Самостоятельная работа учащихся начальных классов как метод обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2015 в 18:31, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в начальных классах общеобразовательной школы.

Предмет исследования: возможности организации самостоятельной работы младших школьников в целях активизации учебного процесса.

Цель исследования: определить потенциальные возможности самостоятельной работы как метода активизации внутренних сил младшего школьника.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3 ГЛАВА 1. Теоретические основы организации самостоятельной работы в начальной школе……………………………………………………………..7
1.1. Сущность и роль самостоятельной работы в обучении младших школьников………………………………………………………………… ...7
1.2. Условия формирования самостоятельности учащихся в процессе обучения…………………………………………...........................................12
1.3. Уровни и виды самостоятельной деятельности на уроке………14
ГЛАВА 2. Организация самостоятельной работы в начальной школе.…………………………………………………………………….......20
2.1. Система самостоятельных работ по определенным темам начального курса школы……………………………………………............20
2.2. Организация самостоятельной работы творческого характера…………………………………………………………………......27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………34

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 62.19 Кб (Скачать файл)

Учреждение образования

Мозырский государственный педагогический

университет имени И. П. Шамякина

 

 

                                                    кафедра педагогики

                                                                 начального образования

 

 

Курсовая работа

 

Самостоятельная работа учащихся       

начальных классов как метод обучения

 

 

Исполнитель:

студентка ф-та ДиНО

3 курса 4 группы                                                 О. М. Сташелевская

 

Научный руководитель:

кандидат пед. наук,

доцент                                                                          А. Н. Асташова

 

 

Мозырь, 2014

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3                                                                                                                              ГЛАВА 1. Теоретические основы организации самостоятельной работы в начальной школе……………………………………………………………..7

         1.1. Сущность и роль самостоятельной работы в обучении младших школьников………………………………………………………………… ...7

         1.2. Условия формирования самостоятельности учащихся в процессе обучения…………………………………………...........................................12

         1.3. Уровни и виды самостоятельной деятельности на уроке………14 

ГЛАВА 2. Организация самостоятельной работы в начальной школе.…………………………………………………………………….......20 

         2.1. Система самостоятельных работ по определенным темам начального курса школы……………………………………………............20

        2.2. Организация самостоятельной работы творческого характера…………………………………………………………………......27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….31 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………34

ПРИЛОЖЕНИЕ А…………………………………………………………...1

ПРИЛОЖЕНИЕ В………………………………………………………….2-6

ПРИЛОЖЕНИЕ С…………………………………………………………...7

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. В современной педагогике вопросы активизации познавательной деятельности школьников относятся к одной из наиболее актуальных проблем, включающих как социальные, так и психолого-педагогические аспекты.

 

Первый из них состоит с том, что в современном обществе происходят глубокие преобразования во всех сферах жизни людей. Все это требует от молодого человека, вступающего в жизнь, активности и самостоятельности. В связи с этим гораздо важнее, чем дать ребенку определенный багаж знаний, умений и навыков, школа должна позаботиться о приобщении своих воспитанников к методам и приемам самостоятельного познания.

 

Ввиду существенной перестройки общественной, экономической и политической жизни страны, очевидной стала и перестройка образования, в содержании которого возросла необходимость разработки и освещения  психолого-педагогического аспекта проблемы формирования активности и самостоятельности детей уже в начальной школе.

 

Перед теоретиками и практиками поставлена задача совершенствования учения школьников как ведущего вида их деятельности, изыскания путей, условий системы дидактических средств в целях повышения активности и самостоятельности детей в учебном процессе.

 

Самостоятельная работа на всех этапах исторического развития школы всегда являлась неотъемлемой частью процесса обучения, но различны были ее характер, место в учебном процессе, организация и руководство ею со стороны учителя.

 

В дореволюционной школе самостоятельная работа выполнялась учащимися главным образом дома во время приготовления уроков и сводилась преимущественно к зубрежке.

 

Самостоятельная работа учащихся в современной школе носит определенный характер. Она основывается на ясном понимании ими задач, которые ставятся учителем. Самостоятельная работа должна возбуждать внимание, интерес и творчество детей, она должна учить детей учиться.

 

За последние годы в отечественной дидактике появился ряд интересных исследований А.Б. Баранова, М.Н. Скаткина, И.Я. Лернера, в которых рассматриваются различные стороны проблемы активности и самостоятельности учеников в процессе обучения.

 

Первостепенное значение приобретает проблема деятельности ученика, теоретическая разработка и экспериментальная проверка эффективности путей сочетания воспроизводящей и творческой деятельности в  процессе усвоения учащимися знаний, умений и навыков. Это многочисленные исследования психологов и дидактов А.Б. Баранова, Л.И. Божович, А.Д. Ботвинникова, М.Ю. Зайчика, Т.В. Кудрявцева, И.И. Сулкевича, В.Д. Фатеева и других.

 

Решение этой проблемы позволит теории и практике обучения учитывать перспективу дальнейшего совершенствования в нашей стране всей системы образования в соответствии с потребностями развития экономики, науки и культуры.

 

Темпы развития научно-технической революции приводят к чрезвычайно быстрому «моральному износу знаний», в результате чего становится очевидным, что тот объем общенаучных и специальных знаний, которыми овладевает школьник, завтра может оказаться и обязательно окажется недостаточным.

 

Поэтому возникает необходимость нахождения новых путей и средств, позволяющих формировать у школьника способность  самостоятельно осваивать новейшие достижения науки и техники, воспитывать у него потребность к постоянному самообразованию.

 

Потребность приобретения знаний складываются у учащегося прежде всего в процессе выполнения им самостоятельных работ, в процессе самостоятельных поисков решения стоящих перед ним проблем – задач.

 

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в начальных классах общеобразовательной школы.

 

Предмет исследования: возможности организации самостоятельной работы младших школьников в целях активизации учебного процесса.

 

Цель исследования: определить потенциальные возможности самостоятельной работы как метода активизации внутренних сил младшего школьника.

 

Задачи исследования:

 

- изучить теоретические  основы проблемы организации  самостоятельной работы на уроке;

 

- определить сущность, значение  и роль самостоятельной работы  для активизации учения младших  школьников;

 

- выявить структуру самостоятельной  работы, а также ее уровни и  виды;

 

- сформулировать общие  условия эффективной реализации  самостоятельных работ разных  видов, условия перехода от самостоятельной  работы репродуктивного характера  к творческим работам, а также  условия формирования мотивации  учения в процессе выполнения  самостоятельной работы;

 

- изучить педагогический  опыт осуществления данной проблемы  в практике школы.

 

Методы исследования:

 

- изучение психолого-педагогической  литературы по данной проблеме;

анализ учебно-методической литературы: программ, учебников, дидактических материалов;

 

- педагогическое наблюдение;

 

- изучение школьного опыта  организации самостоятельной познавательной  деятельности учащихся начальных  классов (анализ уроков, беседы с  учащимися и учителями, анкетирование, тесты и т.д.);

опытно-экспериментальная работа.

 

База исследования:  ГУО «Кочищанская средняя школа Ельского района»

 

 

 

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

 

 

1.1. Сущность и  роль самостоятельной работы  в обучении младших школьников.

 

В последнее время по вопросу о том, что следует понимать под самостоятельной работой, было много споров.

 

Под самостоятельной работой обычно понимают любую организованную учителем активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний. Как дидактическое явление самостоятельная работа представляет собой, с одной стороны, учебное задание, то есть то, что должен выполнить ученик, объект его деятельности, с другой – форму проявления соответствующей деятельности: памяти, мышления, творческого воображения при выполнении учеником учебного задания, которое, в конечном счете,  приводит школьника либо к получению совершенного, нового, ранее неизвестного ему знания, либо к углублению и расширению сферы действия уже полученных знаний.

 

Следовательно, самостоятельная работа – это такое средство обучения, которое:

 

- в каждой конкретной  ситуации усвоения соответствует  конкретной дидактической цели  и задаче;

- формирует у обучающегося  на каждом этапе его движения  от незнания к знанию необходимый  объем и уровень знаний, навыков  и умения для решения определенного  класса познавательных задач  и соответственного продвижения  от низших к высшим уровням  мыслительной деятельности;

- вырабатывает у учащихся  психологическую установку на  самостоятельное систематическое  пополнение своих знаний и  выработку умений ориентироваться  в потоке научной и общественной  информации при решении новых  познавательных задач;

является важнейшим орудием педагогического руководства и управления самостоятлеьной познавательной деятельностью  обучающегося в процессе обучения [1, 2].

 

 Изучая сущность самостоятельной  работы в теоретическом плане, выделяется 3 направления деятельности, по которым может развиваться  самостоятельность учения – познавательная, практическая и организационно-техническая. Б.П. Есипов (60-е г.г.) обосновал роль, место, задачи самостоятельной работы  в учебном процессе. При формировании  знаний и умений учащихся стереотипный, в основном вербальный способ  обучения, становится малоэффективным. Роль самостоятельной работы  школьников возрастает так же  в связи с изменением цели  обучения, его направленностью на  формирование навыков, творческой  деятельности, а так же в связи  с компьютеризацией обучения.

 

Второе направление берет свое начало в трудах Я.А. Коменского. Содержанием его является разработка организационно-практических вопросов вовлечения школьников в самостоятельную деятельность. При этом предметом теоретического обоснования основных положений проблемы выступает здесь преподавание, деятельность учителя без достаточно глубокого исследования и анализа природы деятельности самого ученика. В рамках дидактического направления анализируются области применения самостоятельных работ, изучаются их виды, неуклонно совершенствуется методика их использования в различных звеньях учебного процесса. Становится и в значительной степени решается в методическом аспекте проблема соотношения педагогического руководства и самостоятельности школьника в учебном познании.

 

Третье направление характеризуется тем, что самостоятельная деятельность избирается в качестве предмета исследования. Это направление берет свое начало в основном в трудах  К.Д. Ушинского. Исследования, которые развивались в русле психолого-педагогического направления, были направлены на выявление сущности самостоятельной деятельности как дидактической категории, ее элементов – предмета и цели деятельности.

Однако существуют некоторые структурные принципы анализа значения, места и функции самостоятельной деятельности. Имеются два варианта, определяющие (при условии их единения) сущность самостоятельной окраски деятельности.

 

Первая группа:

1)   содержательный  компонент: знания, выраженные в  понятиях, образах, восприятиях и  представлениях;

2)   оперативный компонент: разнообразные действия, оперирование  умениями, приемами, как во внешнем, так и во внутреннем плане;

3)   результативный  компонент: новые знания, способы, социальный  опыт, идеи, способности, качества.

 

Вторая группа:

1) содержательный компонент: выделение познавательной задачи, цели учебной деятельности;

2) процессуальный компонент: подбор, определение, применение адекватных  способов действий, ведущих к  достижению результатов;

3) мотивационный компонент: потребность в новых знаниях, выполняющих функции словообразования  и осознания деятельности.

 

Собственно процесс самостоятельной деятельности представляется в виде триады: мотив – план (действие) – результат.

 

В педагогической литературе  встречаются самые разнообразные определения самостоятельной работы.

 

 Ю.К. Бабанский определяет  самостоятельную работу как метод  обучения, Р.Б. Срода – как прием  учения. Р.М. Микельсон понимает под  самостоятельной работой «выполнение  учащимися заданий без всякой  помощи, но под наблюдением учителя» [3, 4].

 

Е.Я. Голант проявление самостоятельности учащихся он усматривает в трех направлениях:

 

- организационно-техническая  самостоятельность;

- самостоятельность  в  практической деятельности школьников;

- самостоятельность в  процессе познавательной деятельности («деятельность, выражающуюся в устных и письменных выступлениях» и «деятельность, связанную с физическим трудом») [6,7].

 

Е.Я. Голант выделяет следующие существенные признаки самостоятельной работы:

- наличие определенного учебного задания, состоящего из нескольких действий,

- выполнение работы без непосредственного руководства учителя, без немедленной проверки им каждого действия [6, 8].

 

В дидактической литературе имеются и другие определения сущности самостоятельной работы. Под самостоятельной работой учащихся понимают «такую их деятельность, которую они выполняют, проявляя максимум активности, творчества, самостоятельного суждения, инициативы» [9, 10].

 

Наиболее полное определение самостоятельной работы дает в своих произведениях Б.П. Есипов: «Самостоятельная работа учащихся, включаемая в процессе обучения, - это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных  или физических (или тех и других вместе) действий» [11,12].

Информация о работе Самостоятельная работа учащихся начальных классов как метод обучения