Самообразовательная компетенция на старшем этапе обучения школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 17:19, курсовая работа

Описание работы

Новые социально-экономические
отношения в России, модификация структуры производства, совершенствование технологических систем вызвали качественные изменения в характере и содержании профессий, повысили требования к подготовке специалистов, владеющих интегрированными знаниями, умениями и навыками, общей и профессиональной культурой, обусловили инновации в области профессионального образования, поиск новых эффективных форм, моделей и методик его реализации.
Цель данной работы — теоретически обосновать, разработать и
экспериментально проверить методику организации уроков иностранного языка на старшем этапе обучения способствующих формированию и развитию самообразовательной компетенции учителя.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

Глава 1.Теоретические основы формирования и развития самообразовательной компетенции на старшем этапе обучения……………..6
1.1. Понятие о самообразовательной компетенции на современном этапе...6
1.2.Классификация и формы самообразовательной компетенции учителя…………………………………………………………………………...13
1.3. Роль самообразовательной компетенции учителя в целостном педагогическом процессе……………………………………………………….15
ГЛАВА 2. Исследовательская работа по формированию и развитию самообразовательной компетенции…………………………………………….21
2.1. Организация и методы исследования……………………………………...21
2.2.Применение метода проектов на уроках иностранного языка в старших классах как условие формирования самообразовательной компетенции…..26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….32

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...34

Файлы: 1 файл

курсовая самообразование.docx

— 58.45 Кб (Скачать файл)

Поскольку самостоятельная  работа предполагает максимальную индивидуализацию деятельности учителя, она может рассматриваться одновременно и как средство совершенствования творческой индивидуальности, опыт преподавания иностранного языка в педагогическом колледже свидетельствует о важности ориентации процесса обучения на личность студента и выявление его творческих возможностей.

Исходя из целевой установки  обучения иностранному языку как  специальности, можно полагать, что  главными целями  самообразовательной работы в плане практического овладения иностранным языком являются:

- достижение соответствующего уровня иноязычной коммуникативной компетенции в период преподавания;

- подготовка выпускников к проведению эффективной самообразовательной работы над иностранным языком .

Учитывая важность второй, конечной цели, предоставляется правомерным  говорить о необходимости формирования у  учителей самообразовательной компетенции как способности поддерживать и повышать в процессе самообразования уровень владения иностранным языком для непрерывного совершенствования профессиональной (педагогической) деятельности. С психологической точки зрения самообразовательная компетенция предполагает наличие устойчивого мотивационного компонента, знаний, соответствующих навыков, умений, привычек, личностных качеств. Становление самообразовательной компетенции может осуществляться только непосредственно в деятельности студентов по мере их возрастающей самостоятельности в овладении иностранным языком.

Задача формирования самообразовательной  компетенции ставит перед методикой  и практикой иностранного языка новых интересных проблем. В первую очередь это проблема выявления и типологии компонентов самообразовательной компетенции – знаний, навыков, умений.

Важным для формирования самообразовательной компетенции  является не только то, научится ли   молодой учитель работать над языком самостоятельно, но и то, будет ли он делать это после окончания педагогического колледжа в изменившихся условиях жизнедеятельности. Очевидно, достигнутый уровень познавательной самостоятельности должен быть интегрирован в новые условия еще во время обучения в колледже.

В этой связи представляется необходимым проведение практикумов  перспективной самостоятельной  работы в период педагогической практики на IV и V курсах с целью адаптации  навыков и умений этой работы к  условиям будущей профессиональной деятельности. Особенность подобных практикумов – в их большей  по сравнению с другими профессионально-педагогической направленности, которая реализуется  посредством задания применить  часть результатов самостоятельной  работы непосредственной в учебной  или внеклассной работы в школе.

Важным содержательным компонентов  перспективной самостоятельной  работы является работа студента над  своими типичными языковыми ошибками и собственными резервами совершенствования  речи на иностранном языке (например, замедленный темп говорения, недостаточная  речевая активность, содержательная или лексико-грамматическая “обедненность” речи. Для того чтобы сделать эти  недочеты объектами сознательной целенаправленной работы самого обучающегося, целесообразно  фиксировать их в специальной  индивидуальной карте языковой подготовки студента и давать индивидуальные задания. Эти задания должны быть направлены на устранение соответствующих пробелов путем дополнительной работы по учебным  пособиям, сознательного введения студентам  в свою речь языковых явлений, с которыми связаны ошибки. На очередном экзамене по практике устной и письменной речи целесообразно учитывать результат  этой самостоятельной работы студента при определении оценки.

В заключении кратко остановимся  на некоторых путях улучшения  самостоятельной работы по подготовке к текущим занятиям по практическим дисциплинам. Эта форма работы требует  значительного совершенствования. Назовем лишь наиболее важные его  направления, отражающие результаты опроса:

обеспечение всех основных тем практических дисциплин лабораторными  работами; создание и внедрение видеолабораторных  работ и обучающих программ для  компьютерных классов.

Необходимо целенаправленно  развивать у студентов навыки и умения самостоятельной работы.

Подготовить специальные  пособия по ее методике, сборники упражнений по практическим дисциплинам, ориентированные  на активную самостоятельную деятельность студентов.

Издавать больше книг для  чтения на иностранном языке, справочную литературу.

Наладить выпуск качественных аудиоматериалов с записью речи носителей языка.

Существенно укреплять материально-техническую  базу многих факультетов иностранных  языков.

Таким образом, кардинальное улучшение самостоятельной работы по практическому курсу “Иностранный язык требует как значительного  совершенствования ее традиционных видов, так и всестороннего развития тех ее форм, разновидностей и приемов, которые ориентированы на формирование самообразовательной компетенции.

Эффективность проведения самостоятельной  работы и ее особенностей зависит  от профессионально-педагогической направленности практических занятий.

 

 

1.2.Классификация  и формы самообразовательной  компетенции учителя.

Самообразовательная компетенция  непосредственно связана с постепенным  развитием познавательной самостоятельности  в процессе обучения [1], она позволяет  учителю принимать решения, делать выводы, планировать свою деятельность.

Мы находим у Т.А  Михайловской определение самообразовательной компетенции: «это высшая интегральная способность мобилизовать организованные в систему знания, умения и личностные качества, необходимые для выполнения определенной задачи». Представляется, что это определение полностью не отражает сущность понятия, так как для решения задачи может быть недостаточно имеющихся знаний и умений. Мы уточним это определение, и под самообразовательной компетенцией будем понимать способности, которые позволяют решать задачи (социальные, предметные, профессиональные и др.) на основе имеющихся и постоянно приобретаемых знаний и умений.

«Компетентность обозначает характеристику человека (обладающий компетенцией, знающий, сведущий, полноправный и т. д.), а компетенция – характеризует  то, чем человек обладает (способности, умения, круг полномочий, круг вопросов» [ 7].

Известны различные классификации  компетенций и компетентностей. А. Хуторской рассматривает компетенции  в сфере общего образования и  выделяет ключевые, общепредметные и  предметные [9]. И.А.

Зимняя выделяет десять компетенций, разделяя их на три группы: относящиеся  к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения; относящиеся  к социальному взаимодействию человека и социальной сферы; относящиеся  к деятельности человека [5].

И.А. Зимняя не затрагивает  профессиональную область человека, поэтому рассмотрим компетенции  специалиста, которые выделяют другие авторы (Д.А. Иванов, В.Д. Шадриков, В. Байденко и др.) и также пытаются их классифицировать. Д.А. Иванов и В.Д. Шадриков выделяют три компетенции. У Д.А. Иванова это: профессиональные (специальные), надпрофессиональные и ключевые компетенции [7], а у В.Д. Шадрикова – социально-личностные, общепрофессиональные и специальные [10]. Специальные компетенции авторы трактуют одинаково.

Надпрофессиональные компетенции, которые выделяет Д.И. Иванов, отличаются от социально-личностных компетенций, выделенных В.Д. Шадриковым, тем, что  в последних присутствует не только общение с людьми, но и развитие собственной личности. Различие между  ключевыми и общепрофессиональными  компетенциями заключается в  том, что ключевые характеризуют  человека как члена общества, а  общепрофессиональные – как члена  некоторого профессионального сообщества. Классификация компетенций В.Д. Шадрикова  наиболее полно раскрывает сущность современного специалиста. Самообразовательная  компетенция в этой классификации  дополняет общепрофессиональные компетенции  и должна формироваться у всех студентов, независимо от их будущей  профессии.

Компетентность – проявленная  компетенция человека. Авторы предлагают различные классификации компетентностей. Например, Д. Ермаков [3] и А.Н. Дахин [2] рассматривают компетентности в  области общего образования, И.А. Зимняя, Э. Зеер и Э. Сыманюк – в области  профессионального образования. Э. Зеер и Э. Сыманюк к базовым  компетентностям относят: общенаучные, социально-экономические, гражданско-правовые,информационно-коммуникационные, политехнические и специальные [4]. В этой классификации большое внимание отводится знаниям в выделенных областях и не рассматривается личность специалиста и ее взаимодействие с коллективом. Классификация И.А. Зимней характеризует специалиста, охватывая все области его жизнедеятельности, и включает четыре блока: базовый, личностный, социальный и профессиональный [6]. Самообразовательная компетентность входит в профессиональный блок данной классификации и является ключевой компетентностью современного специалиста.

 

Развивая познавательную самостоятельность в процессе обучения, студент сможет овладеть самообразовательной  компетенцией, что позволит ему быть успешным в жизни, конкурентоспособным  в дальнейшей профессиональной деятельности, проявляя при этом самообразовательную  компетентность.

1.3. Роль самообразовательной  компетенции учителя в целостном  педагогическом процессе.

Модернизация современного образования нацелена на построение и реализацию индивидуального образовательного маршрута, самообразования человека на различных этапах его жизненного пути.

Самообразование характеризуется, прежде всего, самостоятельностью и  непрерывностью и будет выступать  одним из важнейших условий реализации идеи непрерывного образования. Современная  концепция непрерывного педагогического  образования в России сориентирована на:

- развивающиеся потребности личности, общества, государства;

- расширение пространства  образования современных педагогов;

- вариативность подготовки педагогов нового поколения;

- научно-методическое обеспечение профессионально-личностного становления педагога на различных этапах его жизненного пути.

Для осуществления своей  миссии учителю необходимо обладать готовностью к решению профессиональных задач, то есть уровнем профессиональной компетентности. Современные социокультурные  процессы в России с одной стороны, и новая генерация детей, с  другой, с необходимостью требуют  модернизации образования и соответствующей  компетенции учителя:

Ускорение социально-экономических  процессов интенсифицирует жизнь  человека в обществе так, что опыт прошлых поколений не всегда эффективен в современной жизни, что с необходимостью приводит к трансформации информационно-контролирующей педагогической позиции учителя в пользу фасилитаторской, личностно-ориентированной, поддерживающей. Информационные возможности ученика сегодня расширены за счет «всемирной паутины» Internet. Сегодня важно идти от ученика: его проблем, потребностей, интересов, особенностей возраста.

Вхождение мирового сообщества в эпоху информации, достижения телекоммуникационных технологий требуют от учителя информационной компетентности. Особенность сегодняшнего положения определена спецификой конфигуративной  культуры (М. Мид), когда взрослые и  дети учатся вместе, осваивая новое  знание и компетенции. Современный  ученик зачастую может быть более  компетентен в области информатики, чем учитель.

Стремление России создать  открытое демократическое общество ведет к возрастанию роли и  значимости общественных организаций  в жизни страны и требует социальной компетентности, умения работать в  команде, выстраивать свои отношения  с другими людьми, корпоративности. Общественная жизнь среди молодежи в «эпоху индивидуальности» отходит  на второй план, не способствуя развитию социальных компетенций.

Современное поликультурное общество требует культурологической компетентности, диалога культур, овладения  коммуникативной компетентностью, культурой диалога, толерантностью, солидарностью. Особо важным становится формирование национального и гражданского самосознания молодежи, уважение к  другой культуре и терпимость к инакомыслию, совместное сосуществование в мире без войн.

Разнообразие, вариативность, выбор в образовании требуют  от учителя собственной педагогической позиции, осознания своего опыта  на уровне теории, понимания различных  подходов к образованию и выбора методов, то есть методологической компетентности. Теоретическое осмысление опыта на уровне структурированных, обобщенных знаний, становящихся способом деятельности, является механизмом саморазвития.

Таким образом, педагогическая компетентность будет включать в  себя методологическую, информационную, коммуникативную, социальную и культурологическую компетенции.

Особенностью нашего подхода  к достижению педагогической компетентности является самообразование учителя  и, прежде всего, его опыт. Анализ самообразования  учителей выявил общий механизм самообразовательной  деятельности, определяющий условия  его функционирования . Основными  условиями самообразования будут  выступать «три кита»: творчество, опыт и рефлексия.

Информация о работе Самообразовательная компетенция на старшем этапе обучения школьников