Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 17:35, реферат
Цель исследования: охарактеризовать влияние процесса саморегуляции одаренного ребенка на социальную адаптацию.
Для достижения цели исследования определены следующие задачи:
1.Раскрыть сущность понятия "одаренность";
2.Проанализировать особенности саморегуляции одаренного ребенка;
3.Охарактеризовать трудности социальной адаптации одаренного ребенка;
4.Изучить влияние процесса саморегуляции на социальную адаптацию одаренного ребенка.
Объект исследования: социальная адаптация одаренного ребенка
Введение
Глава 1. Саморегуляция одаренного ребенка как социально-педагогическая проблема
1.1 Сущность понятия "одаренность"
1.2 Особенности саморегуляции одаренного ребенка
Глава 2. Изучение влияния процесса саморегуляции одаренного ребенка на социальную адаптацию
2.1 Трудности социальной адаптации одаренного ребенка
2.2 Влияние процесса саморегуляции на социальную адаптацию одаренного ребенка
Заключение
Список литературы
.Крутецкий В.А. Проблема способностей в психологии. - М.: Знание, 1991. - 109с.
.Кумекер Л. Свобода учиться, свобода учить // Народное образование. - 1994. - № 5. - С.24.
.Ландау Э. Одаренность
требует мужества: Психологическое
сопровождение одаренного
.Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. - М.: Педагогика, 1971. - 280с.
.Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. - М.: Педагогика, 2000. - 320с.
.Лосева А.А. Работа
.Левитес Д.Г. Школа для профессионалов, или семь уроков для тех, кто учит. - М.: НПО "МОД ЭК", 2001. - 256с.
.Матвеева Л.В. Одаренный ребенок в кругу сверстников и взрослых // Начальная школа. - 2003. - № 6. - С 27-28.
.Одаренные дети. / Под ред.
Г.В. Бурменской и В.М.
.Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - М.: Просвещение, 1993. - 256с.
.Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - М.: Сфера, 2001. - 480с.
.Прокофьев Л.Е. Основы
психологической саморегуляции.
.Психология одаренности детей и подростков. / Под ред. Н.С. Лейтеса. - М.: Академия, 1996. - 416с.
.Психологическая диагностика детей и подростков. / Под ред.К.М. Гуревич, Е.М. Борисовой. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 178с.
.Развитие и диагностика способностей. / Под ред. В.Н. Дружинина, В.В. Шадрикова. - М.: Наука, 1991. - 154с.
.Рабочая концепция
.Савенков А.И. Ваш ребенок
талантлив: Детская
.Селиванов В.С. Основы общей педагогики. Теория и методика воспитания. - М.: Академия, 2004. - 190с.
.Саморегуляция и
.Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. - М.: Просвещение, 1961. - 240с.
.Теплов Б.М. Способности
и одаренность. Психология
.Толковый словарь русского языка: в 4 т., Т.2/Под ред. Д.Н. Ушакова. - М.: ОГИЗ, 1940. - 480с.
.Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. - СПб.: Дидактика Плюс, 2002. - 97с.
.Фетискин Н.П., Козлов В.В.,
Мануйлов Г.М. Социально-
.Хазова С.А. Совладающее
поведение одаренных
.Шумакова Н.Б., Щебланова
Е.И., Щербо Н.П. Исследование
.Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. - М.: Просвещение, 1996. - 136с.
.Юнг К.Г. Феномен одаренности.
.Экземплярский В.М. Проблема школ для одаренных. - М.: Наука, 1997. - 210с.
Приложение
Построение группового тренинга для одаренных детей (А.Л. Венгер, Е.И. Морозова, В.А. Морозов, Р.А. Галиева)
В соответствии с обрисованной проблемой, учеными разработан психологический тренинг, направленный на развитие саморегуляции у одаренных детей (учащихся 5 - 8 классов). Он предполагает также выработку умения самостоятельно находить средства достижения цели и решения поставленной задачи, а также самостоятельно ставить цели и задачи. Разработанный тренинг направлен, в первую очередь, на развитие навыков совместной целенаправленной деятельности.
В основу тренинга положены принципы программы Дж. Берубе "Discovery" (Дж. Берубе и др., 2003). Кратко их можно охарактеризовать следующим образом:
1.Выполнение заданий высокой
трудности: программа содержит
набор достаточно трудных
2.Полная добровольность
участия: решение о степени
своего участия в том или
ином упражнении, обсуждении и
т.п. принимает сам ребенок.
Это позволяет развить
.Безопасная среда тренинга:
как руководители, так и группа
в целом оказывает каждому
участнику тренинга постоянную
эмоциональную поддержку.
.Связь опыта, получаемого
в группе, с повседневной жизнью:
эта связь обеспечивается
.Специфическая позиция руководителей группы: руководители направляют группу, но не мешают проявлениям самостоятельности ее участников.
Тренинг проводится с двумя
группами детей в течение года.
Одну группу составляют учащиеся 5-6 классов,
другую - 7-8 классов. С каждой группой
занятия проходят один раз в неделю,
продолжительность занятия
Состав групп определяется в ходе первого цикла занятий. На первое групповое занятие приглашаются все ученики соответствующих классов, последующие занятия посещают только те подростки, которые сами выразили такое желание. На этапе набора группы проводятся также индивидуальные встречи ее руководителей с подростками. Тем из них, у кого, по наблюдению школьных педагогов и психологов либо по данным психологического обследования, имелись наиболее выраженные проблемы саморегуляции, рекомендуется посещение тренинга (вместе с тем, оно ни в коем случае не насильственно; принятие окончательного решения в любом случае остается за ребенком).
Группы открываются, с возможностью последующего включения в них новых членов. Однако, начиная с третьего месяца работы, закрываются, то есть прием новых участников прекращается.
Для постоянных участников группы остается возможность пропуска одного-двух занятий (не обязательно по уважительной причине). Это повышает у детей ощущение свободы выбора, психологически очень важное для достижения целей тренинга.
На первоначальном этапе
(первые два месяца работы) основной
задачей работы является осознание
участниками группы своих психологических
проблем, формирование у них мотивации
на сознательное преодоление этих проблем.
На этом этапе преобладают относительно
простые задания, направленные на групповое
сплочение и выработку
Следующий (основной) этап работы непосредственно направлен на развитие у подростков различных аспектов саморегуляции. На этом этапе используются более трудные задания, нередко возникают ситуации неудачи. Основной акцент переносится на преодоление трудностей - как коллективное, так и индивидуальное. В ходе обсуждений (особенно к концу этого этапа) выявляются достижения подростков в преодолении своих "внутренних", психологических трудностей. Большое внимание уделяется рефлексии своих достижений в развитии саморегуляции и постановке индивидуальных задач по ее дальнейшему развитию. Основной задачей занятий на этом этапе является развитие и поддержание мотивации подростков на самостоятельное самосовершенствование.
Типовая структура занятия
Занятие начинается с разминки,
состоящей из коротких эмоционально
насыщенных игр-заданий, создающих
радостное приподнятое
Например:
"Мигалки" Участники
стоят в кругу, встречаются
глазами со стоящими напротив
и, "договариваясь" таким образом,
"Ура!" Участники разбиваются
на пары и выкидывают по
команде произвольное
"Найди свое место" Всем участникам завязывают глаза, разводят в разные стороны на недалекое расстояние. Предлагают построиться в одну шеренгу по росту.
Основная часть занятия
включает в себя несколько достаточно
длительных заданий, требующих совместных
усилий группы, и обсуждение их результатов
и состояния участников. Организация
группового взаимодействия направлена
на преодоление трудностей и разрешение
возникающих конфликтных
Вот некоторые примеры.
"Кораблекрушение" Участники
должны поместиться на
"Путаница" Участники
в кругу берутся вначале
"Электрическая проволока"
Натягивается прочная веревка
на расстоянии около метра
от пола. Вся группа находится
по одну сторону веревки.
Завершающий этап занятие снова включает короткие эмоционально насыщенные игры и задания, направленные на групповое сплочение и ощущение общности группы.
Например:
"Пожелания" Участники
перемещаются в случайном
"Гусеница" Участники
группы встают плотно друг
за другом, руками держатся за
пояс впереди стоящего и
Результаты тренинга
Результаты тренинга оцениваются на основе рефлексии самих участников, заполнения ими специальных анкет, опроса учителей и родителей. Далее проводится анализ этих данных [6].
Диагностика волевого самоконтроля (Опросник ВСК) [41]
1. Название: Опросник волевого самоконтроля (Опросник ВСК).
. Автор: Опросник разработан
А.Г. Зверковым и Е.В.
. Контингент испытуемых:
методика предназначена для
4. Предмет диагностики:
·в терминах рубрикатора: саморегуляция (волевой самоконтроль);
·в терминах автора методики: уровень развития волевой регуляции (волевой самоконтроль), волевые черты личности "настойчивость" и "самообладание".
5. Операциональный статус:
методика стандартизованного
. Сопряженные практические
задачи: индивидуальное
. Компетентность исполнителя:
Проведение обследования, обработка
данных и интерпретация
8. Комплектность, состав методики:
·стимульный материал, ключи, нормы: Опросник содержит 30 пунктов, из которых 24 - рабочих и 6 - маскировочных. Возможны два варианта ответов (либо "Да", либо "Нет"). Опросник содержит ключи и нормы.
·сведения о надежности и
валидности: Ретест-надежность = 0,61 (р<0,01);
ретест-надежность для субшкал: настойчивость
- 0,78; самообладание - 0,71. Шкалы опросника
ВСК обладают удовлетворительной дискриминантной
и конвергентной валидностью. Тестовые
нормы расчитаны на выборке студентов
(300 человек). Теоретические положения:
Опросник ВСК направлен на обобщенную
оценку индивидуального уровня развития
волевой регуляции, под которым
понимается (в самом общем виде)
мера овладения собственным
Первоначально опросник ВСК
разрабатывался в одномерном варианте,
однако в результате эмпирического
анализа его факторной
Наблюдается положительная
связь со шкалой "активность" методики
САН, что свидетельствует о
Информация о работе Саморегуляция одаренного ребенка как условие социальной адаптации