Розробка сценарію навчального тренінгу до теми „Технологія виробництва хліба з метою підвищення мінеральної цінності”

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 18:55, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить психолого-педагогические особенности применения учебного тренинга при обучении «Специальной технологии» при подготовке рабочих по профессии «пекарь».
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Дать характеристику тренинга и рассмотреть тренинговые упражнения как основу разработки сценария для учебного тренинга.
2. Разработать сценарий учебного тренинга по теме «Технология производства хлеба с целью повышения минеральной ценности» по дисциплине «Специальная технология» для «пекарей».
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
- анализ педагогической, методической и психологической литературы по вопросам применения активных образовательных технологий;
- анализ учебных тренингов и их использование в учебном процессе;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ___________________________________________________
1. Тренинговые упражнения как основа разработки сценария учебного тренинга______________________________________________________
1.1. Структура тренинга_________________________________________
1.2. Различные виды упражнений, используемых в тренинге __________
1.3. Тренинг: этапы его развития__________________________________
2. Сценарий учебного тренинга по теме «Технология производства хлеба с целью повышения минеральной ценности» по дисциплине «Специальная технология» при подготовке рабочих по профессии «пекарь» 3-го разряда_______________________________________________________
ЗАКЛЮЧЕНИЕ________________________________________________
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ________________________________________
Приложения___________________________________________________

Файлы: 1 файл

тренинг.doc

— 348.50 Кб (Скачать файл)

 


 


 

КУРСОВИЙ ПРОЕКТ

(РОБОТА)

з інноваційних технологій в освіті

(назва дисципліни)

на тему: 1. Інноваційна складова        

1.1. Тренінгові вправи  як основа розробки сценарію  для навчального тренінгу 

1.2. Розробити сценарій  навчального тренінгу до теми  „Технологія виробництва хліба з метою підвищення мінеральної цінності” з дисципліни „Спеціальна технологія” при підготовці робітників за професією „пекар” 3-го розряду  

 

м. Харків 2014рік

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Стр.

ВВЕДЕНИЕ___________________________________________________

3

1. Тренинговые упражнения как  основа разработки сценария учебного тренинга______________________________________________________

6

1.1. Структура тренинга_________________________________________

6

1.2. Различные виды упражнений, используемых в тренинге __________

8

1.3. Тренинг: этапы его развития__________________________________

11

2. Сценарий учебного тренинга  по теме «Технология производства  хлеба с целью повышения минеральной ценности» по дисциплине «Специальная технология» при подготовке рабочих по профессии «пекарь» 3-го разряда_______________________________________________________

16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ________________________________________________

21

Список литературы________________________________________

23

Приложения___________________________________________________

24


 

Люди учатся, когда они позитивно относятся

к целям и к самой учебной ситуации

а так же к тренеру

Введение

Переход от централизации отраслей народного хозяйства к рыночным отношениям непосредственным образом касается и профессионально-технического образования.

Рыночные отношения в экономике резко повышают требования к профессиональной подготовке и использованию квалифицированных рабочих. Они по-новому высвечивают работу специалиста на производстве, его место и роль в экономике, заставляют качественно улучшить профессиональную подготовку выпускников.

На сегодняшний день профессионально-технические учебные заведения остаются в значительной мере консервативными в содержании и методах обучения. Доминирует авторитарный стиль общения педагогов с учащимися. Естественно при таких обстоятельствах выполнение социального заказа на «качественного» специалиста не может быть «качественным». Квалифицированный специалист отличается не тем, что работает больше, а тем, что работает иначе и, выполняя работу лучше, затрачивает гораздо меньше труда и времени, чем непрофессионал.

Основным в обучении такого специалиста является не овладение какой-то суммой конкретных знаний и навыков, а воспитание культуры профессионального мышления и профессиональной интуиции.

Но ничего не может быть «вложено» в голову ученика учителем.

Методика должна быть построена так, чтобы стимулировать учащихся к активным собственным действиям, направленным на усвоение.

К сожалению, в практике преподавания специальных предметов распространены установки на механические упражнения и заучивание.

Такая заформализованная система за долгие годы сложила прочное представление: учеба – это обязательно тяжелый труд, рассчитанный более всего на память, зубрежку. А ведь мы сами делаем учебу трудной, отказываясь от перспективной формулы «играя, обучай», которая является основой методики известных педагогов – новаторов.

Приблизить обучение к профессиональной деятельности позволяют активные методы обучения, создающие благоприятные условия для развертывания творческого потенциала личности, способствующие развитию познавательного интереса к предмету.

Комплексная курсовая работа по инновационным технологиям в образовании интегрирует знания студентов из дисциплин «Инновационные технологии в образовании», «Психологическое обеспечение профессиональной деятельности в профессиональном образовании» и «Педагогическое сопровождение образовательного процесса» и реализуется во время выполнения инновационной, психологической и педагогической составляющих.

Инновационная составляющая курсовой работы предусматривает теоретическое обоснование определенной инновационной технологии и ее практическую разработку.

Цель исследования – изучить психолого-педагогические особенности применения учебного тренинга при обучении «Специальной технологии» при подготовке рабочих по профессии «пекарь».

Объектом исследования является процесс обучения «Специальной технологии» при подготовке рабочих по профессии «пекарь».

Предмет исследования: учебный тренинг как активная образовательная технология обучения «Специальной технологии» при подготовке рабочих по профессии «пекарь».

Гипотеза исследования: использование учебных тренингов увеличивает уровень мотивации и влияет на эффективность развития профессиональных умений, качеств и свойств личности у будущих квалифицированных рабочих по профессии «пекарь».

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:

1. Дать характеристику тренинга и рассмотреть тренинговые упражнения как основу разработки сценария для учебного тренинга.

2. Разработать сценарий учебного  тренинга по теме «Технология производства хлеба с целью повышения минеральной ценности» по дисциплине «Специальная технология» для «пекарей».

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:

- анализ педагогической, методической и психологической литературы по вопросам применения активных образовательных технологий;

- анализ учебных тренингов и  их использование в учебном  процессе;

Практическая значимость заключается в возможности использования разработанного учебного тренинга в процессе профессионально-теоретической подготовки квалифицированных рабочих по профессии «пекарь».

 

1. Тренинговые упражнения  как основа разработки сценария  тренинга

1.1. Структура тренинга

На сегодняшний день существует множество различных определений понятия "тренинг". В 1991 году Комиссия по трудовым ресурсам Великобритании (Manpower Services Commission ,MSC) предложила следующее рабочее определение: "Тренинг – это запланированный заранее процесс, цель которого состоит в изменении отношения, знаний или поведения участников с помощью обучающего опыта. Кроме того, данный процесс направлен на развитие навыков выполнения определенной деятельности" [4, С.34].

Емельянов Ю.Н приводит следующее определение: "...Термин "тренинг" в структуре русской психологической речи долен использоваться не для обозначения методов обучения, а для обозначения методов развития способностей к обучению или овладению любым сложным видом деятельности ,в частности, общением" [4, С.56].

По мнению А.П. Ситникова, "тренинги (обучающие игры) являются синтетической антропотехникой, сочетающей в себе учебную и игровую деятельность, проходящую в условиях моделирования различных ситуаций...".

В то же время А.С. Прутнечков считает, что "слово тренинг " не означает ничего другого, кроме хорошо известного нам понятия "тренировка"[4, C.69].

Приведем еще несколько определений.

"Тренинг – это особый метод получения знаний, который отличается от своих аналогов тем, что все его участники учатся на собственном опыте настоящего момента. Это специально созданная благоприятная среда, где каждый может с легкостью и с удовольствием увидеть и осознать свои положительные и отрицательные качества, достижения и поражения. Помощь и внимание окружающих помогает быстрее понять, какие личностные качества необходимы, и какие профессиональные навыки надо развить. Благодаря тому что ситуация тренинга учебная, ни один из участников не рискует уже сложившимися отношениями и взглядами, а приобретает и использует новый опыт" [5, С.70].

"Тренинг – любая спланированная последовательность действий, предназначенная и направленная на то, чтобы помочь индивиду либо группе людей научится эффективно выполнять работу или задание" [10*, С.8].

"Тренинг – это процесс, посредством которого некто учится новому умению или аспекту знания. В результате индивидуум овладевает инструментами для выполнения определенной работы, вследствие чего переходит от осознанного незнания к осознанной компетентности" [14, С.18].

Если же обратится к "Большому толковому психологическому словарю, составленному Артуром Робертом, мы увидим такое определение тренинга : "Тренинг вообще – это любая учебная программа или набор процедур, разработанных для того, чтобы в результате их осуществления был получен конечный продукт в виде организма, способного на некоторую определенную реакцию (реакции) либо участие в некоторой сложной, требующей умений деятельности" [13, С.427].

Это очень широкое определение, которое охватывает любое обучение, в том числе и не только человека. Главная мысль данного определения заключается в том, что тренинг – это тренировка, наработка навыков и умений.

Кроме основных модулей, на которых создаются ЗУН, в тренинг включаются структурные упражнения (оформляющие структуру тренинга) и разогревающие упражнения – разминки, для включения участников в работу и снятия напряжения.

Кроме этого в тренинге есть перерывы для отдыха и на обед, а так же потери времени с учетом утренних опозданий и сбора участников с перерывов.

Таким образом, тренинг включает:

- структурные упражнения:

- вступление: приветствие, представление  тренера, озвучивание целей тренинга;

- процедура знакомства;

- установление правил участия  в тренинге;

- определение ожиданий участников;

- подведение итогов;

- основные модули;

- разминки;

- обед;

- короткие перерывы;

- потери времени.

Эту структуру необходимо учитывать при создании сценария тренинга и планировании времени.

 

1.2. Различные виды упражнений, используемых в тренинге

 

Игровые упражнения создают раскрепощенную, непринужденную атмосферу среди участников тренинга. Группа заметно оживляется, участники как бы “снимают маски”, в которых они были вначале, маски равнодушия и отчуждения. По мнению С. Гладышева это помогает ведущему в создании атмосферы, которая способствует творческому общению в группе [5].

С самого начала, для создания определенного климата в группе рекомендуется использовать игровые упражнения. Игровые упражнения также можно использовать в досуговых вечерах для молодежи, используя лишь отдельные виды упражнений. А из 5-10 упражнений можно построить “вечер общения”. Большинство игр несут в себе глубокий подтекст, поэтому после их исполнения ведущий может предложить участникам проанализировать проделанное. По мнению В.Ю. Большакова [2] и В.П. Захарова [9] существуют различные виды упражнений, служащие тем или иным целям.

Развлекательные упражнения. Эти упражнения не несут серьезной смысловой нагрузки. Они могут применяться в самых разных аудиториях без предварительной разминки. Возможно их применение для эмоциональной разрядки и снятия напряжения (см. “Каталог упражнений”).

Разминочные упражнения. Для проведения многих упражнений требуется особая игровая атмосфера. Разминочные упражнения способствуют созданию такой атмосферы, помогают снять шаблоны и привычные стереотипы повседневного общения, помогут в изменении среды общения. Эти упражнения направлены на изменение двигательно-пространственных стереотипов (см. “Каталог упражнений”).

Танцевально-песенные упражнения. Эти упражнения помогают участникам стать более активными. Благодаря этим упражнениям у них пропадает страх выделиться из группы, пропадает скованность и зажатость. Эти упражнения также хорошо сплачивают членов группы (см. “Каталог упражнений”).

Упражнения на развитие несловесных “языков” общения. Наряду со словесными, принято выделять невербальные (несловесные) “языки” общения. Сюда входят тактильные контакты (прикосновения), визуальные (контакт глаз), мимические и пантомимические контакты, сопереживание (молчание). Культура в общении предполагает знание этих “языков”, умение их применять в зависимости от ситуаций. Например, тактильный контакт способствует развитию межличностной близости, влияет на оценку партнера, превращая ее в более положительную.

В этот раздел входят и упражнения, рассчитанные на развитие умений эмоционального сопереживания, отдачи “душевного тепла”. При организации этих упражнений ведущему следует выделить три этапа: подготовка к упражнению (накопление душевного потенциала), сам процесс эмоционального согревания, анализ в группе переживаний после окончания упражнения (см. “Каталог упражнений”).

Упражнения для медитации. Эти упражнения предназначены для отдыха и расслабления, когда ведущий видит, что участники тренинга устали. Кроме того, они направлены на изучение самого себя и очень нравятся участникам, особенно подросткового возраста (см. “Каталог упражнений”).

Упражнения группы “Психогимнастика”. В психогимнастических упражнениях участники должны выразить ситуацию и отношение к другим людям только жестами и прикосновениями, без слов. Ценность этих упражнений состоит в том, что несловесное поведение трудно контролировать. Неречевой контакт общения более правдиво отражает наше внутренне состояние. Кроме того, эти упражнения способны устранить у участников скованность, зажатость и неуверенность.

Упражнения группы “Психодрама”. Психодрама используется для вскрытия внутренних проблем участников. Конечная цель – увеличение спонтанности, активности их поведения в жизни, вне тренинга. Психодрама состоит из трех частей: разминка, психодраматическая пьеса, обмен мнениями.

Информация о работе Розробка сценарію навчального тренінгу до теми „Технологія виробництва хліба з метою підвищення мінеральної цінності”