Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 17:35, реферат
Цель исследования: охарактеризовать влияние процесса саморегуляции одаренного ребенка на социальную адаптацию.
Для достижения цели исследования определены следующие задачи:
1.Раскрыть сущность понятия "одаренность";
2.Проанализировать особенности саморегуляции одаренного ребенка;
3.Охарактеризовать трудности социальной адаптации одаренного ребенка;
4.Изучить влияние процесса саморегуляции на социальную адаптацию одаренного ребенка.
Объект исследования: социальная адаптация одаренного ребенка
Введение
Глава 1. Саморегуляция одаренного ребенка как социально-педагогическая проблема
1.1 Сущность понятия "одаренность"
1.2 Особенности саморегуляции одаренного ребенка
Глава 2. Изучение влияния процесса саморегуляции одаренного ребенка на социальную адаптацию
2.1 Трудности социальной адаптации одаренного ребенка
2.2 Влияние процесса саморегуляции на социальную адаптацию одаренного ребенка
Заключение
Список литературы
Также высокий уровень волевого самоконтроля связан с низкой тревожностью и отсутствием фрустрированных потребностей.
Оборудование: текст методики, бланк ответов.
Ход работы: Опросник ВСК существует в двух версиях. Исследовательская версия предусматривает ответ на каждый пункт в семибальной шкале (от - 3 до +3) с градацией степени уверенности в положительном или отрицательном ответе.
Для практических задач используется "серийная" версия с вынужденным дихотомическим выбором: испытуемый имеет лишь два варианта ответа - либо "да", либо "нет". В инструкции специально оговаривается, что в случае неуверенности в ответе можно выбирать любую альтернативу.
Испытуемым выдаются опросники и предлагается инструкция.
Обработка результатов: С помощью специального ключа подсчитывается количество баллов, полученных испытуемым по каждой из шкал:
по шкале ВСК,
по субшкале "настойчивость",
по субшкале "самообладание".
При подсчете суммарных баллов учитываются только совпадения с ключом (каждое такое совпадение увеличивает суммарный балл на единицу). Те позиции протокола, которые не совпадают с ключом, игнорируются и не влияют на величину суммарного бала (не приносят отрицательных очков).
В результате такой процедуры суммарный балл ВСК должен быть в диапазоне от 0 до 24 "сырых очков", по субшкале "настойчивость" - от 0 до 16, и по "самообладанию" - от 0 до 13. Сырые баллы переводятся в стандартные с использованием таблицы норм, соответствующих обследуемому контингенту.
Интерпретация результатов:
Шкала ВСК. Высокий балл по опроснику ВСК характерен для лиц эмоционально зрелых, активных, независимых, самостоятельных. Их отличает спокойствие, уверенность в себе, ответственность, устойчивость намерений, реалистичность взглядов, развитое чувство внутреннего долга. Как правило, они хорошо рефлексируют собственные мотивы, планомерно реализуют свои намерения, умеют распределять собственные усилия, способны контролировать свои поступки, обладают выраженной социально-позитивной направленностью. В предельных случаях возможно нарастание внутренней напряженности, связанной со стремлением проконтролировать каждый нюанс собственного поведения и тревогой по поводу малейшей его возможной спонтанности.
Низкий балл ВСК наблюдается у людей чувствительных, эмоционально неустойчивых, ранимых, неуверенных в себе. Рефлексивность у таких людей невысока. Общий фон активности, как правило, снижен. Им свойственна импульсивность и неустойчивость намерений. Это может быть связано как с незрелостью, так и с выраженной утонченностью натуры, не подкрепленной способностью к рефлексии и самоконтролю.
Субшкала "настойчивость" характеризует, фактически, силу намерений человека - его стремление к завершению начатого дела, доступный сознательной мобилизации энергетический потенциал завершения действий.
На положительном полюсе
- деятельные, работоспособные люди,
активно стремящиеся к
Низкие значения по данной
шкале свидетельствуют о
Субшкала "самообладание" отражает уровень произвольного контроля эмоциональных реакций и состояний.
Высокий балл набирают люди эмоционально устойчивые, хорошо владеющие собой в различных ситуациях. Свойственное им внутреннее спокойствие, уверенность в себе освобождают от страха перед неизвестностью, повышают готовность к восприятию нового, неожиданного, и, как правило, сочетаются со свободой взглядов, тенденцией к новаторству и радикализму. Вместе с тем, стремление к постоянному самоконтролю, чрезмерное сознательное ограничение собственной спонтанности могут приводить к повышению внутренней напряженности, к преобладанию постоянной озабоченности и утомленности.
На отрицательном полюсе данной субшкалы - спонтанность, импульсивность в парадоксальном, на первый взгляд, сочетании с обидчивостью, консерватизмом и предпочтением традиционных взглядов, ограждают человека от интенсивных переживаний и внутренних конфликтов, способствуют внутренней раскрепощенности и преобладанию расслабленного, невозмутимого фона настроения.
Таким образом, социальная желательность
шкал опросника ВСК является неоднозначной
- возможным оказывается
КЛЮЧ
В - общий индекс ВСК, Н - настойчивость, С - самообладание.
Шкала ВСК:
Ответы "да" - 2, 3, 4, 5, 7, 9, 11, 17, 18, 20, 24, 27.
Ответы "нет" - 1,6, 10, 13, 14, 16, 21, 22, 25, 28, 29, 30.
Субшкала "Настойчивость":
Ответы "да" - 2, 5, 9, 11, 17, 18, 20, 24, 27.
Ответы "нет" - 1, 6, 10, 13, 16, 22, 25.
Субшкала "Самообладание":
Ответы "да" - 3, 4, 7, 24. Ответы "нет" - 5, 13, 14, 16, 21, 27, 28, 29, 30.
Опросник ВСК
1. Если что-то не клеится, у меня нередко появляется желание бросить это дело (-В, - Н).
. Я не отказываюсь от
своих планов и дел, даже
если приходится выбирать
. При необходимости мне не трудно сдержать вспышку гнева (+В, +С).
. Обычно я сохраняю
спокойствие в ожидании
. Меня трудно отвлечь от начатой работы (+В, +Н, - С).
. Меня сильно выбивает из колеи физическая боль (-В, - Н).
. Я всегда стараюсь
выслушать собеседника, не
. Я всегда "гну" свою линию
. Если надо, я могу не спать ночь напролет (например, работа, дежурство) и весь следующий день быть в хорошей форме (+В, +Н).
. Мои планы слишком
часто перечеркиваются
. Считаю себя терпеливым человеком (+В, +Н).
. Не так-то просто мне заставить себя хладнокровно наблюдать волнующее зрелище.
. Мне редко удается
заставить себя продолжать
. Если я отношусь к
кому-то плохо, мне трудно
. При необходимости я могу заниматься своим делом и в неудобной, неподходящей обстановке.
. Мне сильно усложняет
работу сознание того, что ее
необходимо во что бы то
ни стало сделать к
. Считаю себя решительным человеком (+В, +Н).
. С физической усталостью я справляюсь легче, чем другие (+В, +Н).
. Лучше подождать только что ушедший лифт, чем подниматься по лестнице.
. Испортить мне настроение не так-то просто (+В, +Н).
. Иногда какой-то пустяк овладевает моими мыслями, не дает покоя, и я никак не могу от него отделаться (-В, - С).
. Мне труднее сосредоточиться на задании или работе, чем другим (-В, - Н).
. Переспорить меня не трудно.
. Я всегда стремлюсь довести начатое дело до конца (+В, +Н, +С).
. Меня легко отвлечь от дел (-В, - Н).
. Я замечаю иногда, что
пытаюсь добиться своего
. Люди порой завидуют моему терпению и дотошности (+В,-С,+Н).
. Мне трудно сохранить
спокойствие в стрессовой
. Я замечаю, что во
время монотонной работы
. Меня обычно сильно раздражает, когда "перед носом" захлопываются двери уходящего транспорта или лифта (-В, - С).
Опросник ВСК
№ п\пответ№ п\пответ№
п\
обработка данных:
Шкала ВСК - ___________
Субшкала "Настойчивость" - ________________
Субшкала "Самообладание" - _______________
Изучение способности к самоуправлению в общении
Шкалы: самоуправление в общении
Назначение теста: методика предназначена для определения мобильности, адаптивности в различных ситуациях общения.
Инструкция к тесту:
Ниже приведены высказывания,
касающиеся различных ситуаций в
общении. Все высказывания различны,
по смыслу не совпадают, поэтому внимательно
вчитайтесь в каждое из них, прежде
чем отвечать. Если высказывание "верно"
или "скорее верно" по отношению
к вам, поставьте букву "в" рядом
с соответствующим номером
Тест
1. Я считаю, что имитировать поведение других людей трудно.
. В моем поведении чаще всего отражается все то, что я думаю и в чем я убежден на самом деле.
. На вечеринках, в различных компаниях я не пытаюсь делать или говорить то, что приятно другим.
. Я могу защищать только те идеи, в которые сам верю.
. Я могу произносить речи экспромтом даже на те темы, по которым не имею почти никакой информации.
. Я полагаю, что умею
проявлять себя так, чтобы
. Если я не уверен, как
следует вести себя в
. Возможно, из меня получился бы неплохой актер.
. Я редко нуждаюсь в советах друзей при выборе книг, музыки или фильмов.
. Другим порой кажется,
что я переживаю более
. Я смеюсь над комедией больше, когда смотрю ее вместе с другими, чем когда смотрю ее один.
. В группе людей я
редко являюсь центром
. В различных ситуациях с разными людьми я веду себя совершенно по-разному.
. Мне не очень легко добиться того, чтобы другие почувствовали ко мне симпатию.
. Даже если я не в духе, часто делаю вид, что приятно провожу время.
. Я не всегда такой на самом деле, каким кажусь.
. Я не стану специально
высказывать мнение или
. Я считаюсь человеком, способным развлечь.
. Чтобы понравиться, наладить отношения с людьми, я стараюсь прежде всего делать именно то, что от меня ожидают.
. Я никогда не проявлял
себя особо успешно, если
. Я испытываю затруднения,
когда пытаюсь менять свое
поведение так, чтобы оно
. Во время вечеринок
я предоставляю другим
. В компаниях я чувствую
себя несколько неловко и не
проявляю себя остаточно
. Если потребуется для
правого дела, я могу любому, глядя
прямо в глаза, сказать
. Я могу сделать так, чтобы окружающие были со мной дружелюбны, даже если эти люди мне не нравятся.
Обработка и интерпретация результатов теста
Ключ к тесту
Подсчитываются все ответы, совпадающие со словами "верно" и "неверно".
Верно: - 5, 6, 7, 8, 10, 11, 13, 15, 16, 18, 19, 24, 25.
Неверно: - 1, 2, 3, 4, 9, 12, 14, 17, 20, 21, 22, 23.
Все баллы суммируются.
Менее 8 баллов - стабильная модель общения, некоторая ригидность.
- 17 баллов - потребность быть
в общении с самим собой,
проявлять в зависимости от
ситуации направленность на
-25 баллов - мобильность в
общении, умение
Информация о работе Саморегуляция одаренного ребенка как условие социальной адаптации