Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 10:05, курсовая работа
Актуальность темы исследования. В настоящее время в зарубежной и отечественной педагогике и психологии наблюдается рост интереса к изучению эмоционального состояния педагога. Внимание исследователей к проблеме эмоционального интеллекта связано с тем, что данный конструкт хорошо согласуется с представлениями житейской психологии и расширяет сложившиеся научные представления о разнообразии человеческих способностей, тем самым обогащая педагогику и психологию.
Результативность в области активных профессиональных коммуникаций в значительной степени определяется эмоциональными особенностями человека, в том числе эмоциональным интеллектом.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО
СОСТОЯНИЯ ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННОЙ
ПСИХОЛОГИИ………………………………………….. …………………….
1.1. Эмоциональное состояние как предмет психологических
исследований……………………………………………………….……
1.2. Особенности эмоционального состояния педагога…………….……..
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬ-
НОГО СОСТОЯНИЯ ПЕДАГОГА НА УЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
РЕБЕНКА……………….…………………………………………………………..
2.1. Методики для измерения эмоционального состояния…………….……
2.2. Опыт исследования эмоционального интеллекта будущего
педагога…………………………………………………………….…….
2.3. Развитие эмоционального интеллекта педагога……………….………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….....
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..…
Особенности эмоционального интеллекта в структуре психологической культуры личности опосредуются рядом факторов (полом, возрастом, видом и стажем деятельности и др.), вследствие чего существует вариативность репрезентации его различных аспектов, характеризуемая направленностью управления эмоциями (на внутреннюю регуляцию, регуляцию взаимоотношений) и их осмыслением (собственного отношения к другим людям и отношения других людей к себе).
Итак, в теоретическом плане концепция эмоционального интеллекта отражает идею единства аффективных и интеллектуальных процессов. С точки зрения практики данный конструкт получил свое развитие в связи с исследованием успешности человека в различных сферах жизни и деятельности. Перспективность и обоснованность использования понятия эмоционального интеллекта показаны во множестве работ, выполненных в рамках различных отраслей психологии.
1.2. Особенности эмоционального состояния педагога.
Педагог - общественный субъект, носитель общественных знаний и ценностей. В силу этого в субъектной характеристике педагога соединяются интеллектуальная, эмоциональная, волевая, ценностная, нравственная, духовная и рефлексивная плоскости (см. таблицу в приложении 3). В процессе педагогической деятельности нужно учитывать индивидуальность, неповторимость, уникальность каждого из субъектов деятельности, при этом педагоги должны обладать определенными профессионально важными качествами, к которым предъявляются очень высокие требования.
Исключительно высокие требования предъявляются к тем сторонам личности учителя, которые связаны с его личным нравственным обаянием и влиянием на учащихся, с его умением общаться, устанавливать с ними благожелательные отношения и побуждать их своим примером к активной учебно-познавательной, общественно-политической, трудовой и художественно-эстетической деятельности. Эта деятельность включает в себя проявление любви к детям, душевного отношения, теплоты, чуткости и заботы о них, т.е. подлинного гуманизма в широком смысле этого слова («душеведческая направленность ума, наблюдательность к проявлениям чувств, ума и характера человека» [Шушляпин, Богдан, 2010]). Ничто так отрицательно не сказывается на воспитании, как сухость, черствость и казенный тон учителя.
Как можно заметить, среди перечисленных выше свойств важная роль принадлежит эмоциональным характеристикам личности. Ведь основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми. Деятельность других представителей профессий типа «человек-человек» также требует взаимодействия с людьми, но здесь это связано с тем, чтобы наилучшим образом понять и удовлетворить запросы человека. В профессии же педагога ведущая задача - понять социальные цели и направить усилия других людей на их достижение. Эмоциональные педагоги обладают большим преимуществом по сравнению с неэмоциональными, потому что «только им подвластно зажигать детские сердца и вести учеников за собой. Они, как правило, популярны и любимы». Недостаточно профессионально подготовленный педагог, с низким уровнем развития эмоционального интеллекта несет невосполнимые потери, так как страдают учащиеся, ухудшается психологическая атмосфера урока [Ситдикова].
Однако существует и обратная сторона медали: часто эмоции проявляются в самый не подходящий момент, например, тогда, когда необходимы сдержанность и хладнокровие. Проведенные исследования показали: эмоциональные состояния учителей и учащихся функционально связаны. Если учителя были напряженными, нервозными, раздражительными, то такое состояние довольно быстро переходило на их учащихся. Эмоциональный фактор существенно влияет на личность педагога, что находит свое проявление в разного рода стрессах, эмоциональных напряжениях, разнообразных нарушениях и сбоях в эмоциональном плане, которые могут приводить к возникновению синдрома эмоционального и психического выгорания [Ситдикова].
Педагогическая деятельность насыщена разными напряженными ситуациями и различными факторами, связанными с возможностью повышенного эмоционального реагирования. Каждая напряженная ситуация вызывает у педагога эмоциональное напряжение, которое может проявляться в пассивно-защитной (слезах) или в агрессивной форме [Симонова]. Особенно велико влияние эмоциональной напряженности на молодых педагогов. Н.И. Андреева предполагает, что синдром эмоционального выгорания начинает складываться у будущих педагогов еще в период обучения в вузе, если нет систематической работы по его профилактике [Андреева, 2008]. Но такого рода эмоциональные реакции наблюдаются не только у молодых педагогов, но и учителей со стажем. Многие педагоги отмечают, что после пережитого эмоционального напряжения их самочувствие ухудшается, снижается работоспособность, что ведет в свою очередь к синдрому «эмоционального выгорания» [Александрова, 2011].
Профессиональный долг обязывает педагога принимать взвешенные решения, преодолевать раздражительность, отчаяние, сдерживать вспышки гнева. Однако внешнее сдерживание эмоций не позволяет снизить интенсивность эмоционального процесса и не способствует психологическому и физическому здоровью. Напротив, невозможность психологической переработки эмоций способствует разрастанию их физиологического компонента, вызывает различные психосоматические заболевания. Часто повторяющиеся неблагоприятные эмоциональные состояния приводят к закреплению отрицательных личностных качеств, таких, как раздражительность, тревожность, пессимизм, что, в свою очередь, негативно сказывается на эффективности деятельности и взаимоотношениях педагога с детьми и коллегами. В дальнейшем это может привести к общей неудовлетворённости профессией [Ситдикова]. В силу этого, актуальным для повышения психологической культуры педагогов представляется овладение умениями эмоциональной саморегуляции. Способность к управлению эмоциями является компонентом эмоционального интеллекта - совокупности умственных способностей к обработке эмоциональной информации - и важным показателем уровня его развития [Кутеева, Юлина, Рабаданова, 2012].
И. Ситдикова приводит результаты изучения отдельных профессионально значимых личностных свойств и способностей, которые входят в структуру эмоционального интеллекта педагога, приведенные в современной психологической литературе. Так, Ф.Н. Гоноболин выделял профессионально значимые способности учителя: способность понимать ученика, педагогический такт, способность к творческой работе, способность быстро реагировать на педагогические ситуации и четко вести себя в них и др. Д. Райнс считал, что успешные учителя отличаются от неуспешных по следующим характеристикам: благожелательному отношению к ученикам, ориентации на детей в обучении, высокому вербальному пониманию, эмоциональной стабильности, интересу к контактам и доброжелательности, ответственности и деловитости. Г. Миллер приводит данные, согласно которым учителя с высоким уровнем педагогического мастерства характеризуются большей уверенностью в себе, меньшей невротичностью или тревожностью [Ситдикова].
Как пишет Л.Б. Симонова, эмоциональный интеллект педагога опосредует гуманистическую направленность во взаимодействии с учениками и другими субъектами образовательного пространства, способствует реализации индивидуального подхода в развитии личности и обучении, показывает уровень личностной зрелости педагогов. Эмоциональный интеллект - неотъемлемая личностная составляющая педагогического мастерства, поскольку только состоявшаяся, зрелая личность может воспитать другую полноценную и зрелую личность. Основной педагогической задачей учителя является не столько передача знаний, формирование умений и навыков, сколько пробуждение познавательной активности детей, организация учебной и познавательной деятельности через педагогическое общение и диалог с учащимися [Симонова].
Установлено, что для учителей-предметников характерен преимущественно средний уровень эмоционального интеллекта, его структурные элементы, как правило, не имеют однородной выраженности. Стаж профессиональной деятельности не играет решающей роли в развитии эмоционального интеллекта и не обусловливает индивидуальное своеобразие проявления его компонентов [Якиманская, 2012].
Выше уже упоминался синдром эмоционального выгорания. Согласно результатам исследования, синдром эмоционального выгорания при отсутствии систематической работы по его профилактике начинает складываться у будущих педагогов ещё в период обучения в вузе. Оказавшись в ситуации неразрешимого противоречия и внутренней напряженности, педагог осознанно или неосознанно приходит к осмыслению своих жизненных стереотипов и изменению своего профессионально-жизненного пути. Как справедливо отмечает Г.Г. Горелова «происходит переориентация своей деятельности, пересмотр её личностных смыслов и ценностей, что невозможно без четкого осознания её структуры и целей». С этого момента «начинается либо путь к душевной опустошенности, к нигилизму, к нравственному скептицизму, к цинизму, к моральному разложению (или в менее острых случаях к моральной неустойчивости), или другой путь - к построению нравственной человеческой жизни на новой сознательной основе» [цит. по: Голубева, 2012].
Важным личностным ресурсом, способствующим снижению риска развития синдрома выгорания в процессе педагогической деятельности, является именно эмоциональный интеллект [Аверченко, 2012].
Выявлено, что уровень развития эмоционального интеллекта и его структурных элементов определяет индивидуальную меру выраженности синдрома выгорания: низкому уровню эмоционального интеллекта соответствует высокий уровень синдрома выгорания, и наоборот. Существуют отличия в проявлении синдрома выгорания у педагогов с различным соотношением уровней развития межличностного и внутриличностного эмоционального интеллекта [Солодкова, 2011].
Взаимодействие структурных компонентов эмоционального интеллекта не оказывают зависимого влияния на уровень синдрома выгорания. В прогнозировании оценки выраженности симптомов синдрома выгорания наиболее существенными являются показатели внутриличностного эмоционального интеллекта и его составляющих.
Эмоциональный интеллект обусловливает формирование структуры личностных ресурсов преодоления синдрома выгорания и является значимым ее элементом. Развитие эмоционального интеллекта способствует снижению риска формирования синдрома выгорания [Солодкова, 2011].
Итак, профессия учителя требует большой эмоциональной отдачи. Эмоциональный интеллект выступает как системообразующий фактор продуктивности педагогической деятельности, опосредующий как приобретение профессиональных знаний и умений, так и личностное развитие учителя и его учеников. Эмоциональный интеллект является важным звеном профессионального саморазвития личности педагога, определяющим соответствие его личности требованиям профессиональной деятельности, характеризующимся позитивным отношением к будущему, целевой детерминацией, интеграцией целей и отслеживанием цепочки «способность - цель - будущее».
Глава 2. Практика исследования влияния эмоционального состояния педагога на учебную деятельность ребенка.
2.1. Методики для измерения эмоционального состояния.
В России в настоящее время наиболее часто применяются следующие методики измерения эмоционального интеллекта (данные об этих методиках приведены в статье Е.А. Сергиенко и И.И. Ветровой [Сергиенко, Ветрова, 2009]).
I. Наиболее широко используется методика М. Холла, которая состоит из 30 утверждений, разбивающихся на 5 шкал: 1) эмоциональная осведомленность; 2) управление своими эмоциями; 3) самомотивация; 4) эмпатия; 5) распознавание эмоций других людей (И.Н. Андреева [Андреева, 2008], описывая этот опросник, отмечает некоторое несовпадение смысловой нагрузки с названием шкал). Ответ на каждое утверждение предполагает 6-балльную шкалу: от -3 - «полностью не согласен» до +3 - «полностью согласен».
II. Методика Self Report Emotional Intelligence Test (SREIT) состоит из 33 утверждений, разбивающихся на 3 шкалы: 1) оценка и выражение эмоций; 2) регулирование эмоций; 3) использование эмоций при решении проблем. Ответы даются по 5-балльной шкале: от 1 - «это совершенно не обо мне» до 5 - «это точно про меня». Оценки по шкалам получаются методом суммирования полученных баллов по ключам.
Этот опросник показал достаточно хорошие психометрические показатели; несомненным плюсом этой методики является простота в использовании и обработке.
III. «Эмоциональный интеллект-2» ЭмIQ-2 - методика, созданная в России. Состоит из 66 вопросов, каждый из которых имеет пять вариантов ответа. Эти вопросы сгруппированы в шесть шкал: 1. Общая шкала (суммарный балл по всем шкалам). 2. Самоанализ и самозащита (шкала отражает способность респондента трезво оценивать свои сильные и слабые стороны, распознавать и понимать свои эмоции, умение выстраивать определенную «психологическую защиту» от неприятностей). 3. Самоконтроль (шкала отражает наличие у респондента внутренней мотивации, самодисциплины, настойчивости в достижении поставленных целей). 4. Выражение эмоций (шкала отражает способность респондента адекватно выражать и контролировать свои эмоции и должным образом реагировать на проявления эмоций других людей). 5. Социальная чуткость (шкала отражает способность респондента правильно понять и оценить мотивы, стоящие за поведением окружающих его людей, и адекватно на них реагировать на основе этого понимания). 6. Самооценка чуткости (шкала отражает оценку респондентом собственных качеств: чуткости, проницательности, понимания мотивов поведения окружающих).
Отметим большую практическую направленность данной методики. В качестве сферы ее применения рассматриваются психодиагностические исследования личности взрослых людей с целью выявления направлений психологической помощи, самопознания, а также использование в качестве дополнительного инструмента диагностики при подборе и оценке специалистов, сфера деятельности которых непосредственно связана с общением (руководители, менеджеры по продажам, бизнес-тренеры и т.д.).
IV. Тест ЭмИн Д. Люсина опирается
на собственную модель
Информация о работе Саморегуляция психических состояний в профессиональной деятельности учителей