Самообразовательная компетенция на старшем этапе обучения школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 17:19, курсовая работа

Описание работы

Новые социально-экономические
отношения в России, модификация структуры производства, совершенствование технологических систем вызвали качественные изменения в характере и содержании профессий, повысили требования к подготовке специалистов, владеющих интегрированными знаниями, умениями и навыками, общей и профессиональной культурой, обусловили инновации в области профессионального образования, поиск новых эффективных форм, моделей и методик его реализации.
Цель данной работы — теоретически обосновать, разработать и
экспериментально проверить методику организации уроков иностранного языка на старшем этапе обучения способствующих формированию и развитию самообразовательной компетенции учителя.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

Глава 1.Теоретические основы формирования и развития самообразовательной компетенции на старшем этапе обучения……………..6
1.1. Понятие о самообразовательной компетенции на современном этапе...6
1.2.Классификация и формы самообразовательной компетенции учителя…………………………………………………………………………...13
1.3. Роль самообразовательной компетенции учителя в целостном педагогическом процессе……………………………………………………….15
ГЛАВА 2. Исследовательская работа по формированию и развитию самообразовательной компетенции…………………………………………….21
2.1. Организация и методы исследования……………………………………...21
2.2.Применение метода проектов на уроках иностранного языка в старших классах как условие формирования самообразовательной компетенции…..26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….32

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...34

Файлы: 1 файл

курсовая самообразование.docx

— 58.45 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

 

Глава 1.Теоретические основы формирования и развития  самообразовательной  компетенции на старшем этапе  обучения……………..6

    1. Понятие о самообразовательной компетенции на современном этапе...6

1.2.Классификация  и формы самообразовательной  компетенции учителя…………………………………………………………………………...13

1.3. Роль самообразовательной  компетенции учителя в целостном  педагогическом процессе……………………………………………………….15

ГЛАВА 2. Исследовательская  работа по формированию и развитию самообразовательной компетенции…………………………………………….21

2.1. Организация  и методы исследования……………………………………...21

2.2.Применение метода проектов  на уроках иностранного языка  в старших классах как условие  формирования  самообразовательной  компетенции…..26

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….32

 

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность  исследования. Новые социально-экономические

отношения в России, модификация  структуры производства, совершенствование  технологических систем вызвали  качественные изменения в характере и содержании профессий, повысили требования к подготовке специалистов, владеющих интегрированными знаниями, умениями и навыками, общей и профессиональной культурой, обусловили инновации в области профессионального образования, поиск новых эффективных форм, моделей и методик его реализации.

В связи с этим именно самообразовательный подход к обучению учителей становится приоритетным направлением модернизации образования. Главная идея самообразовательного подхода — формирование

Самообразовательной компетентности специалиста, о которой можно судить по тем умениям и навыкам, которые специалист применяет для решения сложных профессиональных и жизненных ситуаций.

Вопросы совершенствования  профессиональной подготовки будущих  специалистов, место иностранного языка  в этом процессе широко

обсуждаются современными педагогами и методистами. В работах по

методике преподавания иностранных  языков достаточно основатель-

но описан процесс обучения иноязычному общению (Н. В. Баграмова;

Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез, 2004; И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев 1991;

Е. И. Пассов, 1991, 1988; Г. В. Рогова, 1991; Т. Е. Сахарова, В. Л. Скалкин, 1983; И. И. Халеева и др.), процесс формирования и совершенствования профессиональных иноязычных умений современного специалиста (Т. Н. Астафурова, О. А. Витохина, 1999; Н. М. Громова, 1999;

Ю. В. Еремин; А. Ф. Кононова, 2004; М. В. Озерова, 1999; К. И. Са-

ломатов, О. О. Смирнова,1999; Е. Н. Соловова, С. Ф. Шатилов и др.),

применение ролевых и  деловых игр в обучении иностранным  языкам

(Л. Л. Графова, 1988; К.  Ливингстоун, 1988; И. А. Жучкова, 1988 и

др.), использование проектной  методики в обучении иностранным

языкам (О. А. Артемьева; Е. С. Полат и др.),

Объектом данного исследования является процесс формирования

самообразовательной компетенции средствами иностранного языка(методом проектов) на старшем этапе обучения.

Предмет исследования — методика организации учебной комму-

никативно-проектной деятельности на английском языке как средства

формирования и развития самообразовательной компетенции  учителя.

Цель данной работы — теоретически обосновать, разработать и

экспериментально проверить  методику организации уроков иностранного языка на старшем этапе обучения способствующих формированию и развитию самообразовательной компетенции учителя.

Гипотеза: формирование и развитие самообразовательной компетенции учителя будет тем эффективнее, чем больше он будет применять инновационных технологий в процессе уроков.

В соответствии с выдвинутой гипотезой и целями исследования

определены следующие задачи:

1) уточнить понятие, содержание  и структуру  самообразовательной компетенции учителя иностранного языка;

2) разработать критерии  сформированности основных компетенций

учителя, составляющих его самообразовательную компетентность;

3) определить содержание  понятия «учебная коммуникативно-проектная  деятельность» и дать ее характеристику, определить ее предметное содержание  и структуру;

Методологическими основами исследования являются:

1) основные положения  общей теории деятельности (К.  А. Абуль-

ханова-Славская, М. Я. Басов, Г. С. Батищев, А. В. Брушлинский,

В. В. Давыдов, В. П. Зинченко, Э. В. Ильенков, О. А. Конопкин,

В. С. Лазарев, В. А. Лекторский, А. Н. Леонтьев, Ф. Т. Михайлов,

В. М. Розин, С. Л. Рубинштейн, В. И. Слободчиков, Г. В. Суходоль-

ский, В. Д. Шадриков, Г. П. Щедровицкий, Э. Г. Юдин и др.);

2) теория учебной деятельности (В. П. Беспалько, В. В. Давы-

дов, И. И. Ильясов, А. К. Маркова, А. М. Матюшкин, Е. И. Машбиц,

Д. Б. Эльконин и др.);

3) теория речевой деятельности (М. Н. Вятютнев, Н. И. Жинкин,

И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев и  др.);

4) теория поэтапного формирования  умственных действий

(П. Я. Гальперин, А.  П. Запорожец, Н. Ф. Талызина  и др.);

5) теоретические положения метода проектов (М. Ю. Бухаркина,

Дж. Дьюи, В. Килпатрик, М. В. Моисеева, Т. А. Новикова, А. Ю. Пет-

ров, Е. С. Полат и др.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Теоретические  основы формирования и развития  самообразовательной компетенции  на старшем этапе обучения.

    1. Понятие о самообразовательной компетенции на современном этапе.

Компетенция - это способность  успешно отвечать на индивидуальные или общественные требования и выполнять  определенную деятельность.

Как видно из приведенного определения компетенция должна отвечать, во-первых индивидуальным требованиям, то есть быть личностным качеством. Во-вторых, отвечать общественным требованиям, то есть позволять получать общественно  значимые результаты. И, в-третьих, способствовать осуществлению практической деятельности, то есть позволять оперативно решать возникающие проблемы и задачи.

Среди различных видов  компетенций выделяются, прежде всего, ключевые компетенции, которые являются «ключом», основанием для других, более  конкретных и предметно-ориентированных. Владение ими позволяет человеку быть успешным в любой сфере профессиональной и общественной деятельности, и в  том числе и в личной жизни

Одна из перспективных  тенденций модернизации российского

образования - компетентностный подход к подготовке специалистов. В

«Концепции российского  образования на период до 2010 года» подчеркивается: "Общеобразовательная школа должна формировать

целостную систему  универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт

самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то

есть ключевые компетенции, определяющие современное качество

содержания образования". Среди ключевых компетенций, на наш  взгляд,

базовой является самообразовательная.

Самообразовательную компетенцию мы понимаем как совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, способностей), определяющих эффективность самообразования.

Система формирования самообразовательной компетенции  студентов

должна быть нацелена на решение двух главных задач:

• достижение соответствующего уровня компетенции в период обучения в вузе;

• подготовку выпускников  к проведению эффективной самообразовательной работы после окончания вуза.

Задача «научить учиться» стояла перед высшим образованием всегда. Но сегодня она приобрела особую актуальность и для студента, и для его

преподавателя.

В условиях рыночной экономики, которая требует быстрого вхождения молодого специалиста в профессию, имеет значение не только высокий уровень квалификации, но и определенные профессионально значимые качества личности, повышающие конкурентоспособность специалиста, — умение быстро осваивать новые технологические средства, повышать свой профессиональный уровень. Указанные качества особенно необходимы при формировании профессиональной компетентности учителей, поскольку современная наука стремительно развивается как во время подготовки специалиста в вузе, так и в процессе его практической деятельности в школе. Особенно важно развить у студента интерес к накоплению знаний, к непрерывному самообразованию.

Правильная организация  самостоятельной работы значима  и для

преподавателя. Госзаказ вуз выполняет в условиях, когда  удельный вес

аудиторного учебного времени сокращается, а доля самостоятельной работы студентов все возрастает. Идея понятна: акцент переносится с активности преподавателя на самостоятельную учебную деятельность студентов. Следовательно, от повышения эффективности самостоятельной

работы зависит  результат деятельности преподавателя  и, в конечном итоге,

качество подготовки специалиста.

Но для формирования самообразовательной компетенции  необходимы

особые дидактические условия. Назовем три важнейших, создание которых – потребность сегодняшнего дня.

1. На первое место  по значимости следует поставить  разработку особой методической системы формирования самообразовательной

компетенции.

Востребованность  данной методики доказывает низкий уровень

теоретической, практической и психологической готовности первокурсников к самостоятельной работе. Такая методика станет механизмом реализации компетентностного подхода к самостоятельной работе. Одним из действенных ее инструментов является метод проектов.

2. Второе условие  - мотивация учителя, воспитание устойчивого

интереса к самостоятельной  работе через соблюдение особых правил.

Назовем некоторые:

- предоставление  возможности самоопределения в  выборе тем, методов,

форм, направлений  самостоятельной работы;

- личностная значимость  конечного результата;

- предоставление  возможности самореализации в  творчестве;

- самоанализ и  самооценка формируемой компетенции.

Как видим, названные  правила имеют прямое отношение  к реализации

упомянутого проектного метода.

3. Образовательное пространство вуза следует организовать таким

образом, чтобы обучающиеся  могли самостоятельно развивать  свою компетентность. Третье условие для самообразования - развитие

информационной  среды. Сегодня информационная среда складывается из двух компонентов:

а) целенаправленно  создаваемая информационная среда  университета:

- электронные и  печатные УМК и учебные материалы  (тексты лекций,

контролирующие  материалы);

- библиотеки обычные  и электронные и пр.

б) мировая виртуальная  среда, используемая в качестве источника

образовательного  процесса:

- электронные библиотеки;

- официальная информации  о системе высшего профессионального

образования;

- информация о  рынке образовательных услуг  (центры, организации) и др.

Медиа-системы расширяют  возможности воздействия на интеллект  и

сферу чувств и способны повысить качество образования. Но и  методика обучения должна быть адекватной этим немыслимым ранее возможностям,

закладывая в  обучение готовность к их восприятию и активность их применения.

Педагогический  опыт показывает, что использование  телекоммуникаций в образовании - не разовое явление, а объективное требование уже сегодняшнего дня. И информационные технологии надо изучать, использовать, встраивать в текущую педагогическую работу.

Процесс обучения иностранному языку перенасыщен всевозможными  средствами, облегчающими усвоение языкового  материала и развитие умений. Это  и опоры, получившие в последнее  время широкое распространение, и введение в урок элементов игры. С одной стороны, это несомненно интенсифицирует иноязычную деятельность, а с другой – ведет к недооценке возможности самостоятельной работы. Именно в процессе этой работы у  студента активизируются его творческие возможности, развиваются мышление, логика, умение контроля, самоанализ и  самооценка. Все эти качества формируют  личность учителя, его индивидуальные качества, что имеет большое значение для профессионально-педагогических умений. Поэтому самостоятельную  работу можно рассматривать как  дополнительный резерв формирования основных педагогических функций учителя, таких, в частности, как мотивационно-стимулирующая, конструктивно-планирующая, коммуникативно-обучающая.

Информация о работе Самообразовательная компетенция на старшем этапе обучения школьников