Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 17:35, реферат
Цель исследования: охарактеризовать влияние процесса саморегуляции одаренного ребенка на социальную адаптацию.
Для достижения цели исследования определены следующие задачи:
1.Раскрыть сущность понятия "одаренность";
2.Проанализировать особенности саморегуляции одаренного ребенка;
3.Охарактеризовать трудности социальной адаптации одаренного ребенка;
4.Изучить влияние процесса саморегуляции на социальную адаптацию одаренного ребенка.
Объект исследования: социальная адаптация одаренного ребенка
Введение
Глава 1. Саморегуляция одаренного ребенка как социально-педагогическая проблема
1.1 Сущность понятия "одаренность"
1.2 Особенности саморегуляции одаренного ребенка
Глава 2. Изучение влияния процесса саморегуляции одаренного ребенка на социальную адаптацию
2.1 Трудности социальной адаптации одаренного ребенка
2.2 Влияние процесса саморегуляции на социальную адаптацию одаренного ребенка
Заключение
Список литературы
Итак, многочисленные исследования
показывают, что лишь небольшой процент
одаренных детей успешно
Среди причин, осложняющих реализацию потенциальных возможностей одаренного ребенка, указывается недостаток настойчивости, готовности к преодолению трудностей, способности к регулярной "рутинной" работе, неизбежно составляющей существенную часть любой профессиональной деятельности. В школьные годы эти дети не приобретают подобного опыта, поскольку учеба обычно дается им очень легко. Нередко и окружающие невольно ориентируют их именно на избегание усилий, которые рассматриваются как удел "неспособных". Отсутствие же усилий часто становится объектом социального признания, как доказательство высоких способностей. Таким образом, ребенку бывает не только "лень" делать усилие, но он еще и считает это унизительным (доказывающим недостаток способностей).
Широта интересов, характерная для одаренных детей, имеет также и свою оборотную сторону. Она чревата снижением концентрации на значимых задачах, "распылением сил", недостатком произвольности и целенаправленности. У других одаренных детей существует противоположная опасность: чрезмерное сосредоточение на излюбленном виде деятельности, резкое сужение разнообразия решаемых задач и, следовательно, обеднение опыта ребенка, односторонность его развития.
Глава 2. Изучение влияния процесса саморегуляции одаренного ребенка на социальную адаптацию
2.1 Трудности
социальной адаптации
Многочисленные исследования показывают преимущества одаренных детей в когнитивной сфере, они свидетельствуют также о том, что дети с необычайно высоким интеллектуальным коэффициентом сочетают в себе черты социальной привлекательности, физического и психологического здоровья, эффективного лидерства и сохраняют их, достигая взрослости [42].
Однако существуют и противоположные
утверждения, которые описывают
чрезвычайные трудности, и маленьких,
и более взрослых вундеркиндов в
социальных взаимодействиях, когда
их необычные способности и
По выражению К. Юнга, "одаренный
человек - это, с биологической точки
зрения, отклонение от усредненной
меры" [45, 62]. А это не может не
порождать некоторой
Часто в научной литературе речь идет об особых трудностях одаренных, которые частично совпадают, частично отличаются от трудностей сверстников по уровню выраженности и важности, а частично являются специфическими, отличающими именно эту группу одаренных школьников. Данные трудности в основном затрагивают психосоциальную (или социально-психологическую) сферу.
Рассмотрим трудности в общении одаренных подростков с родителями, учителями и сверстниками.
Чрезвычайно важными для развития ребенка являются отношения в семье. Семейные отношения традиционно являются достаточно затрудненными в ранней юности. Одаренный ребенок в семье - ее гордость. Именно родители чаще всего замечают одаренность ребенка первыми.
Разнообразие интересов
у одаренных детей может быть
вызвано особенностями
Необходимо как можно раньше выявить талант таких детей, точнее выявить одаренность в раннем детстве и дать ей развиться. Тем, кто воспитывает одаренных детей, необходимо присмотреться к своей собственной реакции на ребенка. Родители должны спросить себя: "Что я вижу и что ценю в своем ребенке и как мне показать ему это?" Тогда система родительских оценок, в которой ребенок видит себя, будет точнее и полнее отражать одаренного ребенка во всей его многогранности.
Однако не все родители
гордятся своим ребенком, сопротивляются
причислению своих детей к
одаренным, они не хотят, чтобы ребенок
выделялся, чтобы был "белой вороной".
Многие родители заявляют: "Я не хочу,
чтобы мой ребенок был
Такое отношение родителей
может оказать нежелательное
воздействие на одаренного ребенка.
Особые таланты ребенка не исчезнут,
ведь для ребенка эти его
Некоторые одаренные дети, даже до столкновения с другими детьми в школе, уже научились вести себя как все и не выказывать свои таланты, фальсифицировать собственное "Я".
В других семьях, наоборот, чрезвычайные
детские способности
Итак, данное суждение позволяет выделить две крайности: одна - игнорирование, а иногда даже подавление необычно высокого уровня познавательной и творческой активности, другая искусственное ускорение развития, предъявление чрезмерных требований и даже вмешательство в учебный процесс, что само по себе провоцирует конфликты.
Тогда в погоне за достижениями утрачивается ценность самого ребенка. Чрезмерные же требования могут провоцировать развития чувства вины перед родителями за то, что реальные достижения не всегда соответствуют (по мнению родителей) возможностям; страха не оправдать надежд родителей, особенно матерей.
Особенно ярко проявляется это в отношении одаренных девочек. Высокая чувствительность к социальным ожиданиям, высоко развитая способность к социальной адаптации и склонность к самопринижению заставляют их строить жизненные планы на основе высказываемых или скрытых ожиданий окружающих без учета своих интересов, способностей, желаний [42, 87].
Однако ряд исследований
говорит о том, что отношения
в семьях одаренных более благополучные,
чем у их сверстников, процент
неполных и неблагополучных семей
ниже. Отношения родителей к детям
достаточно адекватны. Малая конфликтность
отношений одаренных в семье
объясняется несколькими
Важным моментом для отсутствия затруднений в семейных отношениях является, как правило, хорошая успеваемость одаренных детей, увлеченность делом и отсутствие склонности к асоциальным проявлениям (приему наркотиков, алкоголя, курению).
Перед родителями одаренных
детей, прежде всего, стоит задача помочь
их умственному росту в
Как дать понять ребенку, что его любят и ценят за то, какой он есть, а не за какой-то особый талант? Надо научиться ценить такие хорошие свойства, как: щедрость, готовность помочь, терпение, ответственность, надежность, целенаправленность, чувство юмора. Родители должны способствовать развитию таких качеств и раскрытию индивидуальности.
Развитие личности одаренных
детей вызывает тревогу, как у
родителей, так и у педагогов.
Процесс воспитания и обучения может
не только способствовать предотвращению
нежелательных явлений в
В целом процесс обучения
и воспитания одаренных школьников
требует организации всей окружающей
обстановки. Учебная деятельность должна
строиться в целях
Специалисты придерживаются
того мнения, что учебные программы
для одаренных детей должны качественно
отличаться от программ, рассчитанных
на детей со средними способностями.
В таких программах особое внимание
должно уделяться развитию у детей
творческих способностей, интеллектуальной
инициативы, критического мышления, социальной
адаптации, социальной ответственности
и качеств бескорыстного
Одной из форм воспитания и обучения одаренных детей могут быть ролевые игры. Наиболее ценными и привлекательными качествами ролевой игры являются гибкость, пластичность, благодаря которым создаются возможности для участия в ней детей самого разного умственного развития и физических возможностей. Играя роль другого и в то же время выражая свои собственные чувства, дети учатся сопереживать, проникаться чувствами тех, кого изображают [26, 263].
В связи с этим в задачу учителя входит не только поощрение инициативы одаренных детей, но и обучение их навыкам сотрудничества и общения, без чего невозможно достигнуть положительных результатов в групповых занятиях.
Отношения с учителями характеризуются неоднозначностью и чаще зависят от личности самого учителя и от того, понимают ли учителя своеобразие одаренных учащихся и имеют ли опыт работы с ними. Несомненно, что своим особым, "странным" видением мира одаренный ученик создает некую неосознанную угрозу не очень уверенному в себе учителю [46, 124].
У одаренных детей могут возникать конфликты с теми учителями, глубоко знающими свой предмет и предъявляющими высокие требования к учащимся, чей предмет не принадлежит к "сфере интересов" одаренного. В литературе принято говорить о дисгармонии в развитии одаренных, когда интерес и успехи в одной сфере порождают пренебрежение и нежелание заниматься другой.
Однако со временем острота проблемы снимается, и учителя-фанаты своего предмета переходят в разряд наиболее уважаемых. Поэтому профессиональной подготовке специалистов по работе с одаренными детьми необходимо уделять особое внимание [46, 145].
В работе с одаренными детьми следует помнить, что как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить ребенка к усидчивости, приучить трудиться и самостоятельно принимать решения, воспитывать терпение и ненавязчивость.
Талантливые дети знают, что такое доброта, справедливость и милосердие, но на практике эти прекрасные идеи они не могут претворить в жизнь. Одаренные дети очень критичны к себе и порой отличаются неблагоприятным образом-Я. Необходимо помочь им обрести реалистическое представление о себе, здесь нужна помощь специалиста.
Педагогический процесс
должен быть выстроен в режиме педагогической
поддержки, ориентированной на сохранение
личности одаренного ребенка и поддержки
его одаренности через
) права приобретать собственный познавательный опыт;
) права быть субъектом
собственной деятельности. То есть
приобретать собственный
Что касается отношений со сверстниками, то по ряду исследований именно эта сфера является наиболее конфликтной для одаренных, которые отмечают отсутствие интереса к тем, кто учится вместе с ними считают своих соучеников менее умными, более инфантильными, говорят об отсутствии у себя коммуникативных навыков и трудностях в общении.
Важным моментом для возникновения
трудностей в общении является недостаточная
терпимость одаренных детей по отношению
к одноклассникам, неумение дружелюбно
относиться к тем, кто стоит ниже
в интеллектуальном развитии, что
ведет к разочарованию и
Сверстники также относятся
к одаренным детям по-разному.
Сравнительная легкость усвоения учебного
материала, уверенность в своих
силах - "чувство хозяина ситуации"
привлекают к ним окружающих. Однако
как чрезвычайно высокий
Такие дети часто ищут изоляции
от сверстников в своих любимых
занятиях. Что приводит к тому, что
одаренный ребенок начинает стремиться
быть "как все", избегает обнаруживать
себя самым знающим или, тем более,
самым старательным. Не только потому,
что некоторые соученики
Одаренным с раннего возраста нужна помощь в освоении навыков общения, в познании духа сотрудничества и коллективизма, они должны научиться дружить, делить с другими детьми победы и поражения: все это им пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы.
Информация о работе Саморегуляция одаренного ребенка как условие социальной адаптации