Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 17:19, курсовая работа
Новые социально-экономические
отношения в России, модификация структуры производства, совершенствование технологических систем вызвали качественные изменения в характере и содержании профессий, повысили требования к подготовке специалистов, владеющих интегрированными знаниями, умениями и навыками, общей и профессиональной культурой, обусловили инновации в области профессионального образования, поиск новых эффективных форм, моделей и методик его реализации.
Цель данной работы — теоретически обосновать, разработать и
экспериментально проверить методику организации уроков иностранного языка на старшем этапе обучения способствующих формированию и развитию самообразовательной компетенции учителя.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1.Теоретические основы формирования и развития самообразовательной компетенции на старшем этапе обучения……………..6
1.1. Понятие о самообразовательной компетенции на современном этапе...6
1.2.Классификация и формы самообразовательной компетенции учителя…………………………………………………………………………...13
1.3. Роль самообразовательной компетенции учителя в целостном педагогическом процессе……………………………………………………….15
ГЛАВА 2. Исследовательская работа по формированию и развитию самообразовательной компетенции…………………………………………….21
2.1. Организация и методы исследования……………………………………...21
2.2.Применение метода проектов на уроках иностранного языка в старших классах как условие формирования самообразовательной компетенции…..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….32
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...34
Поскольку самостоятельная работа предполагает максимальную индивидуализацию деятельности учителя, она может рассматриваться одновременно и как средство совершенствования творческой индивидуальности, опыт преподавания иностранного языка в педагогическом колледже свидетельствует о важности ориентации процесса обучения на личность студента и выявление его творческих возможностей.
Исходя из целевой установки обучения иностранному языку как специальности, можно полагать, что главными целями самообразовательной работы в плане практического овладения иностранным языком являются:
- достижение соответствующего уровня иноязычной коммуникативной компетенции в период преподавания;
- подготовка выпускников к проведению эффективной самообразовательной работы над иностранным языком .
Учитывая важность второй, конечной цели, предоставляется правомерным говорить о необходимости формирования у учителей самообразовательной компетенции как способности поддерживать и повышать в процессе самообразования уровень владения иностранным языком для непрерывного совершенствования профессиональной (педагогической) деятельности. С психологической точки зрения самообразовательная компетенция предполагает наличие устойчивого мотивационного компонента, знаний, соответствующих навыков, умений, привычек, личностных качеств. Становление самообразовательной компетенции может осуществляться только непосредственно в деятельности студентов по мере их возрастающей самостоятельности в овладении иностранным языком.
Задача формирования самообразовательной компетенции ставит перед методикой и практикой иностранного языка новых интересных проблем. В первую очередь это проблема выявления и типологии компонентов самообразовательной компетенции – знаний, навыков, умений.
Важным для формирования
самообразовательной
В этой связи представляется
необходимым проведение практикумов
перспективной самостоятельной
работы в период педагогической практики
на IV и V курсах с целью адаптации
навыков и умений этой работы к
условиям будущей профессиональной
деятельности. Особенность подобных
практикумов – в их большей
по сравнению с другими
Важным содержательным компонентов
перспективной самостоятельной
работы является работа студента над
своими типичными языковыми ошибками
и собственными резервами совершенствования
речи на иностранном языке (например,
замедленный темп говорения, недостаточная
речевая активность, содержательная
или лексико-грамматическая “обедненность”
речи. Для того чтобы сделать эти
недочеты объектами сознательной целенаправленной
работы самого обучающегося, целесообразно
фиксировать их в специальной
индивидуальной карте языковой подготовки
студента и давать индивидуальные задания.
Эти задания должны быть направлены
на устранение соответствующих пробелов
путем дополнительной работы по учебным
пособиям, сознательного введения студентам
в свою речь языковых явлений, с которыми
связаны ошибки. На очередном экзамене
по практике устной и письменной речи
целесообразно учитывать
В заключении кратко остановимся
на некоторых путях улучшения
самостоятельной работы по подготовке
к текущим занятиям по практическим
дисциплинам. Эта форма работы требует
значительного
обеспечение всех основных тем практических дисциплин лабораторными работами; создание и внедрение видеолабораторных работ и обучающих программ для компьютерных классов.
Необходимо целенаправленно развивать у студентов навыки и умения самостоятельной работы.
Подготовить специальные пособия по ее методике, сборники упражнений по практическим дисциплинам, ориентированные на активную самостоятельную деятельность студентов.
Издавать больше книг для чтения на иностранном языке, справочную литературу.
Наладить выпуск качественных аудиоматериалов с записью речи носителей языка.
Существенно укреплять материально-
Таким образом, кардинальное
улучшение самостоятельной
Эффективность проведения самостоятельной работы и ее особенностей зависит от профессионально-педагогической направленности практических занятий.
1.2.Классификация и формы самообразовательной компетенции учителя.
Самообразовательная компетенция
непосредственно связана с
Мы находим у Т.А
Михайловской определение
«Компетентность обозначает характеристику человека (обладающий компетенцией, знающий, сведущий, полноправный и т. д.), а компетенция – характеризует то, чем человек обладает (способности, умения, круг полномочий, круг вопросов» [ 7].
Известны различные
Зимняя выделяет десять компетенций, разделяя их на три группы: относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения; относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы; относящиеся к деятельности человека [5].
И.А. Зимняя не затрагивает профессиональную область человека, поэтому рассмотрим компетенции специалиста, которые выделяют другие авторы (Д.А. Иванов, В.Д. Шадриков, В. Байденко и др.) и также пытаются их классифицировать. Д.А. Иванов и В.Д. Шадриков выделяют три компетенции. У Д.А. Иванова это: профессиональные (специальные), надпрофессиональные и ключевые компетенции [7], а у В.Д. Шадрикова – социально-личностные, общепрофессиональные и специальные [10]. Специальные компетенции авторы трактуют одинаково.
Надпрофессиональные компетенции,
которые выделяет Д.И. Иванов, отличаются
от социально-личностных компетенций,
выделенных В.Д. Шадриковым, тем, что
в последних присутствует не только
общение с людьми, но и развитие
собственной личности. Различие между
ключевыми и
Компетентность – проявленная
компетенция человека. Авторы предлагают
различные классификации
Развивая познавательную самостоятельность в процессе обучения, студент сможет овладеть самообразовательной компетенцией, что позволит ему быть успешным в жизни, конкурентоспособным в дальнейшей профессиональной деятельности, проявляя при этом самообразовательную компетентность.
1.3. Роль самообразовательной
компетенции учителя в
Модернизация современного
образования нацелена на построение
и реализацию индивидуального
Самообразование характеризуется, прежде всего, самостоятельностью и непрерывностью и будет выступать одним из важнейших условий реализации идеи непрерывного образования. Современная концепция непрерывного педагогического образования в России сориентирована на:
- развивающиеся потребности личности, общества, государства;
- расширение пространства образования современных педагогов;
- вариативность подготовки педагогов нового поколения;
- научно-методическое обеспечение профессионально-личностного становления педагога на различных этапах его жизненного пути.
Для осуществления своей
миссии учителю необходимо обладать
готовностью к решению
Ускорение социально-экономических
процессов интенсифицирует
Вхождение мирового сообщества
в эпоху информации, достижения телекоммуникационных
технологий требуют от учителя информационной
компетентности. Особенность сегодняшнего
положения определена спецификой конфигуративной
культуры (М. Мид), когда взрослые и
дети учатся вместе, осваивая новое
знание и компетенции. Современный
ученик зачастую может быть более
компетентен в области
Стремление России создать открытое демократическое общество ведет к возрастанию роли и значимости общественных организаций в жизни страны и требует социальной компетентности, умения работать в команде, выстраивать свои отношения с другими людьми, корпоративности. Общественная жизнь среди молодежи в «эпоху индивидуальности» отходит на второй план, не способствуя развитию социальных компетенций.
Современное поликультурное
общество требует культурологической
компетентности, диалога культур, овладения
коммуникативной
Разнообразие, вариативность,
выбор в образовании требуют
от учителя собственной
Таким образом, педагогическая компетентность будет включать в себя методологическую, информационную, коммуникативную, социальную и культурологическую компетенции.
Особенностью нашего подхода
к достижению педагогической компетентности
является самообразование учителя
и, прежде всего, его опыт. Анализ самообразования
учителей выявил общий механизм самообразовательной
деятельности, определяющий условия
его функционирования . Основными
условиями самообразования
Информация о работе Самообразовательная компетенция на старшем этапе обучения школьников