Саморегуляция одаренного ребенка как условие социальной адаптации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 17:35, реферат

Описание работы

Цель исследования: охарактеризовать влияние процесса саморегуляции одаренного ребенка на социальную адаптацию.
Для достижения цели исследования определены следующие задачи:
1.Раскрыть сущность понятия "одаренность";
2.Проанализировать особенности саморегуляции одаренного ребенка;
3.Охарактеризовать трудности социальной адаптации одаренного ребенка;
4.Изучить влияние процесса саморегуляции на социальную адаптацию одаренного ребенка.
Объект исследования: социальная адаптация одаренного ребенка

Содержание работы

Введение
Глава 1. Саморегуляция одаренного ребенка как социально-педагогическая проблема
1.1 Сущность понятия "одаренность"
1.2 Особенности саморегуляции одаренного ребенка
Глава 2. Изучение влияния процесса саморегуляции одаренного ребенка на социальную адаптацию
2.1 Трудности социальной адаптации одаренного ребенка
2.2 Влияние процесса саморегуляции на социальную адаптацию одаренного ребенка
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Саморегуляция одаренного ребенка как условие социальной адаптации.docx

— 73.10 Кб (Скачать файл)

.Крутецкий В.А. Проблема  способностей в психологии. - М.: Знание, 1991. - 109с.

.Кумекер Л. Свобода  учиться, свобода учить // Народное  образование. - 1994. - № 5. - С.24.

.Ландау Э. Одаренность  требует мужества: Психологическое  сопровождение одаренного ребенка. - М.: Академия, 2002. - 144с.

.Лейтес Н.С. Умственные  способности и возраст. - М.: Педагогика, 1971. - 280с.

.Лейтес Н.С. Возрастная  одаренность школьников. - М.: Педагогика, 2000. - 320с.

.Лосева А.А. Работа практического  психолога с одаренными детьми  подросткового возраста // Журнал  практического психолога. - 1998. - №  3. - С.34-36.

.Левитес Д.Г. Школа для  профессионалов, или семь уроков  для тех, кто учит. - М.: НПО "МОД  ЭК", 2001. - 256с.

.Матвеева Л.В. Одаренный  ребенок в кругу сверстников  и взрослых // Начальная школа. - 2003. - № 6. - С 27-28.

.Одаренные дети. / Под ред.  Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. - М.: Прогресс, 1991. - 376с.

.Овчарова Р.В. Справочная  книга школьного психолога. - М.: Просвещение, 1993. - 256с.

.Овчарова Р.В. Справочная  книга социального педагога. - М.: Сфера, 2001. - 480с.

.Прокофьев Л.Е. Основы  психологической саморегуляции.  СПб.: Лань, 2003. - 110с.

.Психология одаренности  детей и подростков. / Под ред.  Н.С. Лейтеса. - М.: Академия, 1996. - 416с.

.Психологическая диагностика  детей и подростков. / Под ред.К.М.  Гуревич, Е.М. Борисовой. - М.: Международная  педагогическая академия, 1995. - 178с.

.Развитие и диагностика  способностей. / Под ред. В.Н. Дружинина,  В.В. Шадрикова. - М.: Наука, 1991. - 154с.

.Рабочая концепция одаренности. - М., 1998.

.Савенков А.И. Ваш ребенок  талантлив: Детская одаренность  и домашнее обучение. - Ярославль:  Академия развития, 2002. - 352с.

.Селиванов В.С. Основы  общей педагогики. Теория и методика  воспитания. - М.: Академия, 2004. - 190с.

.Саморегуляция и прогнозирование  социального поведения личности. / Под ред. В.А. Ядова. - Спб.: Наука, 1989. - 264с.

.Теплов Б.М. Проблемы  индивидуальных различий. - М.: Просвещение, 1961. - 240с.

.Теплов Б.М. Способности  и одаренность. Психология индивидуальных  различий. - М.: Просвещение, 1982. - 397с.

.Толковый словарь русского  языка: в 4 т., Т.2/Под ред. Д.Н.  Ушакова. - М.: ОГИЗ, 1940. - 480с.

.Туник Е.Е. Психодиагностика  творческого мышления. Креативные  тесты. - СПб.: Дидактика Плюс, 2002. - 97с.

.Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая  диагностика развития личности  и малых групп. - М.: Просвещение, 2002. - 198с.

.Хазова С.А. Совладающее  поведение одаренных старшеклассников: диссертация кандидата психологических  наук. - Кострома, 2002.

.Шумакова Н.Б., Щебланова  Е.И., Щербо Н.П. Исследование творческой  одаренности с использованием  тестов П. Торренса у младших  школьников при специальном обучении // Вопросы психологии. - 1991. - №1. - С.28.

.Юркевич В.С. Одаренный  ребенок: иллюзии и реальность. - М.: Просвещение, 1996. - 136с.

.Юнг К.Г. Феномен одаренности.  Конфликты детской души. - М.: Наука, 1998. - 94с.

.Экземплярский В.М. Проблема  школ для одаренных. - М.: Наука, 1997. - 210с.

Приложение

 

Построение группового тренинга для одаренных детей (А.Л. Венгер, Е.И. Морозова, В.А. Морозов, Р.А. Галиева)

В соответствии с обрисованной проблемой, учеными разработан психологический  тренинг, направленный на развитие саморегуляции  у одаренных детей (учащихся 5 - 8 классов). Он предполагает также выработку  умения самостоятельно находить средства достижения цели и решения поставленной задачи, а также самостоятельно ставить  цели и задачи. Разработанный тренинг  направлен, в первую очередь, на развитие навыков совместной целенаправленной деятельности.

В основу тренинга положены принципы программы Дж. Берубе "Discovery" (Дж. Берубе и др., 2003). Кратко их можно  охарактеризовать следующим образом:

1.Выполнение заданий высокой  трудности: программа содержит  набор достаточно трудных заданий,  в ходе выполнения которых  периодически неизбежны неудачи  и разочарования. Вместе с тем,  ведущие, оказывая необходимую  помощь группе, добиваются того, чтобы в конечном итоге задание  оказалось выполненным.

2.Полная добровольность  участия: решение о степени  своего участия в том или  ином упражнении, обсуждении и  т.п. принимает сам ребенок.  Это позволяет развить внутренний  контроль, умение самостоятельно  принимать решения и нести  ответственность за них.

.Безопасная среда тренинга: как руководители, так и группа  в целом оказывает каждому  участнику тренинга постоянную  эмоциональную поддержку. Соревновательные  моменты полностью исключаются,  общий принцип: "Мы вместе добьемся  победы или вместе проиграем".

.Связь опыта, получаемого  в группе, с повседневной жизнью: эта связь обеспечивается обсуждениями, организацией дискуссий, включением  в занятия метафор и притч,  предлагаемых руководителями.

.Специфическая позиция  руководителей группы: руководители  направляют группу, но не мешают  проявлениям самостоятельности  ее участников.

Тренинг проводится с двумя  группами детей в течение года. Одну группу составляют учащиеся 5-6 классов, другую - 7-8 классов. С каждой группой  занятия проходят один раз в неделю, продолжительность занятия составляет два академических часа.

Состав групп определяется в ходе первого цикла занятий. На первое групповое занятие приглашаются все ученики соответствующих  классов, последующие занятия посещают только те подростки, которые сами выразили такое желание. На этапе набора группы проводятся также индивидуальные встречи  ее руководителей с подростками. Тем из них, у кого, по наблюдению школьных педагогов и психологов либо по данным психологического обследования, имелись наиболее выраженные проблемы саморегуляции, рекомендуется посещение  тренинга (вместе с тем, оно ни в  коем случае не насильственно; принятие окончательного решения в любом  случае остается за ребенком).

Группы открываются, с  возможностью последующего включения  в них новых членов. Однако, начиная  с третьего месяца работы, закрываются, то есть прием новых участников прекращается.

Для постоянных участников группы остается возможность пропуска одного-двух занятий (не обязательно по уважительной причине). Это повышает у детей  ощущение свободы выбора, психологически очень важное для достижения целей  тренинга.

На первоначальном этапе (первые два месяца работы) основной задачей работы является осознание  участниками группы своих психологических  проблем, формирование у них мотивации  на сознательное преодоление этих проблем. На этом этапе преобладают относительно простые задания, направленные на групповое  сплочение и выработку групповых  норм (взаимопомощи, взаимной эмоциональной  поддержки и т.п.).

Следующий (основной) этап работы непосредственно направлен на развитие у подростков различных аспектов саморегуляции. На этом этапе используются более трудные задания, нередко  возникают ситуации неудачи. Основной акцент переносится на преодоление  трудностей - как коллективное, так  и индивидуальное. В ходе обсуждений (особенно к концу этого этапа) выявляются достижения подростков в  преодолении своих "внутренних", психологических трудностей. Большое  внимание уделяется рефлексии своих  достижений в развитии саморегуляции  и постановке индивидуальных задач  по ее дальнейшему развитию. Основной задачей занятий на этом этапе  является развитие и поддержание  мотивации подростков на самостоятельное  самосовершенствование.

Типовая структура занятия

Занятие начинается с разминки, состоящей из коротких эмоционально насыщенных игр-заданий, создающих  радостное приподнятое настроение и мотивацию к дальнейшей работе в основной части занятия.

Например:

"Мигалки" Участники  стоят в кругу, встречаются  глазами со стоящими напротив  и, "договариваясь" таким образом,  меняются местами.

"Ура!" Участники разбиваются  на пары и выкидывают по  команде произвольное количество  пальцев на руке. Пара участников, у которых число пальцев совпало,  громко радуются: берутся за руки, подпрыгивают и кричат: "Ура"! Затем то же происходит в  четверках, восьмерках, пока не  объединится вся группа и не  выкинет одномоментно одно и  то же количество пальцев.

"Найди свое место" Всем участникам завязывают глаза, разводят в разные стороны на недалекое расстояние. Предлагают построиться в одну шеренгу по росту.

Основная часть занятия  включает в себя несколько достаточно длительных заданий, требующих совместных усилий группы, и обсуждение их результатов  и состояния участников. Организация  группового взаимодействия направлена на преодоление трудностей и разрешение возникающих конфликтных ситуаций. Это происходит на основе установления доверительных отношений, выработки  наиболее конструктивных вариантов  поведения и принятия на себя ответственности  с последующей рефлексией собственных  переживаний. В обсуждении делается особый акцент на теме преодоления  как внешних, так и внутренних, психологических трудностей.

Вот некоторые примеры.

"Кораблекрушение" Участники  должны поместиться на небольшом  "плотике", оставшемся после  "кораблекрушения". Пространство  плотика не позволяет свободно  встать всем членам группы, поэтому  необходимо групповое решение  и тесный контакт.

"Путаница" Участники  в кругу берутся вначале правыми  руками за правые руки партнеров,  не стоящих рядом с ними, а  затем левыми - с другими партнерами, также не соседями. Задача - не  рассоединяя рук, распутать получившийся  клубок и встать в круг.

"Электрическая проволока"  Натягивается прочная веревка  на расстоянии около метра  от пола. Вся группа находится  по одну сторону веревки. Задача - всем участникам надо перебраться  на другую сторону, через верх  веревки, не задевая ее, так  как по ней "проходит электрический  ток". Если хотя бы один участник (в любой момент - при переправе  или уже совершив ее) задевает  веревку, вся группа возвращается  к начальному этапу и начинает  все с начала. Участникам объясняются  правила безопасности и страховки  (показывают, как правильно можно  вставать на плечи друг другу  и т.п.). Ведущий постоянно тщательно  следит за выполнением этих  правил.

Завершающий этап занятие  снова включает короткие эмоционально насыщенные игры и задания, направленные на групповое сплочение и ощущение общности группы.

Например:

"Пожелания" Участники  перемещаются в случайном порядке,  встречаются попарно, смотрят  в глаза друг другу и высказывают  какое-нибудь пожелание, комплимент  или благодарность.

"Гусеница" Участники  группы встают плотно друг  за другом, руками держатся за  пояс впереди стоящего и слегка  приседают на колени сзади  стоящему. Получившаяся "гусеница" должна пройти какое-то расстояние.

Результаты тренинга

Результаты тренинга оцениваются  на основе рефлексии самих участников, заполнения ими специальных анкет, опроса учителей и родителей. Далее  проводится анализ этих данных [6].

Диагностика волевого самоконтроля (Опросник ВСК) [41]

1. Название: Опросник волевого  самоконтроля (Опросник ВСК).

. Автор: Опросник разработан  А.Г. Зверковым и Е.В. Эйдманом.

. Контингент испытуемых: методика предназначена для диагностики  лиц старше подросткового возраста.

4. Предмет диагностики:

·в терминах рубрикатора: саморегуляция (волевой самоконтроль);

·в терминах автора методики: уровень развития волевой регуляции (волевой самоконтроль), волевые  черты личности "настойчивость" и "самообладание".

5. Операциональный статус: методика стандартизованного самоотчета: тест - опросник.

. Сопряженные практические  задачи: индивидуальное психологическое  консультирование, психокоррекция, спортивно-педагогическая  практика. Опросник позволяет получить  информацию об осознаваемых особенностях  саморегуляции.

. Компетентность исполнителя:  Проведение обследования, обработка  данных и интерпретация результатов  могут осуществляться профессиональными  психологами и специалистами-смежниками. Методика проста в исполнении  и дополнительной подготовки  по овладению экспертными методами  анализа данных и интерпретации  результатов не требуется.

8. Комплектность, состав  методики:

·стимульный материал, ключи, нормы: Опросник содержит 30 пунктов, из которых 24 - рабочих и 6 - маскировочных. Возможны два варианта ответов (либо "Да", либо "Нет"). Опросник содержит ключи и нормы.

·сведения о надежности и  валидности: Ретест-надежность = 0,61 (р<0,01); ретест-надежность для субшкал: настойчивость - 0,78; самообладание - 0,71. Шкалы опросника  ВСК обладают удовлетворительной дискриминантной  и конвергентной валидностью. Тестовые нормы расчитаны на выборке студентов (300 человек). Теоретические положения: Опросник ВСК направлен на обобщенную оценку индивидуального уровня развития волевой регуляции, под которым  понимается (в самом общем виде) мера овладения собственным поведением в различных ситуациях - способность  сознательно управлять собственными действиями, состояниями и побуждениями. Согласно многочисленным экспериментальным  данным, указанные особенности личностной саморегуляции во многом определяют индивидуальный стиль и конкретные проявления активности человека.

Первоначально опросник ВСК  разрабатывался в одномерном варианте, однако в результате эмпирического  анализа его факторной структуры  было выделено две устойчивые субшкалы. Первая субшкала характеризует доступный  сознательной мобилизации энергетический потенциал завершения действия, вторая - отражает уровень произвольного  контроля эмоциональных реакций  и состояний. В терминах традиционных волевых черт личности субшкалы получили название "настойчивость" и "самообладание" соответственно.

Наблюдается положительная  связь со шкалой "активность" методики САН, что свидетельствует о преобладании активного фона состояния у лиц  с высоким индексом ВСК, и со шкалой субъективной локализации контроля, что вполне естественно, так как  реализация самоконтроля непосредственно  связана с субъективными представлениями  об управляемости мира вообще и собственного поведения, в частности.

Информация о работе Саморегуляция одаренного ребенка как условие социальной адаптации