Роль школы в сельском поселении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 09:24, реферат

Описание работы

Образование в настоящее время становится важнейшим условием жизненной успешности человека, определяющим фактором развития и выживания самого общества. Развитие и модернизация системы образования России объявлено одним из важнейших приоритетов в социальной политике государства. Главная роль в образовательном пространстве отводится школе, организации ее деятельности. При этом значительная часть населения России проживает на территории сельских поселений, подобных сельскому поселению Мамонского муниципального образования.

Файлы: 1 файл

роль школы в сельском поселении.doc

— 198.50 Кб (Скачать файл)

Воспитательный потенциал  сельской школы как единственного  образовательного социокультурного института села, обладающего наиболее высоким уровнем концентрации интеллекта и являющегося наиболее организованным и сплоченным профессионально-педагогическим сообществом, позволяет рассматривать школу в качестве движущей силы социальных преобразований, способной выдвигать идеи, инициативы, предлагать и реализовывать программы, проекты социально-культурного и духовно-нравственного развития села.

Традиционная, исторически  обусловленная социокультурная  близость сельского учительства  к сельской среде, его сопричастность общественным потребностям являются мощным фактором превращения школы в активную, деятельную силу села, способную наиболее эффективно воздействовать на позицию сельских жителей.

В сельской глубинке, где  школа остается единственным культуроформирующим центром, родители, население сплачиваются вокруг нее, что превращает школу в наиболее авторитетную и действенную общественную силу, без которой процесс социального реформирования окажется лишь благим пожеланием власти.

Воспитательные возможности, которыми располагает сельская среда, дают школе дополнительные стимулы для того, чтобы укреплять связи с сельским сообществом. Социальное неблагополучие сельского социума, негативно влияющее на процесс воспитания и обучения ребенка, создает предпосылки для активного участия школы в работе по улучшению социальных условий проживания людей. В современном социуме отдаленных поселений центр сельской жизни переместился в школу. Сегодня в школе получают помощь и защиту и взрослые, и дети. И трудно переоценить роль школы в развертывании социально-педагогической работы с молодежью, семьями, позволяющей минимизировать негативные последствия системного кризиса села.

В условиях свертывания социокультурной  сферы села происходит трансформация  школы из его образовательного центра в социокультурный центр, углубляется тенденция к расширению социально-педагогических функций школы.

Социально-педагогическая практика сельских школ доказала, что можно  обеспечить доступность социальных услуг населению, развитие профессий  несельскохозяйственной занятости, таких как социальный педагог, социальный работник, педагог дополнительного образования, радиожурналист, мастер по ремонту одежды, парикмахер, диск-жокей, культорганизатор и др. Если, по примеру Курганской области, школам, получившим статус социокультурного центра, будут выделены дополнительные инвестиции, то реализация этой идеи может приобрести массовый характер.

В процессе социального реформирования села, включающего в качестве важнейшей  составляющей которого совершенствование системы профилактической медицины и укрепление здоровья сельского населения, именно через школу может пройти и линия сопряжения усилий социальных институтов села в формировании здорового образа жизни жителей сельской глубинки.

Через среднюю общеобразовательную  школу можно решать также задачи организации досуга молодежи и взрослых, развивать социальные инициативы граждан, включать население в решение социальных проблем села.

Общеобразовательное учреждение, оснащенное компьютерной техникой, имеющее  выход в Интернет, может стать базой создания информационно-развивающей среды в сельском социуме. Это направление его деятельности следует рассматривать также как важнейшую составляющую социального развития села.

Школа, имеющая в своем  составе инициативных учителей, может  из общеобразовательного звена превратиться в центр непрерывного образования сельского населения. Достижение этой цели требует продуманной работы по интеграции различных видов образования: от дошкольного до высшего и дополнительного (на основе дистанционного образования и курсов образования для взрослых) на базе общеобразовательной школы. Эта задача актуальна не только для школы, но и для сельского сообщества, выступая в качестве важного фактора его развития и модернизации системы образования на селе.

В контексте социально-культурного развития села школа может выполнить и такие функции, как культурно-просветительская (просвещение населения в вопросах воспитания и образования, культуры, инновационного опыта по социальному обустройству сельской жизни); информационно-консультативная (обеспечение доступа населения к информации, способствующей расширению его возможностей в решении собственных проблем, приобщению сельских жителей к новым знаниям, идеям); организационно-педагогическая (организация педагогической деятельности на селе, нацеленной на гуманизацию среды, межпоколенных и межличностных отношений на создание атмосферы комфорта на селе, психологической защищенности личности).

Сельская школа и сегодня  остается тесно связанной с характером существующих реалий и своеобразием традиций сельской жизни. Несмотря на сложное положение школы и учителя, она не утратила созидающего характера своей деятельности. И эту ее миссию – быть проводником культурной политики на селе – следует ценить превыше всего.

7. Исторический и современный опыт функционирования российской сельской школы позволяют сделать вывод: стать фактором социально-экономического и духовно-нравственного развития села общеобразовательная школа может лишь при создании определенных условий.

Сельская школа превращается в одну из движущих сил, предопределяющих развитие экономики и социальной сферы села, тогда, когда в содержании ее деятельности приоритетными становятся:

– воспитание детей в духе социальной ответственности за малую  родину, уважения к земле и сельскохозяйственному труду;

– формирование жизнеспособной личности на основе общечеловеческих, крестьянских, религиозно-нравственных, демократических ценностей;

– вооружение учащихся знаниями, умениями, навыками для жизни в  агросоциуме;

– подготовка учащихся к  сельскохозяйственному труду в условиях многоукладной экономики;

– осуществление профессионально-профильной и предметно-профильной подготовки учащихся; допрофессиональной либо профессиональной подготовки по рабочим профессиям, востребованным на селе;

– формирование у учащихся мотивации к самореализации в условиях села;

– организация социально-педагогической деятельности с детьми, подростками, молодежью, семьями в социуме;

– выдвижение и реализация идей, инициатив, проектов, программ, способствующих социальному обустройству сельских поселений, решению культурных, экологических, социальных проблем жителей;

– предоставление базы для  организации досуга молодежи, семьи, взрослого населения.

Решить столь сложные  задачи школа может при условии  интенсификации связи и с производственными, и социокультурными объектами социума.

В организации деятельности современной сельской школы приоритетными  становятся:

– развитие многообразных  форм совместной деятельности школы  и семьи, школы с сельхозпредприятиями разных форм собственности, клубными учреждениями сельского сообщества;

– создание на базе школы (в  зависимости от ее возможностей) различных  центров – социокультурного, производственно-трудового, дополнительного образования детей  и взрослых, социально-педагогического  и др.;

– взаимодействие школы с учреждениями дополнительного образования, профессионального образования детей, учреждениями культуры, физкультуры и спорта.

8. Как показывает практика, сегодня результаты деятельности сельской школы необходимо рассматривать с позиции педагогических и социальных критериев. Например, к числу социальных критериев школьного образования на селе отнесем: уровень востребованных в современных условиях сельскохозяйственных знаний, умений и навыков; ценностные ориентации молодых людей, в основе которых – уважение к земле, труду, старшему поколению, семье, семейным традициям, роду, малой родине; получение выпускниками профессий для последующего трудоустройства на селе; выбор учащимися профессий, необходимых селу; выбор выпускниками школ учреждений профессионального образования сельскохозяйственной и другой направленности; умение и стремление организовать личное подсобное хозяйство на основе новых агротехнологий; готовность молодых людей заниматься предпринимательской деятельностью на селе; выбор села как места жительства.

9. Фундаментальные исследования  по разработке проблемы влияния образования на социально-экономическое и духовно-нравственное развитие села предполагают:

– разработку стратегии и  механизмов удовлетворения базовых  образовательных потребностей детей и взрослых, проживающих на селе, воспитания сельской молодежи в духе социальной ответственности за малую родину, уважения к земле и сельскохозяйственному труду, обеспечения образовательной поддержки инновационных процессов в многоукладной экономике села;

– обоснование стратегии  и механизмов обновления содержания школьного, дополнительного, профессионального  образования с учетом специфических  условий функционирования образовательных  учреждений села и комплекса решаемых ими задач;

– обоснование стратегии и механизмов подготовки трудовых ресурсов для агропромышленного комплекса и социальной сферы села в системе общего, дополнительного и профессионального образования;

– обоснование стратегии  и механизмов консолидированной  деятельности социальных институтов села, профессиональных сообществ по развитию малого и среднего предпринимательства, физкультуры и спорта, инфраструктуры современного досуга, укреплению сельской семьи, здоровьесбережению сельского населения, развитию кооперативного движения как важнейших условий стабилизации социальной ситуации на селе, закрепления молодежи, решения демографический проблемы.

10. Необходима целенаправленная  работа всех институтов села  по подготовке нового поколения  тружеников, способных активно включиться  в преобразующую деятельность не только в сельскохозяйственном производстве, но и в сельском социуме в целом.

В условиях многоукладной  экономики села необходимо:

– модернизировать и развивать  систему трудовой, допрофессиональной, профессиональной, профильной подготовки школьников на основе новых целей, задач, технологического обеспечения. Данное направление деятельности сельской школы следует признать одним из приоритетных в развитии сельской школы, в реформировании АПК;

– сохранить в учебных планах VIII–XI классов образовательную область «Технология»;

– совместными усилиями педагогической и сельскохозяйственной науки провести мониторинг сельскохозяйственной грамотности  сельских школьников;

– обновить нормативную базу трудовой подготовки школьников (речь идет о рассмотрении новых положений  о пришкольном учебно-опытном  участке, ученической производственной бригаде, школьном лесничестве, агрошколе, агролицее, подсобном хозяйстве, фермерском хозяйстве, учебно-опытном хозяйстве при школе, профильном классе (группе).

В контексте введения профильного  обучения насущной проблемой времени  становится взаимодействие сельской школы и сельскохозяйственных вузов. В совместной работе в равной степени заинтересованы обе стороны. Без сельской школы агровузы теряют свое предназначение. Сельская школа без сотрудничества с сельскохозяйственным вузом не решит проблему профильного обучения в части реализации агротехнологического профиля.

Нового качества требуют отношения между сельской школой и сельхозпредприятиями разных форм собственности. Восстановление партнерских отношений должно стать важным направлением модернизации как образования, так и аграрного сектора страны.

Инициативная деятельность многих губернаторов по восстановлению трудовой деятельности сельских школьников в новых условиях должна быть подкреплена научно обоснованной государственной стратегией развития сельской школы. При ее отсутствии появляется опасность превращения экономической деятельности школьников в бизнес для предприимчивых людей, увидевших в организации сельскохозяйственного производства при сельской школе возможность получения доходов за счет эксплуатации детского труда.

Сельская школа, как базовый  институт воспитания землепользователей нового поколения, должна стать трудовой. В том виде, в каком существует сегодня массовая сельская школа, она не способна в большинстве случаев выполнять поставленные современным обществом задачи. Ибо не ориентирована на подготовку учащихся к жизни и труду на селе.

Сельская школа так и не имеет утвержденной правительством концепции развития в условиях рыночного сельскохозяйственного производства.

Правительству Российской Федерации  с целью допрофессиональной подготовки кадров для сельского хозяйства  и социальной сферы села необходимо утвердить Федеральную целевую программу развития инфраструктуры допрофессиональной, профессиональной, профильной подготовки учащихся сельских средних общеобразовательных учреждений, включающую нормативное закрепление задачи школы в области трудовой, профильной, профессиональной, допрофессиональной подготовки учащихся; обеспечение школы кадрами специалистов по трудовой подготовке, издание учебно-методической литературы, повышение квалификации педагогических и сельскохозяйственных кадров.

Минсельхозу РФ и Минобранауки РФ целесообразно активизировать работу по взаимодействию сельской школы и  сельскохозяйственных вузов, сельской школы и сельхозпредприятий разных форм собственности.

Особенность деятельности сельской школы  – междисциплинарный и межведомственный характер ее проблем и путей их решения. Совершенно очевидно, что вопросы здоровьесбережения детей нельзя решить без взаимодействия системы образования и здравоохранения; вопросы профильного обучения – без взаимодействия системы образования и различных отраслей экономики; вопросы трудового обучения – без взаимодействия системы образования и сельского хозяйства. Однако ни одна из федеральных структур не взяла на себя функцию координации межведомственного взаимодействия, хотя потребность в такой работе огромная.

Информация о работе Роль школы в сельском поселении