Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 18:55, курсовая работа
Цель исследования – изучить психолого-педагогические особенности применения учебного тренинга при обучении «Специальной технологии» при подготовке рабочих по профессии «пекарь».
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Дать характеристику тренинга и рассмотреть тренинговые упражнения как основу разработки сценария для учебного тренинга.
2. Разработать сценарий учебного тренинга по теме «Технология производства хлеба с целью повышения минеральной ценности» по дисциплине «Специальная технология» для «пекарей».
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
- анализ педагогической, методической и психологической литературы по вопросам применения активных образовательных технологий;
- анализ учебных тренингов и их использование в учебном процессе;
ВВЕДЕНИЕ___________________________________________________
1. Тренинговые упражнения как основа разработки сценария учебного тренинга______________________________________________________
1.1. Структура тренинга_________________________________________
1.2. Различные виды упражнений, используемых в тренинге __________
1.3. Тренинг: этапы его развития__________________________________
2. Сценарий учебного тренинга по теме «Технология производства хлеба с целью повышения минеральной ценности» по дисциплине «Специальная технология» при подготовке рабочих по профессии «пекарь» 3-го разряда_______________________________________________________
ЗАКЛЮЧЕНИЕ________________________________________________
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ________________________________________
Приложения___________________________________________________
Можно начать с вопроса: “У кого-нибудь есть неприятный момент или проблема? Давайте сыграем”. Иногда начинают с разыгрывания обычных сцен из домашней или случайной жизни, где обнаруживается достаточное количество тем для дальнейшей драматизации. Здесь ведущий может сам предложить следующие темы:
Упражнения для изучения межличностных ролей. Все мы “играем” в жизни какие-то роли: ребенка, мужа или жены, ученика, представителя той или иной профессии. И для того, чтобы в жизни успешнее играть эти роли, можно попытаться сначала это сделать в игровой форме. Цель этих упражнений: с их помощью выработать у участников более пластичное поведение в жизни, помочь стать более гибкими, снять стереотипы, которые многим мешают жить полноценной жизнью.
Упражнения с элементами аутотренинга и изменения сознания. Задачи аутотренинга – снятие нервно-психической напряженности, быстрое восстановление сил, управление эмоциональными состояниями. Применяется для ослабления неприятных ощущений.
Упражнения группы “Гештальт-терапия”. Основная цель гештальт-терапии – увеличение личностного потенциала, повышение сил и возможностей человека путем его развития и становления целостности. Мобилизация собственных ресурсов, умение находить правильные формы взаимосвязи с окружением является важной задачей гештальт-терапии. Основой игрового процесса является переживание участниками контакта с самим собой и другими людьми. Задача ведущего – создание атмосферы для проведения участниками поиска и экспериментов с собственным поведением, в которых он сам проверяет, что может быть для него подходящим, а что – вредным.
Упражнения по типу “ассоциации”. Эти упражнения на самопознание участников тренинга. Ассоциации могут быть одной из успешных форм обратной связи. Ведущий должен активно стимулировать процесс ассоциирования. В результате каждый участник получает свой портрет, ценность которого для самопознания трудно переоценить, ибо ассоциации отражают реакцию человека на других людей не только через разум, но больше через чувство, через интуицию.
Упражнения по типу “ранжирование”. Эти упражнения связаны с выбором, демонстрацией участникам их индивидуальных предпочтений.
Упражнения на измерение психологической дистанции. Эти упражнения помогают устанавливать оптимальную дистанцию с другими людьми.
Упражнения открытого самоизучения. Цель упражнений этой группы – изучение и понимание человеком самого себя, увеличение с их помощью его знаний о самом себе.
1.3. Тренинг: этапы его развития
Рассмотрим применение различных упражнений как инструментов технологии группового тренинга [3].
I этап. “Вступление”
Цель: заинтересовать людей в их участии в тренинге личностного роста: что может дать тренинг, чему можно научиться на тренинге, создать доверие к ведущему.
I этап, “Вступление”, начинается с разговора с предполагаемой будущей тренинговой группой о предстоящих занятиях. Здесь более уместным будет расположение участников рядом на стульях, как на лекции. Первая встреча – очень важная встреча. На ней происходит формирование “первого впечатления”, которое в дальнейшем может сказаться на характере общения ведущего и участников, особенно на следующем этапе.
На этом этапе ведущий может рассказать участникам о тренинге и о том, что он может дать, об интересном и необычном досуге. Но, поскольку, из рассказа о тренинге нельзя получить полную информацию о нем и тех впечатлений, которые невозможно передать словами, то следует рассказывать обобщенно, “завернув” сам процесс занятий в некую интересную и привлекательную “обертку”, которую вы “развернете” перед участниками только в момент самого тренинга. Это делается потому, что невозможно передать словами информацию о том, что такое тренинг. Это будет искаженная информация и, поэтому, в принципе, невозможна.
Иногда участники спрашивают: “А что мы там будем делать?” Естественно, не рекомендуется рассказывать, “что мы будем делать”. Лучше заинтересовать будущих участников ответом, типа: “Приходите, и вы все узнаете” и т.д. Обязательно следует отметить необычную, раскрепощенную атмосферу, которая царит на тренинге. Можно также отметить, что никто не будет скучать, ведь занятия проходят в игровой форме, а сам тренинг поможет его участникам улучшить их взаимоотношения с людьми, узнать много нового о себе и других людях, научиться лучше понимать себя и других людей. Кроме того, участники тренинга смогут просто приятно отдохнуть и хорошо провести время.
Рекомендуется проинформировать участников также о том, сколько будет длиться тренинг, где он будет проходить. Продолжительность зависит от того, в каких целях вы используете тренинговые упражнения. Если вы хотите провести собственно тренинг, то рекомендуется проводить его по 1-1,5 часа не реже одного раза в неделю. Если же вы хотите включить элементы тренинга (какие-то упражнения) в какую-то программу, то достаточно включить несколько упражнений. В этом случае у вас может не возникать необходимости информировать заранее участников об этом. Пусть это будет для них сюрпризом. Этот вариант очень хорош, так как он избавит вас от необходимости рассказывать о тренинге. Вы сможете просто показать “товар лицом”, выбрав наиболее интересные на ваш взгляд упражнения, которые могли бы привлечь участников на ваши занятия.
Трудности |
Способы их преодоления |
Слабая мотивация участников. |
Во время “Вступления” зачитываются положительные отзывы участников тренинга. |
Скованность и напряженность участников |
Задания на релаксацию (расслабление), см. “Каталог упражнений”. |
II этап. “Игровое общение”
Цель: создание атмосферы психологической безопасности.
Этот этап начинается со знакомства. Основная его задача – подчеркнуть свою индивидуальность. Для этого все садятся в один круг, включая ведущего. Каждый называет свое имя и говорит о своих особенностях (привычках, качествах, умениях, привязанностях и т.п.), которые, по его мнению, отличают его от окружающих, являются стержнем его индивидуальности. Можно предложить участникам следующий вариант: каждый участник, если есть желание, на время тренинга может взять себе любое имя (героя кинофильма, друга и т.д.), но при этом объяснить, почему он взял данное имя.
Если вы до тренинга не были знакомы со всеми его участниками, а участники не были знакомы между собой, то рекомендуется подготовить карточки и фломастеры, для того, чтобы участники в течение нескольких минут оформили себе визитки и закрепили у себя на груди. Следует также иметь под рукой булавки.
Дальше начинается собственно сам игровой процесс. Следует отметить состояние участников на этом этапе – напряженное ожидание, большая психологическая дистанция между участниками, скованность, закрытость, неуверенность, закрепощенность. Наиболее быстрый путь сокращения психологической дистанции возможен через общение с элементами тактильного контакта (прикосновения) и визуального контакта (контакта глаз) (см. “Каталог упражнений”, раздел “Упражнения на развитие несловесных языков общения”). Участникам предлагаются такие задания, в ходе которых они должны будут браться за руки и образовывать дружескую поддержку, или общаться молча, “глаза в глаза”. Чтобы снять скованность и зажатость участников на этом этапе, также рекомендуется использовать танцевально-песенные упражнения (общий групповой танец или совместное хоровое пение), ролевые игры, элементы актерского тренинга: “живые скульптуры”, “разговор через стекло” и т.д. (см. “Каталог упражнений”). Кроме того, эти упражнения помогают созданию раскрепощенной атмосферы в группе, помогают почувствовать участникам тренинга себя более уверенно и защищенно, а также помогают группе сплотиться. Помогает этому и чередование различных видов упражнений – словесных (групповая дискуссия, ролевая игра и т.д.) и несловесных: с элементами прикосновения, визуальный контакт глаз мимические и пантомимические упражнения.
III этап. “Противостояние”
Цель: помочь участникам перестроиться внутренне, чтобы они смогли выразить свое негативное состояние и, благодаря этому, способствовать творческой рабочей атмосфере в группе.
Постепенно, в результате прохождения группой второго этапа, игровое общение начинает исчерпываться. В группе возникают скрытые негативные эмоции. Происходит снижение интереса к дальнейшему участию и накопление избыточного эмоционального напряжения, а также, иногда, возникает агрессивное отношение к ведущему. В этом случае легко возникает групповое противодействие, которое нередко выливается в противостояние руководителя и группы. Но это противостояние является очень важным для развития группы и ведущий должен быть готов к его появлению. Здесь ведущему вместе с участниками нужно проанализировать сложившуюся ситуацию. Нужно открыто обсудить вместе с участниками ситуацию и очень важно показать участникам, что не плохая конструкция игры или некомпетентность психолога, а их способ решения предложенных ведущим ситуаций привел к такому результату, что результат появился не случайно, а вследствие воспроизведения участниками привычных, но малоэффективных в тренинге способов общения. Другими словами, у участников сработали штампы и стереотипы, которые и привели к такому результату. Ведущему вместе с участниками надо найти пути разрешения этой ситуации.
Трудности |
Способы их преодоления |
Спад интереса. |
Приемы и упражнения, поднимающие интерес к тренингу. |
Внутренняя эмоциональная закрытость. |
Приемы, способствующие открытому выражению негативных эмоций. |
IV этап. “Личностное общение”
Цель: помочь в создании “открытого” общения участников тренинга.
После этапа противостояния участники готовы вступить друг с другом в доверительное общение. Чтобы сделать его еще более эффективным, ведущий разбивает группу на подгруппы в 5-8 человек, в зависимости от количества участников тренинга. Здесь нужно отметить одну очень важную деталь: состав участников каждой микрогруппы должен быть постоянным и не изменяться до конца тренинга. Практика показала, что при постоянной смене у участников не возникает достаточно глубокой и открытой атмосферы общения. Если же с самого начала состав малой группы не менялся, то через отработку привычных шаблонов общения, через следующий за этим этапом конфликт (этап “Противостояние”), возникает рабочая фаза групповой работы.
Так поэтапно, постепенно развивается тренинг.
2. Сценарий учебного тренинга
Дисциплина: «Специальная технология» при подготовке рабочих по профессии «пекарь» 3-го разряда
Тема: «Технология производства хлеба с целью повышения минеральной ценности»
Таблица 2.1
Сценарий тренинга
№ п/п |
Этап тренинга |
Составляющая этапа |
Содержание составляющей |
Время (мин.) |
Макс. количество баллов |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Вступительная часть |
Вступление |
Инструкция. Здравствуйте, уважаемые участники тренинга! Тема нашего тренинга «Технология производства хлеба с целью повышения минеральной ценности» – вам уже знакома из предыдущих уроков. Сегодня мы определимся, насколько Вы, как будущие специалисты, сформировали профессиональные качества касательно составления рецептуры для повышения минеральной ценности хлеба, и разработки технологической схемы производства, соответствующей предложенной рецептуре. В ходе тренинга мы определимся, готовы ли Вы к самостоятельной работе по выбору сырья и добавок, применяемого при производстве хлеба с повышенной минеральной ценностью, определении последовательности его технологического производства. Кроме этого мы проверим, или готовы Вы работать в команде, или нацелены вы на творческую деятельность при выборе названия такого хлеба и описании его преимуществ. Напомню Вам, что производство хлеба является актуальной темой, так как хлеб и продукты хлебопекарной промышленности играют огромную роль в жизни людей. Хлебные изделия являются одним из основных продуктов питания человека. Суточное потребление хлеба в разных странах составляет от 150 до 500 г на душу населения. Хлеб почти на 38% удовлетворяет потребность организма в растительных жирах и на 25% в фосфолипидах. Они являются важнейшими источниками витаминов В, Р, а также железа, фосфора, марганца, кальция и многих других микроэлементов. Пищевые продукты, обогащенные минеральными веществами, входят в широкую группу продуктов функционального питания, такие продукты, обогащенные физиологически полезными пищевыми ингредиентами, улучшают здоровье человека. Научная стратегия и практика обогащения пищевых продуктов базируется на принципах, сформулированных в материалах комиссии Codex Alimentarius ВООЗ: |
2 |
– |