Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 18:55, курсовая работа
Цель исследования – изучить психолого-педагогические особенности применения учебного тренинга при обучении «Специальной технологии» при подготовке рабочих по профессии «пекарь».
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Дать характеристику тренинга и рассмотреть тренинговые упражнения как основу разработки сценария для учебного тренинга.
2. Разработать сценарий учебного тренинга по теме «Технология производства хлеба с целью повышения минеральной ценности» по дисциплине «Специальная технология» для «пекарей».
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
- анализ педагогической, методической и психологической литературы по вопросам применения активных образовательных технологий;
- анализ учебных тренингов и их использование в учебном процессе;
ВВЕДЕНИЕ___________________________________________________
1. Тренинговые упражнения как основа разработки сценария учебного тренинга______________________________________________________
1.1. Структура тренинга_________________________________________
1.2. Различные виды упражнений, используемых в тренинге __________
1.3. Тренинг: этапы его развития__________________________________
2. Сценарий учебного тренинга по теме «Технология производства хлеба с целью повышения минеральной ценности» по дисциплине «Специальная технология» при подготовке рабочих по профессии «пекарь» 3-го разряда_______________________________________________________
ЗАКЛЮЧЕНИЕ________________________________________________
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ________________________________________
Приложения___________________________________________________
Продолжение табл. 2.1
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1) Обогащать витаминами и минеральными веществами необходимо в первую очередь продукты массового потребления, доступные для всех групп детского и взрослого населения и регулярно используемые в ежедневном питании. 2) Регламентированное, т.е. гарантированное производителем содержание витаминов и минеральных веществ в обогащенном им продукте питания, должно быть достаточным для удовлетворения за счет данного продукта 30–50% средней суточной потребности в этих микронутриентах при среднем уровне потребления обогащенного продукта. 3) Обогащение пищевых продуктов витаминами и минеральными веществами не должно ухудшать потребительских свойств этих продуктов: снижать содержание и усвояемость других веществ, существенно изменять вкус, аромат, свежесть продуктов, сокращать срок их хранения. 4) Эффективность обогащенных продуктов должна быть убедительно подтверждена апробацией, которая демонстрирует не только их полную безопасность, соответствующие вкусовые свойства, но также хорошее усвоение. Эти продукты должны способствовать существенному повышению обеспеченности организма витаминами и минеральными веществами, введенными в состав обогащенных продуктов. Использование хлебобулочных изделий в качестве носителя, дополнительно обогащенного недостаточными минеральными веществами, позволяет донести их до самых широких групп населения. При выборе микронутриентов предназначенных для обогащения, необходимо учитывать дефицит в питании, выявленный в результате массовых исследований детского и взрослого населения, и возможность химического взаимодействия добавок между собой и с компонентами обогащенного продукта. Выбирать такие их сочетания, формы, способы и стадии внесения, обеспечивающие их максимальную сохранность в процессе производства и хранения. |
|||||
Правила тренинговой работы |
Для проведения тренинга нам необходимо определиться с правилами работы на нем. Предлагаю вам следующие правила (правила написаны заранее на доске):
Коротко объясню их сущность, (тренер объясняет каждое правило). Хочу вас сразу настроить на активную работу. Имейте в виду, что каждое упражнение, какое мы будем выполнять на тренинге, оценивается определенной суммой баллов. Но наиболее активные из вас могут увеличить итоговое количество баллов за работу путем активного участия в работе. Сейчас Вам представляется такой случай. Так у кого же есть дополнения к правилам? (ученики дополняют перечень правил, которые педагог фиксирует на доске). Но имейте в виду и то, что в случае нарушения правил, вы можете получить штрафные баллы. Поэтому будьте внимательны! |
5 |
– |
Продолжение табл. 2.1
Упражнение 1 «Незаконченные предложения» Раздаточные материалы: листы клейкой бумаги в соответствии с числом участников тренинга. Наглядные материалы: Не нужны. Содержание упражнения. Цель – определить ожидания участников тренинга, настроить их на активную работу, сформировать у участников интерес к профессии. Инструкция. Наша профессия предусматривает формирование таких качеств, как собранность, внимательность, аккуратность в работе, трудолюбие, заинтересованность в своей профессии и другие. Сейчас я раздам листы клейкой бумаги, на которых написано незаконченное предложение: «Во время тренинга я планирую развить у себя такие профессиональные качества:……..». Предлагаю вам определиться с тем, на какое из профессиональных качеств во время проведения тренинга вы хотели бы повлиять больше всего. После того как вы определитесь со своими ожиданиями от тренинга, разместите свои листы на доске. Когда тренинг завершится, мы определимся, в какой мере тренинг удовлетворил ваши ожидания. |
3 |
– | |||
2 |
Основная часть |
Актуализация проблемы |
Упражнение 2 «Курочка по зернышку: вопрос – ответ» Раздаточные материалы: Не нужны Наглядные материалы: Плакаты: «Потребности в витаминах и минеральных веществах для людей старше 18 лет» (Приложение А), «Технологический процесс производства пшеничного хлеба» (Приложение Б), «Минеральные вещества хлеба» (Приложение В). Содержание упражнения. Упражнение направлено на актуализацию базовых знаний, которые ученики получили на предыдущих уроках при изучении теоретического материала и которые нужны для сознательного и крепкого овладения профессиональными умениями. Формируются внимательность и умение четко формулировать мысль, быть корректным в выражении собственного мнения. Выполняется индивидуально. Ученики по кругу задают друг другу вопрос по терминологии, связанной с темой тренинга. В случае, когда ученик не может дать ответ на вопрос, это право получает следующий ученик. После того, как дан ответ, ученик, задававший вопрос определяет, насколько правильно сформулирован ответ. Инструкция. Знание профессиональной терминологии – основа профессиональной подготовки специалиста. Сейчас мы проверим, как хорошо Вы владеете основными терминами и понятиями, знаете рецептуру и технологический процесс производства хлеба, имеете представление о витаминах и минеральных веществах, содержащихся в хлебе, знаете способы повышения минеральной ценности хлеба. Для этого мы по кругу зададим вопрос по теме тренинга. Работа будет идти за схемой «Вопрос – ответ – оценивание правильности ответа». В случае, когда участник не дает верного ответа, это право получает тот, кто сидит дальше и т.д. За каждый верный ответ Вы получите 3 балла, за корректно и грамотно сформулированный вопрос – 2 балла, за правильную оценку правильности ответа – 1 балл. |
10 |
6 |
Продолжение табл. 2.1
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Поиск путей решения проблем |
Упражнение 3 «Технологическая карта хлеба» Раздаточные материалы: Карточки с заданием (Приложение Г), примеры технологических карт хлеба (Приложение Д), требования к ассортименту пекарни (Приложение Е). Наглядные материалы: Плакат «Минеральные вещества хлеба» (Приложение В), Справочник по технологии хлебопекарского производства. Содержание упражнения. Упражнение направлено на формирование умений проводить анализ и обоснование принятых решений, выбирать способ повышения минеральной ценности хлеба и составлять его рецептуру, разрабатывать технологическую карту производства хлеба, работать со справочной литературой. Формируются такие качества, как внимательность, аккуратность, чувство ответственности за принятые решения, умение работать в команде. Также формируются элементы технологического мышления, расширяется профессиональный кругозор. Выполняется в малых группах по 5 человек в каждой. Каждая малая группа получает задание, после выполнения которого модератор докладывает о его результатах. Инструкция. В ходе тренинга нам необходимо будет выполнить задание на разработку технологической карты производства хлеба с целью повышения минеральной ценности. Следующий этап: сформулировать название данного продукта и продумать необходимую презентацию для включения его в ассортимент пекарни «Дом Хлеба», находящейся в г. Харьков пр. Людвига Свободы, 35, и отправляющей свою продукцию в торговые точки, расположенные по всему городу. Для его выполнения мы разобьемся на малые группы по 5 человек каждая. Вам необходимо определиться с тем, кто будет выполнять функцию модератора (разбиваются на малые группы и избирают модератора). Сейчас каждый модератор получит задание, сущность которого заключается в заполнении технологической карты хлеба, обогащенного определенным веществом, и который будет продаваться в определенной торговой точке. После выполнения задания модератор каждой группы докладывает: „Моя группа готова”. Затем преподаватель проверит состав подобранной рецептуры хлеба. Когда все группы справятся с заданием, представитель каждой презентует разработанный продукт в порядке очередности выполнения первой части задания. Наибольшее количество баллов (10) получит та группа, которая наиболее быстро и верно выполнит составление технологической карты хлеба, а также проявит наиболее творческий подход к презентации разработанного продукта. |
25 |
10 | ||
3 |
Заключительная часть |
Окончание тренинга |
Упражнение 4 «Незаконченные предложения» (завершение) Раздаточные материалы: Не нужны Наглядные материалы: Не нужны Содержание упражнения. Упражнение направлено на определение степени совпадения ожиданий участников тренинга, которые они сформулировали в начале занятия с результатами тренинга. Инструкция. Теперь, когда наш тренинг почти закончился, снова вернемся к клейким листам с заданиями и ожиданиями от тренинга. |
10 |
5 |
Продолжение табл. 2.1
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Теперь каждый из участников тренинга отыскивает свой листок и комментирует, насколько ему удалось сформировать указанное в начале тренинга качество. Если окажется, что кому-то из участников не удалось сформировать записанное на листке качество, тогда нужно проанализировать причины такой ситуации. |
|||||
Оценочный анализ занятия |
Упражнение 5 «Моя самооценка как специалиста» Раздаточные материалы: Карточка с вопросами для самоанализа Содержание упражнения. Целью упражнения является формирование умений касательно самооценки результатов деятельности. Выполняется индивидуально в письменной форме. Участники получают карточки самооценки деятельности на тренинге, прорабатывают их и докладывают результаты. Инструкция. Сейчас вы получите карточку с вопросами касательно самооценки результатов деятельности на сегодняшнем тренинге. Среди вопросов будут такие, как: 1. Качественно ли ты выполнял тренинговые упражнения? 2. Если ты допустил ошибки, какая причина их возникновения? 3. Творчески ли ты подходил к выполнению заданий? После выполнения задания, пожалуйста, дайте по кругу ответ на один из вопросов. Наш тренинг закончен. Каждый из вас продемонстрировал свои профессиональные качества. По результатам работы вы получаете следующие оценки (форма таблицы представлена в Приложении Ж). Если у вас есть вопросы, вы можете их задать. Благодарю за участие в тренинговой работе! |
5 |
– |
Заключение
Современное инженерно-педагогическое образование находится в состоянии активного поиска новых форм организации учебной деятельности, которые выступают гарантом формирования личности, способной к творческой самореализации. Одной из таких форм выступают тренинги. Активизировал этот процесс компетентностный подход, который на современном этапе развития образования выступает базовой основой подготовки специалиста новой формации.
Сегодня в профессиональной подготовке специалистов определяются следующие направления тренинговой работы:
1. Тренинг профессионального
2. Психологический тренинг: направленный на обучение эффективному взаимодействию (продавать, презентовать, влиять, управлять и тому подобное).
3. Учебный тренинг: имеет главной
целью развитие, всестороннее раскрытие
профессиональных
В центре нашего внимания при выполнении курсовой работы были учебные тренинги. Проанализировав литературные источники, мы можем сделать вывод, что учебный тренинг – это интенсивная форма групповой работы, в которой акцент делается не столько на передачу информации, сколько на получение личностного опыта профессиональной деятельности.
Выполнив практическую часть работы, мы смогли определить преимущества учебных тренингов:
- дают возможность повысить уверенность в своих профессиональных возможностях;
- учат выходу из критических ситуаций в профессиональной деятельности с наименьшими потерями;
- улучшают коммуникативные качества;
- позволяют решать профессиональные проблемы в активном режиме;
- дают возможность получить новые знания путем активного участия в решении важнейших профессиональных и жизненных ситуаций;
- расширяют границы представлений о себе и о мире, дают понимание своих действительных ценностей и целей, своего места в профессии;
- развивают инновационный потенциал личности.
В соответствии с целью исследования в курсовой работе были решены следующие задачи:
1. Рассмотрено понятие учебного тренинга.
2. Рассмотрены различные виды тренинговых упражнений.
3. Разработан сценарий учебного тренинга по теме «Технология производства хлеба с целью повышения минеральной ценности» по дисциплине «Специальная технология» при подготовке рабочих по профессии «пекарь».