Саморегуляция психических состояний в профессиональной деятельности учителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 10:05, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. В настоящее время в зарубежной и отечественной педагогике и психологии наблюдается рост интереса к изучению эмоционального состояния педагога. Внимание исследователей к проблеме эмоционального интеллекта связано с тем, что данный конструкт хорошо согласуется с представлениями житейской психологии и расширяет сложившиеся научные представления о разнообразии человеческих способностей, тем самым обогащая педагогику и психологию.
Результативность в области активных профессиональных коммуникаций в значительной степени определяется эмоциональными особенностями человека, в том числе эмоциональным интеллектом.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО
СОСТОЯНИЯ ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННОЙ
ПСИХОЛОГИИ………………………………………….. …………………….
1.1. Эмоциональное состояние как предмет психологических
исследований……………………………………………………….……
1.2. Особенности эмоционального состояния педагога…………….……..
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬ-
НОГО СОСТОЯНИЯ ПЕДАГОГА НА УЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
РЕБЕНКА……………….…………………………………………………………..
2.1. Методики для измерения эмоционального состояния…………….……
2.2. Опыт исследования эмоционального интеллекта будущего
педагога…………………………………………………………….…….
2.3. Развитие эмоционального интеллекта педагога……………….………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….....
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..…

Файлы: 1 файл

педагогикаа.doc

— 147.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ  ЭМОЦИОНАЛЬНОГО

СОСТОЯНИЯ ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННОЙ

ПСИХОЛОГИИ………………………………………….. …………………….

    1. Эмоциональное состояние как предмет психологических

исследований……………………………………………………….……

    1. Особенности эмоционального состояния педагога…………….……..

ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬ-

НОГО СОСТОЯНИЯ ПЕДАГОГА НА УЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

РЕБЕНКА……………….…………………………………………………………..

2.1. Методики для измерения эмоционального состояния…………….……

2.2. Опыт исследования эмоционального интеллекта будущего

      педагога…………………………………………………………….…….

2.3. Развитие эмоционального интеллекта  педагога……………….………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….....

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы исследования. В настоящее время в зарубежной и отечественной педагогике и психологии наблюдается рост интереса к изучению эмоционального состояния педагога. Внимание исследователей к проблеме эмоционального интеллекта связано с тем, что данный конструкт хорошо согласуется с представлениями житейской психологии и расширяет сложившиеся научные представления о разнообразии человеческих способностей, тем самым обогащая педагогику и психологию.

Результативность в области активных профессиональных коммуникаций в значительной степени определяется эмоциональными особенностями человека, в том числе эмоциональным интеллектом. В связи с этим представляется важным установление значения эмоционального состояния педагога и его взаимосвязи с компонентами психологической культуры личности именно на примере профессиональной деятельности педагогов. Изучение эмоционального интеллекта в данном аспекте выступает необходимым этапом решения проблемы его значения для мотивационной сферы, анализа эмоциональных переживаний, самооценки личности педагога и её устойчивости в стрессогенных условиях деятельности и др. Ведь одним из необходимых условий, обеспечивающих высокое качество получаемого образования, является повышение профессионального уровня педагогов и формирование педагогического корпуса, соответствующего запросам современной жизни.

Актуальность темы исследования состоит не только в теоретическом и экспериментальном обосновании возможности рассмотрения эмоционального интеллекта как личностного ресурса педагога, но и возможной разработке на этой основе психологических программ профилактики и коррекции синдрома выгорания у педагогических работников. То есть, значимость выбранной темы определяется как тенденциями развития научного знания, так и существующими потребностями социальной практики.

Степень разработанности проблемы. Современные психологические исследования обращены к различным сторонам эмоционального интеллекта: проблеме измерения и применения на практике (Д.В. Люсин и др.), специфике взаимосвязи с лидерством (Л.К. Аверченко, И.Н. Андреева, А.К. Кравцова и др.), значению в профессиональной деятельности (В.П. Кутеева, Р.С. Рабаданова, Г.Н. Юлина) и др. Эмоциональный интеллект как фактор эффективности работы педагога изучался Н.П. Александровой, М.В. Голубевой, О.В. Егоровой, Л.Б. Симоновой, Т.И. Солодковой и др. Тем не менее, концепция эмоционального интеллекта остается недостаточно проработанной в научной психологии, в частности, применительно к педагогической деятельности. Возникает противоречие между актуальностью исследования эмоционального интеллекта в структуре психологической культуры личности педагога, с одной стороны, и недостаточной изученностью структурных и функциональных особенностей эмоционального интеллекта, с другой стороны.

Объект исследования: эмоциональный интеллект как психологический феномен.

Предмет исследования: место и роль эмоционального интеллекта в системе других личностных ресурсов и его развитие у педагогов.

Цель исследования: рассмотреть влияние эмоционального состояние педагога на учебную деятельность ребенка.

Для реализации названной цели необходимо решить следующие задачи:

1) проанализировать эмоциональный  интеллект как предмет психологических исследований;

2) выявить особенности эмоционального  интеллекта педагога;

3) изучить методики для измерения эмоционального интеллекта;

4) описать опыт исследования эмоционального интеллекта будущего педагога;

5) определить возможности развития эмоционального интеллекта.

Работа осуществлялась на базе государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Волгоградский колледж ресторанного сервиса и торговли».

Теоретическая основа исследования. При написании работы автора опирались на методологические принципы отечественной психологии, в частности, принципы деятельностного, системного и личностного подходов, разработанные в трудах С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Б.Г. Ананьева, Б.Ф. Ломова. Теоретическую основу исследования составили современные исследования эмоционального интеллекта (Дж. Мейер, Дж. Д. Карузо, П. Сэловей, Д. Гоулман, Р. Бар-Он, И.Н. Андреева, Д.В. Люсин, Л.Б. Симонова, Т.И. Солодкова и др.).

Методы исследования. Для решения поставленных задач были использованы как общенаучные методы (теоретический анализ научных источников по проблеме исследования), так и психодиагностические методики (методика М. Холла, методика Self Report Emotional Intelligence Test (SREIT), методика «Эмоциональный интеллект-2» ЭмIQ-2, тест ЭмИн Д. Люсина, модель Дж. Мэйера, П. Сэловея и Д. Карузо).

Практическая значимость. Результаты исследования могут найти практическое применение в различных областях психологической практики: психологическом просвещении, консультировании и др. Они могут быть использованы при разработке программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и  списка литературы.

 

Глава 1. Теоретическое исследование эмоционального состояния педагога в современной психологии.

 

1.1. Эмоциональное состояние как предмет психологических исследований.

 

Открытие феномена «эмоциональное состояние» явилось результатом развития представлений о природе когнитивных и аффективных процессов, об особенностях их взаимосвязи. В последние двадцать лет эмоциональный интеллект привлекает большое внимание научного психологического сообщества, происходит активная разработка его проблематики. Вместе с тем, понятие «эмоциональное состояние» является многозначным и недостаточно определенным в современной психологии.

Первая и наиболее известная в научной психологии модель эмоционального интеллекта была разработана Питером Сэловеем и Джоном Мэйером в 1990 г.; ими же был введён в психологию и сам термин «эмоциональный интеллект». Они определили эмоциональный интеллект как «способность отслеживать собственные и чужие чувства и эмоции, различать их и использовать эту информацию для направления мышления и действий».

Т.И. Солодкова в своей работе сообщает результаты исследований некоторых зарубежных и отечественных авторов. Р.К. Купером, А. Савафом, Д. Гоулманом, X. Вейзингером и др. эмоциональный интеллект рассматривается как основополагающий фактор успешности жизнедеятельности педагога; в работах Дж. Сиаррочи, Ф.П. Дина и С. Андерсона и др. - как предпосылка психического и физического здоровь.

Х. Вайсбах, У. Дакс рассматривают эмоциональный интеллект как умение «интеллектуально» управлять своей эмоциональной жизнью. По их мнению, это умение способствует личному и профессиональному успеху педагога. В 1985 г. Р. Бар-Он вводит понятие «коэффициент эмоциональности» и предлагает анкету (EQ-i) для его измерения.

В отечественной психологии аналогом термина «эмоционального состояния» можно считать понятие «эмоциональное мышление», изучением которого занимался О.К. Тихомиров. Описывая специфику эмоционального мышления, он отмечал, что эмоциональные состояния педагога включены в процесс решения задач. По его мнению, с мыслительной деятельностью связаны все эмоциональные явления - аффекты, эмоции, чувства.

Роль эмоционального состояния как фактора продуктивной социально-психологической адаптации студентов изучена С.П. Деревянко, как интраличностного фактора эффективной социализации молодежи Т.П. Шемякиной и С.А. Богомаз; как условие и фактор эффективной управленческой деятельности эмоциональный интеллект изучался A.C. Петровской, И.А. Егоровым, Т.А. Панковой. В работе O.A. Айгуновой эмоциональный интеллект рассмотрен как важный элемент потенциала личности математически одаренных учащихся юношеского возраста.

Сама Т.И. Солодкова рассматривает эмоциональное состояние педагога как совокупность ментальных способностей, обеспечивающих идентификацию, понимание причии и управление как собственными эмоциями, так и эмоциями других людей для успешного достижения целей и задач другой деятельности (профессиональной деятельности, общения). Он включает в себя внутриличностный компонент (понимание и управление собственными эмоциями) и межличностный (понимание и управление эмоциями других людей).

Отталкиваясь от существующих концепций, Д.В. Люсин предложил свою модель эмоционального интеллекта как способности к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. Для уточнения этого определения автор раскрывает, что имеется в виду под способностью к пониманию и управлению эмоциями.

Способность к пониманию эмоций означает, что педагог:

- может распознать эмоцию, т.е. установить сам факт наличия эмоционального переживания у себя или у другого человека;

- может идентифицировать эмоцию, т.е. установить, какую именно эмоцию испытывает он сам или другой человек, и найти для неё словесное выражение;

- понимает причины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к которым она приведёт.

Способность к управлению эмоциями означает, что человек:

- может контролировать интенсивность эмоций, прежде всего, приглушать чрезмерно сильные эмоции;

- может контролировать внешнее выражение эмоций;

- может при необходимости произвольно вызвать ту или иную эмоцию.

Эмоциональное состояние педагога - это психологическое образование, формирующееся в ходе жизни ребенка под влиянием ряда факторов, которые обуславливают его уровень и специфические индивидуальные особенности. Можно указать на три группы таких факторов (см. рисунок 2 в приложении 2).

Выделяют четыре главных составляющих эмоционального интеллекта: самосознание, самоконтроль, эмпатию, навыки отношений [Симонова]. Д. Гоулман выделяет наряду с ними еще и пятую составляющую - мотивацию [Гоулман, 2012].

В структуре эмоционального интеллекта имеются два аспекта:

- Внутриличностный. Его образуют такие компоненты: осознание своих чувств, самооценка, уверенность в себе, ответственность, терпимость, самоконтроль, активность, гибкость, заинтересованность, открытость новому опыту, мотивация достижения, оптимизм;

- Межличностный. Сюда входят такие компоненты, как коммуникабельность, альтруизм, открытость, эмпатия, способность учитывать и развивать интересы другого человека, уважение к людям, способность адекватно оценивать и прогнозировать межличностные отношения, умение работать в команде.

Развитой форме эмоционального интеллекта соответствует «знание о том, как изменить своё негативное настроение на позитивное». Более того, индивид с высоким уровнем эмоционального интеллекта «берёт на себя ответственность за собственное эмоциональное состояние».

Можно сделать вывод, что исследователи, по-разному определяя рассматриваемое понятие, всё же единодушны в признании факта, что высокий уровень эмоционального интеллекта является предпосылкой просоциального и иного позитивного поведения, а низкий уровень его развития связан с различными формами социальной дезадаптации.

Понятие эмоционального состояния хорошо согласуется с представлениями житейской психологии  и отражает некоторые характерные социокультурные особенности современного общества. В частности, с одной стороны, стремление к жизненной успешности, личностной и профессиональной самореализации, возрастание ценности собственной эмоциональной жизни и эмоциональной жизни других людей, а, с другой, увеличение коммуникативных нагрузок, рост нервно-психического напряжения, увеличение числа психосоматических заболеваний, сокращение профессионального долголетия и пр.

В онтогенетическом развитии эмоциональный интеллект не является врожденной характеристикой, а детерминирован как биологическими, так и социокультурными факторами, что позволяет оказывать на него формирующее воздействие в различные возрастные периоды. Развитие эмоционального интеллекта, как механизма осознанной регуляции, управления собственными эмоциями и эмоциями других людей может позитивно влиять на межличностное взаимодействие, снижать риск возникновения профессиональных деструкций, что является чрезвычайно важным для профессий, связанных с общением.

Эмоциональный интеллект в структуре психологической культуры личности выполняет оценочно-прогностическую, эмоционально-коммуникативную, регулятивную, мотивирующую, рефлексивно-коррекционную и др. функции, специфика реализации которых обусловлена его аффективно-интеллектуальными взаимосвязями с когнитивным, ценностно-смысловым, рефлексивно-оценочным и мотивационно-поведенческим компонентами психологической культуры личности.

Информация о работе Саморегуляция психических состояний в профессиональной деятельности учителей