Саморегуляция психических состояний в профессиональной деятельности учителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 10:05, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. В настоящее время в зарубежной и отечественной педагогике и психологии наблюдается рост интереса к изучению эмоционального состояния педагога. Внимание исследователей к проблеме эмоционального интеллекта связано с тем, что данный конструкт хорошо согласуется с представлениями житейской психологии и расширяет сложившиеся научные представления о разнообразии человеческих способностей, тем самым обогащая педагогику и психологию.
Результативность в области активных профессиональных коммуникаций в значительной степени определяется эмоциональными особенностями человека, в том числе эмоциональным интеллектом.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО
СОСТОЯНИЯ ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННОЙ
ПСИХОЛОГИИ………………………………………….. …………………….
1.1. Эмоциональное состояние как предмет психологических
исследований……………………………………………………….……
1.2. Особенности эмоционального состояния педагога…………….……..
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬ-
НОГО СОСТОЯНИЯ ПЕДАГОГА НА УЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
РЕБЕНКА……………….…………………………………………………………..
2.1. Методики для измерения эмоционального состояния…………….……
2.2. Опыт исследования эмоционального интеллекта будущего
педагога…………………………………………………………….…….
2.3. Развитие эмоционального интеллекта педагога……………….………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….....
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..…

Файлы: 1 файл

педагогикаа.doc

— 147.00 Кб (Скачать файл)

Задачи: осознание интерперсонального контекста собственной личности; точное распознавание и вербализация собственных эмоций; осознавание прошлого эмоционального опыта и получение нового в группе; формирование эффективной саморегуляции.

Внешние условия, способствующие развитию эмоционального интеллекта студента, в групповой работе заключаются в создании ситуации во-первых, психологической безопасности. Она может быть достигнута за счет следующих связанных с ней процессов: признание безусловной ценности индивида, вследствие этого у индивида нет нужды быть ригидным, он может обнаружить, что значит быть самим собой, может попытаться проявить себя нестандартно; создание обстановки, в которой отсутствует внешнее оценивание. Во-вторых, психологической свободы. Это разрешение быть свободным, которое также означает ответственность.

Основными особенности и нововведения, реализуемые в процессе работы, заключались в следующем:

* создания процесса адекватного  гуманистическому образовательному  пространству, реализуемого в виде совокупности следующих взаимодействий: субъект-субъектного, фасилитирующего, диалогичного, системного, на основе субъективного опыта;

* использования проективных диагностических  методик для фасилитации развития эмоционального интеллекта;

* использование интегративных психотехнологий, обеспечивающих интеграцию личности на всех уровнях.

Впоследствии результаты контрольного этапа эксперимента показали, что по мере улучшения психического состояния личности будущего педагога в процессе учебно-профессиональной деятельности она становится более интегрированной, открытой опыту, более аутентичной, а следовательно - более эффективно взаимодействующей с миром.

Обобщая всё вышесказанное, пришли к следующим выводам:

* эмоциональный интеллект является  показателем развития личности и имеет уровневое строение;

* характеристикой отражающей особенности  строения психической реальности личности является степень интеграции генетического и культурного опыта;

* инструментальный уровень эмоционального  интеллекта представлен рядом способностей, обеспечивающих успешность различных видов деятельности, в том числе педагогической деятельности;

* психологическими условиями развития  эмоционального интеллекта у  студентов педагогического колледжа являются конгруэнтность, экстенсивность, эмоциональная отзывчивость и автономность;

* педагогическими условиями мы  определили углубление содержания  и разработку организационно-технологического обеспечения учебных дисциплин психологического цикла, а также организацию психологической поддержки саморазвития студентов.

Заключение

 

Понятие эмоционального интеллекта сравнительно новое, однозначного понимания того, чем является эмоциональный интеллект, ещё не сложилось.

Эмоциональный интеллект - способность человека оперировать эмоциональной информацией, то есть той, которую получаем или передаем с помощью эмоций. Эмоции несут в себе информацию. Возникновение и изменение эмоций имеют логические закономерности. Эмоции появляются и исчезают, развиваются в пространстве (от одного к другому), нарастают и исчезают, имеют свои причины и последствия. Эмоции влияют на наше мышление и участвуют в процессе принятия решения. Эмоция - это реакция организма на любое изменение во внешней среде. Традиционный взгляд на эмоции противопоставляет их разуму.

Согласно Саловею и Мейеру, эмоциональный интеллект - это совокупность четырех навыков:

Точность оценки и выражения эмоций. Это способность определить эмоции по физическому состоянию и мыслям, по внешнему виду и поведению. Кроме того, оно включает в себя и способность точно выражать свои эмоции потребности, связанные с ними, другим людям.

Использование эмоций в мыслительной деятельности. Это понимание того, как можно думать более эффективно, используя эмоции. Управляя эмоцией, человек может менять и свое восприятие, видеть мир под разным углом и более эффективно решать проблемы.

Понимание эмоций. Это умение определить источник эмоций, классифицировать эмоции, распознавать связи между словами и эмоциями, интерпретировать значения эмоций, касающихся взаимоотношений, понимать сложные (амбивалентные) чувства, осознавать переходы от одной эмоции к другой и возможное дальнейшее развитие эмоции.

Управление эмоциями. Это умение использовать информацию, которую дают эмоции, вызывать эмоции или отстраняться от них в зависимости от их информативности или пользы; управлять своими и чужими эмоциями.

Эмоциональный интеллект педагога опосредует гуманистическую направленность во взаимодействии с учениками и другими субъектами образовательного пространства, способствует реализации индивидуального подхода в развитии личности и обучении, показывает уровень личностной зрелости педагогов. Эмоциональный интеллект - неотъемлемая личностная составляющая педагогического мастерства, поскольку только состоявшаяся, зрелая личность может воспитать другую полноценную и зрелую личность. Основной педагогической задачей учителя является не столько передача знаний, формирование умений и навыков, сколько пробуждение познавательной активности детей, организация учебной и познавательной деятельности через педагогическое общение и диалог с учащимися.

Правильно организованное педагогическое общение формирует позитивный эмоциональный опыт, приобретаемый учащимися в школе. Детство и отрочество представляют собой «окна возможностей», необходимые для закрепления существенно важных эмоциональных особенностей, которые в дальнейшем будут управлять жизнью ребенка. Низкий уровень эмоционального интеллекта способен привести к затруднению в осознании и определении собственных эмоций, что повышает риск возникновения психосоматических заболеваний. Недостаток эмоционального интеллекта расширяет диапазон рисков - от депрессии или склонности к насилию до нарушений питания и злоупотребления наркотиками.

Таким образом, умение разбираться в собственных чувствах и управлять ими является личностным фактором, укрепляющим психологическое и соматическое здоровье ученика и учителя.

Развитие эмоционального интеллекта в целом осуществляется через профессиональное развитие и саморазвитие. Выделяют различные методы развития эмоционального интеллекта, например: групповой тренинг, индивидуальный тренинг, коучинг. Разработанные в последнее время вузовские программы, реализуемые в учебной практике чаще всего как курсы по выбору, включают развитие эмоциональной компетентности будущих педагогов. Занятия, сочетающие проблемно-ориентированные и активные социально-психологические методы обучения, являются эффективным средством развития психологической культуры будущих педагогов. Данные курсы оказывают позитивное влияние на развитие внутриличностного и межличностного аспектов эмоционального интеллекта и могут быть использованы в обучении как эффективное средство формирования эмоционального интеллекта студентов педагогических учебных заведений.

Все вышесказанное подтверждает необходимость развития эмоционального интеллекта студентов педагогических учебных заведений в процессе их профессиональной подготовки.

Литературные источники

 

1.Аверченко Л.К. Эмоциональный интеллект  как управленческая компетенция // Философия образования. 2012. № 6. С. 244-250.

2.Александрова Н.П. Эмоциональный  интеллект как фактор саморегуляции педагогической деятельности // Вестник Московской государственной академии делового администрирования. Серия: Философские, социал. и естественные науки. 2011. № 5. С. 171-177.

.Андреева И.Н. О становлении понятия «эмоциональный интеллект» // Вопросы психологии. 2008. № 5. С. 83-95.

.Бочкарева А.Л. Система внутришкольного  управления продуктивной деятельностью учителя как фактор развития его профессиональной компетентности: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук. Владивосток: Гос. ун-т, 2007. 42 с.

.Голубева М.В. Креативность в  структуре эмоционального интеллекта  педагога // Приволжский научный журнал. 2012. № 1. С. 218-222.

.Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. М.: АСТ, 2010. 487 с.

.Дегтярев А.В. «Эмоциональный интеллект»: становление понятия в психологии // Психологическая наука и образование. 2012. № 2. С. 170-180.

.Егорова О.В. Эмоциональный интеллект  и его развитие у студентов  педагогического колледжа // МИТС-НАУКА: международный научный вестник: сетевое электронное научное издание. 2006. № 4. С. 35.

.Кравцова А.К. Тип управленческого  взаимодействия лидеров и эмоциональный интеллект // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2012. № 6. С. 22.

.Кутеева В.П., Юлина Г.Н., Рабаданова  Р.С. Эмоциональный интеллект как  основа успешности в профессиональной деятельности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2012. № 3. С. 59-65.

.Люсин Д.В. Современные представления  об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004. С. 29-36.

.Манянина Т.В. Эмоциональный интеллект  в структуре психологической  культуры личности: автореферат дис. ... кандидата психол. наук. Барнаул: Гос. ун-т, 2010. 22 с.

.Панкратова А.А. Эмоциональный  интеллект: примеры программы формирования // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2010. № 1(9). С. 7.

.Сергиенко Е.А., Ветрова И.И. Эмоциональный  интеллект: русскоязычная адаптация теста Мэйера-Сэловея-Карузо (MSCEIT V2.0) // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2009. № 6(8). С. 2.

.Солодкова Т.И. Эмоциональный интеллект  как личностный ресурс преодоления синдрома выгорания и его развитие у педагогов: автореферат дис. ... кандидата психологических наук. Иркутск, 2010. 160 с.

.Темиров Т. Проблема профессионального  выгорания педагогов в современной психологической науке // Право и жизнь. 2012. № 168 (6). С. 44-48.

17.Хлевная Е.А., Штроо В.А., Киселева Т.С. Экспериментальное исследование возможности развития эмоционального интеллекта // Психологическая наука и образование. 2012. № 3. С. 50-60.

18.Шастина А.Е. Эмоциональный интеллект  как фактор эффективности работы  руководителя // В мире научных открытий. 2012. № 12. С. 197-203.

.Шушляпин О.И., Богдан В.В. Сознание, эмоциональный, рациональный интеллект  и вера в их взаимосвязи  и взаимообусловленности // Сознание  и физическая реальность. 2010. Т. 15. № 6. С. 2-12.

.Якиманская И.С. и др. Психология и педагогика / учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. Оренбург: Издательство Руссервис, 2012. 567 с.

21.Официальный сайт ГОУ СПО  «Волгоградский колледж ресторанного  сервиса и торговли» // #"justify">Приложение 1

 

Модель эмоционального интеллекта

Рис. 1. Модель эмоционального интеллекта Р. Бар-Она.

Источник: Солодкова, 2010.

Приложение 2

 

Рис. 2. Факторы, обуславливающие уровень и специфические индивидуальные особенности эмоционального интеллекта.

Источник: Люсин, 2004.

Приложение 3

 

Таблица. Корреляции показателей продуктивной деятельности учителя и его педагогических компетенций

Педагогические компетенцииПоказатели продуктивной деятельностиспециальная (в области преподаваемой дисциплины)специально подготовленный образовательный и вспомогательный методический материал, полная реализация индивидуального интересаметодическая документальное подтверждение собственных достижений психолого-педагогическая эффективное субъект - субъектное консультирование и поддержка социальная создание современной образовательной среды, профессиональное общениеличностная владение приёмами личностного самовыражения и саморазвития, обеспечения условий для продуктивной деятельности индивида и группы, для развития межличностных отношений и атмосферы взаимопомощи и доверияиндивидуальная владение приёмами самореализации, высокая мотивация, кооперация и партнёрствоаутопсихологическая или рефлексивнаясамостоятельность и ответственность в профессиональной деятельности, владение приемами самоанализаинформационно - коммуникативнаявладение приемами работы с источниками информации и информационно - коммуникативными технологиями, типами и способами речевого поведенияИсточник: Бочкарева, 2007.

Приложение 4

 


Информация о работе Саморегуляция психических состояний в профессиональной деятельности учителей