятельность: овладев ею, сельские школьники учатся трудиться, управлять, заниматься научной работой, исследовать, проектировать, строить отношения в коллективе. Именно в разнообразной практической деятельности они приобретают реальный багаж, называемый ключевыми компетентностями, от объёма которого и будет зависеть их дальнейшая судьба, судьба поселения. Кто-то из них свяжет свою карьеру с работой на благо региона, России в целом, и мы по праву всегда гордимся такими выпускниками...

В сельской школе должны быть созданы  условия для включения школьников в систему трудовых и экономически отношений взрослых, для культивирования менталитета созидателя, а не потребителя, патриота своей земли, а не Ивана, не помнящего родства...

Образование и местное самоуправление

2006 год - год начала реализации  федерального закона, основанного на новых принципах организации местного самоуправления. Меняется нормативно-правовое обеспечение функционирования региональных и муниципальных систем образования, определены компетенции «сфере образования на уровне сельских поселений, муниципальных районов и городских округов, а также на уровне субъектов Федерации.

Определены границы ответственности  за вопросы, которые призваны решать сами поселения в сфере образования. На самом деле все они сводятся к одному - содействию. На полтора десятка последних лет школу оставили один на один с огромным набором проблем, которые ей никогда не решить без поддержки местного сообщества. Уже давно нет строки расходов в сельских администрациях на образование; распавшиеся системы взаимодействия школ с хозяйствующими субъектами напрямую зависят от того, как работает хозяйство: а если оно банкрот, а если само концы с концами не сводит, а если руководство ставит для себя цели, никак не ориентированные на нужды местной сельской школы?

Сельские школы, претендующие на статус школы как культурно-образовательного центра села, на этом переходном этапе  разграничения ответственности  должны быть очень заинтересованы в том, чтобы не поступиться тем, что было ценного наработано в образовательной стратегии сельской школы для качественных изменений в сельском укладе на основе консолидации всех позитивных сил местного сообщества.

Если культура призвана стать (по закону) организующей силой, так как её функции переданы на поселенческий уровень (библиотечное обслуживание, сохранение объектов культурного наследия, массовый отдых населения...), то какие функции для своего поселения должна выполнять сельская школа? 

Зная реальное состояние дел в поселениях: чем живут селяне, где трудятся, какие планы для своих детей строят - можно с уверенностью сказать, что процесс самоорганизации жизнедеятельности местного сообщества очень сложен и длителен, так как бывшее сообщество сельских жителей в большинстве своём уже давно разобщено грузом социально-экономических проблем последних 15 лет. Оптимизировать эти процессы могут люди, которые уверены в том, что перемены к лучшему возможны, и знают, как их осуществить. Но таких людей среди стареющего населения в сёлах нет. (Мы говорим о тысячах поселений, где есть типичные основные общие школы с небольшим контингентом детей, а значит, и с небольшим количеством трудоспособного населения.)

И всё же роль образования, как системы, на данном этапе очень весома, если рассматривать его как процесс, который непосредственно связан с реальными жизненными изменениями. Закон об организации местного самоуправления и принятые уставы муниципальных образований ставят образовательные задачи, решение которых позволит местному сообществу на деле увидеть качественные изменения жизни поселений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Школа в сельском поселении играет особую роль: она собирает вокруг себя и старых и малых – все местное сообщество. Исследования ученых и опыт практиков показывают: отличительная особенность сельской школы – ее полифункциональность. 
 
Вот примерный перечень ее функций: образовательная, просветительская, социокультурная, социально-педагогическая, адаптивная, компенсаторная... Список этот изменяется и дополняется, зависит от многих факторов. Например, от того, есть или нет на селе клуб, библиотека, служба быта, почта, фельдшерский пункт и другие учреждения социальной сферы. Зачастую в небольших отдаленных поселениях школа – единственный представитель государства.

Крайне редко встречались мне такие сельские школы и учителя, которые пытались отгородиться от проблем поселения. Обычно бывает наоборот: школу и учителя заботят и занятость, и здоровье, и отдых как детей, так и взрослых.

 
Чаще всего именно школы занимаются практическим решением проблем села. Например, перевозят к себе сельские библиотеки, открывают классы и спортивные залы для филиалов музыкальных, художественных и спортивных школ.

 
Двери сельских школ открыты с утра до позднего вечера. Они организуют и проводят государственные и местные праздники, спортивные соревнования, экологические, трудовые, оздоровительные мероприятия.

 
Школы оберегают историю и культуру села, создавая и сохраняя сельские музеи истории, культуры, быта, как  это происходит

 
Деятельность педагогов малочисленной школы, находящейся в маленьком поселке или деревне, можно сравнить с подвижничеством. Таких примеров великое множество: это учителя

 
Практически все полифункциональные школы малочисленны. В условиях подушевого финансирования и новой системы оплаты труда именно в них происходит сокращение штатов: уходят психологи, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования. Повышение квалификации тоже проблема. Существующие нормативы не учитывают особенности образовательного учреждения на селе. Результат – перегрузка сельских педагогов. Обычный отечественный парадокс: специалистов убирают сегодня там, где более всего проблем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Школа на селе – это не только образовательное  учреждение, обучающее своих воспитанников основам наук, но это также и очаг культуры. Школа оказывает большое влияние на культурное становление села. Школа – это центр духовной жизни сельского поселения. На школу исторически возложена просветительная миссия. Она призвана сеять «разумное, доброе, вечное». Бесспорно ее влияние на духовное становление молодежи.

Школа, семья и общественность - вот истинные ваятели личности. Понятие  личности характеризует общественную сущность человека и включает в себя совокупность прижизненно приобретаемых  им социальных свойств и качеств. К важнейшим из этих качеств относятся его сознание и речь, знания в различных областях жизни, определенный уровень умственного развития, мировоззрение, умения и навыки в разнообразных видах труда и творческой деятельности, а также нравственность, эстетическая и физическая культура и т. д. Все личностные свойства и качества имеют социальную природу и вырабатываются человеком в течение всей жизни. Роль общественной среды, средовых условий и влияний на формирование личности огромна.

Как известно, личность развивается в деятельности. Вот почему так важно привлекать человека «с младых ногтей» к разнообразным видам познавательной, трудовой и творческой деятельности. В процессе учебно-познавательной, трудовой, общественно - политической, спортивно-оздоровительной и нравственно - эстетической деятельности в меру своих природных способностей и проявляемой активности воспитанники овладевают научными знаниями, практическими умениями и навыками, тренируют свой ум и творческие задатки, вырабатывают у себя социальные и духовные отношения, что в конечном итоге определяет их личностное развитие, точнее, саморазвитие.

В арсенале педагогов сельской школы  имеется немало средств и методов  по организации внеклассной работы, направленной на духовное становление молодежи, на развитие ее духовного потенциала. В единстве с поселковой администрацией, работниками дома культуры(клуба), библиотекарями, представителями родительской общественности, шефами сельские учителя проводят значительную работу по воспитанию всесторонне развитой личности. В сельских школах создаются кружки, секции, студии, коллективы художественной самодеятельности, музеи, клубы по интересам и т. д. Вся работа в этих объединениях осуществляется во внеурочное время и способствует культурному проведению досуга подрастающего поколения сельской молодежи. К проведению кружковой работы можно привлечь молодых рабочих села, родителей, учителей-ветеранов. Во время кружковых занятий ученики не только углубляют теоретические знания, но и приобретают практические основы в том или ином виде деятельности. Так, на занятиях биологических кружков помимо биологических вопросов проводятся демонстрации и эксперименты, выполняются задания по проведению сельскохозяйственных опытов во время занятий в ученических производственных бригадах, на пришкольном участке, в поле.

Информация о работе Роль школы в сельском поселении