Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 17:35, реферат
Цель исследования: охарактеризовать влияние процесса саморегуляции одаренного ребенка на социальную адаптацию.
Для достижения цели исследования определены следующие задачи:
1.Раскрыть сущность понятия "одаренность";
2.Проанализировать особенности саморегуляции одаренного ребенка;
3.Охарактеризовать трудности социальной адаптации одаренного ребенка;
4.Изучить влияние процесса саморегуляции на социальную адаптацию одаренного ребенка.
Объект исследования: социальная адаптация одаренного ребенка
Введение
Глава 1. Саморегуляция одаренного ребенка как социально-педагогическая проблема
1.1 Сущность понятия "одаренность"
1.2 Особенности саморегуляции одаренного ребенка
Глава 2. Изучение влияния процесса саморегуляции одаренного ребенка на социальную адаптацию
2.1 Трудности социальной адаптации одаренного ребенка
2.2 Влияние процесса саморегуляции на социальную адаптацию одаренного ребенка
Заключение
Список литературы
Исследователи считают такое положение вещей является следствием отсутствия равноправного общения, которое могло бы развить способность свободно вступать в разного рода контакты, координировать свои действия, мысли, чувства с действиями, мыслями, чувствами других, предвидеть причинно-следственные связи в социальных взаимодействиях, и которое снижает когнитивный эгоцентризм в социальных отношениях, способствует формированию социальной чувствительности" [16, 112]. С отсутствием равноправного общения связана и трудность в нахождении близких по духу друзей. Итак, трудности саморегуляции одаренных во многом зависят от позиции социального окружения, что приводит к трудностям в общении, которые в значительной мере связаны с особенностями личности одаренных. И роль этих особенностей столь велика, что с одной стороны, они могут служить "индикаторами" одаренности, по которым и предполагают наличие одаренности, с другой - могут выступать в качестве своеобразных преград на пути самореализации детей с повышенными возможностями.
2.2 Влияние
процесса саморегуляции на
Каждый ребенок обладает
одному ему присущими свойствами,
которые и создают его
Фактически все исследователи
отмечают, что в сфере личностного
развития этим детям свойственны
сильно развитое чувство справедливости,
проявляющееся очень рано, острое
восприятие общественной несправедливости.
Они живо откликаются на правду,
справедливость, природу и гармонию,
устанавливают высокие
Высокая требовательность и критичность часто ведут за собой перфекционизм (стремление добиваться "превосходного" результата в деятельности) и умение принимать на себя ответственность за выполняемое дело. С одной стороны, это, безусловно, положительные черты. С другой - часто возникает ощущение неудовлетворенности, чувство вины, ощущение собственной неадекватности, что негативно влияет на самооценку, делая ее неоправданно заниженной или нестабильной и противоречивой.
Важно указать на такую
особенность одаренных как
Повышенная эмоциональность иногда может проявляться в бурных эмоциональных реакциях, а иногда провоцировать застенчивость, необщительность, излишнюю сдержанность. Сами ребята отмечают у себя и то, и другое, а педагоги, работающие с одаренными, чаще говорят о большей сдержанности, "меньшей эмоциональности" и даже о некоторой "холодности", "отстраненности", которая чувствуется в старших классах, где много "высокоспособных" ребят [34, 44].
Одной из основных личностных
особенностей одаренных является независимость,
автономность, т.е. невозможность действовать,
думать и поступать так, как большинство.
Они намного быстрее своих
сверстников проходят начальные
уровни социальной адаптации, минуют фазу
подросткового конформизма, оказывают
сопротивление диктуемым
Важно сказать и о таком замечательном свойстве одаренных детей, как хорошо развитое чувство юмора. Они обожают несообразности, игру слов, подшучивание, видят смешное там, где сверстники его не обнаруживают. Чувство юмора часто является ключом к социальному принятию одаренного ребенка, руководством к поиску друзей. Однако и у родителей, и у педагогов немалую тревогу вызывает использование его "в целях самообороны" как демонстрация силы, выражающейся в безжалостном сарказме, насмешках и издевках. Но это одновременно и механизм защиты: "непохожим", "не таким" часто достается от сверстников [26, 267].
Что касается инструментальных трудностей, то обычно отмечают, свойственные одаренным детям, следующие поведенческие модели. Одна из них - стремление прерывать собеседника, связанная с высокой скоростью восприятия и желанием продемонстрировать понимание. Другая заключается в стремлении поправлять собеседника, если тот допускает ошибку или неточность, что естественно, создает неудобную ситуацию. Иногда говорят о "монополизации" внимания взрослых, перетягивании внимания на себя, когда урок превращается в диалог учителя с одаренным учеником [27, 126].
Все это вызывает трения в отношении с другими детьми. Исследователи отмечают и часто встречающееся поведение по типу "камуфляжа": принятие на себя несвойственных ролей "шута" и "странной личности".
Известный Израильский психотерапевт Эрики Ландау в своих исследованиях отмечает, что у одаренных детей часто имеются коммуникативные трудности, склонность к индивидуализму, эгоцентризм. Это существенно снижает их достижения в тех видах деятельности, которые требуют согласования своих действий с действиями других участников общей работы.
Впоследствии, в профессиональной деятельности это приводит к неспособности эффективно работать в команде. Коммуникативные трудности являются также одним из основных источников нарушения социальной адаптации личности. У многих одаренных детей выявляются также недостаточный уровень ответственности, протест против любых ограничений, непереносимость ситуации проигрыша, неуспеха [20, 52].
Таким образом, можно сделать
вывод о том, что отношение
одаренных детей к своим
Одаренный ребенок владеет особым типом организации знаний: высокая структурированность; способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей; свернутость знаний в соответствующей предметной области при одновременной их готовности развернуться в качестве контекста поиска решения в нужный момент времени; категориальный характер.
Они остро воспринимают общественную несправедливость, а также устанавливают высокие требования к себе и окружающим, живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.
Исходя из вышеизложенного,
можно выделить несколько общих
факторов, касающихся саморегуляции
одаренного ребенка: негативное отношение
к школе и к учебе; подверженность
депрессии; низкая самооценка; чувство
"гонимости"; плохие межличностные
отношения; недоверие к другим; недостаток
настойчивости; недостаток лидерских
способностей; эмоциональная
Заключение
Одаренный ребенок это
человек с богатой природой, обладающий
какими-нибудь свойствами, качествами,
способностями. Человек с богатым
воображением. Очень талантливый, даровитый
человек. Такие дети очень любопытны.
Им необходимо исследовать окружающий
их мир. Они не терпят ограничений
в своих исследованиях. Они всех
раздражают уже в детстве, в семье
и в школе. Одаренные дети остро
воспринимают общественную несправедливость,
устанавливают высокие
Одаренность проявляется в различных формах: социальная одаренность, художественная, психомоторная одаренность, академическая одаренность, интеллектуальная одаренность, творческая одаренность.
Важно, чтобы и в семье и в школе одаренных детей воспринимали, такими, какие они есть, но, не возвышая и не выделяя их из общей массы. В центре внимания должно быть овладение общепринятыми понятиями, овладение человеческими качествами, волевыми навыками. Учителя и родители должны тесно сотрудничать друг с другом, с тем, чтобы в наибольшей степени способствовать социальному и эмоциональному развитию детей. Ряд проблем, существующих у одаренных детей, дает право отнести таких детей к группе риска.
Таким детям необходимо особое
воспитание, специальные индивидуальные
программы, важную часть которых
составляют систематическое развитие
когнитивных и аффективных
В силу своей одаренности, которая влечет за собой особое восприятие окружающего мира, уязвимость, сверхэмоциональность, "зазнайство", потребность в знаниях, неуемность во всем быть первым, всегда добиваться своей цели, быть лидером, ребенок не замечает или не может без помощи родителей и специалистов видеть и адекватно воспринимать достоинства окружающих их людей.
Одаренные дети страдают от некоторого социального неприятия их со стороны сверстников, что развивает в них негативное восприятие самих себя, подавление своей личности, неправильное самовосприятие. Иными словами, способности одаренных детей являются своеобразным барьером, отделяющим их от "средних" сверстников.
Среди причин, осложняющих реализацию потенциальных возможностей одаренного ребенка, указывается недостаток настойчивости, готовности к преодолению трудностей, способности к регулярной "рутинной" работе.
Особой, весьма трудной с точки зрения помощи одаренным детям, является проблема саморегуляции.
Выделяется несколько
общих факторов, касающихся саморегуляции
одаренного ребенка: негативное отношение
к школе и к учебе; подверженность
депрессии; низкая самооценка; чувство
"гонимости"; плохие межличностные
отношения; недоверие к другим; недостаток
настойчивости; недостаток лидерских
способностей; эмоциональная
С учетом перечисленных факторов,
можно заключить, что в первую
очередь одаренных детей
.Анализировать мысли и чувства как свои собственные, так и других людей.
2.Научить детей с пониманием
относиться к индивидуальным
особенностям и различиям
социальная адаптация одаренный ребенок
3.Развить способности
детей справляться с
4.Привить детям привычку
внимательного и бережного
Многочисленные исследования
показывают, что лишь небольшой процент
одаренных детей успешно
Анализ литературных источников
по проблеме приводит к выводу о
том, что трудности в общении
в значительной мере связаны с
особенностями саморегуляции
Список литературы
1.Богоявленская Д.Б.
2.Богоявленская Д.Б., Сусоколова ИЛ. К вопросу о дивергентном мышлении // Психологическая наука и образование. - 2006. - № 2. - С.22-24.
.Бабаева Ю.Д. Роль
.Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. - М.: Флинта, 1998. - 175с.
.Брюно Ж. Одаренные
дети: психолого-педагогические
.Берубе Дж., Венгер А.Л., Дозорцева Е.Г., Морозова Е.И. Групповая работа с подростками. - СПб.: Речь, 2003. - 320с.
.Варламова Е.П. Принцип
рефлексивных контрастов в
.Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. - М.: Академия, 2002. - 160с.
.Воспитательный потенциал семьи и социализация детей // Педагогика. - 1999. - № 4. - С.18-21.
.Грязева В.Г. и др. Одаренность детей: выявление, развитие, поддержка. - Челябинск: Факел, 1996. - 220с.
.Голубева, Э.А. Способности и склонности: комплексные исследования. - М.: Знание, 1993. - 283с.
.Головин С.Ю. Словарь практического психолога. - М.: Наука, 2001. - 156с.
.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4т. Т.2. - СПб., 1997. - 370с.
.Дикая Л.Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека. М.: институт психологии РАН, 2003. - 318с.
.Доровской А.И. Дидактические основы развития одаренности учащихся. - М.: Академия, 1998. - 160с.
.Доровской А.И. Сто советов
по развитию одаренности детей.
.Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - Спб.: Питер, 2000. - С.478
Информация о работе Саморегуляция одаренного ребенка как условие социальной адаптации