Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2015 в 18:31, курсовая работа
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в начальных классах общеобразовательной школы.
Предмет исследования: возможности организации самостоятельной работы младших школьников в целях активизации учебного процесса.
Цель исследования: определить потенциальные возможности самостоятельной работы как метода активизации внутренних сил младшего школьника.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3 ГЛАВА 1. Теоретические основы организации самостоятельной работы в начальной школе……………………………………………………………..7
1.1. Сущность и роль самостоятельной работы в обучении младших школьников………………………………………………………………… ...7
1.2. Условия формирования самостоятельности учащихся в процессе обучения…………………………………………...........................................12
1.3. Уровни и виды самостоятельной деятельности на уроке………14
ГЛАВА 2. Организация самостоятельной работы в начальной школе.…………………………………………………………………….......20
2.1. Система самостоятельных работ по определенным темам начального курса школы……………………………………………............20
2.2. Организация самостоятельной работы творческого характера…………………………………………………………………......27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………34
Учреждение образования
Мозырский государственный педагогический
университет имени И. П. Шамякина
кафедра педагогики
Курсовая работа
Самостоятельная работа учащихся
начальных классов как метод обучения
Исполнитель:
студентка ф-та ДиНО
3 курса 4 группы О. М. Сташелевская
Научный руководитель:
кандидат пед. наук,
доцент
Мозырь, 2014
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1.1. Сущность и роль самостоятельной работы
в обучении младших школьников……………………………………………………
1.2. Условия формирования самостоятельности
учащихся в процессе обучения…………………………………………......
1.3. Уровни и виды самостоятельной деятельности на уроке………14
ГЛАВА 2. Организация самостоятельной
работы в начальной школе.………………………………………………………………
2.1. Система самостоятельных работ по определенным
темам начального курса школы……………………………………………........
2.2. Организация
самостоятельной работы творческого характера………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………34
ПРИЛОЖЕНИЕ А…………………………………………………………...1
ПРИЛОЖЕНИЕ В………………………………………………………….2-6
ПРИЛОЖЕНИЕ С…………………………………………………………...7
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В современной педагогике вопросы активизации познавательной деятельности школьников относятся к одной из наиболее актуальных проблем, включающих как социальные, так и психолого-педагогические аспекты.
Первый из них состоит с том, что в современном обществе происходят глубокие преобразования во всех сферах жизни людей. Все это требует от молодого человека, вступающего в жизнь, активности и самостоятельности. В связи с этим гораздо важнее, чем дать ребенку определенный багаж знаний, умений и навыков, школа должна позаботиться о приобщении своих воспитанников к методам и приемам самостоятельного познания.
Ввиду существенной перестройки общественной, экономической и политической жизни страны, очевидной стала и перестройка образования, в содержании которого возросла необходимость разработки и освещения психолого-педагогического аспекта проблемы формирования активности и самостоятельности детей уже в начальной школе.
Перед теоретиками и практиками поставлена задача совершенствования учения школьников как ведущего вида их деятельности, изыскания путей, условий системы дидактических средств в целях повышения активности и самостоятельности детей в учебном процессе.
Самостоятельная работа на всех этапах исторического развития школы всегда являлась неотъемлемой частью процесса обучения, но различны были ее характер, место в учебном процессе, организация и руководство ею со стороны учителя.
В дореволюционной школе самостоятельная работа выполнялась учащимися главным образом дома во время приготовления уроков и сводилась преимущественно к зубрежке.
Самостоятельная работа учащихся в современной школе носит определенный характер. Она основывается на ясном понимании ими задач, которые ставятся учителем. Самостоятельная работа должна возбуждать внимание, интерес и творчество детей, она должна учить детей учиться.
За последние годы в отечественной дидактике появился ряд интересных исследований А.Б. Баранова, М.Н. Скаткина, И.Я. Лернера, в которых рассматриваются различные стороны проблемы активности и самостоятельности учеников в процессе обучения.
Первостепенное значение приобретает проблема деятельности ученика, теоретическая разработка и экспериментальная проверка эффективности путей сочетания воспроизводящей и творческой деятельности в процессе усвоения учащимися знаний, умений и навыков. Это многочисленные исследования психологов и дидактов А.Б. Баранова, Л.И. Божович, А.Д. Ботвинникова, М.Ю. Зайчика, Т.В. Кудрявцева, И.И. Сулкевича, В.Д. Фатеева и других.
Решение этой проблемы позволит теории и практике обучения учитывать перспективу дальнейшего совершенствования в нашей стране всей системы образования в соответствии с потребностями развития экономики, науки и культуры.
Темпы развития научно-технической революции приводят к чрезвычайно быстрому «моральному износу знаний», в результате чего становится очевидным, что тот объем общенаучных и специальных знаний, которыми овладевает школьник, завтра может оказаться и обязательно окажется недостаточным.
Поэтому возникает необходимость нахождения новых путей и средств, позволяющих формировать у школьника способность самостоятельно осваивать новейшие достижения науки и техники, воспитывать у него потребность к постоянному самообразованию.
Потребность приобретения знаний складываются у учащегося прежде всего в процессе выполнения им самостоятельных работ, в процессе самостоятельных поисков решения стоящих перед ним проблем – задач.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в начальных классах общеобразовательной школы.
Предмет исследования: возможности организации самостоятельной работы младших школьников в целях активизации учебного процесса.
Цель исследования: определить потенциальные возможности самостоятельной работы как метода активизации внутренних сил младшего школьника.
Задачи исследования:
- изучить теоретические
основы проблемы организации
самостоятельной работы на
- определить сущность, значение
и роль самостоятельной работы
для активизации учения
- выявить структуру
- сформулировать общие
условия эффективной
- изучить педагогический
опыт осуществления данной
Методы исследования:
- изучение психолого-
анализ учебно-методической литературы: программ, учебников, дидактических материалов;
- педагогическое наблюдение;
- изучение школьного опыта
организации самостоятельной
опытно-экспериментальная работа.
База исследования: ГУО «Кочищанская средняя школа Ельского района»
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
1.1. Сущность и роль самостоятельной работы в обучении младших школьников.
В последнее время по вопросу о том, что следует понимать под самостоятельной работой, было много споров.
Под самостоятельной работой обычно понимают любую организованную учителем активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний. Как дидактическое явление самостоятельная работа представляет собой, с одной стороны, учебное задание, то есть то, что должен выполнить ученик, объект его деятельности, с другой – форму проявления соответствующей деятельности: памяти, мышления, творческого воображения при выполнении учеником учебного задания, которое, в конечном счете, приводит школьника либо к получению совершенного, нового, ранее неизвестного ему знания, либо к углублению и расширению сферы действия уже полученных знаний.
Следовательно, самостоятельная работа – это такое средство обучения, которое:
- в каждой конкретной
ситуации усвоения
- формирует у обучающегося
на каждом этапе его движения
от незнания к знанию
- вырабатывает у учащихся
психологическую установку на
самостоятельное
является важнейшим орудием педагогического руководства и управления самостоятлеьной познавательной деятельностью обучающегося в процессе обучения [1, 2].
Изучая сущность
Второе направление берет свое начало в трудах Я.А. Коменского. Содержанием его является разработка организационно-практических вопросов вовлечения школьников в самостоятельную деятельность. При этом предметом теоретического обоснования основных положений проблемы выступает здесь преподавание, деятельность учителя без достаточно глубокого исследования и анализа природы деятельности самого ученика. В рамках дидактического направления анализируются области применения самостоятельных работ, изучаются их виды, неуклонно совершенствуется методика их использования в различных звеньях учебного процесса. Становится и в значительной степени решается в методическом аспекте проблема соотношения педагогического руководства и самостоятельности школьника в учебном познании.
Третье направление характеризуется тем, что самостоятельная деятельность избирается в качестве предмета исследования. Это направление берет свое начало в основном в трудах К.Д. Ушинского. Исследования, которые развивались в русле психолого-педагогического направления, были направлены на выявление сущности самостоятельной деятельности как дидактической категории, ее элементов – предмета и цели деятельности.
Однако существуют некоторые структурные принципы анализа значения, места и функции самостоятельной деятельности. Имеются два варианта, определяющие (при условии их единения) сущность самостоятельной окраски деятельности.
Первая группа:
1) содержательный компонент: знания, выраженные в понятиях, образах, восприятиях и представлениях;
2) оперативный компонент: разнообразные действия, оперирование умениями, приемами, как во внешнем, так и во внутреннем плане;
3) результативный компонент: новые знания, способы, социальный опыт, идеи, способности, качества.
Вторая группа:
1) содержательный компонент:
выделение познавательной
2) процессуальный компонент: подбор, определение, применение адекватных способов действий, ведущих к достижению результатов;
3) мотивационный компонент:
потребность в новых знаниях,
выполняющих функции
Собственно процесс самостоятельной деятельности представляется в виде триады: мотив – план (действие) – результат.
В педагогической литературе встречаются самые разнообразные определения самостоятельной работы.
Ю.К. Бабанский определяет
самостоятельную работу как
Е.Я. Голант проявление самостоятельности учащихся он усматривает в трех направлениях:
- организационно-техническая самостоятельность;
- самостоятельность в
практической деятельности
- самостоятельность в процессе познавательной деятельности («деятельность, выражающуюся в устных и письменных выступлениях» и «деятельность, связанную с физическим трудом») [6,7].
Е.Я. Голант выделяет следующие существенные признаки самостоятельной работы:
- наличие определенного учебного задания, состоящего из нескольких действий,
- выполнение работы без непосредственного руководства учителя, без немедленной проверки им каждого действия [6, 8].
В дидактической литературе имеются и другие определения сущности самостоятельной работы. Под самостоятельной работой учащихся понимают «такую их деятельность, которую они выполняют, проявляя максимум активности, творчества, самостоятельного суждения, инициативы» [9, 10].
Наиболее полное определение самостоятельной работы дает в своих произведениях Б.П. Есипов: «Самостоятельная работа учащихся, включаемая в процессе обучения, - это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (или тех и других вместе) действий» [11,12].
Информация о работе Самостоятельная работа учащихся начальных классов как метод обучения