Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2015 в 18:31, курсовая работа
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в начальных классах общеобразовательной школы.
Предмет исследования: возможности организации самостоятельной работы младших школьников в целях активизации учебного процесса.
Цель исследования: определить потенциальные возможности самостоятельной работы как метода активизации внутренних сил младшего школьника.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3 ГЛАВА 1. Теоретические основы организации самостоятельной работы в начальной школе……………………………………………………………..7
1.1. Сущность и роль самостоятельной работы в обучении младших школьников………………………………………………………………… ...7
1.2. Условия формирования самостоятельности учащихся в процессе обучения…………………………………………...........................................12
1.3. Уровни и виды самостоятельной деятельности на уроке………14
ГЛАВА 2. Организация самостоятельной работы в начальной школе.…………………………………………………………………….......20
2.1. Система самостоятельных работ по определенным темам начального курса школы……………………………………………............20
2.2. Организация самостоятельной работы творческого характера…………………………………………………………………......27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………34
Данная самостоятельная работа была организована как коллективная работа по материалу таблицы (см. приложение 2).
Как известно, навык быстрого и безошибочного написания звонких и глухих согласных на конце слова и в середине его перед глухим согласным во многом зависит от умения учащихся находить звонкий и глухой согласный в слове, разбираться в их звучании, вот почему самостоятельная работа и была направлена на уяснение учащимися то, что звонкие согласные на конце слова и в середине перед глухим согласным произносятся глухо, и что в данном случае появляется различие в произношении и написании.
Таким образом, данная самостоятельная работа, во-первых подготовила учащихся к восприятию нового материала; во-вторых, она позволила продвинуть развитие лингвистического мышления детей; в-третьих, на конкретном языковом материале учитель развивает умственные способности учащихся.
2. Самостоятельная работа
в процессе изучения нового
материала: самостоятельные наблюдения
над признаками новой
Предварительное практическое
знакомство с признаками
Данная работа была организована как коллективная по заданию на доске:
1. Прочитай пары слов
в первой и во второй строке,
определи место парного
гриб - грибы
площадка – площади
плод - плоды
прыжки – прыжок
шаг - шаги
ложка - ложечка
2. Определи как звучит
парный согласный в первом
слове пары и во втором. В
каких из двух слов данное
произношение совпадают с
3. Определи, как следует
изменить слово из первой
После выполнения указанной работы была проведена обязательная обобщающая беседа по результатам самостоятельно сделанных наблюдений.
Результатом этого стало самостоятельное выведение орфографического правила, а также инструкции по применению этого правила на практике:
1. Определи место согласного
в слове:
2. Подбери проверочное
слово так, чтобы после согласного
стоял гласный:
а) измени слово, чтобы оно обозначало
много предметов;
3. Самостоятельные работы
на этапе закрепления
Данную работу оказалось провести наиболее целесообразно как индивидуальную или групповую работу по карточкам.
Организованные таким образом самостоятельные работы помогли вооружить учащихся достаточно прочными знаниями и умениями, активизировали деятельность детей и позволили уже на следующем этапе предложить учащимся задачи творческого характера. Совершенствование содержания, методики обучения в начальной школе предполагает поиск путей и средств, позволяющих формировать у школьников способность самостоятельно овладевать знаниями, воспитывать у них потребность в постоянном самообразовании.
На уроках математики самостоятельные работы проводились с целью актуализации знаний учащихся (см. приложение 3).
Данная работа может носить воспроизводящий и реконструктивно-вариативный характер. Работы воспроизводящего характера в курсе математики – это многочисленные типовые примеры и задачи с полностью заданными условиями. В ходе выполнения этих работ ученики формулируют условия задач, определяют данные и искомое, а, затем, воспроизводя соответствующие знания, находят способ решения.
Работы такого вида учащиеся выполняют с подробной инструкцией. Например, с целью подготовки к изучению вычислительного приема вида 30 – 6 целесообразно предложить следующую систему заданий:
1. Замени числа суммой по образцу:
50 = 40 + 10
90 = 80 + 10
70 = +
20 = +
2. Заполни «окошки»:
60 + = 65
72 + 6 =
3. Реши удобным способом:
(50 + 10) – 6 (30 + 10) – 4
(80 + 10) – 7 (20 + 10) – 6
Данная работа должна быть проведена с целью определения уровня подготовленности учащихся к восприятию нового материала.
Работы реконструктивно-вариативного характера требуют от учащихся выполнения различных преобразований, обобщений, опираясь на ранее приобретенные знания и умения. Здесь учащиеся должны не только воспроизвести отдельные функциональные характеристики знаний, но и структуру этих знаний в целом. Тем самым знания углубляются, сфера их применения расширяется, они становятся более совершенными, а мышление учащихся достигает уровня продуктивной деятельности.
Представим систему подготовительных заданий на примере той же темы 30 – 6.
1. Распредели самостоятельно примеры в два столбика по какому-нибудь признаку, обоснуй свой ответ:
40 – 8
70 – 8
34 + 5
90 – 6
44 + 3
2. Среди данных примеров найди те, которые помогают решить примеры одного из столбиков, записанных в задании 1:
(20 + 10) – 6 (70 + 10) – 9
(30 + 10) – 8 (80 + 10) – 3
(50 + 10) – 1 (60 + 10) – 8
(40 + 10) – 2 (80 + 10) – 6
3. Состав каких чисел надо знать для решения данных примеров? Запиши их самостоятельно.
Самостоятельные работы с целью изучения новых знаний.
Введение нового материала может проводиться на различных уровнях познавательной активности учащихся. Работы воспроизводящего характера выполняются учащимися всецело на основе образца или подробной инструкции, в силу чего уровень познавательной активности и самостоятельности не выходит за рамки воспроизводящей деятельности.
Покажем это на примере изучения вычислительного примера вида 48 – 3, 48 – 30. На доске записаны примеры: 48 – 3, 48 – 30. Учитель объявляет тему и делает развернутую запись решения примера: 48 – 30 = (40 + 8) – 30 = (40 – 30) + 8 = 10 + 8 = 18. Далее говорит:
- Посмотрите, на доске
записано решение примера с
объяснением и памятка с
Памятка.
Надо …
… – это …
Получим пример …
Удобно …
Вычисляю …
Даю ответ …
Учитель дает время для обдумывания. После чего учащиеся объясняют способ решения примера. В конце учитель дает обобщение по ответам учащихся, т.е. звучит образцовый алгоритм решения примера. Аналогичная работа проводится при решении примера 48 – 3.
Работы реконструктивно-вариативного характера. Здесь учащиеся должны видеть и уметь применять опорные знания и умения.
Работы частично-поискового характера отличаются от предыдущих большей степенью самостоятельности учащихся. При таком виде работы целесообразно предлагать учащимся какой-нибудь вспомогательный материал (счетный материал).
Тестовые задания заслуживают внимательного изучения и применения их на практике в силу целого ряда преимуществ:
- оперативности проверки выполняемой работы;
- тестирования большого количества учащихся;
- возможности проверки усвоения теоретического материала;
объективности оценки результатов выполненной работы.
Организованные таким образом самостоятельные работы помогли вооружить учащихся достаточно прочными знаниями и умениями, активизировали деятельность детей и позволили уже предложить учащимся задачи творческого характера.
2.2. Организация
самостоятельных работ
Творческие самостоятельные работы являются главными в системе самостоятельной деятельности школьников. Эта деятельность позволяет учащимся получать принципиально новые для них знания, закрепляет навыки самостоятельного поиска знаний. Задачи такого типа – одно из самых эффективных средств формирования творческих личностей.
Благодатный детский возраст открыт и восприимчив к чудесам познания, к умению удивляться богатству и красоте окружающего мира.
Оптимальным условием, обеспечивающим интенсивное развитие творческих способностей школьников, выступает планомерное, целенаправленное предъявление их в системе, отвечающей следующим требованиям:
- познавательные задачи
должны строиться на
- задачи должны подбираться
с учетом рациональной
- система познавательных
задач должна вести к
В соответствии с особенностями,
целями применения различного рода задач
занятия включают в себя четыре последовательных
этапа:
Продемонстрированные учащимся в процессе выполнения самостоятельных работ результаты усвоения темы «Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова» позволили в процессе закрепления изученного, а также обобщения и систематизации знаний предложить уже учащимся 1 класса задания продуктивного характера, в которых на ряду с целью закрепления знаний, формирования умений и навыков, также на первом месте была цель развития творческих способностей детей, активизации их познавательной деятельности, формирования мотивации учения. Вот примеры таких заданий:
Карточка 1.
Кто это? Что это?
Здесь у нас бычок вздыхает
- лев
Этот полю помогает
- - лев - -
Эта овца в сапогах и с хлыстом
- - - - - - - ов - - ца
А этот вояка виляет хвостом
- во - - я – кА
(Ответы: хлев, полевод, дрессировщица, дворняжка).
Карточка 2.
Превращение слов.
Измените одну букву в словах. Подберите к каждому проверочное и запишите.
Лес – (лев), бог – (дог), сказка – (указка), ложка – (лодка), репка – (щепка), круг – (друг), хлеб – (хлев), клев – (клюв),шлюпка – (шляпка).
На уроках природоведения с целью активизации познавательной деятельности учащихся, развития их творческих способностей были использованы проблемные ситуации. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе являются учебные проблемы (проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос). Каждая учебная проблема подразумевает противоречие. Именно противоречие между познавательными и практическими задачами, которые выдвигаются самим ходом обучения, и наличным уровнем знаний, умений и навыков учащихся, уровнем их умственного развития служит движущей силой обучения.
Тема «Части растений».
Проблемные вопросы:
1. Почему низкорослую чернику называют кустарником, а высокий василек (цикорий) травой?
2. Если у кустарника
ежегодно срезать все
Информация о работе Самостоятельная работа учащихся начальных классов как метод обучения