Самообразовательная компетенция на старшем этапе обучения школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 17:19, курсовая работа

Описание работы

Новые социально-экономические
отношения в России, модификация структуры производства, совершенствование технологических систем вызвали качественные изменения в характере и содержании профессий, повысили требования к подготовке специалистов, владеющих интегрированными знаниями, умениями и навыками, общей и профессиональной культурой, обусловили инновации в области профессионального образования, поиск новых эффективных форм, моделей и методик его реализации.
Цель данной работы — теоретически обосновать, разработать и
экспериментально проверить методику организации уроков иностранного языка на старшем этапе обучения способствующих формированию и развитию самообразовательной компетенции учителя.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

Глава 1.Теоретические основы формирования и развития самообразовательной компетенции на старшем этапе обучения……………..6
1.1. Понятие о самообразовательной компетенции на современном этапе...6
1.2.Классификация и формы самообразовательной компетенции учителя…………………………………………………………………………...13
1.3. Роль самообразовательной компетенции учителя в целостном педагогическом процессе……………………………………………………….15
ГЛАВА 2. Исследовательская работа по формированию и развитию самообразовательной компетенции…………………………………………….21
2.1. Организация и методы исследования……………………………………...21
2.2.Применение метода проектов на уроках иностранного языка в старших классах как условие формирования самообразовательной компетенции…..26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….32

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...34

Файлы: 1 файл

курсовая самообразование.docx

— 58.45 Кб (Скачать файл)

В процессе проектно-компьютерной работы перед  учащимися и учителем стояли следующие задачи:

1. Развить познавательную  компетенцию, осваивая дисциплину  английский язык.

2. Развить коммуникативную  компетенцию в процессе общения.

3. Развить информационную  компетенцию при работе с Интернетом.

3. Разработать собственный  Интернет-проект.

4. Представить проект в виде страницы веб-сайта .

5. Осмыслить всесторонне  ход проектного исследования  и оценить его

результат.

1 этап. Организация  проекта.

Задача первого  этапа - организация команды участников проекта,

определение общей  цели и конкретных задач каждого.

Подлинное проектирование как порождение нового обязательно  связано с прохождением фазы кризиса. Подлинный проект начинается с

организации педагогом  ситуации, в которой ученик видит  проблему.

Для создания проблемной ситуации мы предложили студентам соотнести их знания об английском языке как науке и современную речевую ситуацию в России. Проблема была определена, и начался поиск возможностей ее решения.

Следующий организационный  шаг - обсуждение структуры проекта,

составление примерного плана работы, то есть разбиение  проекта на части

и анализ составляющих частей (что лишнее? что добавить?).

Планирование проектной  деятельности перетекло в распределение  между собой объектов для исследования.

Каждый из участников проекта играл роль организатора. Работа

строилась как коллективное обсуждение проблемы, выработка общей идеи. Задача данного этапа – превратить идеальный замысел в реальные возможности людей, учитывая объективные условия, в которых они находятся. Одновременно происходил процесс интенсивного самоопределения каждого и строительства полифункциональной команды,

способной и разработать, и реализовать проектную идею.

2 этап. Реализация  проекта.

На данном этапе  план практической реализации проекта  выполнялся,

корректировался. Каждый участник проекта овладевает следующими

видами деятельности: сбор, оформление, изучение, оценка и  обработка

информации по теме проекта.

3 этап. Презентация  проекта.

Подготовка проекта  к презентации - это защита его  модулей создателями.

На данном этапе  проектной работы его участники  играют роли ораторов:

защитников и  экспертов. Представляя результат  деятельности, необходимо

не просто информировать, но и доказать экспертам (членам команды  и

приглашенным) оригинальность идеи, ее практическую значимость и

реализуемость.

Экспертами оценивается  качество выполнения проекта: оформление проектной работы, содержание каждого модуля, реализация поставленных задач и то, как полученный результат соотносится с поставленной целью.

2.2.Применение  метода проектов на уроках  иностранного языка в старших  классах как условие формирования  самообразовательной компетенции.

Как было указано выше, формирование и развитие самообразовательной  компетенции учителя происходит  на уроках иностранного языка с применением  метода проектов.

Далее мы представляем разработку уроков английского языка в старших  классах, использование которых  будет эффективно и целесообразно  в целостном педагогическом процессе.

 Разработка урока-проекта в 10 классе с использованием метода проектов.

 

Характер проекта: частично исследовательский прикладной монопроект с открытой координацией.

Дидактическая база урока: иллюстрации, ватман для практической работы учащихся, карточки с заданиями.

Техническое оснащение: аудио  магнитофон, видеомагнитофон, телевизор.

Учебная цель: развитие речевых  умений на основе творческого применения усвоенного ранее лексико-грамматического  материала в новых ситуациях  общения; сопутствующая задача - скрытый  контроль уровня сформированности речевых  умений.

Развивающая цель: развитие способности осуществлять продуктивные речевые действия - к подбору речевых  средств, адекватных цели и ситуации, к импровизации, к планированию своего высказывания, воображению.

Воспитательная цель: воспитание творческого потенциала личности учащегося, культуры общения во время работы в микро группах, самостоятельности.

Методическое обоснование

I. Организационная часть 1 мин. I. Приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку. I. Приветствуют учителя, отвечают на организационные вопросы. 

С целью: организует и дисциплинирует учащихся, активизирует внимание.

II. Warm – up activities

II. Организует упражнение  по цепочке: 

Could you tell me how you are today, please?

Please, ask each other the reported questions and answer them.

Скажите пожалуйста, как  у вас дела? Задайте друг другу  косвенные вопросы и ответьте на них. II. Задают друг другу косвенные вопросы по цепочке и отвечают на них.

С целью:

создает благоприятную обстановку для решения коммуникативных  задач; скрытого контроля умения задавать косвенные вопросы и отвечать на них.

III. Контроль лексического  материала предыдущих уроков

3 мин. III.1) Do you know why I brought an old suitcase?

You are absolutely right. I like to travel very much. And you?

Знаете ли вы для чего я принесла этот старинный чемодан?

Да, вы правы. Мне нравиться  путешествовать. А вам?

It’s better to travel with friends.

Let’s divide into two groups. The first group of friends and the second group of friends.

Организует две проектные группы.

2) I’d like to know what landscapes you can see while traveling?

Мне хотелось бы узнать, какие  ландшафты вы можете увидеть во время  путешествия?

One group has cards with words, denoting landscapes. Match them with the pictures on the blackboard.

3) Первой группе предлагается  сопоставить лексические единицы  на карточках с иллюстрациями  на доске. 

4) Another group will match the adjectives with the nouns.

Второй группе предстоит  сопоставить прилагательные с существительными на доске.

5) Would you like to live within such landscapes?

Listen to your offsprings’ opinions on the same question.

Организует просмотр видеосюжета. III.1) Высказывают предположения о значении чемодана, аргументируют ответы, отвечают на поставленные вопросы.

2) Отвечают на поставленный  вопрос, аргументируют ответы.

3) Сопоставляют лексические  единицы с иллюстрациями на  доске.

4) Сопоставляют прилагательные  с существительными и иллюстрациями. 

5) Отвечают на поставленный  вопрос.

Просматривают видеосюжет, высказывают свою точку зрения по проблеме. С целью:

развития догадки, воображения, мотивации учебной деятельности.

С целью: контроля владения в устной речи лексическими единицами  раздела.

С целью: развития умения сопоставлять, анализировать, скрытого контроля лексических  единиц предыдущих уроков; наглядного обучения.

С целью: контроля владения в устной речи описательными прилагательными, развития догадки.

С целью: развития воображения, умения аргументировать ответы; наглядного обучения.

IV.Целеполагание, постановка  проблемы  

2 мин. IV. As for me I prefer to live there where I was born. My motherland is the best of all possible worlds.

Could you tell me where you would like to live in?

What is the best of all possible worlds for you? Lets create a project according to the problem.

Организует работу учащихся в проектных группах, обозначает проблему, называет тему проекта. IV. Формируют проектные группы, приступают к выполнению проекта. С целью: настраивает на предстоящую творческую деятельность, организует предстоящую работу, мотивирует учебную деятельность учащихся.

V. Планирование, выполнение  рабочего варианта проекта

10 -15 мин. 

V. 1) Обозначает вид проекта  для каждой проектной группы:

a) Проект конкретного  социологического обследования - Survey Project;

b) Конструктивно-практический проект - Construction and Practical Project “My yard’s design”,

организует планирование проектов

2) Помогает учащимся, сотрудничает. V.1) Работают над планом каждого проекта, обсуждают и оценивают возможные варианты плана.

 

2) Работают в группах,  согласно составленному плану,  составляют рабочие варианты  проекта С целью: мотивирует учебную деятельность, развивает стремление к исследованию, творчеству.

С целью: организует самостоятельную  работу учащихся; развивает умение работать в группе; воспитывает культуру общения.

VI. Составление окончательного  варианта проекта, презентация.

VII. Оценка проекта, подкрепление

VIII. Домашнее задание 5 мин.

3 мин VI. Помогает в корректировке и редактировании, консультирует окончательный вариант проекта.

VII. 1) Участвует в совместной  оценке проектов и презентации,  предлагает альтернативные виды  работы и формы подкрепления.

VII. Организует самооценку  участия каждого учащегося в  проекте.

Could you tell me, how you evaluate your participation in the project?

VIII. Предлагает учащимся  прорекламировать любимый уголок  родного города или страны. Высказать  преимущества и недостатки для  корректирования. VI. Корректируют, подготавливают проекты к презентации, осуществляют презентацию проектов.

VII. 1) Обсуждают и оценивают  проекты и презентацию каждой  проектной группы, согласно заранее  выработанным критериям:

Ясность идеи.

Подробное описание.

Убедительная презентация.

Качество проекта в  целом.

Максимальная оценка – 10 б.

Минимальная оценка – 0 б.

VII. Оценивают личный вклад  в проект индивидуально

VIII. Записывают домашнее  задание, за разъяснениями обращаются  к учителю. 

С целью: контролирует умение владеть лексическими , грамматическими  умениями и навыками, полученными  на предыдущих уроках; развивает творческие способности учащихся.

С целью: развивает критическое  мышление, самостоятельность; воспитывает культуру общения в группах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Повышение и развитие самообразовательной  компетентности учителя  иностранного языка на старшем  этапе обучения происходит тем эффективнее и  результативнее, чем больше сам учитель реализовывает основные формы и методы обучения. В нашем случае в качестве основного критерия формирования самообразовательной компетенции нами было выбрано применение метода проектов на уроке английского языка.

Цель обучения иностранному языку – это коммуникативная  деятельность учащихся, т.е. практическое владение иностранным языком. Задача учителя активизировать деятельность каждого учащегося, создать ситуации для их творческой активности в процессе обучения. Использование новых информационных технологий не только оживляет и разнообразит учебный процесс, но и открывает  большие возможности для расширения образовательных рамок, несомненно, несет в себе огромный мотивационный  потенциал и способствует принципам  индивидуализации обучения. Проектная  деятельность позволяет учащимся выступать  в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, расширяет не только общий кругозор, но и способствует расширению языковых знаний.

Участие в Интернет-проектах повышает уровень практического  владения английским языком и компьютером, а главное формирует навыки самостоятельной  деятельности, инициативность. В процессе проектной работы ответственность  возлагается на самого ученика как  индивида. Самое важное то, что ребенок, а не учитель, определяет, что будет  содержать проект, в какой форме  и как пройдет его презентация. Проект – это возможность учащихся выразить собственные идеи в удобной  для них, творчески продуманной  форме.

Применение проектной  методики на занятиях английского языка  даже в рамках школьной программы  показало, что учащиеся:

достигают хороших результатов  в изучении иностранного языка,

имеют практическую возможность  применить навыки, полученные на уроках информатики,

понимают необходимость  междисциплинарных связей.

Метод проектов обладает рядом  преимуществ перед традиционными  методами обучения. Основными преимуществами являются:

повышение мотивации учащихся при изучении английского языка,

наглядная интеграция знаний по различным предметам школьной программы,

простор для творческой и  созидательной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Самообразовательная компетенция на старшем этапе обучения школьников