Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2015 в 18:31, курсовая работа
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в начальных классах общеобразовательной школы.
Предмет исследования: возможности организации самостоятельной работы младших школьников в целях активизации учебного процесса.
Цель исследования: определить потенциальные возможности самостоятельной работы как метода активизации внутренних сил младшего школьника.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3 ГЛАВА 1. Теоретические основы организации самостоятельной работы в начальной школе……………………………………………………………..7
1.1. Сущность и роль самостоятельной работы в обучении младших школьников………………………………………………………………… ...7
1.2. Условия формирования самостоятельности учащихся в процессе обучения…………………………………………...........................................12
1.3. Уровни и виды самостоятельной деятельности на уроке………14
ГЛАВА 2. Организация самостоятельной работы в начальной школе.…………………………………………………………………….......20
2.1. Система самостоятельных работ по определенным темам начального курса школы……………………………………………............20
2.2. Организация самостоятельной работы творческого характера…………………………………………………………………......27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………34
3. Зачем нужно знать, из чего состоят растения?
4. Почему на лугу, где паслись козы, никогда не цвели цветы?
5. Можно ли сказать, что
люди, часами сидящие перед
Проблемные задания:
1. Сравни стебель и корень. Что у них общего и в чем различия?
2. Рассмотри клубень картофеля.
Найди части растений. Чем клубень
картофеля отличается от
3. Рассмотри на рисунках капусту и лук в разрезе. Найди сходство и различия.
4. Рассмотри проросшие семена пшеницы и проросший репчатый лук. Найди корень и листья. Почему листья зеленые, а корешки белые? Почему корешки растут вниз, а листочки вверх?
Проблемные задачи:
1. В корзине лежат редис и лук, яблоки и персик, смородина и малина. Верно ли, что это растения. А не овощи? Кто, кроме биологов, мог вырастить эти растения?
2. Плод и цветок хвастались
друг перед другом своими
Для развития творческой активности учащимся предлагаются кроссворды, загадки, ребусы, задания «Найди ошибку автора» и др. (см. приложение 2).
Проделанная нами работа по проведению системы самостоятельных работ по определенным темам курса начальной школы (см. приложение 3), результаты детских работ подтвердили важность и необходимость проведения самостоятельной работы различных видов, разного характера, но планомерно, целенаправленно и в системе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Обучение в школе строится на основе принципа тесной связи с жизнью, а вся учебно-воспитательная работа направлена на развитие познавательных способностей ребенка, на воспитание у детей самостоятельности, активности, инициативы. Отсюда следует, что должны быть созданы такие условия, при которых обеспечивалась бы возможность активной роли детей в процессе обучения, систематического упражнения детей в самостоятельном приобретении и применении ранее полученных знаний к решению разнообразных учебных и практических задач.
Учебные программы начальной школы предполагают такое совершенствование обучения, которое направлено на всемерное развитие самостоятельности учащихся, активное усвоение знаний. Умственная деятельность учащихся должна быть связана с их практической деятельностью; только в этом случае школьники будут усваивать знания, понимая их значимость.
В практике работы школы широко используются разнообразные формы самостоятельной деятельности учащихся на уроке. Однако, как показывают наблюдения за практикой организации самостоятельной работы и анализ результатов выполнения учениками большого числа таких работ, в учебном процессе есть существенные недостатки в организации самостоятельной работы школьников:
- нет системы в организации работ, они случайны и по содержанию и по количеству, и по форме;
- уровень предлагаемой самостоятельности не соответствует учебным возможностям ученика; слабо выражен индивидуальный подход в подборе заданий;
- самостоятельные работы однообразны, их продолжительность не оптимальна для данного класса.
Самостоятельная работа развивает у детей познавательные способности: наблюдательность, пытливость, логическое мышление, память, воображение, творческую активность.
Особенность самостоятельной работы заключается в том, что, ставя перед учеником какую-либо задачу, учитель оставляет его наедине с поставленной задачей.
Самостоятельная работа предполагает непременное соединение самостоятельной мысли учащихся с самостоятельном выполнением ими умственных действий. Поэтому самостоятельная работа должна быть организована как выполнение определенных заданий, над которыми учащиеся работают без непосредственного участия учителя: они читают, осмысливают, выполняют работу.
В процессе осуществленного нами научного теоретического и экспериментального исследования по теме «Место и роль самостоятельной работы учащихся в начальной школе в процессе обучения» мы пришли к следующим выводам:
1. Самостоятельная работа
применяется на разных этапах
урока, причем от учителя требуется
максимальная продуманность
а) возрастных и индивидуальных возможностей учащихся;
б) специфики материала, подлежащего усвоению;
в) уровня знаний и умений, на которые будут опираться учащиеся при самостоятельной деятельности;
г) характера вопросов, заданий, иллюстративно-наглядного материала, а также приемов выполнения работы;
д) объема знаний и уровня навыков самостоятельной работы, которыми учащиеся владеют.
2. Самостоятельная работа
на уроке должна предполагать
такую самостоятельную
3. Самостоятельная работа
в начальных классах лишь в
том случае активизирует
Соблюдение условий, необходимых для организации и проведения самостоятельной работы учащихся на всех этапах обучения, в значительной мере будет содействовать обеспечению учащихся твердыми знаниями, развитию их творческой инициативы и умения учиться самостоятельно.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Педагогика / Под ред. Пидкасистого П.И. - М.: Рос. пед. агентство, 1995.
2. Начальная школа / Под ред. Р.Д. Карпенко. – М.: Просвещение, 1970.
3. Микельсон, Р.М. О самостоятельной работе учащихся в процессе обучения / Р.М. Микельсон – М.: Учпедгиз, 1940.
4. Кириллова, Г.Д. О воспитании у школьников самостоятельности / Г.Д. Кириллова // Советская педагогика. – 1957. - № 7. – С. 5.
5. Буряк, В.К. Самостоятельная работа учащихся / В.К. Буряк - М.: Просвещение, 1984.
6. Голант, Е.Я. О развитии самостоятельности и творческой активности учащихся в процессе обучения / Е.Я. Голант – Казань: Знание, 1969.
7. Голант, Е.Я. Значение самостоятельной работы школьников / Е. Я. Голант // Советская педагогика. – 1962. - № 8-9. – С. 15–17.
8. Лернер, И.Я. Дидактическая система методов обучения / И.Я. Лернер – М.: Знание, 1976.
9. Срода, Р.Б. Воспитание активности и самостоятельности учащихся в учении / Р.Б. Срода – М.: Просвещение, 1956.
10. Вергелес, Г.И. Дидактические основы формирования учебной деятельности младших школьников / Г.И. Вергелес. – М.: Просвещение, 1989.
11. Есипов, Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках / Б.П. Есипов. – М.: Просвещение, 1961.
12. Лекаркина, Ю.А. О возможности использования самостоятельной работы учащихся по математике / Ю.А. Лекаркина // Начальная школа. – 1999. - № 3. – С. 74-76.
13. Кашин, М.П. О самостоятельной работе учащихся на уроке / М.П. Кашин // Советская педагогика. – 1957. - № 7. – С. 13.
14. Щукина, Г.И. Формирование познавательного интереса у учащихся в процессе обучения / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 1962.
Приложение А.
Пословица, которая зашифрована в виде головоломки. Каждой группе ребят раздается зашифрованная пословица в виде бумажной гармошки, на каждой из полос которой записаны несколько букв или слог. Если «играть» гармошкой, то можно будет прочитать пословицу.
Ма с гро рт зой
Ап с во рель дой
ма тра й с вой
Ответ: Март- с грозой, апрель- с водой, май- с травой.
В кроссворде зашифрована пословица. Но для того, чтобы прочитать ее, надо отгадать слова, из которых она состоит.
1. Назовите длиннохвостую мышеловку ( кошка).
2. Назовите один из предметов детских развлечений (игрушка).
3. Маленькая серая плутовка
(мышка).
4. Следы печали на лице (слезы).
РУК*ВИ**И
Едва повеяло зимой
Они всегда с тобой
Согреют две сестрички, зовут их.
Приложение В.
МАТЕМАТИКА
(2 КЛАСС)
ТЕМА: Сложение и вычитание в пределах 100.
Цели урока:
1.Для учителя: показать, чему научились дети, каков уровень их знаний, умений и вычислительных навыков в пределах 100.
Для учащихся: показать, как учащиеся научились применять полученные знания по данной теме.
2. Развивать познавательный
интерес к предмету, а через
него такие психические
3. Сплачивать детский коллектив, показать значимость каждого из учеников в единой работе класса.
Постановка целей и задач урока.
Учитель. Сегодня на уроке математики вас ожидают необычные приключения, потому что мы отправимся с вами в лес. Да и лес, ребята, в который мы попадём, тоже необычный - математический. Путешествуя по нему, вы покажете, как усвоили сложение и вычитание в пределах 100, как умеете решать задачи, правильно строить отрезки, логически мыслить. Поэтому я прошу вас, ребята, быть внимательными и активно мне помогать. А ваша помощь - это ваше участие в уроке.
Учитель. А кто мне подскажет, какое сегодня число? Открываем тетради, записываем ...
Классная работа. (Внимание на осанку).
Учитель. Вы знаете, ко мне в руки попало письмо, которое написал один сказочный герой. Как же его зовут? Это мы сейчас узнаем. Я вам буду называть числовые выражения, а вы мне будете называть значения этих выражений. Правильно вычислив эти значения, мы сможем открыть букву имени сказочного героя.
А оценивать ваши ответы мне помогут телепузики.
(Можно сделать из бумаги).
Если ответ правильный, то телепузик со сверкающейся звездочкой.
Если вы ошиблись, но сами исправились, то телепузик думающий.
Но если ответ неправильный, то телепузик в очках. Но я надеюсь, что этого не случится.
Итак, отгадываем имя сказочного героя
Ответ: ЛЕСОВИЧОК
15 16 21 24 28 30 8 50 60
Вопросы:
1. Чему равна сумма чисел 20 и 40?
2. Чему равна разность чисел 54 и 4?
3. Подумайте, какое число на 2 меньше, чем 40?
4. Какое число на 3 больше, чем 12?
5. Увеличьте число 7 на 9.
6. Уменьшите число 51 на 30.
7. 12 плюс 12.
8. 19 плюс 9
9. 68 минус 38.
Учитель. Лесовичок пригласил нас в гости и в своём письме передал нам карту, как его найти, но прежде на почту карту принёс неуклюжий медвежонок, и она разорвалась на части. Нам предстоит её правильно сложить, а для этого нужно будет правильно решить примеры, которые вы запишете в столбик.
54+23= ; 65-45= ; 14+55= ; 81+17= ; 76-64= ; 46-32= .
Учитель. Карта перед нами. Итак, отправимся в путь. Давайте потихоньку встанем. Внимательно смотрите на меня и повторяйте движения (звучит музыка)
Здравствуй, лес, необычный лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи,
Ты же видишь, мы свои.
Учитель. Начинаем наш путь по тропинкам. 3 ряда-3 математические тропинки.
По цепочке каждый
ряд начинает движение по
10+20-5-20+0;
15-5+60-3-62;
10+20-5-20+0.
Учитель. Мы получили один ответ, значит, мы пришли в единую точку на карте, которая обозначает дорогу, ведущую к Лесовичку. А по дороге мы вышли с вами на поляну, где растет дикая яблонька. Ребята, посмотрите, а рядом с яблонькой ёжик, которому так хочется спелых яблочек, только ёжик не может их достать. А мы ему поможем.
Иди (имя ребёнка), сорви яблочко. А яблочко не простое, математическое, и к ёжику оно попадёт, если (имя ребёнка) правильно решит нам пример в столбик на доске, а вы, ребята, - в тетради. (Яблочки можно сделать из бумаги и раскрасить.
Учитель. Ёжику помогли, пойдем дальше.
А кто это у нас на пути? Сейчас посмотрим. Повторяйте мои движения, внимательно следя за ними. (Пальчиковая гимнастика.}
На изогнутый сучок
Сломанной осинки
Опустился паучок
С крестиком на спинке.
Свил уютный гамачок,
Сам в сторонку - и молчок.
1-2-я строка: Левую руку, согнутую в локте, ставим перед собой.
3-я строка: Выполняем
перебирающие движения
4-я строка: Чертим указательным пальчиком левой руки крестик на внешней стороне правой руки.
5-я строка: Левой ладошкой изобразим гамачок.
6-я строка: Правую руку отводим за спину. Указательный палец левой руки прижимаем к губам.
Идем по дорожке
дальше. Ребята, посмотрите, а вот
белочка с бельчатами, которые
собирают в корзину грибы. Белочка
собрала 25 грибов, а бельчата 15. Из
всех собранных грибов 3 оказались
несъедобными. А сколько же съедобных
грибов оказалось в корзине? Да
у нас же целая задача
1. Посмотрите внимательно на левую часть доски, на условие одной из задач. Составьте по этому условию задачу:
* Белка собрала 25 грибов, бельчата 15. Сколько всего грибов собрала белка с бельчатами?
2. А теперь обратимся к правой стороне доски. Составьте задачу по этому условию:
* Белка собрала 25 грибов, бельчата 15. Из всех собранных грибов 3 оказались несъедобными. Сколько съедобных грибов в корзине?
Информация о работе Самостоятельная работа учащихся начальных классов как метод обучения