Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 10:05, курсовая работа
Актуальность темы исследования. В настоящее время в зарубежной и отечественной педагогике и психологии наблюдается рост интереса к изучению эмоционального состояния педагога. Внимание исследователей к проблеме эмоционального интеллекта связано с тем, что данный конструкт хорошо согласуется с представлениями житейской психологии и расширяет сложившиеся научные представления о разнообразии человеческих способностей, тем самым обогащая педагогику и психологию.
Результативность в области активных профессиональных коммуникаций в значительной степени определяется эмоциональными особенностями человека, в том числе эмоциональным интеллектом.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО
СОСТОЯНИЯ ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННОЙ
ПСИХОЛОГИИ………………………………………….. …………………….
1.1. Эмоциональное состояние как предмет психологических
исследований……………………………………………………….……
1.2. Особенности эмоционального состояния педагога…………….……..
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬ-
НОГО СОСТОЯНИЯ ПЕДАГОГА НА УЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
РЕБЕНКА……………….…………………………………………………………..
2.1. Методики для измерения эмоционального состояния…………….……
2.2. Опыт исследования эмоционального интеллекта будущего
педагога…………………………………………………………….…….
2.3. Развитие эмоционального интеллекта педагога……………….………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….....
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..…
Задачи: осознание интерперсонального контекста собственной личности; точное распознавание и вербализация собственных эмоций; осознавание прошлого эмоционального опыта и получение нового в группе; формирование эффективной саморегуляции.
Внешние условия, способствующие развитию эмоционального интеллекта студента, в групповой работе заключаются в создании ситуации во-первых, психологической безопасности. Она может быть достигнута за счет следующих связанных с ней процессов: признание безусловной ценности индивида, вследствие этого у индивида нет нужды быть ригидным, он может обнаружить, что значит быть самим собой, может попытаться проявить себя нестандартно; создание обстановки, в которой отсутствует внешнее оценивание. Во-вторых, психологической свободы. Это разрешение быть свободным, которое также означает ответственность.
Основными особенности и нововведения, реализуемые в процессе работы, заключались в следующем:
* создания процесса адекватного
гуманистическому
* использования проективных
* использование интегративных психотехнологий, обеспечивающих интеграцию личности на всех уровнях.
Впоследствии результаты контрольного этапа эксперимента показали, что по мере улучшения психического состояния личности будущего педагога в процессе учебно-профессиональной деятельности она становится более интегрированной, открытой опыту, более аутентичной, а следовательно - более эффективно взаимодействующей с миром.
Обобщая всё вышесказанное, пришли к следующим выводам:
* эмоциональный интеллект
* характеристикой отражающей
* инструментальный уровень
* психологическими условиями
* педагогическими условиями мы
определили углубление
Заключение
Понятие эмоционального интеллекта сравнительно новое, однозначного понимания того, чем является эмоциональный интеллект, ещё не сложилось.
Эмоциональный интеллект - способность человека оперировать эмоциональной информацией, то есть той, которую получаем или передаем с помощью эмоций. Эмоции несут в себе информацию. Возникновение и изменение эмоций имеют логические закономерности. Эмоции появляются и исчезают, развиваются в пространстве (от одного к другому), нарастают и исчезают, имеют свои причины и последствия. Эмоции влияют на наше мышление и участвуют в процессе принятия решения. Эмоция - это реакция организма на любое изменение во внешней среде. Традиционный взгляд на эмоции противопоставляет их разуму.
Согласно Саловею и Мейеру, эмоциональный интеллект - это совокупность четырех навыков:
Точность оценки и выражения эмоций. Это способность определить эмоции по физическому состоянию и мыслям, по внешнему виду и поведению. Кроме того, оно включает в себя и способность точно выражать свои эмоции потребности, связанные с ними, другим людям.
Использование эмоций в мыслительной деятельности. Это понимание того, как можно думать более эффективно, используя эмоции. Управляя эмоцией, человек может менять и свое восприятие, видеть мир под разным углом и более эффективно решать проблемы.
Понимание эмоций. Это умение определить источник эмоций, классифицировать эмоции, распознавать связи между словами и эмоциями, интерпретировать значения эмоций, касающихся взаимоотношений, понимать сложные (амбивалентные) чувства, осознавать переходы от одной эмоции к другой и возможное дальнейшее развитие эмоции.
Управление эмоциями. Это умение использовать информацию, которую дают эмоции, вызывать эмоции или отстраняться от них в зависимости от их информативности или пользы; управлять своими и чужими эмоциями.
Эмоциональный интеллект педагога опосредует гуманистическую направленность во взаимодействии с учениками и другими субъектами образовательного пространства, способствует реализации индивидуального подхода в развитии личности и обучении, показывает уровень личностной зрелости педагогов. Эмоциональный интеллект - неотъемлемая личностная составляющая педагогического мастерства, поскольку только состоявшаяся, зрелая личность может воспитать другую полноценную и зрелую личность. Основной педагогической задачей учителя является не столько передача знаний, формирование умений и навыков, сколько пробуждение познавательной активности детей, организация учебной и познавательной деятельности через педагогическое общение и диалог с учащимися.
Правильно организованное педагогическое общение формирует позитивный эмоциональный опыт, приобретаемый учащимися в школе. Детство и отрочество представляют собой «окна возможностей», необходимые для закрепления существенно важных эмоциональных особенностей, которые в дальнейшем будут управлять жизнью ребенка. Низкий уровень эмоционального интеллекта способен привести к затруднению в осознании и определении собственных эмоций, что повышает риск возникновения психосоматических заболеваний. Недостаток эмоционального интеллекта расширяет диапазон рисков - от депрессии или склонности к насилию до нарушений питания и злоупотребления наркотиками.
Таким образом, умение разбираться в собственных чувствах и управлять ими является личностным фактором, укрепляющим психологическое и соматическое здоровье ученика и учителя.
Развитие эмоционального интеллекта в целом осуществляется через профессиональное развитие и саморазвитие. Выделяют различные методы развития эмоционального интеллекта, например: групповой тренинг, индивидуальный тренинг, коучинг. Разработанные в последнее время вузовские программы, реализуемые в учебной практике чаще всего как курсы по выбору, включают развитие эмоциональной компетентности будущих педагогов. Занятия, сочетающие проблемно-ориентированные и активные социально-психологические методы обучения, являются эффективным средством развития психологической культуры будущих педагогов. Данные курсы оказывают позитивное влияние на развитие внутриличностного и межличностного аспектов эмоционального интеллекта и могут быть использованы в обучении как эффективное средство формирования эмоционального интеллекта студентов педагогических учебных заведений.
Все вышесказанное подтверждает необходимость развития эмоционального интеллекта студентов педагогических учебных заведений в процессе их профессиональной подготовки.
Литературные источники
1.Аверченко Л.К. Эмоциональный интеллект как управленческая компетенция // Философия образования. 2012. № 6. С. 244-250.
2.Александрова Н.П. Эмоциональный
интеллект как фактор саморегул
.Андреева И.Н. О становлении понятия «эмоциональный интеллект» // Вопросы психологии. 2008. № 5. С. 83-95.
.Бочкарева А.Л. Система внутришкольного
управления продуктивной деятел
.Голубева М.В. Креативность в
структуре эмоционального
.Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. М.: АСТ, 2010. 487 с.
.Дегтярев А.В. «Эмоциональный интеллект»:
становление понятия в психолог
.Егорова О.В. Эмоциональный интеллект и его развитие у студентов педагогического колледжа // МИТС-НАУКА: международный научный вестник: сетевое электронное научное издание. 2006. № 4. С. 35.
.Кравцова А.К. Тип управленческого
взаимодействия лидеров и эмоци
.Кутеева В.П., Юлина Г.Н., Рабаданова Р.С. Эмоциональный интеллект как основа успешности в профессиональной деятельности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2012. № 3. С. 59-65.
.Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004. С. 29-36.
.Манянина Т.В. Эмоциональный интеллект в структуре психологической культуры личности: автореферат дис. ... кандидата психол. наук. Барнаул: Гос. ун-т, 2010. 22 с.
.Панкратова А.А. Эмоциональный интеллект: примеры программы формирования // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2010. № 1(9). С. 7.
.Сергиенко Е.А., Ветрова И.И. Эмоциональный интеллект: русскоязычная адаптация теста Мэйера-Сэловея-Карузо (MSCEIT V2.0) // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2009. № 6(8). С. 2.
.Солодкова Т.И. Эмоциональный интеллект
как личностный ресурс преодоле
.Темиров Т. Проблема профессионального
выгорания педагогов в современ
17.Хлевная Е.А., Штроо В.А., Киселева Т.С. Экспериментальное исследование возможности развития эмоционального интеллекта // Психологическая наука и образование. 2012. № 3. С. 50-60.
18.Шастина А.Е. Эмоциональный интеллект
как фактор эффективности
.Шушляпин О.И., Богдан В.В. Сознание, эмоциональный, рациональный интеллект и вера в их взаимосвязи и взаимообусловленности // Сознание и физическая реальность. 2010. Т. 15. № 6. С. 2-12.
.Якиманская И.С. и др. Психология и педагогика / учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. Оренбург: Издательство Руссервис, 2012. 567 с.
21.Официальный сайт ГОУ СПО
«Волгоградский колледж
Модель эмоционального интеллекта
Рис. 1. Модель эмоционального интеллекта Р. Бар-Она.
Источник: Солодкова, 2010.
Приложение 2
Рис. 2. Факторы, обуславливающие уровень и специфические индивидуальные особенности эмоционального интеллекта.
Источник: Люсин, 2004.
Приложение 3
Таблица. Корреляции показателей продуктивной деятельности учителя и его педагогических компетенций
Педагогические компетенцииПоказатели продуктивной деятельностиспециальная (в области преподаваемой дисциплины)специально подготовленный образовательный и вспомогательный методический материал, полная реализация индивидуального интересаметодическая документальное подтверждение собственных достижений психолого-педагогическая эффективное субъект - субъектное консультирование и поддержка социальная создание современной образовательной среды, профессиональное общениеличностная владение приёмами личностного самовыражения и саморазвития, обеспечения условий для продуктивной деятельности индивида и группы, для развития межличностных отношений и атмосферы взаимопомощи и доверияиндивидуальная владение приёмами самореализации, высокая мотивация, кооперация и партнёрствоаутопсихологическая или рефлексивнаясамостоятельность и ответственность в профессиональной деятельности, владение приемами самоанализаинформационно - коммуникативнаявладение приемами работы с источниками информации и информационно - коммуникативными технологиями, типами и способами речевого поведенияИсточник: Бочкарева, 2007.
Приложение 4
Информация о работе Саморегуляция психических состояний в профессиональной деятельности учителей